Подборка тем для бесед с учащимися 5 - 6 классов

Подборка тем для бесед с учащимися 5 - 6 классов  по нравственному направлению.  Тема № 1 "Вежливость – это сила, слабость или необходимость?" Идея: нужно быть вежливым человеком Тема № 2 "Я не такой как все. Как мне добиться признания?" Проблема: все имеют право на существование Тема № 3 "Красота: как ты это понимаешь?" Идея: понятие красоты зависит от внутреннего мироощущения Тема № 4 "Как можно понимать слова: красивая жизнь?" Идея: красивая жизнь может быть только тогда, когда человек счастл...
Раздел Классному руководителю
Класс 6 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема № 1 «Вежливость - это сила, слабость или необходимость?»

Идея: нужно быть вежливым человеком

- Представьте себе, что вы едете в автобусе. К вам подходит незнакомый мальчик и в приказном тоне просит уступить ему место. Ваши действия? (ответы)

- Объясните поведение незнакомого мальчика. А прав ли он? Порассуждайте

- Какое правило нужно соблюдать, если ты находишься вне дома, вокруг тебя чужие люди? (быть вежливым, вести себя так, чтобы другим было приятно и комфортно с тобой общаться)

- Как вы думаете, вежливость - это врожденная черта? (ответ)

- Кто должен учить вежливости? (ответ)

- Где вы учитесь быть вежливыми? Почему? Зачем? (ответ)

- А вежливость характерна для плохих или хороших людей? (ответ)

- Может ли плохой человек быть вежливым? (Может, это зависит от обстоятельств)

- А вот послушайте, какая история произошла с одним мальчиком на перемене (учитель рассказывает)

На перемене

На перемене мальчики носились как угорелые. А Игорь, конечно, быстрее всех. И, неудивительно, что он впопыхах налетел на учительницу, чуть не сбив ее с ног. Анна Васильевна остановила Игоря и спросила:
- Что нужно сказать? - Здрасьте! - ответил Игорь. После этих слов ребята рассмеялись.

- Почему ребята засмеялись, когда услышали ответ? Можно ли назвать Игоря вежливым человеком? (ответ нет)

- Почему? (ответы)

- Как нужно употреблять вежливые слова? (правильно)

- А что значит правильно? (подходящее слово в данной ситуации по смыслу)

- Поработайте в группах. Вспомните 5 вежливых слов, которые вы употребляете в своей речи каждый день. (ответы)

- А знаете ли вы пословицы и поговорки о вежливости и доброте? У вас есть карточки с заданием. Соедините начало пословицы с ее окончанием.

1. Добрые дела красят человека. 2. Сделаешь добро добро найдешь. 3. Жизнь дана на добрые дела. 4. На добрый привет добрый ответ.

- Чему учат все эти пословицы? (ответы: доброте, внимательности, вежливости, добрым поступкам)

- Ребята, подумайте и скажите, а нужно ли в наше время быть вежливым человеком?

Тема № 2 «Я не такой как все. Как мне добиться признания?»

Проблема: все имеют право на существование

- Приложите маски к лицу. Как вы себя чувствуете? (ответы)

- Почему вы так себя чувствует? (ответ)

- Вы все одинаковые. Это хорошо или плохо? (ответы)

Показываю рисунок «Белая ворона»

- Как вы думаете, что это за птица? (белая ворона) А зачем я принесла вам этот рисунок?

- Какое отношение белая ворона имеет к теме нашего разговора? (Белой вороной называют людей, которые резко выделяются на фоне коллектива своим поведением, внешним видом или жизненной позицией).

- А это хорошо или плохо, если человек чем - то выделяется? (ответ)

(ФОТО) Посмотрите на фотографии. Кто на них изображен?

- А чем люди на фотографии отличаются от большинства людей? (физич. недостатками, соц. положением)

- А еще чем различаются люди? (цветом волос, фигурой…)

- Что же тогда объединяет всех людей? Обсудите это в группах. (право на жизнь, образование, медицину, отдых)

- А вы такие же как все? (нет, мы все разные)

Если мы все такие разные, как же нам сделать так, чтобы не враждовать? (относиться друг к другу с терпением)

- Умение понимать и принимать людей такими, какие они есть называется терпимостью или толерантностью.

