Методическая разработка классного часа в среднем звене

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка классного часа в среднем звене

Администрация города Нижнего Новгорода

Департамент образования

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа № 135»

СИМВОЛЫ СЕМЕЙНОГО СЧАСТЬЯ.

Методическая разработка классного часа.


Автор: Тулякова Е.Н.,

учитель русского языка и литературы



Нижний Новгород

2015 г.

Тема:

Символы семейного счастья.

Познавательная цель:

Познакомить студентов с основными духовно- нравственными понятиями, которые соотносятся с семейной темой. Помочь студентам разобраться в сущности основных понятий , осознать значение семьи в жизни человека.

Развивающая цель:

Развитие познавательного интереса студентов, расширение кругозора, коммуникативного качества студентов.

Воспитательная цель:

Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, умение слушать ответы сокурсников, продолжить обучение нравственным нормам.

Межпредметные связи:

Русский язык и литература, история.

Оснащение:

План- конспект классного часа.




3

СОДЕРЖАНИЕ

1. Цели и задачи…………………………………………………………………………..3

2. Содержание…………………………………………………………………………….4

3. Рецензия………………………………………………………………………………...5

4. Введение………………………………………………………………………………...6

5. План классного часа……………………………………………………………………7

6. Доклад преподавателя …………………………………………………………………8

7. Беседа…………………………………………………………………………………..10

8. Заключение…………………………………………………………………………….19

9. Приложение 1………………………………………………………………………….20

10. Приложение 2…………………………………………………………………………21

11. Приложение 3…………………………………………………………………………22

12. Литература…………………………………………………………………………….23






4

РЕЦЕНЗИЯ

Разработанная автором тема классного часа «Символы семейного счастья» носит познавательный и воспитательный характер. Собранный материал способствует развитию студентов, расширяет кругозор, повышает культурный уровень.

Тема классного часа перекликается со многими предметами: литературой, историей, МХК. Манера поведения, выбор друзей, взаимоотношения с близкими, традиции семейного воспитания в будущей семье - все берет начало в детстве. Семью можно сравнить со стартовой площадкой, поэтому задача данной литературной разработки - помочь студенту стать помощником и другом для родителей, для будущих детей, создать в семье атмосферу добра, взаимопонимания и доверия, сформировать для себя особые семейные нравственные ценности, представления о семье как о людях, которые любят и заботятся друг о друге.






5

ВВЕДЕНИЕ

Внеклассная работа является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса и открывает широкие возможности для осуществления нравственного воспитания и формирования духовных ценностей. 2008 год объявлен годом семьи, но что такое семья? С чем можно сравнить радость обретения и горечь ее потери? Что сделать, чтобы этого не произошло? Можно ли прожить полноценную совместную жизнь? Что меняется у человека при вступлении в брак, как бережно, с любовью строить свою семейную жизнь, чтобы она принесла огромные радости и блага. Этой проблеме и посвящен классный час, а именно, как построить гармоничные семейные отношения. Материал способствует общему развитию студентов, расширяет кругозор, повышает культурный уровень, воспитывает общечеловеческие и нравственные ценности.






6

ПЛАН КЛАССНОГО ЧАСА

Ход классного часа

Средства обучения

Время

Организационный момент

2 мин.

Постановка цели и задачи классного часа

3 мин.

Сообщение преподавателя

Конспект доклада «Символы семейного счастья». Обсуждение афоризмов, стихотворений, заданий, предложенных учителем.

20 мин.

Выступление студентов

10 мин.

Подведение итогов классного часа

5 мин.



7

Доклад преподавателя

Семейное счастье


Средь моря забот и пустыни ненастья
Есть остров любви и оазис покоя
И эта отрада - "семейное счастье"
И сложное, и гениально простое:

Следит за Диснеевским Бемби ребёнок,
Мурлычет о чём-то пушистая кошка,
И нежно с экрана глядит оленёнок,
Застывший с кокетливо поднятой ножкой…

И исчезает тревоги короста…
И нежность касаний в преддверии страсти…
И холода ждём накрахмаленных простынь,
Как продолженья семейного счастья…

Висят на мечтах повседневности гири
Безмолвствуют боги, молчит ваш тотем…
А счастье, наверно, как всё в этом мире -
Не сложности ложность, а гимн простоте!



