Сценарий игры Через тернии к звездам

"Через тернии к звездам» Тематический вечер, посвященный Дню космонавтики Задачи конкурса: 1.      расширить интерес учащихся к истории космонавтики, астрономии; 2.      отработать умение взаимодействовать в команде; 3.      проверить уровень знаний учащихся.      В вечере  участвуют команды по 5 человек от 8—11-х классов. Зрителями  являются соученики соревнующихся команд. Вне конкурса выступают учащиеся 5-7 классов с демонстрацией моделей – костюмов  для космонавтов будущего.    Конкурс провод...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

"Через тернии к звездам»

Тематический вечер, посвященный Дню космонавтики

Задачи конкурса:

  1. расширить интерес учащихся к истории космонавтики, астрономии;

  2. отработать умение взаимодействовать в команде;

  3. проверить уровень знаний учащихся.

В вечере участвуют команды по 5 человек от 8-11-х классов. Зрителями являются соученики соревнующихся команд. Вне конкурса выступают учащиеся 5-7 классов с демонстрацией моделей - костюмов для космонавтов будущего.
Конкурс проводит учитель истории или астрономии. Для подведения итогов выбирается жюри. Конкурсное время - 1 час.

Этапы конкурса

1. Вступительная часть. Ведущий разъясняет цели, последовательность и формы проведения конкурса, представляет команды.

2. Основная (игровая) часть. Игра состоит из нескольких туров. Жюри начисляет баллы за правильные ответы.

3. Заключительная часть. Подведение итогов, награждение команд.

Оборудование

Конкурс проводится в актовом зале, который оборудован экраном, компьютером и мультимедийным проектором. Во время конкурса демонстрируются слайды, связанные с темой вечера, звучат фонограммы песен («Родина слышит, Родина знает…», «Он сказал: «Поехали!»…, «Мы - дети Галактики», «Гимн Земле» и др.)

Ведущий: Сколько лет существует на Земле человек, столько лет его взор устремлен в небо, к звездам. Наш вечер посвящен Дню космонавтики и пройдет под девизом «Через тернии к звездам!» В нашем вечере участвуют команды 8-11 классов, а в качестве гостей команды 5-7 классов (объявленные команды занимают свои места за приготовленными столами). Пока команды занимают свои места, я хочу представить вам членов координационного центра, которые будут контролировать и оценивать действия наших команд. Итак: генеральный директор Центра по управлению полетами и по совместительству директор школы (ФИО), главный звездочет школы и по совместительству учитель астрономии (ФИО), главный специалист по вычислительным операциям и по совместительству учитель математики (ФИО, названные лица занимают места за судейским столом).

Ведущий: Каждый корабль имеет свое название. Наш первый конкурс называется «Визитная карточка». Командам дается время - 3 минуты, чтобы дать название своей команде, придумать девиз. Условие: название и девиз должны быть связаны с темой конкурса. Максимальная оценка - 4 балла. Пока команды готовятся, зрители тоже получат задания. Болельщики каждого класса получают листочки со словами: космодром, космический корабль, планета, бортовой компьютер, бластер, диск связи, гуманоид, андроид, робот, двигатели ракеты. Ваша задача: до проведения конкурса капитанов постараться написать небольшой фантастический рассказ, используя обязательно все данные слова и словосочетания + ваша фантазия. За каждое пропущенное слово или словосочетание снимается 0,5 балла. Максимальный балл за этот конкурс - 5 баллов (ведущий или его помощник раздает карточки со словами, листы бумаги, ручки).

Ведущий: Команды, вам слово (идет представление команд, начиная с 11 класса). Спасибо командам. Жюри начинает совещаться, а я объявляю начало второго конкурса. Перед стартом каждый будущий космонавт проходит теоретическую и практическую подготовку. Наш конкурс - теоретический и называется «Умники и умницы». Условия конкурса: я задаю вопрос, команды на листочках записывают ответ и сдают его в Центр по управлению полетами, т.е. жюри. Правильный ответ принесет команде 1 балл, неправильный - 0 баллов.

