Развивающий час «Честь имею»

Конспект развивающего часа для 4 класса  Цель: развитие у учащихся активной гражданской позиции и патриотизма как важнейших духовно – нравственных и социальных ценностей, отражающих сопричастность к делам и достижениям старших поколений, готовность к активному участию в различных сферах деятельности Задачи:           -  развитие  патриотических чувств через активное познание культурно- исторических ценностей своей «малой Родины»;       - формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности к служению Отечеству на примере героев-десантников;       - усиление акцента на изучение в школе истории и культуры Отечества и родного края.
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Развивающий час «Честь имею»

Цель: развитие у учащихся активной гражданской позиции и патриотизма как важнейших духовно - нравственных и социальных ценностей, отражающих сопричастность к делам и достижениям старших поколений, готовность к активному участию в различных сферах деятельности

Задачи:

- развитие патриотических чувств через активное познание культурно- исторических ценностей своей «малой Родины»;

- формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности к служению Отечеству на примере героев-десантников;

- усиление акцента на изучение в школе истории и культуры Отечества и родного края.

Методы обучения:

Словесные: беседа, рассказ, проблемные вопросы, аудиовидеозапись.

Наглядные: демонстрация видеофильмов, слайдов.

Практические: выполнение комплексов упражнений.



















Ход занятия


Родина наша - колыбель героев, огненный горн,

где плавятся простые души, становясь крепкими, как алмаз и сталь.
А.Н. Толстой

1 Организационный момент.

1.1 Эмоциональный настрой

Видео «От героев былых времен»

1.2.Вступительное слово воспитателя

9 декабря наша страна отмечала День Героев Отечества. Эта дата появилась в календаре недавно, в 2007 году. Мы с вами уже знаем, что история этого праздника берет свое начало 9 декабря 1769 года, когда императрица Екатерина II своим указом учредила высшую воинскую награду - орден Святого Георгия Победоносца. Этим орденом награждали отличившихся воинов, и он считался высшей наградой Российской империи.

Всегда Россия славилась Отважными героями,
Не раз встревожена была войны шальными зорями…
И офицер, и рядовой воспитан был на доблести,
И за Отчизну рвался в бой по Чести и по Совести!..

1.3 Подведение к теме занятия, постановка цели и задач

Воспитатель: Россия - страна героическая. В тысячелетней ее истории военных лет было больше, чем мирных. И сегодня наша встреча носит необычайное и звучное название «Честь имею»»

А как вы понимаете эту фразу «Честь имею»? Кто часто употребляет это выражение?

Ответы учащихся

Воспитатель: «Честь имею» испокон веков это приветствие русских офицеров. В это выражение они вкладывают глубокий смысл, подчеркивая при прощании, что они уходят, ничем не запятнав своего доброго имени.

Ученик: Офицерская честь - Это право, золотые звезды носить

И Великой Российской державе, беззаветно и честно служить.

Офицерская честь - это вера, не сменить ее, не купить.

Офицерская честь - быть примером и присягой своей дорожить.

Воспитатель: Какое отношение имеет фраза «честь имею» к празднованию Дня героев Отечества?

1.4. Восприятие темы. Итак, герой… Кто он?

Воспитатель: Понятия «долг», «честь», «патриотизм» неразрывно связаны с понятиями «подвиг» и «герой». Во все времена люди вкладывали в эти слова все самое положительное и ценное. Поступки человека не проходят бесследно, все оценивается с позиции пользы для своего Отечества и народа. Добро, трудолюбие, человеколюбие и любовь к Родине было ценно во все времена.

Но кто он этот герой? В какой стране рождаются и живут эти люди? Может, нужны особые условия, для того чтобы появились герои? Может, это люди особой профессии? На все эти вопросы мы и постараемся ответить сегодня.

Для того чтобы понять, кто такой герой, необходимо посмотреть, как трактует данное понятие словарь С.И. Ожегова

Герой - 1. Выдающийся своей храбростью, доблестью, самоотверженностью человек, совершающий подвиги.
2. Главное действующее лицо литературного произведения.
3. Лицо, воплощающее в себе характерные черты эпохи, среды.
4. Лицо, привлекшее к себе внимание чем-нибудь или являющееся предметом восхищения, подражания.

- Какое из перечисленных значений подходит к нашей теме?
(Первое значение близко к теме, так как мы исследуем человека, совершающего подвиг).
- Как вы понимаете слово «подвиг»? (ответы учащихся)
- А вот такое определение даётся в словаре

Подвиг - самоотверженный героический поступок

- А теперь составим портрет героя

Портрет героя

- внешность;
- возраст;
- профессия;
- воспитание;
- место рождения

Обсуждение по вопросам:

Каков внешне должен быть герой?

Сколько лет должно быть человеку, который совершает подвиг?

Герои - это люди особой профессии? Может, как-то особенно надо воспитывать героя? Герои живут в каком-то особом месте? (ответы учащихся)

Вывод: Конкретных характеристик, признаков и критериев для определения героя нет, им может быть любой человек. Но определенные качества характера необходимы для совершения подвига.

В народе немало произведений сложено о героях Отечества: рассказы, повести, романсы и, конечно же, пословицы.