В нашей стране семья находится под защитой государства, и ей уделяется большое внимание. Современные брачно-семейные отношения требуют того, чтобы у мужа и жены был высокий уровень нравственно-этической и психолого-педагогической культуры брака. Важно помочь подрастающему поколению в успешном развитии личностных качеств, умения разбираться в собственных качествах и качествах других людей. Вот поэтому подготовке подрастающего поколения к семейной жизни надо уделять самое пристальное внимание. Такая подготовка содержит следующие аспекты: общесоциальный, этический, правовой, психологический, педагогический, эстетический, хозяйственно-экономический.

Семья - очень важное, ответственное дело человека. Семья приносит полноту жизни, счастье, но каждая семья является прежде всего большим делом, имеющим

8

государственное значение. И цель нашего общества - счастье людей, и одним из его важнейших слагаемых является здоровая, крепкая семья, ведь именно она растит и воспитывает новое поколение. Следовательно, государство должно ещё больше внимания уделять заботе о семье: повышение реальных доходов, социальных пособий и льгот, жилищная обеспеченность и т.д.

Итак, семейная жизнь требует от человека очень разных знаний и умений, а также навыков, которые формируются в повседневной жизни, начиная ещё с родительской семьи.

Мораль формируется в конкретных исторических условиях и соответственно,

само её содержание меняется в зависимости от этих условий.

Моральный кодекс провозглашает ведущий нравственный принцип, по которому живёт семья: "Взаимное уважение в семье, забота о воспитании детей". Но и другие принципы напрямую касаются семьи - так, например, разве не нужен в семье добросовестный труд? Или принцип "один за всех, все за одного " - разве он касается лишь общественной жизни? А где, как не в семье, учимся мы гуманному отношению к людям, честности и правдивости, простоте и скромности, непримиримости к несправедливости?

Какой бы нравственный принцип мы не взяли, становится ясным, что он усваивается с раннего возраста в семье. Усвоение нравственных норм происходит не со слов, а в деятельности, в поступках людей.

Так, понятие "семейный долг" шире, чем "супружеский долг": оно включает и родительский долг, и сыновний (дочерний) долг и долг брата, сестры, внуков и т.д. Супружеский, семейный долг - непреходящая нравственная ценность людей. И любовь немыслима без долга, ответственности друг за друга. Так, дети - главная нравственная ценность семьи, и родительский долг состоит в ответственности за то, чтобы в семье вырос достойный человек, здоровый физически и духовно. И участие детей в жизни семьи должно происходить на правах равноправных членов семейного коллектива.

Можно с уверенностью сказать, что дом, в котором нет дружбы, добрых отношений между старшими и младшими, нельзя назвать счастливым. Поэтому дружбу родителей и детей мы вправе причислить к нравственным ценностям семьи.

Искренние, уважительные отношения устанавливаются, как правило, лишь в семьях, где отношения строятся по типу сотрудничества. Начинающие такие отношения семьи отличает взаимная тактичность, вежливость, выдержка, умение уступать, вовремя выйти из конфликта и с достоинством переносить невзгоды.

С первых дней существования молодая семья, опираясь на всё то лучшее, унаследованное от родителей, должна стремиться создать свой стиль отношений, свои традиции, в которых нашли бы отражение помыслы молодых людей создать прочную семью, вырастить детей, сохранить любовь. Взаимное уважение и понимание станут традицией, а галантность и высокая эстетика войдут в привычку и останутся в семье на всю жизнь.

9

БЕСЕДА.

Семья - самая главное в жизни для каждого человека. Это близкие родные люди, кого мы любим., о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. Давайте познакомимся с основными добродетелями, которые лежат в основе грамотных семейных отношений.

Жертвенность.

Самопожертвование состоит в то, что человек

умирает для себя, дабы воссиял свет вокруг.

(А. Безант)

1. Бывали ли в вашей жизни моменты, когда вы чувствовали, что пожертвовать чем-либо - потребность души? Расскажите, чем вы жертвовали?

2.Что такое жертвенность? Попробуйте дать определение.

(Жертвенность-готовность к самопожертвованию ради кого-то).

3. Вспомните легенду о славном подвиге Данко, осветившем людям путь своим сердцем и погибшим за них, оставив о себе память. Приведите аналогичные примеры. (Античный герой Прометей похищает у богов огонь, чтобы согреть земных жителей, осветить их жизнь, изменить ее к лучшему. Его постигло страшное наказание, но люди не забыли его. Так называют людей, которые готовы для других на подвиг самопожертвования).

