Выступление на тему Музей как основополагающий аспект воспитательной системы в современной школе

Музеи играют большую роль в укреплении семей: все вместе мы на Пасху выезжаем в Усолье, где знакомимся с обрядами проведения этого праздника на Руси, сами участвуем в играх и потехах, пьем чаи, заваренные особым способом. Посещение этнографического музея в Хохловке, придает уверенности в себе, усиливает желание построить своими руками дом, который много лет оберегал бы семейный очаг. Начиная с пятого класса, мы создаем свой мини музей, в котором есть экспозиция под названием «История одной вещи»...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Грибушинские чтения 2011

Музей как основополагающий аспект воспитательной системы в современной школе

Ученик в современном мире живет и развивается в информационно насыщенной среде, которая требует от него более широкой и более гибкой образовательной базы, подлежащей непрерывному обогащению и развитию. Меняется и роль учителя в современной школе, перед которым стоит вопрос «Как воспитывать и обучать?» Если раньше приоритетной целью являлось «усвоение всей суммы знаний, которое выработало человечество»1, то в новых условиях приоритетом становится личность ученика, его способность самоопределиться, самореализоваться и самоутвердиться. Само государство, являясь социально-демократическим, ставит перед учителем цель - дать ученикам правильные нравственные ориентиры.

Целью моей работы как классного руководителя стало создание условий для разностороннего развития самоактуализирующейся личности школьника в условиях личностно-ориентированной коллективной творческой деятельности (авт. Е.Н. Степанов).

Особое место в условиях формирования модели выпускника отводится организации духовно-нравственной составляющей через взаимодействие с музеями, структурами дополнительного образования дополнительного образования и системой профориентации, а также усилению взаимодействия с семьей.

Именно эти задачи мы решаем совместно и с учащимися, и с их родителями. Так мы построим «Школьный треугольник»2.

1 сторона: обеспечение надлежащего качества обучения в школе II ступени.

2 сторона: организация учебно-исследовательской деятельности учащихся (в том числе подготовка и проведение олимпиад, научно-практических конференций и т.д.).

3 сторона: воспитание духовно-нравственного человека и гражданина, соответствующего новым требованиям общества, способного достойно адаптироваться в социуме.

Стратегия и модернизация содержания общего образования предполагает формирование у учащихся ключевых компетентностей, позволяющих достигать результатов в личной и профессиональной жизни в условиях конкретного общества3. Стержнем являются межпредметные компетентности: учебно-познавательная, социально-деятельностная, информационная и общекультурная, которые позволяют учащимся формировать естественно-научное мировоззрение и учат решать проблемы, реально оценивая свои силы. Более двадцатилетний опыт работы классным руководителем позволил развить идею системного подхода к воспитанию детей, концепция воспитания выстроилась в Семь-Я:

Я - успешный ученик, Я - гражданин, Я - носитель культуры, Я - интеллектуал, Я - будущий профессионал, Я - лидер и участник коллективной деятельности, Я - продолжатель семейных традиций и хранитель семейных ценностей.

Работа ведется по семи направлениям: учебная деятельность, гражданско-патриотическое направление, нравственно-эстетическое, интеллектуально-познавательное, профориентационная работа, социальная практика, работа с родителями.

Более детально мне бы хотелось остановиться на тех направлениях работы, которые достигают максимального результата через взаимодействия с музеями как г. Добрянки, так и Пермского края.

Гражданско-патриотическое. Воспитание гражданина и патриота - это важнейшая задача любой воспитательной системы. Вместе с ребятами готовим и проводим малые экскурсии по историческим местам Добрянки, родители участвуют в организации и проведении автобусных экскурсий по Соликамску, Усолью, Орлу. Ученики знакомятся с семейными традициями семьи Строгановых, народными обрядами, деревянным зодчеством и могут проследить начало славных походов Ермака. Встречи с выдающимися земляками повышают потенциал гордости за тот край, в котором живешь. Много мероприятий было проведено в 65-ый юбилейный год Победы. Ребята брали интервью у участников тех событий, писали сочинения о родственниках, сражавшихся на фронтах и ковавших Победу в тылу. Многие семьи приняли участие в проекте регионального отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия» Пермского края «История моей семьи - история Родины», написанные потомками произведения вошли в книгу о героях Великой Отечественной войны, уроженцах пермского края.

Путешествия по духовно-историческим маршрутам является традицией и входит в школьную систему гражданского образования «Школа гражданского становления личности». Участие в ежегодных Сюзевских чтениях.

