Краеведение как фактор развития творческих способностей учащихся

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МГУПС(МИИТ)Гимназия


Краеведение как фактор развития творческих способностей учащихся



Из опыта работы

Дьячковой Елены Николаевны

учителя истории и обществознания

МГУПС(МИИТ)Гимназия

Г.Москва










Содержание


  1. Описание опыта………………………………………………………3-14

  2. Приложения

  1. Семинар для учителей «Формирование информационной компетентности школьников через вовлечение их в краеведческие исследования на уроках истории и во внеурочное время»

  2. Экскурсия «От обелиска к обелиску»

  3. Краеведческая викторина

  4. Занятие «Введение в исследовательскую деятельность»

  5. Экскурсии о Камышине и выдающихся людях города



















Организация поисково-исследовательской работы учащихся на уроках истории и во внеурочной деятельности .

Программа модернизации образования ставит перед нами задачи обучения и воспитания личности, в которой нуждается современное общество. Это люди, которые умеют самостоятельно мыслить, могут организовать и спланировать свою деятельность, анализировать ситуацию и адаптироваться в новых условиях.

Участие в поисково- краеведческой работе - это один из видов деятельности, где идёт целенаправленная, планомерная работа по развитию умений учащихся организовывать исследовательскую деятельность, получать новые знания при работе с документами, другими источниками информации, делать выводы. Задача педагога - организовать индивидуальное сопровождение ребёнка, выявить и устранить препятствия, мешающие успешному самостоятельному продвижению в работе, совместно выстроить план, что позволяет говорить о тьюторском подходе в образовательном процессе. Ученик включается в процесс сотрудничества и взаимодействия со своим педагогом.

Одной из основных задач образования является развитие учащихся с учетом их индивидуальности, переход от информационно - репродуктивного обучения к активному, творческому, культурно-компетентностному.

Данную задачу я начинаю решать с пропедевтического модуля «Введение в историю». Этому способствуют темы творческих заданий: [Введение в историю. Тетрадь творческих заданий. Е.В.Саплина, А.И.Саплин, Дрофа,2008г.]

  • Моя родословная. Попробуйте составить генеалогическую таблицу своей семьи. Для этого надо вписать ФИО родителей, бабушек, дедушек. Это занятие дает не только изначальное представление о роли семьи в жизни общества, но и формирует культуру отношений семьи.

  • Я и моё имя. Ребята знакомятся с происхождением имен и фамилий, узнают о прозвищах людей, встречающихся в учебниках истории.

  • Название моего города. Как появилось название нашего города на карте? Когда и кем основан наш город? Как называются главные улицы нашего города? Почему? На этом уроке в 5 классе провожу игру «Улицы города Камышина». Ребята выполняют опережающее задание: Найдите сведения о людях, в честь которых были названы улицы нашего города.

  • История в архитектурных памятниках. Знакомимся с архитектурными сооружениями разных времен, а также с достопримечательностью нашего города - зданием городского музея.

  • История в символах и знаках. Ребята сочиняют рассказы и стихотворения о Родине и родных местах.

Организуя и проводя эту кропотливую работу, вижу, что детям необходимо почувствовать себя маленькими исследователями. В ходе этой работы примечаю для себя тех, кто способен к творческой деятельности, как родители относятся к интересу детей, помогают ли им, так как в дальнейшем это очень важно.

Чтобы закрепить интерес к краеведению, ходим в походы по родному краю, посещаем памятные места священной волгоградской земли. Особенно популярны экскурсии:

  • многотемная: памятники истории и культуры, здания и сооружения, природные объекты (в т.ч., явления природы), места знаменательных событий и сами события, города, предприятия и т.д.

  • однотемная: историческая (краеведческая, археологическая, этнографическая, военно-историческая и т.д.), природоведческая, искусствоведческая (театральная, музейная, художественная, архитектурная и т.д.), литературная (биографическая, историко-литературная и т.д.), научная, техническая и т.д.

  • хронологическая (например, экскурсия, посвященная жизни и деятельности выдающегося человека);

  • тематическая (экскурсии, связанные с раскрытием определенной темы по предмету или области знаний);

  • тематико-хронологическая (экскурсия, где хронология возможна при раскрытии отдельного объекта маршрута)

Для того, чтобы ребенок захотел участвовать в научно - исследовательской работе, у него необходимо «разбудить» желание, сформировать исследовательскую мотивацию, т.е. ребенок должен захотеть понимать информацию и сообщать ее другим. Поскольку человек - существо социальное, он должен еще в школе учиться говорить обдуманно, целенаправленно, решать проблемы, получать и передавать информацию, работать с источниками, выступать с докладами, уметь слушать себя и других.

В этом смысле нам, жителям Волгоградской области, повезло. Традиции патриотического воспитания на волгоградской земле не прерывались никогда. Военно-историческое наследие земли сталинградской всегда было основой для формирования у молодежи ценностей любви к Родине. В изменившихся социально-исторических условиях мы не бросаемся в крайности, а строим свою деятельность по данному направлению, обновляя формы, сохраняем суть. Наполнились новым содержанием традиционные формы работы по изучению истории родного края (разработка семинара для учителей прилагается).

