Совершенствование форм и методов реабилитации и социально-трудовой адаптации обучающихся с нарушением интеллекта

В современном обществе всё более актуальной становится проблема создания условий для успешного профессионального самоопределения выпускников. Её важнейший аспект – организация сопровождения профессионального самоопределения учащихся с учётом их способностей и интересов, а также потребности общества. Целью школы  является реализация работы в плане социально-трудовой адаптации детей и подростков с нарушениями интеллекта в новых экономических условиях. К сожалению, своеобразие интеллектуального и ...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Новикова Е.Н.

[email protected]

учитель биологии

Город Черногорск ГБОУ «Черногорская специальная (коррекционная) школа - интернат».

Совершенствование форм и методов реабилитации и социально-трудовой адаптации обучающихся с нарушением интеллекта



В современном обществе всё более актуальной становится проблема создания условий для успешного профессионального самоопределения выпускников. Её важнейший аспект - организация сопровождения профессионального самоопределения учащихся с учётом их способностей и интересов, а также потребности общества.

Целью школы является реализация работы в плане социально-трудовой адаптации детей и подростков с нарушениями интеллекта в новых экономических условиях.

К сожалению, своеобразие интеллектуального и физического развития детей с умственной отсталостью не позволяет ставить вопрос о свободном выборе профессии самим учеником, как это делается в массовой школе. Им недоступны профессии, предъявляющие повышенные требования к интеллекту и коммуникативной деятельности. Выпускники коррекционной школы испытывают затруднения в последующем трудоустройстве, которые обуславливаются рядом факторов:

- психологической неготовностью к моменту перехода от обучения к сфере профессионального труда;

- отсутствием ясной жизненной перспективы, одной из причин которого является чувство социальной незащищённости;

- неадекватной самооценкой и недостаточно сформированной способностью оценки своих возможностей и способностей при определении профиля и содержания профессии;

- неспособностью адекватно учитывать влияние производственного микроклимата на человека и неготовность к преодолению определённых профессиональных трудностей и др.

В решении этой проблемы существенную роль может сыграть система воспитательной работы, в которую входят организационно-методические и практические мероприятия по профессиональной ориентации, профотбору, профессиональному самоопределению учащихся с ОВЗ. При планировании работы перед педагогом стоит цель не только предоставления информации о мире профессий, что даёт основу профессиональной ориентации, но и отбора направлений коррекционно-развивающей работы, способствующей личностному развитию учеников, формированию у них способности соотносить свои индивидуально-психологические особенности и возможности в соответствии с требованиями профессии.

Учащиеся коррекционных школ овладевают многими специальностями. Так, например, они под руководством школы выбирают профессию столяра, слесаря, швеи, сапожника, строителя. Вместе с тем, им явно недоступны профессии, предъявляющие повышенные требования к интеллекту и коммуникативной деятельности. Им нельзя работать там, где предъявляются повышенные требования к технике безопасности. Исключаются также профессии, вредные для здоровья, превосходящие их физические возможности и усугубляющие имеющиеся у них заболевания.

Как известно, для умственно отсталых школьников характерна пониженная работоспособность, быстрая утомляемость, слабость волевых усилий, отсутствие умения преодолевать трудности и использовать свои физические ресурсы. Особенно резкие колебания работоспособности наблюдаются у детей-травматиков и у детей с текущим заболеванием центральной нервной системы. У умственно отсталых школьников встречаются такие сопутствующие дефекты, как снижение слуха, зрения, парезы и т. д.

При осуществлении профотбора и профессиональной подготовки умственно отсталых учащихся следует учитывать не только их физическое состояние, но и особенности психического развития (память, внимание, речь, мышление, эмоционально-волевую сферу и т. д.). В целом у умственно отсталых отмечается качественное снижение уровня развития психики по сравнению с нормально развивающимися сверстниками. Своеобразие психического развития обусловлено особенностями высшей нервной деятельности. У умственно отсталых детей отмечается нарушение основных свойств нервных процессов - силы, подвижности и уравновешенности. Условные связи формируются медленно, они непрочны, косны и слабодифференцированны. Нарушено взаимодействие первой и второй сигнальных систем.

По мере развития и обучения у учащихся вспомогательной школы дефекты психофизического развития поддаются коррекции и определённой компенсации. Вследствие этого уровень профессиональной дееспособности несколько повышается. Олигофренопедагог должен изучать склонности умственно отсталого школьника, его тяготение, стремление к определённому роду занятий и формировать соответствующую профессиональную направленность. Исследования М.С. Певзнер и В.И. Лубовского свидетельствуют о том, что учащиеся коррекционной школы наиболее успешно овладевают общепрактическими и трудовыми навыками на 7-8-м годах обучения.

В этот период у них появляется потребность обсуждать вопросы будущего. Представления о выбираемой профессии, как правило, носят практическую направленность, что связано с характером трудового обучения в школе и с уже приобретёнными трудовыми навыками и умениями. Однако при этом умственно отсталые школьники отдают явное предпочтение таким недоступным для них специальностям, как шофёр и т. д. Постепенно они начинают отдавать предпочтение доступным для них производственным профессиям (швея, столяр, слесарь, переплетчик и т. п.).

Под профессиональной направленностью понимается установка личности на развитие качеств, необходимых для успешного труда в избранной области. Формирование профессиональной направленности предполагает развитие соответственных интересов. Известно, что интерес побуждает личность к активной деятельности. Интерес способствует повышению качества усвоения знаний и стимулирует работоспособность.

Работа по профориентации выделяет три этапа профориентации:

Первый этап - пассивно-поисковый (этап первичного профессионального выбора) для учащихся 5 - 7 классов.

