- Преподавателю
- Классному руководителю
- Работа классного руководителя с родителями младших школьников в современных условиях
Работа классного руководителя с родителями младших школьников в современных условиях
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Менькова Н.Ф. |
Дата | 25.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Менькова Надежда Филипповна
Средняя общеобразовательная школа №18
г. Павлодар
Работа классного руководителя с родителями младших школьников в современных условиях.
«Главный метод воспитания детей - личный пример родителей».
А. С.Макаренко.
Педагоги школы, работающие с коллективом учащихся начальных классов, хорошо представляют себе формирующую роль семьи. Это позволяет им предвидеть, как отношения в семье могут повлиять на личностное развитие ребенка, его характер, поведенческие реакции. Педагоги выбирают направления и формы работы с родителями. Работа педагогического коллектива с родителями осуществляется в двух направлениях: с коллективом родителей и индивидуально. В практике сложились наиболее рациональные ее формы: общие классные собрания родителей, коллективные и индивидуальные консультации, лекции, конференции, посещение семей, оформление различных по форме и содержанию текстовых материалов, фотомонтажи, выставки работ учащихся, а также совместные классные праздники.
Основная задача этой работы - активизировать педагогическую, воспитательную деятельность семьи, придать ей целенаправленный, общественно значимый характер. Основная форма работы учителя с коллективом родителей - классное родительское собрание. Успех работы учителя с детьми во многом зависит от взаимоотношений учителя с родителями. Большую помощь в работе с родителями учителю оказывает родительский комитет, который тоже выбирается на первом собрании и сохраняется на весь период обучения детей. Часто для работы с родителями используется тематическая лекция - самая распространенная форма систематического устного преподнесения знаний. К ее организации и проведению привлекаются родители, психолог. Беседа - не менее распространенная форма работы с родителями. И она часто используется педагогами начальной школы. В ходе совместного поиска ответа на вопросы учителя, родители, часто вместе с детьми, находят решение жизненных ситуаций.
В практике учителей начальных классов проведение научно- практической конференции родителей « Воспитание детей в семье». В ходе конференции решаются вопросы:
-
Что является трудным для родителей в воспитании детей?
-
Какие методы воздействия родители используют в воспитании детей?
-
Педагогический такт родителей.
-
Пути самовоспитания родителей.
-
В чем состоит влияние отца на ребенка?
-
Как вы организуете свободное время вашего ребенка?
-
Ваши предложения по улучшению внеклассной работы с детьми в начальной школе.
Часто используют педагоги в работе с коллективом родителей такую форму как родительские чтения. Она дает возможность родителям не только слушать лекции учителя, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении.
Огромную возможность сотрудничества школы с родителями детей дает проведение совместных классных праздников. Это спортивные соревнования: «Папа, мама, я - спортивная семья», утренники «Папа, мама, я - читающая семья» и «Папа, мама, я - дружная семья», викторина для детей и родителей «Играем вместе», игры для всей семьи «Счастливый случай», праздники посвященные 8 Марта и Дню защитника Отечества и многие другие. Интересно и весело проходят такие праздники. Классные руководители 1- 4 классов постоянно используют еще одну форму работы с коллективом родителей - помощь родителей в подготовке и проведении традиционных школьных праздников (новогодние утренники, утренники «Прощание с начальной школой»).
Индивидуальная работа с родителями начальной школы ведется через беседы, тематические консультации и посещение ученика на дому. Одной из форм взаимодействия классного руководителя и семьи является посещение ученика на дому. Посещение педагогом семьи должно оставить в семье хорошее впечатление. Для этого учитель старается вначале поговорить на отвлеченные темы, расспросить о традициях, обычаях, совместном время провождении в семье и лишь потом обсуждает причину своего прихода.
Анкетирование и беседы с родителями позволят составить социальный портрет семей учащихся класса, с которым мы работаем. Это определило следующие цели совместной работы с родителями учащихся: помочь родителям в повышении их педагогической культуры; подготовить родительский коллектив к большей самостоятельности и гибкости в общении с педагогами в среднем и старшем звене; развивать коммуникативные способности родителей в классном родительском коллективе; способствовать снижению факторов риска в детско-родительских отношениях.