Настоящее время можно говорить о сложившейся системе краеведческой работы в школах нашего города и области. В нее вошли краеведческий компонент «История моего края» в 9 классе, краеведческий компонент на уроках истории и обществознания, краеведческий компонент во внеклассной работе. Кроме этого в 7 классах ребята факультативно изучают курс «Люби и знай свой край», соавтором программы которого я являюсь.

Главная задача курса «Люби и знай свой край» - развитие у семиклассников интереса к истории родного города, своей малой родине как части огромной России. Содержание изучаемого материала предполагает, прежде всего, самостоятельную, творческо-поисковую, исследовательскую деятельность учащихся. Краеведение - важное средство приобщения детей к региональному культурному наследию. Это не только познание края, способ сохранения исторического опыта, а и средство развития интереса у детей и взрослых к культурному наследию малой родины, приближение к тем корням, которые станут основой воспитания у ребенка чувства гордости и уважения к родному краю. Краеведение становится средством и для раскрытия творческих способностей детей, предметом их художественной, поисковой, исследовательской деятельности.

В ходе экспериментальной деятельности нами выделено несколько форм краеведческой работы: собирательская (сбор предметов народного быта, документов, фотографий), поисково - исследовательская, оформительская. В курсе использую такие формы занятий как экскурсии по улицам города, к краеведческим объектам, викторины, заочные путешествия. Результатом экскурсий к памятным местам города Камышина, работы в группах с целью выяснения, какие памятники есть в нашем городе, какие события стоят за ними, ребята получили задание подготовить макет памятника или панораму. Экскурсоводы выступили с сообщениями, каждая группа защитила свой проект памятника. Результатом работы ребят явилась виртуальная экскурсия «От обелиска к обелиску» [разработка экскурсии «От обелиска к обелиску» прилагается]

Ежегодно 2 февраля мы с ребятами проводим краеведческую викторину [разработка «Краеведческая викторина» прилагается] и оформляем выставку «Реликвии, опаленные войной»

Ребята пишут воспоминания своих родных и знакомых о событиях Великой Отечественной войны, трудном послевоенном детстве. На таких жизненных примерах воспитывается патриотизм.

К реализации программы по краеведению мы привлекаем помощников: сотрудников Камышинского историко-краеведческого музея, работников библиотек, членов совета ветеранов.

Невозможно воспитать интерес к истории родного края исключительно теорией, накоплением знаний без эмоционального заражения ребенка со стороны близких и авторитетных для него людей. В рамках факультативных занятий мы ежегодно запускаем проект «От истории школы к истории страны». Результатом этой деятельности является интервью и воспоминания людей старшего поколения о годах их учебы в школе.

Курс «История моего края» был введен как элективный в 2007 году. Он знакомит учащихся с археологией историей заселения и развития нашего региона, жизнью людей, культурой. Изучение краеведения в 9 классе продолжает формировать у учащихся непосредственную причастность к истории, желание узнать свои корни, сохранить и развивать связь поколений. Данный курс позволяет более глубоко изучить историю страны, непосредственно отражающуюся в истории родного края, так как в базовом курсе истории это дисциплина представлена не достаточно полно. Особое внимание уделяю темам «Россия и Дмитриевск в эпоху Петра I», «Крестьянская война под предводительством Пугачева», «Наш город в годы Великой Отечественной войны». Все девятиклассники выполняют творческую работу «Мои родственники в годы Великой Отечественной войны». Из этих работ выбираем достойные и делаем следующий шаг: проводим акцию «Живое слово ветерана». В настоящее время в 9 классах мы запустили проект «Фронтовые письма»

Занятия устной историей, то есть создание учащимися документов в результате бесед, опроса, интервьюирования и анкетирования непосредственных участников и очевидцев исторических событий очень увлекательно. Поскольку наиболее приемлемыми и эффективными методами сбора исторической информации являются опросы двух видов:

-анкетирование (письменная форма общения с респондентом)

-интервьюирование (устная форма),

то мы с ребятами готовим вопросники, которые станут программой, сценарием общения школьников с очевидцами событий [анкеты прилагаются]. Особенность полученной информации состоит в том, что она двойственна: фактологическая и оценочная. Пусть в отношении фактологической достоверности устных источников между историками идет спор, так как устные рассказы отражают историческую реальность лишь в том виде, как она преломилась в сознании очевидцев событий, но интерес для краеведов представляют не сами факты, а их оценки, представления о них.