Нравственно-эстетическое. Здесь используются традиционные формы: посещение выставок, музеев, театров. Ежегодно принимаем участие в акции «Ночь в музее», где многие знакомые экспонаты воспринимаются в другом более многогранном ракурсе. Проводим мы и беседы по вопросам морали и нравственности, встречаемся с творческими людьми, творим и пишем сами. В 2010 году приняли участие в краевом проекте гражданских и общественных инициатив «Живая книга», на котором встречались с писателями и поэтами Пермского края, слушали и писали отзывы на их произведения, сами читали поэзию и прозу собственного сочинения.

Интеллектуально-познавательное. А. Т. Твардовский прекрасно сказал: «Общение с книгой - высшая и незаменимая форма интеллектуального развития человека»4. В XXI веке к этому ещё стоит добавить информационные технологии и можно смело не только успешно обучаться, но и вести научно-исследовательскую деятельность. Каждый ученик класса самостоятельно выбирает тему и проводит учебное исследования совместно с педагогом - куратором. При написании своих исследовательских работ, ребята часто используют материалы музейных фондов.

Профориентационная работа. Психолого-педагогический анализ результатов измерения готовности личности в сфере профессиональной деятельности (авт. В.А. Коротков) показал высокий уровень мотивации в классе.

В рамках профориентационной работы проводятся классные часы, экскурсии на предприятия города Добрянки, важнейшим из которых является градообразующее предприятие Пермская ГРЭС-филиал ОАО «ОГК-1». Это градообразующее предприятие имеет свой музей, в котором есть экспозиции о истории строительства предприятия, путях его развития, перспективах дальнейшего становления, а самое главное - это истории людских судеб, связанные с этим объектом. Городок у нас небольшой и каждый ребенок обязательно находит фотографию своего родственника или знакомого человека. Помимо этого организуются поездки на выставки «Образование и прогресс - 2005, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010», дни открытых дверей в ПГТУ и другие высшие учебные заведения Пермского края. Ребята знакомились с миром специальностей вузов, системой приема, перспективами дальнейшего трудоустройства, имели возможность свободно общаться с преподавателями учебных заведений, и, пожалуй, самое главное самостоятельно делать свой выбор. Добрянский историко-краеведческий музей приглашает на выставку «Прошлое, настоящее и будущее Добрянки».

Работа с родителями. Особое место в своей деятельности я отвожу работе с родителями. 90 % родителей класса принимают активное участие во всех классных и школьных мероприятиях. Они являются равноправными участниками образовательного воспитательного процесса. На каждом собрании подчеркивается роль семьи в достижениях детей. На родительских собраниях были использованы такие приемы коллективного творчества (авт.Е. В. Бачева): экспресс-интервью, анкета, прием полюсов (+,-), портреты (словесные, психологические, творческие и т.д.), взаимоконсультации, доверительные беседы и т. д.5 Умелое построение отношений с родителями и учениками способствовали укреплению семьи, и как результат - ученики могли правильно строить свои отношения не только с родителями, учителями, но и с одноклассниками.

Музеи играют большую роль в укреплении семей: все вместе мы на Пасху выезжаем в Усолье, где знакомимся с обрядами проведения этого праздника на Руси, сами участвуем в играх и потехах, пьем чаи, заваренные особым способом. Посещение этнографического музея в Хохловке, придает уверенности в себе, усиливает желание построить своими руками дом, который много лет оберегал бы семейный очаг. Начиная с пятого класса, мы создаем свой мини музей, в котором есть экспозиция под названием «История одной вещи». Каждый ребенок обязательно находит вещь, у которой порой история насчитывает более двухсот лет.

Системная работа с семьей влияет на позитивное отношение учащихся к семье, которое способствует повышению рейтинга семьи в успешной жизнедеятельности учеников. Опыт показывает, что через 14 лет после окончания школы 96 % выпускников имеют прочные семьи с 1-2 детьми.

Лучшие традиции выпускных классов я использую в работе с моими учениками, часто приглашаю выпускников в гости в класс, и эта связь поколений помогает нам понять, что мы - «Семь-Я».

1 Л.Г. Петерсон Технология деятельностного метода как средство реализации современных целей образования.-М.: УМЦ «Школа 200-…», 2004. - с-1.

2 Бачева Е.В. Школьный треугольник улыбается? - Пермь, 1996. с. 4.

3 Моделирование социально-педагогических систем. Сборник материалов региональной научно-практической конференции 16-17 сентября 2004. - Пермь. 2004, с. 254

4 Панкеев И. А. Энциклопедия этикета. 2-е изд., испр. и допол. - М.: Олма-Пресс, 2003. -с. 177

5 Бачева Е.В. Школьный треугольник улыбается? - Пермь, 1996. с. 19.

© 2010-2022