Основные формы работы с родителями:
-
Родительские собрания -1 - 2 раза в четверть.
-
Индивидуальные беседы - по мере необходимости.
-
Консультации (индивидуальные и по группам) - 1 раз в неделю.
-
Организация совместной деятельности родителей и детей класса - 1 раз в четверть
-
привлечение родителей к проведению праздников
-
привлечение родителей к организации экскурсий
-
привлечение родителей к общественно-полезному труду в классном кабинете
-
Организация работы классного родительского комитета.
-
Организация родителей для участия в работе общешкольного родительского комитета и Попечительского совета.
-
Поощрение родителей за сотрудничество - в конце четверти, по итогам года, по итогам начальной школы.
Для подготовки и проведения родительских собраний используются следующие диагностические методики: Рисунок семьи, Сказкотерапия.
Залогом успешной работы педагогов и родителей является и многообразие применяемых форм и методов психолого-педагогического сопровождения: консилиум, деловая игра, тренинги, лекции, научно-практические семинары, дискуссии.
Лекция как устное изложение материала по своей форме достаточно близка многим. Несмотря на кажущуюся простоту проведения, при лекционной форме подачи материала желательно использовать приёмы, привлекающие внимание: наглядные пособия, ТСО, примеры из практики.
Большой интерес вызывают бинарные лекции, которые готовятся и проводятся несколькими специалистами: психолог и педагог, психолог и учителя-предметники. Во время бинарной лекции у родителей есть возможность сравнивать позиции разных специалистов и определять своё отношение к обсуждаемой проблеме.
В ходе деловой игры родители сами формулируют конечный итог, привнося в него собственное субъективное отношение. Главное правило игры - уметь с уважением выслушать собеседника, присоединиться к его мнению или корректно высказать альтернативное решение. Во время проведения таких собраний важную роль играет расположение родителей в аудитории. Как правило, они рассаживаются группами 5 - 6 человек (когда необходима работа в группах) или сидят как обычно, за партами, высказывая своё мнение (когда работают парами или четвёрками). Ведущему собрание необходимо продумать место для каждого родителя с целью более эффективной работы.
Темы собраний формулируются по результатам анкетирования родителей или их устным заявкам, по каким-либо конкретным ситуациям класса или школы и рекомендациям психолога.
В качестве иллюстрации предлагаем фрагменты протоколов собраний.
Практические задания для родителей.
Предлагаются основные процедуры коррекционной работы по развитию внимания. Эту работу можно проводить в игровой форме и дома, и в кругу одноклассников, друзей.
«Корректура».
Ведущий пишет на листке бумаги несколько предложений с пропусками и перестановкой букв в словах. Ученику разрешается прочесть этот текст только один раз, сразу исправляя ошибки цветным карандашом. Затем он передаёт лист второму ученику, который исправляет оставленные ошибки карандашом другого цвета. Возможно проведение соревнований в парах.
«Кто быстрее?».
Учащимся предлагается как можно быстрее и точнее вычеркнуть в колонке любого текста какую-либо часто встречающуюся букву, например, "о" или "е". Успешность оценивается по времени выполнения и количеству допущенных ошибок. Цель такой тренировки - выработка привычных, доведённых до автоматизма действий, подчиненных определённой, чётко осознаваемой цели. Время зависит от возраста (младшие школьники - до 15 минут, подростки - до 30).
«Пальцы».
Сидя в кругу, держим на коленях сцепленные руки, оставив большие пальцы свободными. По команде ведущего медленно вращаем большие пальцы один вокруг другого с постоянной скоростью, стараясь не соприкасаться ими. Необходимо сосредоточить внимание на процессе. По команде "Стоп!" упражнение прекратить. Длительность - 5 - 15 минут. Некоторые ощущают увеличение или отчуждение пальцев; кто-то чувствует сильное раздражение или беспокойство. Это связано с необычностью объекта сосредоточения.
«Наблюдательность».