4. Послушайте китайскую сказку и ответьте на вопросы.

Колокол.

Много веков назад китайский император приказал построить город.

- Я назову его Пекин, - сказал император, - и пусть он будет самым большим и самым прекрасным городом в Азии. Дважды народ возводил великий город, и дважды враги разрушали его, превращая дома в пепел, угоняя жителей в рабство. Тогда император решил отлить большой колокол, чтобы звуки его возвещали о наступлении врага. Он приказал отыскать самого искусного мастера и поручил ему отлить колокол. Мастер принялся за работу, но когда, наконец, колокол был готов, все увидели на его поверхности глубокую трещину. Дважды отливал колокол мастер, но трещина все увеличивалась. Тогда разгневанный император сказал:

- Если неудача постигнет тебя в третий раз, - простись со своей головой!

Что было делать бедному мастеру! Он принялся за работу, но не было уже в глазах его радости, а в руках - твердости. Была у него красивая дочь. Отправилась она к отшельнику и, плача, рассказала о горе своего отца. Только на одну минуту задумался старый мудрец, а потом сказал:

- Голос колокола должен родить победу. Такой колокол нельзя отлить только из серебра, железа и золота. Надо, чтобы с металлом смешалась кровь человека, готового отдать жизнь за свою землю.

10

Утром девушка, как всегда, помогала своему отцу. Она стояла у печи, смотрела на расплавленный металл, и грустные мысли заставляли сжиматься ее сердце. Сяо Лин знала, что колокол вновь будет с трещиной, если никто не принесет себя в жертву. Значит, снова враги Китая будут уводить в рабство юношей и девушек, убивать стариков и детей, сжигать города и села. Нет! Этого больше не будет! И не успел старый мастер понять, что случилось, как дочь его, прекрасная Сяо Лин, исчезла. Святая кровь ее смешалась с расплавленным серебром, железом и золотом. Когда колокол был отлит, он оказался самым большим колоколом на земле, и на блестящей поверхности его не было ни единой трещины!

По старинному обычаю, старый мастер первым ударил в колокол, и сладкозвучный голос его наполнил все сердца радостью и покоем. В этом проникновенном звуке мастер слышал голос любимой дочери, отдавшей свою жизнь за счастье родной земли. А сердца людей, услышавших этот голос, становились мужественными и отважными.

Когда враг под звуки набата ворвался в Китай, навстречу ему поднялся весь народ. Чужеземцы были разбиты. Тела их заросли жгучей крапивой, а имена стерлись в людской памяти. Так было и так будет: в сердце народа всегда звучит голос тех, кто умер за счастье родной земли.

Вопросы для обсуждения:

1. Почему девушка решила пожертвовать своей жизнью?

2. Как жертвенность того или иного человека влияет на людей? Должны ли люди помнить об этой жертве?

3.Каждый ли человек способен на жертву? Почему вы так считаете?

Задание для студентов:

Расскажите о людях науки, искусства, которые погибли, осуществляя мечту о счастье человечества.

ЛЮБОВЬ.

Любовь, любовь - гласит преданье -

союз души с душой родной.

Ф. Тютчев

1.Что вы представляете, когда слышите слово «любовь»? Как оно соотносится с духовной ценностью?

( Любовь - интимное и глубокое чувство человека, направленное на другую личность, человеческое сообщество).

Объяснить, что такое любовь, не так-то просто. Одна девушка это сделала так:

Любовь - это такое чувство,

11

Когда чувствуешь такое чувство,

Такое чувство, которое

Раньше не чувствовал.

2. Великие моралисты тоже по-разному определяли это понятие.

Прокомментируйте их высказывания. Выпишите определение из толкового словаря.

Любовь есть склонность находить удовольствие в благе другого (Д. Лихачев)

3. Нарисуйте «солнышко» любви и по его лучикам перечислите

всех, кого вы любите.

Детство начинается с любви к матери. Это самое святое чувство. Если в твоей душе его нет, значит, когда ты станешь взрослым, не будет у тебя ни любви к другу, ни любви к Родине. Все будет для тебя безразлично, кроме собственного покоя и удобства. (Д. Лихачев)

4. Может ли человек прожить без любви?

Невесело на свете жить,

Коль сердцу некого любить.

В душе померк бы день;

И тьма настала б вновь,

Когда бы из нее изгнали мы любовь!

