Выступление на МО Система работы классного руководителя по формированию у учащихся здорового образа жизни

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Система работы классного руководителя по формированию

у учащихся навыков здорового образа жизни

«Забота о здоровье -это важнейший труд воспитателя.

От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…» В.А.Сухомлинский

В последнее время обоснованную тревогу вызывает состояние здоровья школьников. Ухудшение здоровья детей школьного возраста стало не только медицинской, но и серьёзной педагогической проблемой. Поражает стремительность, с которой нарастают кризисные явления в этой сфере жизни. И наша задача - научить каждого ребёнка безопасному плаванию по ней, всячески помогая ему в выборе стиля жизни, способствующего сохранению и укреплению здоровья.

Учёными установлено, что здоровье человека на 10 % зависит от деятельности системы здравоохранения, на 20 % - от наследственных факторов, на 20 % от экологии, на 50% - от самого человека. Таким образом, здоровье зависит от образа жизни, который каждый выбирает себе сам.

По современным представлениям в понятие «здоровый образ жизни», как одна из составляющих, входит организация двигательной активности. Гиподинамию (недостаток двигательной активности) называют одним из главных пороков 21 века, который коснулся не только взрослого населения, но и детей. Школьники по 5 - 6 часов проводят за партой, затем занимаются дома. «По результатам исследований психологов, в среднем, ученик начальной школы, который учится на «4» и «5», проводит за письменным столом дома не менее 2,5-3 часов. Родители в последние годы, всё больше времени тратят на улучшение материального благосостояния, всё чаще отдаляются от детских проблем, а потом, пытаясь загладить свою вину перед ребёнком, идут навстречу его просьбам - и в квартире появляется компьютер, за которым подросток проводит более двух-трёх часов в сутки, примерно столько же он просиживает у телевизора.

Только здоровый человек может в полной мере стать творцом своей судьбы, добиться определенных успехов в карьере и личной жизни, продуктивно проводить свой досуг, быть созидателем в окружающем его мире. Таким образом, как никогда, актуальной для любого человека становится задача сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Очевидно, что значительную помощь в решении этой задачи должна оказать школа.

Для достижения поставленной задачи необходимо:

1.Изучить состояние здоровья детей в адаптационный период

2.Создать условия для сохранения и укрепления здоровья обучающихся в образовательно-воспитательном процессе

3.Формировать мотивацию к здоровому образу жизни


Основные направления воспитательной работы по решению задач.

1.Использование на уроках таких элементов, которые бы постепенно убеждали школьников к ведению здорового образа жизни ( факты, аргументы, примеры, задачи).

2.Демонстрация своего отношения к здоровому образу жизни, к вредным привычкам, подчеркивание своего мнения, но не в формальных оценках и фразах, а в искренних высказываниях, в которых бы читалось личное убеждение.

3.Работа с родителями учащихся: инструктирование о методах родительской педагогики; привлечение к совместной подготовке, проведению и участию во внеклассных мероприятиях.

Работа с младшими школьниками по воспитанию здорового образа жизни имеет свою специфику, определяемую с одной стороны, организацией обучения в начальной школе (один учитель, возможность осуществлять воспитание в тесной связи с обучением), а с другой - психологическими особенностями школьников младших классов.

Формы работы по формированию у учащихся навыков ЗОЖ

При проведении воспитательной работы по пропаганде ЗОЖ, профилактике зависимостей (курение, алкоголизм, наркомания), пропаганде физкультуры и спорта, а также выработке теоретических знаний и убеждений о здоровом образе жизни, мною используются следующие формы работы:

  • беседы (учителя, медработника, родителей);

  • работа с книгой (чтение и обсуждение);

  • утренники, праздники здоровья, КВН

  • устные журналы («Что такое здоровье?», «Путь к здоровью», «Советы доктора Айболита»);

  • конкурсы: рисунков, плакатов( «Что полезно для здоровья?», «Красный, жёлтый, зеленый»); стихотворений, сочинений «Береги здоровье смолоду»; загадок «Угадай-ка!»; пословиц и поговорок «Мудрое слово о здоровье»;

  • практические занятия по уходу за волосами, ногтями, зубами, по уходу за одеждой и обувью;

  • обсуждение ситуаций « А если не мыть руки?», «Одеваюсь по погоде»;

  • занятия по ОБЖ и ПДД;

  • физминутки на уроках,

  • уроки здоровья («Глаза - окна в мир», «Красивые зубы - красивая улыбка»)

  • игры, соревнования, с использованием знаний правил уличного движения, личной гигиены («В гостях у Мойдодыра», «Светофор»);

  • оздоровительные минутки на уроках.




1 четверть

1.Беседа о гигиене питания.

2.Лекция для родителей «Правильное питание - залог здоровья»

3.Веселые состязания : «Всех излечит, исцелит добрый доктор Айболит».

4.Спротивно-развлекательная игра.

2 четверть

1.Рецепты Айболита «Я здоровье берегу - сам себе я помогу»

2.Азбука здоровья «Вред курения»

3.Беседа о простудных заболеваниях, о мерах по закаливанию.

3 четверть

1.Подвижные игры «Зимние забавы»

2.Рецепты Айболита « Как предохранить себя от болезни»

3.Праздник «Да здравствует мыло душистое»

4. Диктант о гриппе.

5. Беседа медика о туберкулезе.

4 четверть

1.Игра «Вперед, мальчишки»

2.Беседа «Чистый воздух - залог здоровья»

3.КВН «Мы и наше здоровье»

4.Однодневный поход в природу.

Данные формы по формированию у учащихся навыков ЗОЖ помогают:

-проводить учебно-воспитательную работу до начала приобретения негативных привычек, проявления хронических заболеваний;

-уменьшить количество случаев заболевания в школьном коллективе;

-научить детей ответственному отношению к своему здоровью;

-обучать и закреплять полученный опыт на практике

Главное - сделать ребенка активным участником учебно-воспитательного процесса. «Здоровье - не всё, но без здоровья все - ничто» -когда-то сказал Сократ, эти слова актуальны и в наше время.

© 2010-2022