Эссе на тему: «Организация проектной и исследовательской деятельности»

В современных условиях, когда произошёл пересмотр школьного  образования, моральных устоев и  принципов жизни нашего общества - происходит изменение содержания и методики преподавания, идёт активный поиск новых путей, стимулирующих самостоятельную деятельность школьников. Акцент переносится  на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать  принимаемые решения и чётко планировать действия.  Это т...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Эссе на тему:

«Организация проектной и исследовательской деятельности»


В городе буйствует осень. Подхваченные легким ветерком осенние листья расстилают свой ярко- золотой ковер. Есть особый день осени, когда улицы моего прекрасного города становятся многолюдными и праздничными. Это день его рождения. Он пришел и в этом году, столице Карачаево - Черкесии - 180 лет.

18 веков истории города - это гигантский калейдоскоп, где переплелось трагическое и радостное, боль выселения и яркий огонь реабилитации, годы послевоенного строительства и перестройки… Бурная летопись.

Так начиналось сочинение на заданную тему, которое написала моя ученица Диана к 180 - летию города Черкесска. В этой работе отразилась любовь к родному краю, многонациональной республике.Написанию этого сочинения предшествовала большая работа: изучение истории и культурного наследия родного края, ее природных богатств, народов, проживающих здесь. Работа была написана творчески, необычно, в ней описываласьпрогулка по родному городу со многими остановками около достопримечательностей.

Данное сочинение сыграло огромную роль в дальнейшей моей работе с детьми по развитию желания учиться, познавать мир. Я задумалась о том, что я делаю, что я умею, чему мне надо научиться, чтобы мои ученики могли быть творческими личностями и были востребованы современным обществом, и пришла к выводу, что нельзя заставлять детей, а надо их заинтересовывать. Разные виды работ способствовали этому: и литературные игры по прочитанным произведениям, викторины, экскурсии, походы, конкурсы, большая краеведческая работа.

Но в современных условиях, когда произошёл пересмотр школьного образования, моральных устоев и принципов жизни нашего общества - происходит изменение содержания и методики преподавания, идёт активный поиск новых путей, стимулирующих самостоятельную деятельность школьников. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.

Этим обусловлено введение в образовательных учреждений методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся.

Проектная деятельность обучающихся - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Исследовательская деятельность является средством развития личности ребёнка, совершенствовании его интеллектуально-творческого потенциала. Особенно увлекательным, глубоким и интересным исследование становится тогда, когда в его основе лежит понимание социальной значимости этой работы, когда в его результате можно добиться практического эффекта, полезного для общества. Ребята начинают осознавать свою значимость в обществе, принадлежность к науке, формируют устойчивый познавательный интерес, учатся правильно работать с методической и научной литературой. Юные исследователи получают обширные знания и практические умения, навыки. Ведь знание нельзя дать - его можно только взять. Берется то, что действительно нужно. Задача нас учителей - создать такие условия, при которых ученик ощущает необходимость для себя новых знаний и воплощения своих идей в жизнь.

Несколько лет занимаюсь с учащимися нашей гимназии исследовательской работой. Эта сторона рассматриваемого вопроса мне ближе. Сначала это была работа по краеведению, в дальнейшем нас заинтересовали и другие темы.Дети успешно выступали на научно-практических конференциях. Есть призовые места и на Всероссийских конкурсах. Так возникло в гимназии научное общество учащихся НОУ

«Малая академия наук». К нашему ученическому обществу были приглашены в качестве руководителей работ учителя, преподаватели Вуза, родители. Считаю, что роль родителей в исследовательской деятельности ребёнка огромна. Если родители сумели поддержать интерес к этим исследованиям, откликнулись на призыв ребёнка к совместной деятельности, не оттолкнули его от себя, поделились, при необходимости, своим опытом, знаниями, оставляя приоритетными самостоятельные исследования детей, то такой ребёнок к гимназии разовьёт свой исследовательский интерес и будет готов отправиться в "путешествие за знаниями". В работе НОУ принимают участие и самые маленькие учащиеся нашей гимназии. С первого класса стараемся вовлекать своих учащихся в мини-исследования, включаем этот вид деятельности во все образовательные области начальной школы. В первом и втором классе почти все работы носят коллективный характер, тематика определяется учителем, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, это приучает детей работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих. Два первых класса подготовили под руководством учителей интересные групповые работы «Энциклопедия буквы «Э» и «В чем польза овощей». Это были настоящие ученые, когда представляли свои работы на конференции. Учащиеся 3-х классов выступили с темами: «Семь чудес КЧР», «Здоровый образ жизни - наш выбор».

В третьем и четвёртом классе многие ученики уже знают, какой предмет им интересен, могут сами выбрать тему исследования. Учитель может и должен лишь «подтолкнуть» их к правильному выбору, попросив ответить на следующие вопросы:

Что мне интересно больше всего?

Чем я хочу заниматься в первую очередь?

Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?

О чём хотелось бы узнать как можно больше?

Чем я мог бы гордиться?

Ответив на эти вопросы, ребенок может получить совет учителя, какую тему исследования можно выбрать. В результате такого подхода учащимися были выбраны такие темы: «Аквариумные рыбки», «Красная Книга КЧР», групповая работа кружка «Юный химик» по теме «Химический состав шоколада».Оказалось, что учащихся 5-8 классов интересовали такие темы: «Культура народов Северного Кавказа», «Танцы народов Северного Кавказа», «Тебердинский заповедник».

При защите таких проектов ученики в отведённое время должны аргументировать выбор темы, рассказать об этапах работы над проектом. Оценивается чёткость формулировок, результативность работы, умение аргументировано отвечать на вопросы слушателей. Каждый докладчик сопровождает свою работу компьютерной презентацией. Выступление с докладом по определенной теме - это положительная мотивация дальнейшей исследовательской деятельности учащегося.

Таким образом, проектно-исследовательская деятельность учащихся и использование ИКТ помогают развитию важнейших компетенций для современной жизни: способность делать выбор, брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решения, владеть навыками взаимодействия с окружающими людьми, а также информационными технологиями.

Начиная с 2010 года было проведено много научно - практических конференций и темы исследований детей распределились по следующим секциям:

Структура НОУ

Общее собрание НОУ

Секция «Натуралист»

МО среднего звена

МО начальных классов

Секция «Мой родной край»

Научный руководитель

Секция «История»

Секция «Вселенная»

Секция«Биология, зоология, анатомия»

Секция «Юный химик»

Секция «Мои любимые животные»

Секция «Экология»

Исследовательская деятельность заставляет и приучает детей работать с книгой, газетой, журналом, что в наше время очень важно, потому что по собственному опыту и, основываясь на мнении коллег, я знаю, дети в лучшем случае читают только учебники. Они не хотят читать не только дополнительную литературу по предметам, но и увлекательные произведения литературы и периодической печати. Детиувлечены компьютером, Интернет заменяет друзей, улицу и даже реальный мир. Своей работой стараюсь направить деятельность учащихся нашей гимназии в нужное и полезное для них русло. Ребята ведут себя по-разному: одни с каким-то азартом активно ищут информацию для своих исследований по библиотекам, другие втягивают в свою работу родителей, но есть и такие, которых приходится брать в "помощники", обращаясь к ним с просьбой о помощи. Ребенок, чувствуя свою значимость, старается помочь учителю и вовлекается в исследовательскую работу. Сегодня, уже набирая учащихся, мы проводим анкетирование родителей по следующим вопросам:

- какие интересы, кроме учебных, есть у вашего ребенка?

- какие предметы школьного курса для него значимы?

- какие познавательные передачи смотрит ваш ребенок?

- в какой области знаний вы видите в будущем приложение сил своего ребенка?

- имеет ли ребенок возможность демонстрировать свои результаты?

- считаете ли вы необходимым более глубокие занятия ребенка в кружках и секциях? Если да, то почему?

- на занятиях каких кружков и секций вы хотелибы видеть своего ребенка?

- как Вы считаете, может ли это в последующем повлиять на его профессиональный выбор?

Учащимся предлагаем данную анкету:

- какой школьный предмет Вам более интересен?

- по какому предмету Вам интересно читать дополнительную литературу?

- занимаетесь ли в кружках? Каких и где?

- по Вашему мнению, чем должно заниматься НОУ?

- хотите ли Вы участвовать в работе НОУ?

- если да, то в какой секции Вы хотели бы работать?

- мог бы Ваш учитель стать Вашим консультантом?

- какие темы для исследования, наблюдения могли бы быть Вам интересны?

Все итоги отражаются в гимназической газете «АкадемиЯ» на специальной странице и на сайте гимназии. Видеть результаты своего труда для детей большая радость.

Страничка НОУ

Наш девиз:

Двери знаний отвори,

В мир наук смелей войди.

НОУ действуй и твори,

Ведь наше будущее - это мы!


Эссе на тему: «Организация проектной и исследовательской деятельности»



Таким образом, мы видим, что проектно-исследовательская деятельность способствует раскрытию таланта, дарования, или даже маленького зёрнышка одарённости ученика. Поэтому, нам - учителям, необходимо выявлять и развивать природные задатки детей на всех ступенях их воспитания, обеспечивать детям условия, способствующие максимальному раскрытию их потенциальных возможностей. Правильно построенная работа приносит свои плоды. Вот еще строки из другого сочинения учащейся: «Я счастлива шагая в гимназию, где я учусь. Всему хорошему, что есть во мне, я обязана тебе, моя гимназия. Обязана тем, что навсегда поняла: нельзя быть человеком и оставаться равнодушным, нельзя безразлично относиться к родным и близким. Ты научила меня любить мою малую родину, Карачаево - Черкесию».


© 2010-2022