Тарас Шевченко

Нельзя человеку прожить без любви, потому что она сама в нем просыпается и им овладевает. Нам не дано произвольно распоряжаться в нашем внутреннем мире, удалять одни душевные силы, заменять их другими и насаждать новые, нам не свойственные. Можно воспитывать себя, но нельзя сломать себя и построить заново по своему усмотрению. Нет, нам нельзя без любви: она есть великий дар -увидеть лучшее, избрать его и жить им.

(И.Ильин);

5. «Любви все возрасты покорны!» - восклицает поэт, но каждый ли человек способен любить? Одинаково ли проявляется эта способность? Нужно ли ее развивать, как мы развиваем другие способности? Если сколько голов - столько умов, то сколько сердец - столько родов любви. (Л. Толстой)

Любовь - это неведомая страна, и мы все плывем туда каждый на своем корабле, и каждый из нас на своем корабле капитан и ведет корабль своим собственным путем.

(М. Пришвин)

Способность любить - ощущать, переживать и проявлять любовь различна у разных людей. Не всем она - любовь - под силу, по плечу, ведь она включает в себя, кроме всего прочего, и умение заметить, понять, почувствовать состояние любимого, постоянную готовность и стремление разделить с ним радость, облегчить его печаль, горе, взять на себя тяжкую ношу.

Способность любить - это способность к самопожертвованию. Разве не ясно, что она разная у разных людей. (В. Зацепин)

12

Верная любовь, любовь на всю жизнь... Кто же о ней не мечтает? Но от чего же она зависит? От неисчерпаемости человека. Высшая радость духовного общения - в интеллектуальном и эстетическом взаимном обогащении, в постепенном узнавании все новой и новой красоты, в том, что влюбленные жадно впитывают друг от друга все лучшее и потом как бы отдают лучшее друг другу. Нет специальной «науки любви», есть наука человечности.

(В. Сухомлинский)

Научить любить невозможно никакими мудрыми словами, наставлениями и правилами - любовь приходит к тому и только тогда, когда жива душа. Она - гибкая, тонко чувствующая, живая - стремится к любви, чувствуя каждой своей частичкой окружающий мир и такую же душу другого человека.

6. Что несет человеку любовь? Что несет любовь человечеству?

Моя любовь без дна, а доброта -

Как ширь морская. Чем больше трачу,

Тем становлюсь безбрежней и богаче.|

(В. Шекспир)

Любовь придает благородство даже и тем, которым природа отказала в нем. (В. Шекспир).

Любовь облагораживает человека, заставляет совершать подвиги, творить жизнь и себя самого. Современный писатель Михаил Пришвин в письме к своей любимой говорит о воспитании души, о желании быть лучше, совершеннее, соответствовать тому представлению, тем качествам, которыми наделяет вас любящий человек: «Тот человек, кого ты любишь во мне, конечно, лучше меня: я не такой. Но ты люби, и я постараюсь быть лучше себя».Любовь часто ошибается, видя в любимом предмете то, чего нет.., но иногда только любовь же и открывает в нем прекрасное или великое, которое недоступно наблюдению и уму.

(В. Белинский)

Да, главным законом человечества, семьи и конкретного человека была и остается любовь. Человек, бережно хранящий, лелеющий и проносящий через всю свою жизнь и дела свои любовь к окружающему миру, людям и к себе, не совершит зла. Семья, основанная на любви, не впустит в свой дом ненависти. Человечество может сохранить себя только тогда, когда каждый человек поймет и внутренне почувствует, что он может жить только в любви.

Взгляд любви.

Все, что ни есть, до капельки вместить,

Располагая сердце на доверье.

Любить, любить, на всех путях любить

Протягивать упавшим милосердье.

Вернуть зверей на расстоянье глаз,

Вернуть себе обличье человека.

13

Любить, да так, чтоб полюбили нас

Все твари предстоящего ковчега.

Э. Балашов

По словам Л. Толстого, любовь - это бесценный дар, единственная вещь, которую мы можем подарить, и все же она у нас останется.

Венгерский поэт XIX века Шандор Петефи воскликнул:

Нет слов таких, чтоб выразить сполна,

Что значит мать и что для нас она.

Задания для студентов:

Найдите такие слова и напишите сочинение о маме, самостоятельно озаглавив его.

Познакомьтесь со стихотворением В. Берестова. Напишите сочинение «Гимн родительской любви».

