Работа классного руководителя с родителями младших школьников в современных условиях

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Менькова Надежда Филипповна

Средняя общеобразовательная школа №18

г. Павлодар

Работа классного руководителя с родителями младших школьников в современных условиях.

«Главный метод воспитания детей - личный пример родителей».

А. С.Макаренко.

Педагоги школы, работающие с коллективом учащихся начальных классов, хорошо представляют себе формирующую роль семьи. Это позволяет им предвидеть, как отношения в семье могут повлиять на личностное развитие ребенка, его характер, поведенческие реакции. Педагоги выбирают направления и формы работы с родителями. Работа педагогического коллектива с родителями осуществляется в двух направлениях: с коллективом родителей и индивидуально. В практике сложились наиболее рациональные ее формы: общие классные собрания родителей, коллективные и индивидуальные консультации, лекции, конференции, посещение семей, оформление различных по форме и содержанию текстовых материалов, фотомонтажи, выставки работ учащихся, а также совместные классные праздники.

Основная задача этой работы - активизировать педагогическую, воспитательную деятельность семьи, придать ей целенаправленный, общественно значимый характер. Основная форма работы учителя с коллективом родителей - классное родительское собрание. Успех работы учителя с детьми во многом зависит от взаимоотношений учителя с родителями. Большую помощь в работе с родителями учителю оказывает родительский комитет, который тоже выбирается на первом собрании и сохраняется на весь период обучения детей. Часто для работы с родителями используется тематическая лекция - самая распространенная форма систематического устного преподнесения знаний. К ее организации и проведению привлекаются родители, психолог. Беседа - не менее распространенная форма работы с родителями. И она часто используется педагогами начальной школы. В ходе совместного поиска ответа на вопросы учителя, родители, часто вместе с детьми, находят решение жизненных ситуаций.

В практике учителей начальных классов проведение научно- практической конференции родителей « Воспитание детей в семье». В ходе конференции решаются вопросы:

  1. Что является трудным для родителей в воспитании детей?

  2. Какие методы воздействия родители используют в воспитании детей?

  3. Педагогический такт родителей.

  4. Пути самовоспитания родителей.

  5. В чем состоит влияние отца на ребенка?

  6. Как вы организуете свободное время вашего ребенка?

  7. Ваши предложения по улучшению внеклассной работы с детьми в начальной школе.

Часто используют педагоги в работе с коллективом родителей такую форму как родительские чтения. Она дает возможность родителям не только слушать лекции учителя, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении.

Огромную возможность сотрудничества школы с родителями детей дает проведение совместных классных праздников. Это спортивные соревнования: «Папа, мама, я - спортивная семья», утренники «Папа, мама, я - читающая семья» и «Папа, мама, я - дружная семья», викторина для детей и родителей «Играем вместе», игры для всей семьи «Счастливый случай», праздники посвященные 8 Марта и Дню защитника Отечества и многие другие. Интересно и весело проходят такие праздники. Классные руководители 1- 4 классов постоянно используют еще одну форму работы с коллективом родителей - помощь родителей в подготовке и проведении традиционных школьных праздников (новогодние утренники, утренники «Прощание с начальной школой»).

Индивидуальная работа с родителями начальной школы ведется через беседы, тематические консультации и посещение ученика на дому. Одной из форм взаимодействия классного руководителя и семьи является посещение ученика на дому. Посещение педагогом семьи должно оставить в семье хорошее впечатление. Для этого учитель старается вначале поговорить на отвлеченные темы, расспросить о традициях, обычаях, совместном время провождении в семье и лишь потом обсуждает причину своего прихода.

Анкетирование и беседы с родителями позволят составить социальный портрет семей учащихся класса, с которым мы работаем. Это определило следующие цели совместной работы с родителями учащихся: помочь родителям в повышении их педагогической культуры; подготовить родительский коллектив к большей самостоятельности и гибкости в общении с педагогами в среднем и старшем звене; развивать коммуникативные способности родителей в классном родительском коллективе; способствовать снижению факторов риска в детско-родительских отношениях.

