- Преподавателю
- Классному руководителю
- Тезисы доклада и презентация
Тезисы доклада и презентация
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Лущикова В.А. |
Дата | 10.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Тезисы доклада «Духовно-нравственное воспитание в семье»
Лущикова Валентина Анатольевна, МКОУ «Любино-Малоросская СОШ», учитель начальных классов.
В воспитании человека важно добиваться,
чтобы нравственные и моральные истины были не просто
понятны, но и стали бы целью жизни каждого человека,
предметом собственных стремлений и личного счастья.
И.Ф. Сладковский.
Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально - экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи.
Как бы много не говорили сегодня о влиянии на ребенка улицы и средств массовой информации, все же социологические исследования показывают, что влияние семьи на ребенка сильнее, чем влияние таких факторов, как школа, средства массовой информации, улица. ( Влияние семьи на развитие ребенка составляет - 40%; средства массовой информации - 30%; школа - 20%; улица - 10%).
Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, с точки зрения каких истин прошлые поколения решали возникшие перед ними проблемы, что служило для них маяком и источником созидания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться нравственные духовные ценности и обычаи, чтимые и почитаемые предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.
Вопрос духовно - нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.
Хочу поделиться опытом работы как классного руководителя по духовно - нравственному воспитанию школьников в Любино-Малоросской школе.
Цель духовно-нравственного воспитания в классном коллективе:
Формирование основы духовно - нравственной личности, способной к совершенству и саморазвитию через приобщение обучающихся и их родителей к изучению Православия и отечественной культуры.
Задачи :
-
Раскрытие значение православия в жизни человека, как действия любви, добра, человечности, единения.
-
Приобщение к этическим нормам поведения и самодисциплине
-
Ориентирование семьи на духовно - нравственное воспитание детей, ознакомление родителей с основами православной педагогики и психологии, развитие представлений о формах семейного уклада.
В наше время перед любым учителем и классным руководителем встает ряд проблем, касающиеся процесса воспитания. Причина этому лежит в смене ценностей общества.
Семейные традиции складывались веками. Они передавались из поколения в поколение, многие из них продолжают бытовать и в современных семейных отношениях и используются в нравственном воспитании молодежи. Исходя из этого, возникла необходимость специальной работы для использования семейных традиций в духовно-нравственном воспитании школьников.
Обучающий семинар «Основы Православной педагогики и психологии» с участием к.п.н. О.М. Потаповской (г Москва), факультативные курсы «Истоки», «Слово и образ Отечества» послужили источником для разработки авторского творческого проекта по духовно - нравственному воспитанию детей младшего школьного возраста «Весенний венок» в 2010-2011учебном году.
Проект был тщательно продуман в содержании и формах проведения весенних праздников с педагогами, детьми и родителями. В проекте рассматривается практически весь весенний цикл народных праздников с готовым материалом для проведения «Масленичной недели», «Пасхальной седмицы», «Троицы» и «Русальной недели» Такого цикла проведения праздников ещё не было в нашем учреждении. «Весенний венок» это цепочка праздничных мероприятий народного календаря. Цель проекта: приобщение детей младшего школьного возраста к отечественным духовно - нравственным традициям через организацию художественно - продуктивной деятельности.
В результате проекта дети ознакомились с особенностями проведения праздничных дней весеннего цикла народного календаря (разучили игры, песни), были составлены сценарии праздничных весенних дней народного календаря. Творческие занятия в рамках проекта содействовали развитию речи детей (составление закличек, разучивание стихотворение, рассказов о семейных традициях), развивали навык художественной деятельности и умение работать с бумагой и др. материалами (проведены мастер- классы, выставки детских работ). Для педагогов, воспитателей, родителей было составлено методическое пособие «Весенний венок» с приложением разработок, музыкальных заставок.
Анализируя работу за предыдущий год, напрашивается вывод, что самым слабым звеном в духовно-нравственном воспитании детей является семья.
Воспитание, даваемое в образовательном учреждении, не принесет ожидаемой от него пользы, если родители не будут стараться поддерживать в детях те добрые правила жизни, которые преподают педагоги.
Проведенные анкетирования и беседы с родителями, показали, что основная часть родителей наших воспитанников считают себя православными людьми, однако, они нечасто бывают в Храме, а духовное родство с Православной Церковью ощущают, в основном, только через традиции и национальную культуру. К тому же у родителей очень мало знаний о возрастных особенностях детей, о народной педагогике.
Многим родителям просто неизвестно, что именно этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нравственных нормах поведения и взаимоотношений.
Практика работы по духовно-нравственному воспитанию детей показывает, что работе с семьей необходимо уделять основное внимание.
В семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей перед Богом и обществом.
Но, вера - дело сугубо личное и мы не вправе вмешиваться в чужую личную и семейную жизнь. Цель работы с родителями определяется как просветительская, т.е. познакомить родителей с православной культурой и историей, пробудить к ней интерес.
В сентябре мы провели общее родительское собрание, которое было посвящено вопросам духовно-нравственного воспитания: особенности появления ребенка в семье (крестины), создание семьи (венчание), праздники семейных ценностей и др. А также более подробно поговорили о дальнейшей работе по реализации нашего проекта, посвященного годовому циклу православных праздников (Осенне-зимний календарь)
Подводя итог сказанному, можно сделать вывод, что работа по развитию нравственного начала в детях сложна, многогранна и никогда не кончается. Хочется надеяться, что добрые семена взрастут в детских душах и наши дети вырастут добрыми и умными, хорошими гражданами родной страны.
Заканчивая свое выступление хочется сказать словами В.А.Сухомлинского:: «Руководить нравственным воспитанием - это значит создавать тот моральный тонус школьной жизни. который выражается в том . что каждый воспитанник о ком -то заботиться, о ком -то печется и беспокоиться, кому-то отдает свое сердце».
Список использованной литературы
-
Артюхова И. С. Ценности и воспитание/ И.С. Артюхова// Педагогика, 1999- №4.- С.78-80
-
Педагогика школы/ Под ред.Г. И. Щукиной. - М.: Просвещение, 1977-387с.
-
Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н.Г. Аверина // Нач. школа. - 2005 - №11 - С. 68-71
-
Дорошенко С.И. Духовно-нравственное воспитание в истории отечественной педагогики.// Православная педагогика: Традиции и современность. - Сборник лекций и докладов ВГПУ, 2000.-128с.
Приложение