Вопросы викторины: 1. Кто из ученых нашей страны является основоположником космонавтики? (К. Э. Циолковский)

2. Назовите выдающегося конструктора ракетно-космических систем, с именем которого связаны многие победы нашей страны в освоении космоса? (С.П. Королев)

3. Какая дата стала началом космической эры? (4 октября 1957 года - полет первого искусственного спутника Земли)

4. К какому событию приурочено празднование Дня космонавтики? (12 апреля 1961 г. Ю.А. Гагарин совершил первый космический полет на корабле «Восток»)

5. Сколько времени длился первый полет? (108 минут)

6. На какую планету солнечной системы впервые были доставлены вымпелы нашей страны и когда это произошло? (на Венеру, 1 марта 1966 г.)

7. Назовите первую женщину-космонавта и ее позывные. (В. Терешкова, «Чайка»)

8. Назовите космонавта, впервые совершившего выход из космического корабля в открытый космос (А. Леонов, 18 марта 1965 г.)

9. Астронавты какой страны впервые вышли на поверхность Луны и как их звали? (США, 21 июля 1969 г., Н. Армстронг и Д. Олдрин, корабль «Аполлон-11»)

10. Когда и где была затоплена российская станция «Мир»? (в ночь на 23 марта 2001 г. в Тихом океане)

11. Какой фильм предпочитают смотреть космонавты перед полет на МКС (Международную космическую станцию)? («Белое солнце пустыни»)

12. Путь Солнца пролегает через 12 зодиакальных (от греч. «зоон» - животное) созвездий. Перечислите их. (Овен, Телец, Близнецы, Рак, Лев, Дева, Весы, Скорпион, Стрелец, Козерог, Водолей, Рыбы)

13. Звезды имеют разную яркость и цвет: белый, желтый, красный, голубой. Чем краснее звезда, тем она холоднее. К каким звездам относится наше Солнце? (к желтым)

14. Какие планеты и небесные тела вращаются вокруг Солнца наряду с Землею? (Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон, астероиды, кометы, метеоры)

15. На каком небесном теле есть море Холода, море Облаков, море Влажности, океан Бурь, море Изобилия, море Дождей, море Ясности, море Спокойствия, но в этих водоемах нет воды? (на Луне)

16. Какой ученый первым теоретически доказывал наличие атмосферы на Венере? (М.В. Ломоносов)

Ведущий: Теоретический конкурс закончен. И сейчас узнаем итоги первого и второго конкурсов (жюри подводит итоги конкурса «Визитная карточка» и «Умники и умницы»).

Ведущий: Следующий конкурс - «От теории к практике». Он состоит из нескольких этапов. Условия 1 этапа: я задаю вопрос, вы обсуждаете его 1 минуту и поднимаете сигнальный флажок. Отвечает та команда, которая первой поднимет флажок. За правильный ответ - 1 балл, за неправильный - 0 баллов, за неполный ответ - 0,5 балла. Если 1 команда ответила неправильно, отвечать может та команда, которая второй подняла сигнальный флажок. И так по порядку.

Вопросы: 1. Можно ли на лунной поверхности ориентироваться по компасу? (нет, т.к. у Луны нет магнитного поля)

2. Сколько времени будет гореть спичка на Луне? (вспыхнет лишь головка спички, которая содержит кислород. Обычное горение в безвоздушном пространстве невозможно)

3. Как различить по внешнему виду растущую и убывающую Луну? (Если Луна видна в виде буквы «с», то это убывающая Луна)

4. «На далекой звезде Венере

Солнце пламенней и золотистей.