Основные формы работы с родителями:

  1. Родительские собрания -1 - 2 раза в четверть.

  2. Индивидуальные беседы - по мере необходимости.

  3. Консультации (индивидуальные и по группам) - 1 раз в неделю.

  4. Организация совместной деятельности родителей и детей класса - 1 раз в четверть

  • привлечение родителей к проведению праздников

  • привлечение родителей к организации экскурсий

  • привлечение родителей к общественно-полезному труду в классном кабинете

  1. Организация работы классного родительского комитета.

  2. Организация родителей для участия в работе общешкольного родительского комитета и Попечительского совета.

  3. Поощрение родителей за сотрудничество - в конце четверти, по итогам года, по итогам начальной школы.

Для подготовки и проведения родительских собраний используются следующие диагностические методики: Рисунок семьи, Сказкотерапия.

Залогом успешной работы педагогов и родителей является и многообразие применяемых форм и методов психолого-педагогического сопровождения: консилиум, деловая игра, тренинги, лекции, научно-практические семинары, дискуссии.

Лекция как устное изложение материала по своей форме достаточно близка многим. Несмотря на кажущуюся простоту проведения, при лекционной форме подачи материала желательно использовать приёмы, привлекающие внимание: наглядные пособия, ТСО, примеры из практики.

Большой интерес вызывают бинарные лекции, которые готовятся и проводятся несколькими специалистами: психолог и педагог, психолог и учителя-предметники. Во время бинарной лекции у родителей есть возможность сравнивать позиции разных специалистов и определять своё отношение к обсуждаемой проблеме.

В ходе деловой игры родители сами формулируют конечный итог, привнося в него собственное субъективное отношение. Главное правило игры - уметь с уважением выслушать собеседника, присоединиться к его мнению или корректно высказать альтернативное решение. Во время проведения таких собраний важную роль играет расположение родителей в аудитории. Как правило, они рассаживаются группами 5 - 6 человек (когда необходима работа в группах) или сидят как обычно, за партами, высказывая своё мнение (когда работают парами или четвёрками). Ведущему собрание необходимо продумать место для каждого родителя с целью более эффективной работы.

Темы собраний формулируются по результатам анкетирования родителей или их устным заявкам, по каким-либо конкретным ситуациям класса или школы и рекомендациям психолога.

В качестве иллюстрации предлагаем фрагменты протоколов собраний.

Практические задания для родителей.

Предлагаются основные процедуры коррекционной работы по развитию внимания. Эту работу можно проводить в игровой форме и дома, и в кругу одноклассников, друзей.

«Корректура».

Ведущий пишет на листке бумаги несколько предложений с пропусками и перестановкой букв в словах. Ученику разрешается прочесть этот текст только один раз, сразу исправляя ошибки цветным карандашом. Затем он передаёт лист второму ученику, который исправляет оставленные ошибки карандашом другого цвета. Возможно проведение соревнований в парах.

«Кто быстрее?».

Учащимся предлагается как можно быстрее и точнее вычеркнуть в колонке любого текста какую-либо часто встречающуюся букву, например, "о" или "е". Успешность оценивается по времени выполнения и количеству допущенных ошибок. Цель такой тренировки - выработка привычных, доведённых до автоматизма действий, подчиненных определённой, чётко осознаваемой цели. Время зависит от возраста (младшие школьники - до 15 минут, подростки - до 30).

«Пальцы».

Сидя в кругу, держим на коленях сцепленные руки, оставив большие пальцы свободными. По команде ведущего медленно вращаем большие пальцы один вокруг другого с постоянной скоростью, стараясь не соприкасаться ими. Необходимо сосредоточить внимание на процессе. По команде "Стоп!" упражнение прекратить. Длительность - 5 - 15 минут. Некоторые ощущают увеличение или отчуждение пальцев; кто-то чувствует сильное раздражение или беспокойство. Это связано с необычностью объекта сосредоточения.

«Наблюдательность».

Ребята работают группами, пытаясь по памяти в письменном виде перечислить предметы, которые они видят по пути из дома до школы.

«Топ, топ, топает малыш».