Ребята работают группами, пытаясь по памяти в письменном виде перечислить предметы, которые они видят по пути из дома до школы.
«Топ, топ, топает малыш».
Ведущий говорит: "Закройте глаза и представьте, что ваш ребёнок пришёл из школы. Сколько звуков заполнило вашу квартиру: он рассказывает о событиях школьной жизни, делится открытиями…"
«Ресурсный круг».
Можно передавать друг другу игрушку - символ детства. Родители продолжают фразу: "Я думаю, что люблю своего ребёнка, потому что…"
Вывод: все наши дети - любимые. Неосознанно мы используем принцип безусловного принятия ребёнка, любим его за то, что он есть.
«Индивидуальная работа по карточкам».
Из указанных ниже словосочетаний выбрать те, которые приемлемы для вас, продолжив предложение: "Любить своего ребёнка - значит …": потакать капризам, всё прощать, учить быть добрым, уважать его мнение, проводить с ним свободное время, не уставать отвечать на все его вопросы, быть в курсе его проблем.
«Групповая работа (ответы готовит каждая команда)».
Найти выход из ситуации (каждой группе предлагается решить проблемную ситуацию).
Возможные варианты: время спать, а уроки не сделаны (спать очень хочется) - что делать? Вы обнаружили у ребёнка чужую вещь - как поступить? Обнаружили спрятанный дневник с плохими оценками и замечаниями учителя - что делать?
«Предварительное подведение итогов».
На каких принципах строится родительская любовь? На доске пишем или размещаем заранее напечатанные слова: доброта, терпение, забота, помощь, любовь.
Рекомендации родителям: придя домой, поставьте себя на место своего ребёнка и только потом примите решение.
Примерная тематика консультаций для родителей.
-
Ребенок не хочет учиться. Как ему помочь?
-
Единственный ребенок в семье. Пути преодоления трудностей в оспитании.
-
Грубость и непонимание в семье.
-
Талантливый ребенок в семье.
-
Вредные привычки. Как с ними бороться.
Анкета 3
-
Какие методы в воспитательной работе вы используете чаще всего (требование, убеждение, наказание, поощрение)?
-
Соблюдается ли в вашей семье единство требований к ребенку (да, нет, иногда) ?
-
Какие виды поощрения вы используете в воспитании (словесная похвала, одобрение хорошего поступка всем семейным коллективом, покупка ребенку новой книги, игрушки)?
-
Наказываете ли вы ребенка физически (да, иногда, нет)?
-
Положительно ли влияет на ребенка избранная вами мера воздействия (да, не всегда, нет)?
-
Доверяет ли вам ребенок, делится ли своими секретами (да, иногда, ист)?
-
Стараетесь ли вы контролировать свое собственное поведение ради воспитания ребенка (да, не всегда, нет)?
Примерная тематика консультаций для родителей (по четвертям)
1 класс
-
Семья как воспитательный коллектив. Конституционный долг родителей в воспитании детей.
-
Забота родителей о физическом развитии и здоровье ребенка.
-
Единые педагогические требования к школьнику как необходимое условие правильного воспитания.
-
Формирование культурных навыков и привычек у ребенка в семье.
2 класс
-
Как руководить чтением ребенка?
-
Эстетическое воспитание детей в семье.
-
Использование педагогических методов убеждения и приучения в условиях семейного воспитания.
-
Роль личного примера родителей в воспитании ребенка.
3 класс
-
Эмоциональная жизнь ребенка и воспитание его чувств.
-
Половое воспитание ребенка.
-
Роль семейных традиций в воспитании детей.
-
Возрастные и психологические особенности подростков.
4 класс
-
Воспитание сознательной дисциплины и ответственности у детей.
-
Трудовое воспитание младших школьников в семье.
-
Физическое развитие и воспитание ребенка в условиях семьи.
-
Особенности нравственного воспитания подростка
Основные темы родительских собраний.
1 Класс.
Здравствуй, школа.
Особенности адаптации первоклассников к школе.
Режим дня младшего школьника.
Развитие внимания у детей.
Мир начинается дома (итоговое собрание).
2 Класс.
Семейная инженерия.