Его цель - развить интересы и способности школьников, создать поля самоактуализации учащихся в различных сферах деятельности, сформировать потребности ребят в профессиональном самоопределении.

Для реализации этих задач необходимы занятия творческой деятельностью учащихся (коммуникация), организация встреч с профессионалами в тех или иных сферах труда (родители, выпускники). Ведётся информационно-просветительская работа на классных часах, беседах, проводятся экскурсии на предприятия. Создаются папки достижений (где фиксируется развитие ребёнка).

Второй этап - активно-поисковый - для учащихся 8-9 классов.
Его цель - помочь подросткам сформулировать конкретные личностные задачи профессионального и личностного самоопределения. На этом этапе ведётся активная информационно-просветительская работа на классных часах в 8-9 классах (знакомство с миром профессий, с учебными заведениями среднего специального образования, с конкретной ситуацией на рынке труда) Ведётся индивидуальная работа с подростками, требующими особого отношения и внимания, устраиваются тематические родительские собрания, обучающиеся привлекаются к работе в каникулярное время с ними проводятся первые профессиональные пробы.

Третий этап - профессиональное определение учащихся - 9 класс.
Его цель - подготовить выпускников школы к адекватному выбору профессии, карьеры, жизненного пути с учётом способностей, состояния здоровья и потребностей на рынке труда.

Профессиональное самоопределение умственно отсталых подростков затруднено в связи с бедностью жизненного опыта, ограниченностью знаний, неточностью понятий, представлений, незрелостью чувств, интересов, неадекватностью самооценки. Поэтому профессиональное самоопределение умственно отсталых детей должно осуществляться под руководством школы, семьи, общества.

Решающим фактором при выборе профессии взрослеющими учащимися вспомогательной школы становится влияние педагогов, воспитателей и система проводимой в школе профессиональной работы. Классному руководителю необходимо изучать склонности умственно отсталого

школьника, его тяготение, стремление к определённому роду занятий и формировать соответствующую профессиональную направленность.

Дети моего 8 класса близки к концу 2 этапа. Начинали мы работу по таким направлениям как:

  • Диагностический

  • Планирование индивидуального маршрута развития.

  • Работа с родителями

  • Формирование потребности в профессиональном самоопределении.

Задача учителя за этот период - продуманно организовать психолого-педагогическое изучение школьников, направленное на выявление их интересов, склонностей и возможностей воспитания. Особый акцент на всех этапах отводится играм. Именно игра помогает школьникам в формировании коммуникативных навыков, даёт некоторую нужную информацию:

  • назови, кто я? (пантомима)

  • О ком идёт речь? (набор слов, предметов)

  • Служба занятости. (какие специальности востребованы в городе, селе)

  • Цепочка профессий. (схожие по специфике профессии)

  • Классный специалист. (каким должен быть…)

  • Как правильно поступить? (обыгрывание профессиональных ситуаций)

  • Человек - профессия. (кем можешь стать ты)

  • Все работы хороши (театрализованное представление)

  • Хочу, могу, надо. И т. д.

Для реализации задач необходима организация встреч с профессионалами в тех или иных сферах труда, родителями, выпускниками, информационно-просветительской работы на классных часах, беседах, экскурсиях.

Огромное значение имеет трудоустройство подростков в каникулярное время. Делая первые трудовые шаги, школьники учатся не только выдерживать нагрузку, но и общаться, моделировать свои личностные качества. Учатся зарабатывать деньги и правильно их тратить. Задумываются о дальнейшем выборе профессии.

В систему профориентационной деятельности входит также и работа с родителями по подготовке учащихся к правильному выбору профессии. Но из-за отрицательного отношения родителей (в основном из неблагополучных семей), данная работа не охватывает родителей всех учащихся. Родители, занимающиеся трудоустройством своих детей, в выборе профессии часто руководствуются несущественными мотивами, в то же время индивидуальные психофизиологические особенности детей ими не учитываются. Поэтому вся профориентационная работа должна быть направлена на формирование профессионального самоопределения, адекватного психофизическим особенностям учащихся.

Приобщение к профессии - дело трудное и кропотливое. Это не мероприятие, а ежедневная работа, растянувшаяся на годы. Причем правильно ориентировать надо не только детей, но и их родителей, чтобы заручиться их вниманием и поддержкой. Конечно, не все выпускники выберут профессии, которым их обучали в школе. На это есть много объективных причин. И не надо считать свои усилия в профориентировании напрасными. С возрастом профессиональные предпочтения умственно отсталых учащихся становятся более адекватными. Но формирование профессионального самоопределения является достаточно долговременным процессом, поэтому направленную работу следует начинать одновременно с началом трудового обучения, не ограничиваясь только формированием умений и навыков. Только тогда ребёнок, опираясь на помощь взрослого, сможет выбрать для себя профессию, отвечающую его интересам и адекватную его возможностям.

Не так важно, кем станут выпускники: ремесленниками, строителями или хлеборобами. Главное то, что готовый к самостоятельной жизни молодой человек должен правильно выстраивать свои отношения с окружающими его людьми, иметь соответствующую его возможностям жизненную перспективу, любить и умееть трудиться и т. д. Ведь именно из школы дети должны вынести умение выдерживать трудовую нагрузку, доводить начатое дело до конца, уважение к рабочим людям. А эти качества необходимы в любой профессии.

Литература:

В.Г.Петрова. Практическая и умственная деятельность детей-олигофренов. М.1968г.

М.М.Нудельман. Исследования особенностей планирования трудовой деятельности умственно-отсталыми школьниками. АПН1962г.

Пособие для учителей и воспитателей. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате. М.2008г.

Интернет ресурсы.

© 2010-2022