Ведущий говорит: "Закройте глаза и представьте, что ваш ребёнок пришёл из школы. Сколько звуков заполнило вашу квартиру: он рассказывает о событиях школьной жизни, делится открытиями…"

«Ресурсный круг».

Можно передавать друг другу игрушку - символ детства. Родители продолжают фразу: "Я думаю, что люблю своего ребёнка, потому что…"

Вывод: все наши дети - любимые. Неосознанно мы используем принцип безусловного принятия ребёнка, любим его за то, что он есть.

«Индивидуальная работа по карточкам».

Из указанных ниже словосочетаний выбрать те, которые приемлемы для вас, продолжив предложение: "Любить своего ребёнка - значит …": потакать капризам, всё прощать, учить быть добрым, уважать его мнение, проводить с ним свободное время, не уставать отвечать на все его вопросы, быть в курсе его проблем.

«Групповая работа (ответы готовит каждая команда)».

Найти выход из ситуации (каждой группе предлагается решить проблемную ситуацию).

Возможные варианты: время спать, а уроки не сделаны (спать очень хочется) - что делать? Вы обнаружили у ребёнка чужую вещь - как поступить? Обнаружили спрятанный дневник с плохими оценками и замечаниями учителя - что делать?

«Предварительное подведение итогов».

На каких принципах строится родительская любовь? На доске пишем или размещаем заранее напечатанные слова: доброта, терпение, забота, помощь, любовь.

Рекомендации родителям: придя домой, поставьте себя на место своего ребёнка и только потом примите решение.

Примерная тематика консультаций для родителей.

  1. Ребенок не хочет учиться. Как ему помочь?

  2. Единственный ребенок в семье. Пути преодоления трудностей в оспитании.

  3. Грубость и непонимание в семье.

  4. Талантливый ребенок в семье.

  5. Вредные привычки. Как с ними бороться.

Анкета 3

  1. Какие методы в воспитательной работе вы используете чаще всего (требование, убеждение, наказание, поощрение)?

  2. Соблюдается ли в вашей семье единство требований к ребенку (да, нет, иногда) ?

  3. Какие виды поощрения вы используете в воспитании (словесная похвала, одобрение хорошего поступка всем семейным коллективом, покупка ребенку новой книги, игрушки)?

  4. Наказываете ли вы ребенка физически (да, иногда, нет)?

  5. Положительно ли влияет на ребенка избранная вами мера воздействия (да, не всегда, нет)?

  6. Доверяет ли вам ребенок, делится ли своими секретами (да, иногда, ист)?

  7. Стараетесь ли вы контролировать свое собственное поведение ради воспитания ребенка (да, не всегда, нет)?

Примерная тематика консультаций для родителей (по четвертям)

1 класс

  1. Семья как воспитательный коллектив. Конституционный долг родителей в воспитании детей.

  2. Забота родителей о физическом развитии и здоровье ребенка.

  3. Единые педагогические требования к школьнику как необходимое условие правильного воспитания.

  4. Формирование культурных навыков и привычек у ребенка в семье.

2 класс

  1. Как руководить чтением ребенка?

  2. Эстетическое воспитание детей в семье.

  3. Использование педагогических методов убеждения и приучения в условиях семейного воспитания.

  4. Роль личного примера родителей в воспитании ребенка.

3 класс

  1. Эмоциональная жизнь ребенка и воспитание его чувств.

  2. Половое воспитание ребенка.

  3. Роль семейных традиций в воспитании детей.

  4. Возрастные и психологические особенности подростков.

4 класс

  1. Воспитание сознательной дисциплины и ответственности у детей.

  2. Трудовое воспитание младших школьников в семье.

  3. Физическое развитие и воспитание ребенка в условиях семьи.

  4. Особенности нравственного воспитания подростка

Основные темы родительских собраний.

1 Класс.

Здравствуй, школа.

Особенности адаптации первоклассников к школе.

Режим дня младшего школьника.

Развитие внимания у детей.

Мир начинается дома (итоговое собрание).

2 Класс.

Семейная инженерия.

Путь-дорога. Первые школьные отметки.