Методические рекомендации проведения опроса, интервьюирования и анкетирования доступно описаны в статье Т.К. Щегловой «Устная история и краеведческая работа» (ПИШ №5,1998), на ее рекомендации мы опираемся, составляя тексты анкет. Любое интервью - это сложное социально - психологическое общение. Методическая подготовка учащихся занимает много времени, но это оправдано. Ведь не продуманный до конца вопрос, неудачное слово, жест, взгляд могут причинить боль опрашиваемым, вызвать у них отрицательные эмоции. Метод сопровождения помогает ребенку не только хорошо защитить исследование, уметь владеть аудиторией, быть эмоциональным, грамотно говорить - безусловно, это важно для участия в конкурсах, олимпиадах. Еще ребенок учится ценить время, свое и чужое, быть обязательным, считаться с чужим мнением, уметь идти на компромисс и действовать самостоятельно. Самостоятельно - не значит стихийно и бесконтрольно. Педагог осуществляет тщательно спланированное и организованное сопровождение. Учит искать эффективные ходы, задавать грамотные вопросы, а главное, осмысливать полученный опыт, его успешность или ограниченность, уязвимость. Очевидно, что такая деятельность не может разворачиваться в массовом порядке в пространстве урока. Следует поощрять каждую самостоятельную мысль, каждый новый прием решения, отход от принятых методов, стандартных точек зрения. Понятно, что далеко не все учащиеся способны проявить самостоятельность мысли, но поощрять эту способность необходимо (разработка занятия «Введение в исследовательскую деятельность» прилагается). В тоже время важно воспитывать у учащихся привычку к терпеливому, упорному, дисциплинированному поиску способа решения творческой задачи, желание и стремление преодолевать трудности на этом пути.

История России как никакой другой предмет содержит больше возможности для патриотического и гражданского воспитания школьников. История страны складывается из истории отдельных регионов, поэтому привлечение краеведческого материала на уроках истории необходимо и педагогически оправдано. В 6 классе изучаем темы по истории края:

  • Родной край в глубокой древности VII - ХII вв.;

  • Татаро-монголы в нашем крае ХII -ХVвв.;

  • Край в составе русского ценрализованного государства.

В 7 классе:

  • Поволжье в ХVII в. (Развитие хозяйства, быт и культура края .Народы Поволжья в ХVII в.: традиции и новые веяния)

  • Наш край в первой половине ХVIII в.(Степа Разин и наш край)

  • Наш край во второй половине ХVIII в. (Родной край во второй половине ХVIII в.)

В 8 классе, опираясь на краеведческий материал, изучаем темы:

  • Отечественная война 1812 года

  • Общественное движение во второй половине ХIХ века.

В 11 классе с опорой на историю родного края изучаем темы:

  • Столыпинская аграрная реформа

  • Коллективизация и раскулачивание

  • Национальная политика в годы Великой Отечественной войны.

При изучении темы «Великая Отечественная война Советского Союза» ребята делают сообщения о наших земляках, которые участвовали во всех сражениях. В настоящее время в классах запущен проект «Фронтовые письма». Такие проекты дают возможность учащимся связать и соотнести общие представления, полученные в ходе урока, с реальной жизнью, в которую вовлечены они сами, их друзья, семьи с общественной жизнью, с социальными и политическими событиями, происходящими в масштабах города и страны в целом.

Для учащихся 6-11 классов организована работа кружка «Историческое краеведение», где ведется проектная и исследовательская деятельность. Можно ли дать ребенку задание написать доклад, не разбудив в нем желание, делать это? Можно ли выступить перед аудиторией, не развив у ученика умение, работать в группе? Нельзя. Для того, чтобы этому научить и направлена познавательно - просветительская работа среди членов кружка. Здесь метод сопровождения понимается в буквальном смысле слова. Основные направления деятельности кружка состоят в подготовке к мероприятиям краеведческой направленности разных уровней. Членами кружка «Историческое краеведение» были разработаны темы «Детство, опаленное войной» (Безверхова Наталья, 2008) , «Во мне живет блокадный Ленинград» (Лютая Татьяна, 2008), «Исследователь веков минувших» (Дубаков Алексей,2008), «Судьба семьи в судьбе страны» (Вельдина Александра, 2009), «Наши земляки в Отечественной войне 1812 года» (Безверхова Наталья, 2010) и другие.

Ребята занимают призовые места на олимпиадах разного уровня. Так учащейся МОУ СОШ №5 Дьячковой Ксенией была проделана большая работа по изучению тем «Детские годы А.П.Маресьева», «Мои земляки». В городском конкурсе творческих работ, посвященном 90-летию со дня рождения А.П.Маресьева, ее работа заняла I место (2006). Творческий отчет «Малая родина большого героя был высоко отмечен комиссией на городской конференции «Творческая молодежь современной России: через милосердие к толерантности» (2006). Ею была проинтервьюирована участница I Всесоюзного слета пионеров в Москве, ветеран народного образования, заслуженный учитель школы РСФСР Филатова Александра Ивановна. Данное интервью вошло в книгу Камышинских краеведов Алексея Иванова, Вячеслава Шамаева, Владимира Шантарина «Возвращение» (г. Камышин 2007; стр 44-47)

В октябре 2008 года Дьячкова Ксения была делегирована на Всероссийскую олимпиаду по школьному краеведению. С защитой своей работы «Разведчик Запорожцев. История одного фотоснимка» она выступала в Российском комитете ветеранов войны , заняла первое место в секции «Военная история», кроме того была награждена нагрудным знаком и дипломом Российского комитета ветеранов войны и военной службы «Подвигов героев- будь достоин».