Любят тебя без особых причин:

За то, что ты внук, за то, что ты сын,

За то, что малыш, за то, что растешь,

' За то, что на маму и папу похож.

Задания для студентов:

Что вы больше всего любите в жизни? А что вам не нравится? Прочитайте высказывания известных людей и напишите сочинение на тему: «Я (не) люблю»

Люблю свет, люблю истину, люблю добро и красоту как самые лучшие дары нашей жизни». (И. Непин)

Я не люблю.

Я не люблю холодного цинизма, Досадно мне, что слово честь забыто,

В восторженность не верю и еще - И что в чести наветы за глаза.

Когда чужой мои читает письма, Я не люблю, когда я трушу,

Заглядывая мне через плечо, Досадно мне, когда невинных бьют,

Я не люблю уверенности сытой,- Я не люблю, когда мне лезут в душу,

Уж лучше пусть откажут тормоза. Тем более, когда в нее плюют.

В. Высоцкий

Задание для студентов:

Прочитайте тексты и подумайте, почему любовь возвращается к тому кто ее отдает людям? Напишите сочинение по выбору: «Любовь возвращается к тем, кто ее отдает»; «Сердце отдаю людям».

Создатель объединил весь род человеческий цепью любви. Я часто думаю что нет на свете такого человека, который никогда бы не испытывал к другому человеку добрые чувства и сам не

14

пользовался чьей-то добротой; ибо все мы - единая семья, идущая от Адама. (У. Теккерей)

Задание.

Прочтите сказку Федора Сологуба, ответьте на вопросы и выполните предложенное задание.

Лампа и спичка.

На столе стояла лампа. С нее сняли стекло. Лампа увидела спичку и сказала: Ты малютка, отойди подальше, я опасна, я сейчас загорюсь. Я зажигаюсь каждый вечер, ведь без меня нельзя работать по вечерам.

- Каждый вечер! - сказала Спичка. - Зажигаться каждый вечер -это ужасно!

-Почему же?-спросила Лампа.

- Но ведь любить можно только однажды, - сказала Спичка, вспыхнула и умерла.

Вопросы для обсуждения:

1.Почему любовь так часто сравнивают со светом?

Любовь - это светильник, озаряющий вселенную. Без света любви земля превратилась бы в бесплодную пустыню, а человек - в пригоршню пыли. (Л.Толстой)

2.Объясните смысл сказки-диалога.

3.Согласны ли вы с утверждением спички о том, что «любить можно

только однажды»?

4.Измените название сказки, предложив свой вариант заголовка. Поясните причину своего выбора.

5. Напишите сочинение «Свет моей любви».

Задание для студентов:

Прочтите стихотворение В. Федорова. Какое значение в вашей жизни имеет любовь? Продолжите предложение: «Любовь мне, как...»

Любовь мне, как блистание Зовущее вперед.

Звезды над миром зла. Любовь, как жажда истины,

Любовь мне, как призвание Как право есть и пить.

На добрые дела. Я, может быть, единственный,

Любовь мне, как пророчество. Умеющий любить.

ПОКАЯНИЕ.

«Умел грешить, умей и каяться», - говорится в русской пословице.

Что значит - каяться?

15

Каяться - исповедоваться в грехах, откровенно признаваться в чем-либо; сожалея, признавать свою ошибку, вину.

Покаяние - добровольное признание в совершенном проступке, в ошибке.

Покаяние есть исповедание совести. (В. Сирианин)

Коль можешь,

Не греши.

Грех-

Неподъемный камень,

Его не снять^

С души

Ни мыслью, ни руками.

(Н. Басов)

1. Какова же природа раскаяния? Что происходит в человеческой душе, прежде чем человек попросит прощение?

Большим человеческим богатством является умение чувствовать свою вину. Допустив ошибку, оплошность, проявив нечуткость, оскорбив человека, причинив ему беспокойство, тревогу, мы чувствуем угрызения совести и обращаемся с просьбой: простите, извините. Муки совести наедине с собой - с этого начинается активная деятельность, которой провинившийся стремится доказать, что он достоин прощения.

Совесть - это искра, вложенная в наш ум, которая ярко светит душе, дабы различать, что добро и что зло. Она производит в душе нашей естественную наклонность к добру и отвращает от зла. Она возбуждает или живительную и отрадную теплоту, или мучительное сожжение. (Стефан Кашменский)

Совесть есть истинный учитель; кто ее слушает, тот не претыкается. (Св. Василий Великий)

Нет между людьми ни одного судьи, столь неусыпного, как наша совесть. Она произносит справедливый приговор, и сделавший грех сам осуждает себя, хотя бы никто другой не обвинял его.