Путь-дорога. Первые школьные отметки.
Я и мой ребенок - поиски взаимоотношений.
Труд - дело чести. Формирование у детей ответственности.
Правила, по которым вы живете (итоговое собрание).
3 Класс.
Семейные традиции и их значение в жизни ребенка.
Застенчивость и неуверенность ребенка. Как их преодолеть.
Как уберечь ребенка от насилия.
Понимать ребенка - это…
Вот и стали мы на год мудрее (итоговое собрание).
4 Класс.
Я - выпускник начальной школы.
Мой ребенок становится трудным.
Любите ли вы своего ребенка.
Зодчие семьи. О родных и близких с любовью.
Наши традиции (итоговое собрание).
Менькова Надежда Филипповна Тезисы
Средняя общеобразовательная школа №18
г. Павлодар
Работа классного руководителя с родителями младших школьников в современных условиях.
«Главный метод воспитания детей - личный пример родителей».
А. С.Макаренко.
Педагоги школы, работающие с коллективом учащихся начальных классов, хорошо представляют себе формирующую роль семьи. Это позволяет им предвидеть, как отношения в семье могут повлиять на личностное развитие ребенка, его характер, поведенческие реакции. Педагоги выбирают направления и формы работы с родителями. Работа педагогического коллектива с родителями осуществляется в двух направлениях: с коллективом родителей и индивидуально. В практике сложились наиболее рациональные ее формы: общие классные собрания родителей, коллективные и индивидуальные консультации, лекции, конференции, посещение семей, оформление различных по форме и содержанию текстовых материалов, фотомонтажи, выставки работ учащихся, а также совместные классные праздники.
Основная задача этой работы - активизировать педагогическую, воспитательную деятельность семьи, придать ей целенаправленный, общественно значимый характер. Основная форма работы учителя с коллективом родителей - классное родительское собрание. Успех работы учителя с детьми во многом зависит от взаимоотношений учителя с родителями. Большую помощь в работе с родителями учителю оказывает родительский комитет, который тоже выбирается на первом собрании и сохраняется на весь период обучения детей. Часто для работы с родителями используется тематическая лекция - самая распространенная форма систематического устного преподнесения знаний. К ее организации и проведению привлекаются родители, психолог. Беседа - не менее распространенная форма работы с родителями. И она часто используется педагогами начальной школы. В ходе совместного поиска ответа на вопросы учителя, родители, часто вместе с детьми, находят решение жизненных ситуаций.
Практические задания для родителей.
Предлагаются основные процедуры коррекционной работы по развитию внимания. Эту работу можно проводить в игровой форме и дома, и в кругу одноклассников, друзей.
«Корректура».
Ведущий пишет на листке бумаги несколько предложений с пропусками и перестановкой букв в словах. Ученику разрешается прочесть этот текст только один раз, сразу исправляя ошибки цветным карандашом. Затем он передаёт лист второму ученику, который исправляет оставленные ошибки карандашом другого цвета. Возможно проведение соревнований в парах.
«Кто быстрее?».
Учащимся предлагается как можно быстрее и точнее вычеркнуть в колонке любого текста какую-либо часто встречающуюся букву, например, "о" или "е". Успешность оценивается по времени выполнения и количеству допущенных ошибок. Цель такой тренировки - выработка привычных, доведённых до автоматизма действий, подчиненных определённой, чётко осознаваемой цели. Время зависит от возраста (младшие школьники - до 15 минут, подростки - до 30).
«Пальцы».
Сидя в кругу, держим на коленях сцепленные руки, оставив большие пальцы свободными. По команде ведущего медленно вращаем большие пальцы один вокруг другого с постоянной скоростью, стараясь не соприкасаться ими. Необходимо сосредоточить внимание на процессе. По команде "Стоп!" упражнение прекратить. Длительность - 5 - 15 минут. Некоторые ощущают увеличение или отчуждение пальцев; кто-то чувствует сильное раздражение или беспокойство. Это связано с необычностью объекта сосредоточения.
Рекомендации родителям: придя домой, поставьте себя на место своего ребёнка и только потом примите решение.