Ученики собирают материал по нескольким направлениям. Приоритетным является направление «История школы в истории страны». Ребятами собраны редкие фотографии, письма выпускников школы №5, среди которых были Герои Советского Союза Сергей Давыдов, Герман Липкин, Алексей Маресьев . Ребята встречаются с ветеранами Великой Отечественной войны. Частыми гостями на классных часах являются член Городского совета ветеранов Шатарин Владимир Сергеевич, председатель общественной организации «Дети военного Сталинграда» Хлынина Людмила Павловна, председатель общественной организации «Защитники и жители блокадного Ленинграда» Фокина Нина Павловна. Материалы этих встреч становятся темами исследовательских работ. Так, работа Демкиной Анастасии «Рядовой Великой Отечественной» о Пономареве Юрии Федоровиче была высоко оценена на конкурсе «Мемориал»(2008). Собранный в ходе встреч материал в дни памятных дат использует для организации в школе выставок по темам «Реликвии, опаленные войной», «Истории одного фотоснимка», «Никто не забыт, ничто не забыто». Членами кружка в рамках городского конкурса экскурсоводов недели «Музей и дети» разработаны интересные экскурсии, которые используются педагогами школы при проведении классных часов (разработки экскурсий прилагаются).

Таким образом, источниками изучения истории родного края для учащихся на уроках и во внеурочное время становятся воспоминания родных и соседей домашние архивы, материалы школьных краеведческих изысканий, краеведческая литература, периодическая печать. Формы творческих работ учащихся различны: описание родословной, сочинения, стихи о родном городе, исследовательские работы.

Исследовательская деятельность позволяет ребятам саморазвиваться. Подготовка учащихся к конкурсам и олимпиадам «Музей и дети», «Отечество», «Мемориал» стимулирует развитие коммуникативной компетенции, проявляющейся в умении выступать на публики вести дискуссии, работать в группе, а также выявить главные аспекты для подготовки презентации.

Члены кружка «Историческое краеведение» неоднократно занимали призовые места на конкурсах и исследовательских краеведческих работ учащихся разных уровней, что доказывает эффективность работы по данному направлению.




Приложение 1

Семинар «Формирование информационной компетентности школьников через вовлечение их в краеведческие исследования на уроках истории и во внеурочное время».

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Начнем наш методический семинар. Сейчас я попрошу Вас очень быстро заполнить лист, лежащий перед Вами. Как вы думаете, для чего мы это делаем? (Опрос 2-3 человек).

Краеведение как фактор развития творческих способностей учащихся.

Краеведение как фактор развития творческих способностей учащихся.

В ходе заполнения этого листа каждый из Вас представил важную и ценную информацию. Это мини-краеведческое исследование, модерация - прием, который позволяет определить:

  • личность ребенка

  • круг общения

  • круг интересов

Итак, начиная с 5 класса, я получаю исходный материал, выявляю интересы ребенка.

Насколько эта информация важны?

«Кто владеет информацией, тот владеет миром».

Тема нашего семинара - формирование информационной компетентности школьников через вовлечение их в краеведческие исследования на уроках истории и во внеурочное время.

Приобщение учащихся к поисково-краеведческой работе - это не дань моде, а один из способов активизации саморазвития ребенка, его самореализации, самоутверждения.

Одной из основных задач образования является развитие учащихся с учетом их индивидуальности, переход от информационно-репродуктивного обучения к активному, творческому.

Данную задачу начинаем решать с помощью пропедевтического модуля «Введение в историю».

Этому способствуют темы творческих заданий:

  • моя родословная

  • я и мое имя

  • история на карте

  • название моего города

Для выявления уровня осмысления детьми темы, использую ряд приемов, позволяющих сформировать исследовательскую мотивацию. Один из приемов мы отработаем.

Итак, тема «Краеведение»

ТЕРМИН

«ПЛЮСЫ»

«МИНУСЫ»

рюкзак



палатка



ветераны












Таким образом, дети уходят в суть термина, пропускают его через себя.

Но! Ребенок должен не только понимать информацию, а и захотеть сообщать ее другим. Это должно быть взаимообщение. Настоящей находкой является акция «Живое слово ветерана», которую мы проводим ежегодно. Это интервьюирование, анкетирование, воспоминания очевидцев - источники разные, но их объединяет то, что они требуют осторожного отношения к фактам, проведение сравнительно-исторического анализа с другими видами источников.

Отображенный фактический материал классифицируем, анализируем. На этом этапе обращаемся в библиотеки, используем интернет-ресурсы. Если опубликованных материалов недостаточно, обращаемся в Камышинский историко-краеведческий музей, Музей истории народного образования или другие, в зависимости от профиля. При необходимости обращаемся в городской архив.