(Св. Иоанн Златоуст)

Первым делом нужно прислушаться к своей совести и все дела, которые она обличает, признать плохими и попросить за них прощение, т.е. покаяться. У кого нет раскаяния, тот не возьмется за самоисправление. Но чтобы возбудить раскаяние, надо работать над собой. Прежде всего начните обличать себя, - и обличите. Устраните все и всех из внимания и оставьте себя одного со своей совестью. Предел, до которого должно доводить дело самообличения, есть чувство виновности - состояния, в котором скажется в сердце: «Ничего не имею в свое оправдание - виноват».

Вина есть осознание и осуждение в себе несовершенства. Первое условие исправления -

16

осознание своей вины. (Сенека)

Искреннее, живое осознание своей вины тотчас начнет рождать болезненное чувство раскаяния - человеку стыдно, что довел себя до такого нравственного расстройства. И только затем человек отваживается попросить прощение, то есть открыто признать себя виновным.

Нет стыда - признаться человеку в своей ошибке. (А. Суворов)

Познав свою греховность (грех - это нарушение запрета на что - либо), не становись ее безучастным зрителем. Не проходи мимо нее мысленно с таким же равнодушием, как ходят по чужому запущенному и заросшему сорной травой полю. Сочетай это познание с голосом совести и вместе с ней начни возбуждать в сердце своем спасительные покаянные чувства. Эти чувства должны проявляться в нас естественно, сами собой; но так не всегда случается, ибо сердце огрубевает от греха. Поэтому оно нелегко смягчается, когда бывает побуждаемо к раскаянию. Но труд этот необходим, ибо в деле покаяния самое главное - чувство сердца. (Православный церковный календарь)

Какой бывает реакция ваших родителей, когда вы просите прощение и они видят, что вы очень переживаете?

За признание - прощение, за утайку нет помилования. Лучше грех явный, нежели тайный. (Петр Великий)|

Повинную голову меч не сечет. (русская пословица)

Закон возвращения

Я придумал То она непременно

Закон возвращения - Прощает,

Если просишь Имя «Коленька» мне

У мамы прощения. Возвращает.

6. Какое чувство испытывает человек, искупивший свою вину?

Когда человек искренно покается, душа его очищается, становится светлой, прекрасной. Ведь она создана по образу и подобию Божьему. Но как загрязненное белье вначале постирают, потом разглаживают, так и сердечную нечистоту надо не только омыть слезами покаяния, но и разгладить сердце, то есть насадить в нем противоположные греху добродетели, украсить душу; добрыми делами милосердия. (Игумен Савва)

Как хорошо после дождя!

Умыто все, очищено от пыли.

Так дышится легко, как будто я виновен был

И вдруг меня простили.

Вопрос для обсуждения:

17

Как вы понимаете это стихотворение?

Напишите сочинение по русской пословице: «Каяться кайся, да опять за то же не принимайся».

Задание для студентов:

Умеете ли вы раскаиваться? Составьте перечень своих проступков, стыд за которые лежит на сердце тяжким грузом. Еще раз обдумайте их и наметьте время покаяния. Во второй список запишите проступки, в которых вы раскаялись. Какой из списков получился длиннее?








18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Семейное счастье - не подарок судьбы, это дело рук супругов, их ума, доброты, человечности и любви. Быть хорошим супругом - безусловно, сложное дело, требующее, как было сказано выше, большого уровня знаний и умений - например, умения проявлять свои чувства и в то же время не реагировать на мелочи; умения преодолевать себя; умения улавливать настроение любимого человека; стремления принять на себя ответственность за решение сложных вопросов; наконец, умения создать благоприятный психологический климат в своей семье.

Любовь любовью, а чтобы жить друг с другом надо, чтобы было единство взглядов. Без этого не может сложиться настоящая счастливая семья. Удачный брак - это строение, которое нужно каждый день реконструировать. Супружество состоит не только из удовольствия, оно предполагает общие склонности, взаимное уважение, дружеские отношения, и нужно знать, что семейная жизнь, может быть, никогда не бывать сплошным праздником. Умейте делить не только радости, но и горе, беду и несчастье. И как говорил Т.Драйзер: «Семейная любовь наиболее распространенная между людьми и наиболее прочная, потому, в смысле влияния на жизнь людей, самое важное и самое благотворное изо всех добрых чувств человека».