Толерантность - это терпимость, снисходительность к кому - либо, чему - либо. Понятие толерантность связано с именем человека, жившего во Франции на рубеже 18 - 19 веков, звали его Тайлеран Перигор. Это был талантливый человек во многих областях, но больше всего отличался умением учитывать настроение окружающих, уважительно к ним относиться, но при этом сохранять и не изменять своим принципам.

- Ребята, как вы думаете, каждый ли человек способен быть толерантным? (ответ)

- Ребята, чтобы наш разговор не прошел напрасно, мы должны помнить, что к людям надо относиться так, как бы вы хотели, чтобы относились к вам. Это главное правило жизни людей.





Тема № 3 «Красота: как ты это понимаешь?»

Идея: понятие красоты зависит от внутреннего мироощущения

Ребята, посмотрите, пожалуйста, на рисунок. Он вам нравится? Почему? (Ответы)

- На самом деле, это репродукция картины известного художника Казимира Малевича, одна из самых обсуждаемых и самых известных картин в русском искусстве, которая называется «Черный квадрат». Среди тех, кто критикует творчество Малевича есть люди, позволяющие себе думать, что автором «Чёрного квадрата» мог стать любой: хоть дитя несмышлёное, хоть просто марающий бумагу бездельник..» , другие считают ее шедевром 20 века.

- Почему такие противоположные мнения? (красивой, некрасивой)

У: А что же есть красота для вас? Назовите то, что вам кажется красивым. (ответы)

В: красоту каждый из нас видит по-разному и, возможно, там, где другой и не видит её.

- Какого человека можно назвать красивым? (Ответ)

- Подберите 6 слов, которые могли бы описать красивого человека. ( Обсудите в группах)

- Посмотрите фотографии (ПЛЕМЕНА (разные племена и страны)

- Считаете ли вы их красивыми людей изображенных на них? (А вот эта девушка…

Обсудите в группах почему возникают разные мнения? (у нас у каждого свое понимание красоты)

- А можно ли эти фотографии разделить на красивую и некрасивую? (свежие розы и завянувшие розы)

- Ребята, как вы думаете, от чего зависит восприятие, понимание красоты? (характер, воспитание, семья…)

Вывод: понятие красоты зависит от внутреннего мироощущения человека.

- Ребята, я вам сейчас прочитаю стихотворение Николая Заболоцкого, а вы послушаете и подумаете, как бы вы его назвали)

Читаю стихотворение

- Какое название вы смогли подобрать?

- Автор назвал свое стихотворение «Некрасивая девочка»

- О какой красоте идет речь в этом стихотворении? (не о внешней, а внутренней красоте души)

- Что понимаете вы под внутренней красотой? (добрый, отзывчивый,..)

- А важна ли в человеке внутренняя красота? (ответ)

Вывод: Очень важна внутренняя красота души человека!

- А каких людей вы бы хотели видеть рядом с собой?

- А на память о сегодняшнем разговоре хочу подарить каждому из вас красивый цветок, чтобы вы помнили, что красота спасет мир!











































Тема № 4 «Как можно понимать слова: красивая жизнь?»

Идея: красивая жизнь может быть только тогда, когда человек счастлив

- Поднимите руки те, кто считает, что у него красивая жизнь! (ответы)

- Назовите на ваш взгляд атрибуты красивой жизни (ответы)

- Вспомните, в какой сказке А.С. Пушкина героиня хотела жить красиво и богато? (О рыбаке и рыбке). Перечислите атрибуты красивой жизни в понимании старухи (новое корыто, изба, столбовая дворянка, вольная царица)

- Была ли она при этом счастлива? Если нет, то почему?

- Значит, материальные блага не всегда делают человека счастливым.

- Можем ли мы говорить о том, что у человека красивая жизнь, если он несчастен?