Методическая подготовка учащихся занимает много времени, но это оправданно. Метод сопровождения помогает ребенку защитить исследование, быть эмоциональным, грамотным.

Еще ребенок учится ценить время, считаться с чужим мнением, действовать самостоятельно. Самостоятельно - это не значит стихийно и бесконтрольно. Педагог осуществляет тщательно спланированное и организованное сопровождение:

  • учит искать эффективные ходы

  • задавать грамотные вопросы

  • осмысливать полученный ответ

В ходе формирования информационной компетентности при проведении краеведческих исследований более высокого уровня увеличивается и количество организаций и учреждений, с кем ведется сотрудничество, оно в основном обоюдное.

Следует отметить, что на областных и Всероссийских конкурсах ребята справляются с очень трудными заданиями, используют свой общекультурный запас.

После окончания работы ребята говорят об интеллектуальной ауре, о новых знаниях, друзьях, о том, что увидели себя в новом свете. Я вижу в этом самый главный итог нашей работы по изучению истории края.

Очевидно, что такая деятельность не может разворачиваться в массовом порядке в пространстве урока.

Для того, чтобы сформировать информационную компетентность учащихся, необходимо организовать грамотное сопровождение в использовании Интернет-ресурсов. Это особенно важно для тех детей, кто интересуется компьютерами.

Для них я рекомендую сайты для подготовки к Единой государственной аттестации, по генеалогии.

Приложение 2

Виртуальная экскурсия.

Тема: От обелиска к обелиску.

ЦЕЛИ:

- сформировать представления о памятниках как исторических источниках, о памятных местах города Камышина;

- развивать исследовательские навыки школьников;

- воспитывать чувство уважения к памятным местам города, героическим традициям горожан.

ОФОРМЛЕНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ:

- мультимедийный проектор;

- магнитофон;

- песни о Родине:

- «Нам нужна одна Победа» Б. Окуджавы

- «День Победы», муз. Д. Тухманова, сл. В. Харитонова.

- карта города Камышина;

- фотографии

ПОДГОТОВКА:

  1. Создание инициативной группы;

  2. Посещение памятных мест;

  3. Подготовка информации по группам.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:

  1. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО.

- Ребята, что такое памятники?

- Для чего нужны памятники?

- Вам предлагалось разделиться на группы, посетить исторические места нашего города, выяснить, какие памятники есть в нашем городе, какие события стоят за ними?

- Итак, памятники - это скульптурные или архитектурные сооружения, которые воздвигаются, чтобы увековечить знаменательные события, сохранить в памяти потомков имена прославленных предков, их подвиги, деяния.

Памятники не безмолвны, они не только стоят на площади - они живут в нашем сознании, они борются и защищают, утверждают истину или зовут на её поиск. Это только кажется, что памятники стоят вечно. Да, камень, гранит, бронза долговечные материалы. Но, тем не менее, памятники стареют. Их разрушает не только время, но и человек. И только от нас зависит, насколько долгой будет жизнь памятников, и как долго будут жить в нашей памяти подвиги наших отцов и дедов.

У дорог обелиски...

Память сердца - в плену.

Все, кто честен, кто молод, прокляните войну!

Никогда не забудем

Павших в правой борьбе...

Люди, слышите люди,

Будьте верны себе!

В. Матюшечкина

2. ОБЗОРНОЕ ОПИСАНИЕ ПАМЯТНИКОВ ГОРОДА КАМЫШИНА. ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ПАМЯТНЫМ МЕСТАМ, СВЯЗАННЫМ С СОБЫТИЯМИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ.

Ребята получили задание подготовить макет памятника или панораму. На доске карта города Камышина, где группы по очереди прикрепляют символ памятника (значок, флажок) и проводит виртуальную экскурсию. Эксурсовод выступает с сообщением.

Выступает первая группа.

Краеведение как фактор развития творческих способностей учащихся.

Памятный знак комсомольцам-добровольцам. Шестнадцать с половиной тысяч жителей нашего города и района были призваны в Красную Армию. Многие из них добровольцами ушли на фронт. 17 ноября 1942 года у нас в Камышине, в городском парке культуры и отдыха, состоялся митинг комсомольцев- добровольцев, уходивших защищать свою Родину. Здесь были не только камышане. Прибыли добровольцы из Камышинского, Николаевского, Руднянского, Ольховского, Балыклейского, Еланского и других районов Сталинградской области. Это были школьники, молодые рабочие и колхозники. Они выстроились в центральной части парка, перед эстрадой. Там они поклялись бить врага, мстить ему за Сталинград, за страдания людей. Клятву подписали свыше 2 тысяч комсомольцев. Городской парк, где прозвучали слова клятвы в ту суровую осень, сейчас называется парком имени Комсомольцев-добровольцев.