На Венере, ах, на Венере

У деревьев синие листья…»

Так писал знаменитый русский поэт «серебряного века» Н. Гумилев. Какие ошибки допустил поэт в этом стихотворении? (Венера - планета, а не звезда; на ней нет растительности; синий цвет в растениях вызывает медь, в поверхностных породах Венеры медь не обнаружена, а только калий, уран и торий)

Ведущий: Уважаемые члены Центра, вам слово! (жюри подводит итоги первого этапа)

Ведущий: Второй этап конкурса позволит определить физическую подготовку будущих космонавтов. Участвую все члены команды. Учитываются быстрота и правильность выполнения задания. Первое задание - «Кресло космонавта». Условия: все члены команд выстраиваются за линией старта. По моей команде первый участник забегает в нарисованный мелом круг, садится на стоящий в нем стул и, не вставая с него, должен собрать все предметы, расположенные за кругом, и составить их рядом со стулом. После этого он бежит назад к команде и передает эстафету второму участнику. Команды. Тот бежит в круг, садится на стул и расставляет предметы назад в том порядке, в каком они стояли, затем бежит назад. Эстафета длится, пока не пробегут все члены команды. Жюри фиксирует время и ошибки команд. (проводится эстафета)

Ведущий: Второй этап завершен. Жюри называет баллы, заработанные командами (жюри могут назвать время команды, допущенные ошибки, затем назвать баллы. Максимальный балл - 4)

Ведущий: Второе задание этого этапа называется «Веселые космонавты». Участвуют все члены команды. Условия конкурса: все участники команды по очереди идут или бегут по лежащей на полу веревке в центр круга, поднимают правую руку и, глядя на указательный палец, кружатся вокруг своей оси 5 раз, затем бегут или идут по той же самой веревке назад, к старту, стараясь не сойти с нее, и передают эстафету второму участнику команды. Учитываются скорость и правильность выполнения задания. Максимальная оценка за конкурс - 4 балла. (идет вторая эстафета)

Ведущий: Завершен второй этап конкурса. Слово жюри (жюри подводят итоги).

Ведущий: Космонавты, отправляясь в путь, знают, куда они летят, сколько времени займет их путь, какое расстояние они пролетят. Третий этап конкурса состоит в том, что и наши команды сейчас будут решать задачи, связанные и с астрономией, и с математикой. Время на решение задач - 10 минут. (ведущий или его помощник раздает карточки с условиями задач)

Условия задач: 1. 1 а.е.(астрономическая единица) = 149600000 км. Расстояние от Плутона до Солнца равно 40 а.е. Найдите это расстояние в километрах.

2. Средний радиус Земли равен 6370 км. Найдите диаметр Солнца, если известно, что диаметр Земли меньше в 109 раз.

3. Масса Земли равна 6 ∙ 1024 кг. Чему равна масса Солнца, если известно, что она равна 333 тыс. масс Земли?