- Что на самом деле делает человека счастливым? Поработайте в группах и назовите атрибуты счастья (группы - атрибуты счастья)( здоровье, семья, дом, дети, родители, улыбка, новый день…)

- А вот послушайте сказку про счастье:

Однажды шло Счастье по лесу и внезапно упало в яму, сидит Счастье в яме и плачет. Шёл мимо человек, Счастье услышало человека и кричит из ямы:
"Человек! Добрый! Вытащи меня отсюда."
«А что ты мне дашь за это?» - спрашивает человек
«А что ты хочешь?» - переспросило Счастье.
«Я хочу большой и красивый дом с видом на море, самый дорогой».
Счастье дало человеку дом, человек обрадовался, убежал к дому и забыл про Счастье.
Сидит Счастье в яме плачет ещё громче.
Мимо шёл второй человек, услышало Счастье человека и кричит ему:
"Человек! Добрый! Вытащи меня отсюда."
«А что ты мне дашь за это?» - спрашивает человек
«А что ты хочешь?» - переспросило Счастье «Я хочу много красивых и дорогих машин, разнообразных марок».
Дало Счастье человеку то, что он попросил, обрадовался человек, забыл про Счастье и убежал.
Совсем потеряло надежду Счастье.
Вдруг слышит, идет третий человек, крикнуло ему Счастье:
"Человек! Добрый! Вытащи меня отсюда, пожалуйста".
Человек вытащил Счастье из ямы и пошёл дальше, обрадовалось Счастье, побежало за ним и спрашивает:
«Человек! А что ты хочешь за то, что помог мне?»
«Ничего мне надо» - ответил человек.
Так и побежало Счастье за человеком, не отставая от него никогда.

- Чему учит эта сказка? (Счастье у каждого свое)


- Можно ли эти атрибуты счастья считать атрибутами красивой жизни? (в какой-то мере, так счастье у каждого свое)

- Поднимите руки те, кто считает, что у него красивая жизнь! (ответы)










































Тема № 5 «Дисциплина - это послушание или активная работа?»

Идея: внутренняя самодисциплина - ключ к успеху

- Вы хотите быть успешными в жизни? В какой области?

- Чем вы увлекаетесь? Спортом, музыкой, танцами, пением, рисованием…

- Пересядьте, пожалуйста, по интересам.

- А что необходимо для того, чтобы был успех? (дисциплина, режим, труд, ответственность, добросовестность…)

ФОТО Н. Валуева

- Скажите, вы знаете, кто это? Чем он знаменит?

Никола́й Серге́евич Валу́ев российский боксёр-профессионал, выступавший в супертяжёлой весовой категории. Депутат Государственной Думы РФ с 2011 года. Чемпион России по боксу 1999 года, первый русский, который был удостоен титула чемпиона мира в супертяжелом весе.

За выдающиеся физические данные: рост - 213 см и вес 146 кг получил прозвище «Русский гигант».

- Как вы думаете, что помогло ему стать успешным? (внешность, зан спортом…)

- Какое качество помогло ему стать известным спортсменом? (дисциплина)

- Какую роль в нашей жизни играет дисциплина? (ответ)

- Когда человек становится дисциплинированным? (есть наст, учит, род, цель)

- А вы дисциплинированные люди? Когда и где вы чаще всего проявляете дисциплинированность?

- Ребята, существуют такие понятия как внешняя дисциплина и внутренняя самодисциплина? А как вы это понимаете? (То, что говорит делать тренер и то, как Валуев контролирует себя сам. Самодисциплина - это умение управлять собой)

- А давайте попробуем построить лестницу к успеху. Каждый выстраивает свою лестницу успеха. (Те кто увлек спортом …(интерес, цель, дисциплина, трудолюбие, упорство, самолюбие)

- Какую роль играет внутренняя самодисциплина и помогает ли она в достижении успеха?

- Как, например, самодисциплина проявляется у спортсменов? (Режим, который он обязан соблюдать, иначе не будет успеха)

В: внутренняя самодисциплина - ключ к успеху



© 2010-2022