22 сентября 1974 года на месте, где давали клятву, был воздвигнут памятник комсомольцам- добровольцам. Средства на его сооружение были собраны комсомольцами города, которые работали по субботам и воскресеньям. Подножие памятника - усеченные пирамиды, поставленные на подставку, придают ему идейную возвышенность, приподнятость. Сам момент клятвы изображен на лицевой стороне памятника. Два столба символизируют два поколения сороковых и семидесятых годов. Другая сторона посвящена нашим соотечественникам. Изображена комсомолка, она как бы вспоминает, чтит память комсомольцев- добровольцев, погибших в годы Великой Отечественной войны.

Вокруг памятника проходит лавровая ветвь- гирлянда славы - символ вечной памяти героям. Памятник выполнен студентами Волгоградского строительного института.

Осенний парк. Задумчиво и строго

Стоят деревья в отблесках дождя.

Когда-то здесь, как на родном пороге,

Давали клятву верности друзья.

Была та осень в трудную годину,

Шли тучи с черной свастикой врага,

Был Сталинград как будто к Волге сдвинут,

И сузились у Волги берега.

А в парке клятва верности звучала,

Слова свинцово падали в тиши...

Страна на подвиг юных провожала,

И добровольцы по аллеям шли.

Уверен шаг. Посуровели лица.

Аллея в бой ведет, в огонь атак,

Чтоб к милой Волге враг не смог пробиться,

Чтоб над рейхстагом вспыхнул алый флаг.

Осенний парк. Задумчиво и строго

Стоят деревья в отблесках дождя.

И вот опять, как на родном пороге,

Встречаются военных лет друзья.

Они идут по парковым аллеям...

Не все пришли, не отдала война.

Но то, что мать им родина велела,

Они в боях все сделали сполна.

Анатолий Мурашов.

Выступает вторая группа.



Краеведение как фактор развития творческих способностей учащихся.


Мемориальное воинское кладбище.

Здесь похоронены бойцы, которые умерли в Камышинских госпиталях в годы Великой Отечественной войны. Две братские могилы, в которых похоронены около 1500 воинов, которые умерли в Камышинских госпиталях в годы Великой Отечественной войны, также могилы ветеранов Великой Отечественной войны, офицеров. Первые надмогильные сооружения были установлены в 1949 году и представляли собой скульптурную группу. К 30-летию Победы был создан мемориальный комплекс. Авторы проекта инженеры-преподаватели КВВСКУ полковник А.И. Смирнов и полковник B.C. Лицуков. Строительные работы вели организации треста «Камышин промжилстрой». На братском холме площадь-эспланада, вымощенная бетонными плитами. В центре два широких надгробия, обложенные плитами из белого мрамора. Сверху закреплены чугунные звезды и лавровые ветви. На холм ведет широкая мозаичная лестница с вазами для цветов. С другой стороны за надгробиями стела: на ней два приспущенных знамени с мемориальными досками, на которых высечены имена 1100 воинов, умерших от ран в госпиталях. В центре скульптурная группа: воин и женщина-труженица, олицетворяющие связь фронта и тыла. Слева могильные плиты на могилах камышан, много сделавших для установления советской власти в городе, в годы Великой Отечественной войны, умерших в послевоенные годы. Здесь же могилы Героев Советского Союза: М.Л. Воинова, B.C. Новикова, К.В. Свиридова, В.А. Федоркова.Выступает третья группа.

Памятный знак стеклотаровцам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Фронт до Камышина так и не дошел. Но война опалила и наш город.5 мая 1975 года у проходной стеклотарного завода был открыт монумент в память воинам-стеклотаровцам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. - А разве тут фронт проходил?- спросите вы.

Первый отряд мобилизованных завод провожал на фронт на второй день войны. Около двухсот стекловаров, токарей, слесарей, механиков, инженеров, людей разных специальностей - отправлялись на защиту Отечества...

Потом такие проводы стали частыми. Только отряды каждый раз были все меньше и меньше. А цехи обезлюдели. Из мужчин- специалистов оставались только те, без кого завод не мог работать. Они приравнивались к мобилизованным и были на брони.

На место ушедших, на завод пришли женщины-домохозяйки, школьники-подростки, у которых не было ни знаний, ни сноровки. Но и их не хватало.

Работали по полторы-две смены, и осваивали профессии. Но завод продолжал выпуск банок. Уже в июле Камышинский стеклотарный остался единственным действующим предприятием в отрасли. Однако и он испытывал серьёзные осложнения.

Донбасс прекратил поставку каменного угля и соды. С огромными трудностями завод перевели на отопление нефтью. Из-за нехватки сырья пришлось остановить одну из пяти технологических линий.

Один за другим на завод поступают заказы фронта. Для госпиталей требуется дистиллированная вода, для ремонта самолетов - кислород. Выполнение заказов не терпит отлагательства. И стеклотаровцы организуют их производство. Потом по требованию Военного совета Южного фронта разворачивают выпуск бутылок с горючей смесью для метания из специальных мортир, окопных печей, создают авиаремонтные мастерские, участки по выпуску запасных частей для автомашин и тракторов...