Ведущий: Пока команды решают задачи, я пообщаюсь со зрителями. Мне хочется немного познакомить вас с историей полета человека в космос. С незапамятных времен человек мечтал летать. Вначале ему казалось, что с помощью искусственных крыльев он сможет подобно птице взлететь не только к облакам, но и в далекое заоблачное пространство. Так возникли мифы и сказки о путешествиях в воздушном океане. Из Древней Греции до нас дошел миф о полете механика Дедала и его сына Икара на крыльях, сделанных из перьев и скрепленных воском. Кто из вас помнит, чем закончился их полет? (ответы из зала) Позднее стало ясно, что для полета в космос нужен летательный аппарат с реактивным двигателем. Принцип реактивного движения известен давно. Одна из легенд XV века повествует о китайском изобретателе Ван Гу, который попытался подняться в небо при помощи ракет, прикрепленных к воздушному змею. Во время старта вся конструкция взорвалась и сгорела вместе со смелым экспериментатором. Советские ученые назвали именем Ван Гу один из кратеров на обратной стороне Луны. Интересен тот факт, что первые сведения о создании ракет относятся к X-XI вв. В это время китайские воины стали пользоваться примитивными ракетами, известными как «огненные стрелы». В России ракеты стали изготавливать еще в XIV в. Но использовались они в основном в пиротехнике (для фейерверков). С середины XIX в. русские изобретатели стали исследовать возможности применения реактивного принципа движения к решению проблемы полета человека. Так, еще в 1849 г. инженер И. Третеский разработал проекты трех летательных аппаратов, движение которых было основано на действии реактивной струи газа или пара. В начале XX в., в 1903 г., К.Э. Циолковский сделал чертеж ракетного двигателя. Но задолго до этого чертежа, за 22 года до его появления, первый чертеж был сделан на стене тюремной камеры Петропавловской крепости. 1 марта 1881 г. был убит царь Александр II. Бомбу изготовил Николай Иванович Кибальчич. Суд приговорил его к смертной казни. В тюрьме за несколько дней до казни ему удалось получить бумагу и карандаш. Он написал следующее: «Находясь в заключении, за несколько дней до своей смерти, я пишу этот проект. Я верю в существование моей идеи, и эта вера поддерживает меня в моем ужасном положении». Работая над проектом, Кибальчич сделал чертеж ракеты с пороховым двигателем на стене камеры. Он просил, чтобы ему дали свидание с кем-либо из ученых: «…я спокойно тогда встречу смерть, зная, что моя идея не погибнет вместе со мной, а будет существовать среди человечества, для которого я готов был пожертвовать свой жизнью». Но он ждал напрасно. Проект просто спрятали в шкаф, написав на нем: «Ученым не передавать во избежание неприятных толков». Нашли этот проект только после революции 1917 г.

Это не единичный случай отрицательного отношения к изобретателям летательных аппаратов. Известен такой случай: задолго до изобретения братьями Монгольфье (1783 г.) воздушного шара в 1731 г. в Рязани подьячий «Крякутный Фурвин сделал как мяч большой, надул дымом, поганым и вонючим, сделал петлю, сел в нее, и нечистая сила подняла его выше березы и после ударила его о колокольню, но он уцепился за веревку, чем звонят, и остался тако жив. Его выгнали из города, он ушел в Москву, и хотели закопать живого в землю или сжечь».

Ведущий: Команды сдают решение задач и начинают готовиться к конкурсу «Домашнее задание», пока жюри проверяет решение задач и выставляет баллы. (команды 5-7, 8-11 классов готовятся к показу моделей «Костюм космонавта XXI в.»)

Ведущий: Уважаемое жюри, подведите итоги конкурса «От теории к практике» (жюри называют баллы команд). Мы начинаем показ моделей «Костюм космонавта XXI века». (ведущий по очереди вызывает команды 5-11 классов на сцену; те представляют модели и их защищают).

Ведущий: Жюри приступает к обсуждению костюмов и выставлению баллов, а мы слушаем рассказы, написанные болельщиками каждой команды (болельщики каждой команды выходят на сцену и зачитывают свои рассказы).

Ведущий: Уважаемое жюри, огласите результаты конкурса костюмов и оцените рассказы болельщиков команд (жюри выставляет баллы и подводит общие итоги конкурса).

Ведущий: Вы слышите позывные конкурса капитанов. Капитаны, на сцену! (выходят капитаны каждой команды). Условия конкурса: Вы по очереди называете фамилии советских и российских космонавтов. Кто первым не сможет назвать фамилию, выбывает из конкурса. Победит тот, кто останется последним. Итак, начинаем с 11 класса (капитаны по очереди называют фамилии космонавтов. Первый выбывший зарабатывает 1 балл, второй - 2 балла, третий - 3 балла, последний капитан - 4 балла).

Ведущий: Уважаемые болельщики и члены жюри! Закончился последний конкурс. Жюри подводит итоги всего конкурса и объявит, кто же победил в нашем вечере (жюри называет общие итоги конкурса).

Ведущий: Для награждения команд приглашаются члены нашего уважаемого жюри (идет награждение команд). Спасибо всем командам и болельщикам за работу!

24См. книгу: А. Ивич. Приключения изобретений. М., «Детская литература». 1976.

© 2010-2022