19

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

(выступление студента)

Письма великих людей.

«…Ты - тот стержень, вокруг которого постоянно вращаются мои мысли. Как те люди, которые посвятили свою жизнь поискам философского камня, я хотел бы мою жизнь посвятить поискам лучшей формы любви к тебе». А. И. Герцен - невесте Н. А. Захарьиной.

«Чего я у вас прошу, на что уповаю, чего от вас жду - это доверия, это безоговорочной готовности быть на моей стороне, даже наперекор миру, даже наперекор мне самому, это что-то похожее на веру, короче - это любовь… Будьте моим подтверждением, моим оправданием, моей избавительницей, моей женой!». Томас Манн - невесте К. Прингсгейн.

«Все единственное в себе я уже отдал тебе и больше уже никому не могу отдать…Все, что во мне осталось для других, - это прежде всего ум и дружба…» А. А. Блок - жене Л. Д. Блок.

«Ты дала мне то, что я живу сейчас, и моя жизнь стала какой-то хорошей и дорогой. Ты и сын - вот моя жизнь, мой воздух и свет. Сын - это связующее звено в нашей жизни. Ты - друг, товарищ, который не бросит меня в тяжелую минуту и рядом с которым я отдохну и морально, и физически». В. П. Чкалов - жене О. Э. Чкаловой.






20

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

(выступление студента)

Из чаши мудрости

Семья ведь тоже созидается, а не дается готовою. И никаких прав, и никаких обязанностей не даются готовыми. А ведь одно из другого вытекает. Тогда только это и крепко, тогда только это и свято. Созидается же семья неустанным трудом любви.

Ф. М. Достоевский

Семья приносит полноту жизни, семья приносит счастье, но для этого непременным является духовная близость, взаимное понимание, одинаковый уровень развития.

А. С. Макаренко

Жизнь без любви - не жизнь, а существование. Без любви жить невозможно. Для того и дана душа человеку, чтобы любить.

М. Горький

Брак и его узы или величайшее добро, или величайшее зло, середины нет. Брак - самое дорогое сокровище людей, когда согласие душ и сердец, чувств, вкусов и характеров стягивают его узы, созданные природой, связанные любовью и облагороженные честью.

Вольтер

Семейная жизнь может дать большое счастье, если она связана со взаимной любовью, если нравственным является только брак, заключенный по любви, то остается нравственным только тогда, когда любовь продолжает существовать.

Ф. Бэкон




21

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

(выступление студента)

Пословицы русского народа

Семейная кашка погуще кипит. В семье и каша гуще.

Семья воюет, а одинокий горюет.

Смерть да жена - богом суждена

Добрая женитьба к дому приучает, худая от дому отлучает.

Муж жене отец, жена мужу венец.

Вся семья вместе, и душа на месте.

Любовь да совет, так и горя нет.

С милым годок покажется за часок.

Без солнышка нельзя пробыть, без милого нельзя прожить.

Для милого дружка и серёжку из ушка, семь вёрст не околица.

Мне не дорог твой подарок , дорога твоя любовь.






22

ЛИТЕРАТУРА

1.Зацепин В. И. ,Цымбалюк В.Д. М

и наша семья.- М.: Молодая гвардия,1983-267с.

2.Гребенников И.В. , Ковинько Л.В. Этика семейной жизни.-М.Просвещение,1986- 271с.

3.Верб Л. Семейный долг.- Л.:Знание,1978-385с.

4.Афанасьева Т.А. Семейные портреты.-М.: Мол. Гвардия, 1980.

5.Бестужев- Лада И. Семья вчера, сегодня, завтра.-М.:Знание,1979

6.Юрченко А. Супружество и любовь.-М.:Знание,1978-254с.

7.Ходаков Н. Молодым супругам.-М.:Медицина,1980-134с.

8.Могилевская Г. Семейный климат -М.:Знание,1973-165с.

9.Орлова Л. Трудность счастья.-М.:Знание,1981-268с.

10.Семёнов Ю.Происхождение брака и семьи.-М.:Мысль,1979-468с.

11.Мацковский М., Золотова Т. Закон весов, или об эмоциональном и рациональном в семейной жизни.М.:Знание,1980-568с.

12.Ворожейкин Е. Молодым супругам о браке и семье.- 354с.





23


© 2010-2022