В музее завода сохранилось письмо Военного совета Южного фронта Сталинградскому обкому партии от 10 декабря 1941 года. В нем говорится: «... Прошу обязать Камышинский стеклотарный завод изготовить 30 тысяч калиброванных бутылок, а завод Сталинграда - заполнить их горючей смесью». Предприятия консервной промышленности постоянно наседали: дайте тару!

Двадцать шестого августа фашистские самолеты совершили налет на завод. Одна из сброшенных бомб угодила в барак, где жили семьи рабочих, эвакуированных с Рославльского стекольного завода. Два человека были убиты и несколько ранены.

А четыре дня спустя фашистская авиация ударами бомб подожгла нефтебазу. Огромные резервуары с горючим горели всеохватным пламенем. Горящая нефть широкой лавиной стекала в Волгу и текла по реке. Над рекой много дней висела черная дымовая туча. Попытки пожарных города погасить пожар нефтебазы оказались безуспешными.

Прифронтовой Камышин лишился топлива. Завод был остановлен, из стекловаренной печи выпустили 300 тонн расплавленной стеклянной массы.

Для работников предприятия началась новая, крайне сложная полоса жизни. Радио каждый день приносило тревожные вести. Враг у стен Сталинграда. На улицах Города идут ожесточенные кровопролитные бои.

Фашисты упорно рвутся к Волге... День ото дня все сильнее сжимается огненная пружина обороны.

Здесь, в Камышине, был тыл, тыл прифронтовой полосы, где все было подчинено запросам и нуждам фронта. Через город день и ночь к переправам шли воинские части, боевое снаряжение, техника... И тысячи подвод беженцев.

К началу лета сорок третьего года, когда враг был отброшен от Волги на сотни километров и бои шли далеко за Доном, руководство завода предприняло меры, чтобы найти производство стеклобанок. Приближался новый сезон консервирования овощей. Предприятия консервной отрасли требовали тару.

Пуск машинно-ванного, составного и других цехов был намечен на 20 июня. Но случилось непредвиденное. В ночь на 18 июня вражеская авиация совершила массированный налет на завод. Враг, как видно, не хотел допустить, чтобы он производил столь на необходимую для консервировщиков продукцию, и обрушил на него массу фугасных и зажигательных бомб.

- В первую ночь - рассказывает Наталья Ефремовна Медведева, бывший главный бухгалтер,- от разрывов бомб загорелся склад готовой продукции, где хранилось воинское продовольствие. Одна из бомб угодила в машинно-ванный цех, пробыла перекрытия и упала рядом с ванной печью, ушла на несколько метров под землю, но, к счастью, не разорвалась. Это спасло рабочих цеха от беды.

На следующую ночь бомбежка возобновилась. По сигналу воздушной тревоги все работники укрылись в щелях на территории завода. Мы, конторские работники, тогда дежурили по ночам, тоже спрятались в укрытие. Фашистские стервятники то и дело пикировали над заводом, сбрасывая зажигательные и фугасные бомбы. Как только загорелся механический цех, шестнадцатилетний строгальщик Толя Клинов выскочил из щели и бросился

тушить пожар. Но в это мгновение рядом взлетел столб дыма и земли. Осколки бомбы сразили смельчака.

На восточной проходной погиб и охранник Сидоров, его засыпало землей... А в поселке при бомбежке были убиты конструктор Жуленева, её сестра и машинист Микляев.

Когда рассвело, мы увидели ужасную картину. На территории завода клубился густой черный дым. Догорали механический и керамический цехи, на месте насосной зияла огромная воронка. От прямого попадания бомбы развалилась труба второй недостроенной системы машинно-ванного цеха. Теплоэлектростанция и коммутаторная были выведены из строя, в здании конторы потолки обрушились, проемы окон пугали пустотой... Горько и больно было смотреть на все это.

Кое-как оправившись от ран, нанесенных войной, в сентябре 1943 года стеклотарный завод снова вступил в строй действующих. Теперь уже навсегда.

В суровые, трудные годы-

Пускай не в смертельном бою-

Они на отцовском заводе

Ковали победы броню.

Выступает четвертая группа.

Краеведение как фактор развития творческих способностей учащихся.Памятник камышанину, летчику-герою Алексею Петровичу Маресьеву (на открытии 20 мая 2006г)

Краеведение как фактор развития творческих способностей учащихся.





Родился в 1916 году в г. Камышине в семье рабочего. Окончил восемь

классов, школу ФЗУ, три курса рабфа­ка. Работал механиком-дизелистом в г. Комсомольске-на-Амуре. Занимался в аэроклубе, в 1937 году ушел в армию. В 1940 году окончил Батайскую воен­ную авиационную школу пилотов.