На столе в конверте у каждого находится пословица, она разделена на несколько частей, сложите ее так, чтобы получилась народная мудрость.

- Герой за Родину горой.

-Смелый боец в бою молодец.

-Смелого пуля боится, смелого штык не берёт.

-Родина мать умей за неё постоять.

-Смело иди в бой Родина за тобой.

-Своя земля и в кулачке родная.

Обсуждение значения каждой пословицы.

2. Основная часть

2.1 Активизация знаний учащихся

Воспитатель: С давних времён служить своей Родине, защищать её было почётно. Мы хорошо знаем из истории великих полководцев, бесстрашных воинов, защищавших нашу страну. Во все времена спасали они свою землю, сражались не ради почестей и славы, а ради жизни на нашей прекрасной земле. Так сложилось исторически.

Воспитатель: Наш город является столицей ВДВ, потому что именно здесь находится единственное в мире училище воздушно-десантных войск, которое готовит командиров для ВДВ России. Думаю, у каждого живущего в Рязани, возникает чувство гордости при виде десантника.

Видеофильм «История ВДВ»

Козырев Филипп:

Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище (военный институт) имени генерала армии В. Ф. Маргелова является уникальным и единственным в мире среди военных учебных заведений.

Оно расположено в одном из старейших русских городов - Рязани, в 200 километрах от Москвы.

За годы существования Рязанского высшего воздушно-десантного командного училища, в его стенах было подготовлено большое количество высококлассных специалистов. Тысячи выпускников - маргеловцев награждены государственными наградами. 44 Героя Советского Союза и 63 Героя Российской Федерации являются выпускниками училища.

2.2 Работа по теме

1) Работа со словами

Воспитатель: ВДВ всегда отличало особое отношение к нелегкой воинской службе. На их долю доставались и достаются самые непростые задачи в ходе боевых действий. И десантники всегда с честью выполняли и выполняют свой долг.

Десантник… Каким он должен быть?

Нарисуем словесный портрет военного человека…

Ответы детей.

На экране вы видите слова, обозначающие различные качества человека. Давайте вместе попробуем выбрать только те, которые присуще нашим десантникам.

Слова: упрямство, решительность, трусость, сдержанность, ловкость, выносливость, осторожность, нерешительность, смелость, настойчивость, терпимость.

Вот они морально-волевые качества героя Отечества. Такими качествами он должен обладать, по вашему мнению!

А тем, кто надевает голубые береты, эти качества присущи вдвойне.

2) Формирование интереса к здоровому образу жизни.

Они не пьют спиртное, не курят, не употребляют наркотики, не обижают слабых. Курсанты десантного училища овладевают различными военно-прикладными видами спорта.

Видео «Показательные выступления курсантов ВДВ»

Посмотрите, какие физическими данными должны владеть курсанты. Ребята, а вы как будущие защитники Отечества, где можете овладеть навыками физподготовки?

Ответы детей

Правильно, на уроках физической культуры, в спортивных секциях и кружках. Я предлагаю вам, немного отдохнуть и выполнить несколько упражнений, необходимых для развития физического здоровья.

3) Физкультминутка

Как солдаты на парад

Мы шагаем ряд за рядом

Левой - раз, левой - раз,

Посмотрите все на нас.

Мы захлопали в ладоши-

Дружно, веселей

Застучали наши ножки-

Громче и быстрей!

По коленочкам ударим -

Тише, тише, тише!

Ручки, ручки поднимаем-

Выше, выше, выше.

Завертелись наши ручки,

Снова опустились.

Мы на месте покружились

И остановились.

4) Работа с деформированными предложениями

Десантника видно из далека… красивая форма, уверенный взгляд, мужественные глаза.

Про смелость и мужество выпускников десантного училища знает каждый житель планеты. Они проявили героизм во время Великой Отечественной войны, в горячих точках (Чечня, Афганистан, Босния).

Мы будем помним их поступки всегда, гордится родством с такими мужественными людьми, гордиться тем, что живем в столице ВДВ.

Воспитатель: А можно ли десантников назвать героями? (ответы учащихся)

Воспитатель: Рязанское десантное училище выпустило 125 Героев Советского Союза и России - больше, чем какое-либо учебное заведение в стране.

В Рязани завершился конкурс сочинений «Возьми себе в пример героя». Среди множества работ нашей школы особым вниманием пользовалась работа Сергеева Андрея, ученика 8 В класса. Он написал работу, посвященную Игорю Потапову, Герою Отечества, офицеру десантного училища.

Рассказ о герое:

Что вы чувствовали услышав эту историю? Почему его называют героем? Каждый человек мог бы так поступить?

3. Рефлексия

3.1. Фиксация эмоциональной оценки занятия

Неспроста говорят: героями не рождаются, героями становятся. В заключение нашего занятия давайте составим образ героя Отечества по следующему плану:

1 строка - одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка - два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка - три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка - фраза, несущая определенный смысл.

5 строка - заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Результат записывается каждым учащимся на лист бумаги.

Обсуждение полученных вариантов синквейна.

1.Герой

2. мужественный, смелый

3. защищает, служит, спасает

4. Защищает свою Родину

5. Герой - десантник.

© 2010-2022