Я и мой ребенок - поиски взаимоотношений.

Труд - дело чести. Формирование у детей ответственности.

Правила, по которым вы живете (итоговое собрание).

3 Класс.

Семейные традиции и их значение в жизни ребенка.

Застенчивость и неуверенность ребенка. Как их преодолеть.

Как уберечь ребенка от насилия.

Понимать ребенка - это…

Вот и стали мы на год мудрее (итоговое собрание).

4 Класс.

Я - выпускник начальной школы.

Мой ребенок становится трудным.

Любите ли вы своего ребенка.

Зодчие семьи. О родных и близких с любовью.

Наши традиции (итоговое собрание).





















Менькова Надежда Филипповна Тезисы

Средняя общеобразовательная школа №18

г. Павлодар

Работа классного руководителя с родителями младших школьников в современных условиях.

«Главный метод воспитания детей - личный пример родителей».

А. С.Макаренко.

Педагоги школы, работающие с коллективом учащихся начальных классов, хорошо представляют себе формирующую роль семьи. Это позволяет им предвидеть, как отношения в семье могут повлиять на личностное развитие ребенка, его характер, поведенческие реакции. Педагоги выбирают направления и формы работы с родителями. Работа педагогического коллектива с родителями осуществляется в двух направлениях: с коллективом родителей и индивидуально. В практике сложились наиболее рациональные ее формы: общие классные собрания родителей, коллективные и индивидуальные консультации, лекции, конференции, посещение семей, оформление различных по форме и содержанию текстовых материалов, фотомонтажи, выставки работ учащихся, а также совместные классные праздники.

Основная задача этой работы - активизировать педагогическую, воспитательную деятельность семьи, придать ей целенаправленный, общественно значимый характер. Основная форма работы учителя с коллективом родителей - классное родительское собрание. Успех работы учителя с детьми во многом зависит от взаимоотношений учителя с родителями. Большую помощь в работе с родителями учителю оказывает родительский комитет, который тоже выбирается на первом собрании и сохраняется на весь период обучения детей. Часто для работы с родителями используется тематическая лекция - самая распространенная форма систематического устного преподнесения знаний. К ее организации и проведению привлекаются родители, психолог. Беседа - не менее распространенная форма работы с родителями. И она часто используется педагогами начальной школы. В ходе совместного поиска ответа на вопросы учителя, родители, часто вместе с детьми, находят решение жизненных ситуаций.

Практические задания для родителей.

Предлагаются основные процедуры коррекционной работы по развитию внимания. Эту работу можно проводить в игровой форме и дома, и в кругу одноклассников, друзей.

«Корректура».

Ведущий пишет на листке бумаги несколько предложений с пропусками и перестановкой букв в словах. Ученику разрешается прочесть этот текст только один раз, сразу исправляя ошибки цветным карандашом. Затем он передаёт лист второму ученику, который исправляет оставленные ошибки карандашом другого цвета. Возможно проведение соревнований в парах.

«Кто быстрее?».

Учащимся предлагается как можно быстрее и точнее вычеркнуть в колонке любого текста какую-либо часто встречающуюся букву, например, "о" или "е". Успешность оценивается по времени выполнения и количеству допущенных ошибок. Цель такой тренировки - выработка привычных, доведённых до автоматизма действий, подчиненных определённой, чётко осознаваемой цели. Время зависит от возраста (младшие школьники - до 15 минут, подростки - до 30).

«Пальцы».

Сидя в кругу, держим на коленях сцепленные руки, оставив большие пальцы свободными. По команде ведущего медленно вращаем большие пальцы один вокруг другого с постоянной скоростью, стараясь не соприкасаться ими. Необходимо сосредоточить внимание на процессе. По команде "Стоп!" упражнение прекратить. Длительность - 5 - 15 минут. Некоторые ощущают увеличение или отчуждение пальцев; кто-то чувствует сильное раздражение или беспокойство. Это связано с необычностью объекта сосредоточения.

Рекомендации родителям: придя домой, поставьте себя на место своего ребёнка и только потом примите решение.

© 2010-2022