На фронтах Великой Отечествен­ной войны участвовал с августа 1941 года. К концу марта 1942 года лейтенант А. П. Маресьев сбил в воздушных боях четыре самолета противника. После падения сбитого самолета и ампутации голеней обеих ног в июне 1943 года вновь вернулся в строй. Во время боев на Курской дуге сбил три самолета противника. Звание Героя Советского Союза А. П. Маресьеву присво­ено 24 августа 1943 года.

В 1946 году Алексей Петрович уволился из армии, занимал ответ­ственные посты, в том числе в Комитете ветеранов войны. На­гражден двумя орденами Ленина, орденами Октябрьской революции. Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, двумя ордена­ми Трудового Красного Знамени, орденами Дружбы народов. Красной Звезды, медалями. Почетный солдат воинской части, почетный граж­данин города Камышина.

Памятник Герою Советского Союза А.П. Маресьеву. Герою- земляку.

Не Пушкин он, а Алексей Маресьев-Герой и настоящий человек.

От Родины и города родного

Ему поставлен памятник навек.

Был сбит в неравной схватке он,

Преодолел и боль и холод,

Корою утоляя голод.

Все обойдя препоны и преграды,

Он, словно сокол в небо взмыл,

Василий Пантюхин

3.ЗАЩИТА АВТОРСКИХ ПРОЕКТОВ.

- Итак, мы с вами говорили о памятниках Великой Отечественной войны. Но в истории нашего города, было много знаменательных, интересных событий. Как вы думаете, какой памятник в нашем городе нужно воздвигнуть? Мы говорить об этом не будем. Сейчас ваша задача подготовить проект памятника, нарисовать его и представить защиту по плану:

- место для памятника;

- внешний облик;

- предназначение памятника.

-На работу отводится 20-25 минут.

4. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГА. Проходит выставка проектов и их защита. Лучшим был признан (голосованием) проект авторов: Зайцев Иван, Мариняк Мария, Шарафулина Эльмира.

Краеведение как фактор развития творческих способностей учащихся.


ЛИТЕРАТУРА

  1. Люби и знай свой край, Камышин , 2007

  2. Мамонтов В.Н. Камышинский стеклотарный, 1998

  3. Мантуров В. Камышин: страницы истории, Волгоград, 1994

  4. Шамаев В.В. За право жить, Камышин, 2000


Краеведческая викторина, посвященная годовщине

Сталинградской битвы


  1. Числоворд

Восстановите правильный порядок в датах начала и окончания Сталинградской битвы.

1943170219420702

  1. Головоломка.

Если правильно сумеете найти первый кружок, то, следуя за линией, соединяющей кружки, прочтете название самого ожесточенного места сражения в городе Сталинграде.

Краеведение как фактор развития творческих способностей учащихся.

  1. Анаграммы.

Поставив в правильном порядке буквы, вы сможете прочитать фамилии командующих фронтов Сталинградской битвы.

НИВАТУТ ЧЙКОУВ РОКИЙВКОСОС ОЕМЕНРЕК.

  1. Математическая задача.

К 19 ноября 1942 года противник имел 10290 орудий и минометов, 675 танков и штурмовых орудий, 1216 боевых самолетов, а советские войска 15501 орудий и минометов, 1439 танков и штурмовых орудий, 1350 боевых самолетов. На сколько единиц боевой техники советские войска превосходили противника?

  1. Криптограмма.

Прочитайте надпись на стене, находящейся на площади Героев на Мамаевом кургане. Начиная с одного угла и соблюдая определенный порядок чтения, Вы прочитаете то, что зашифровано здесь.

Начальная буква «Ж» в правом верхнем квадрате.

Краеведение как фактор развития творческих способностей учащихся.

  1. Секретные шифровки.

Попробуй разгадать зашифрованное послание воинов 62-й армии под командованием В. И. Чуйкова, используя код

КОД - ЧЕРЕЗ БУКВУ

ФДКЛМЯ ВНМАЛС ГЗВА КВДОБЛТГИОМЙ ЖЗАЕСМБЛТИ РНЮЕЧТ!

  1. Звезда.

Найдите начальную букву в задании и прочитайте ответ.

Краеведение как фактор развития творческих способностей учащихся.


  1. Математическая задача.

По характеру событий Сталинградская битва состояла из двух ярко выраженных периодов: оборонительного и контрнаступления наших войск. Назовите дату контрнаступления, если она выражена четырехзначным числом (первые две цифры - число, вторые - месяц), в котором содержатся три одинаковые цифры, а сумма первой и второй равна наименьшему двухзначному числу.

  1. Знаешь ли ты алфавит?

Каждой букве алфавите соответствует определенная цифра. Вспомните азбуку и восстановите названия вражеских самолетов, которые нанесли колоссальный урон городу Сталинграду во время бомбардировки 23 августа 1942 года

  1. 32 15 12 6 18 19 30

  2. 23 6 15 12 6 13 10

  1. Анаграмма.

Расшифруйте анаграммы и назовите участников снайперской дуэли Сталинградской битвы.

ЗЙВАЕЦ - КЁГНИНС


© 2010-2022