Классный час Семья в моей жизни

Что семья может дать ребенку? В чем ее психологическая сила? Дом и родители играют решающую роль становления здоровой психики ребенка, которая заряжается токами самых высоких человеческих побуждений: стремление давать радость себе и близким людям, делить их горести, помогать в тяжелые моменты жизни. Поэтому сила любви к своему Дому особым светом освещает подлинно счастливое детство.
Раздел Классному руководителю
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учебное занятие

по теме

«Семья в моей жизни»

Классный час Семья в моей жизни

Структура творческой работы

  1. Оглавление.

  2. Введение.

  3. Методический материал.

  4. Практическая часть материала.

  5. Выводы.

  6. Перспективы работы.

  7. Список литературы.

  8. Приложение 1 /Презентация/.

  9. Приложение 2 /Презентация/.

Открытое учебное занятие

Введение

Являясь активным участником школьной целевой программы «Духовно - нравственное воспитание обучающихся через развитие социальных компетенций» считаю, что без родителей, как равноправных участников образовательного процесса, невозможно вести воспитательную работу с детьми. Однако, чтобы данная работа была эффективной, нужно хорошо знать семью ребенка. Поэтому мною осуществляется постоянный мониторинг изучения семей класса с помощью различного диагностического инструментария: наблюдение, анкетирование, беседа, тестирование и т.д. Семья - это не просто родственники, живущие рядом. Это близкие люди, которые сплочены чувствами, интересами, идеалами, отношением к жизни.

Что семья может дать ребенку? В чем ее психологическая сила? Дом и родители играют решающую роль становления здоровой психики ребенка, которая заряжается токами самых высоких человеческих побуждений: стремление давать радость себе и близким людям, делить их горести, помогать в тяжелые моменты жизни. Поэтому сила любви к своему Дому особым светом освещает подлинно счастливое детство.

Особенностью семейного воспитания в моем классе является то, что мы проживаем в таежной зоне. А это позволяет привлечь родителей к экологическому воспитанию детей способом познания окружающего мира. Следует отметить, что почти все семьи моего класса имеют традиции и обычаи:

- проведение совместных воскресных дней с выходом на прогулку, на природу;

- летние многодневные выезды на природу;

- ежегодные «Дни здоровья» в школе, где родители принимают активное участие;

- проведение праздников на стадионе «Мама, папа, я - спортивная семья»;

- семейные выезды в санаторий «Аршан», оздоровительные центры;

- семейные катания на лыжах и санках в зимнее время и т. д..

Основной функцией семейного воспитания является не столько формирование интеллектуальных, эмоциональных, деловых, коммуникативных способностей ребенка, сколько активно - деятельностное взаимодействие с окружающим миром.

Проведя тест «Допиши незаконченные предложения», получила следующие ответы детей.

1. Мне нравятся люди, которые: здоровые и не болеют.

2. Я хочу, чтобы в школе было: очень красиво, были новые лыжи.

3. После занятий я люблю: играть в теннис; кататься с горки; играть на улице с друзьями.

4. Когда бывает трудно, я: сажусь и перечитываю книги; иду и думаю под деревом.

5. Я знаю, что моё здоровье: Данила - в порядке; Глеб - зависит от меня; Вадим - очень крепкое; Яна - хорошее; Аня - хорошее; Денис - не такое уж сильное; Влад - в порядке; Саша - хорошее; Вася - хорошее.

6. Друзей у меня: много.

7. Я часто думаю о: об опасностях; о будущем; о папе, маме и братике; о своих друзьях.

Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.

Я, как классный руководитель, могу представить стартовую площадку каждому ребенку для формирования своей личности, самоактуализации, самоутверждения в гармонии с природой.

Методический материал

Открытое учебное занятие на тему: «Семья в моей жизни!"

Задачи.

1. Учатся вырабатывать собственную тактику принятия решений и способность видеть за отдельным фактом явление жизни.

2. Формируют представления о жизненном идеале семьи, анализируют ситуации.

3. Используя игры, начинают осмысливать жизнь и свое отношение к ней.

4. Осознают и оценивают свое место в семье, знакомятся с учителями из среднего звена.

5. Позиция наставника - философическая по отношению к жизни как величайшей ценности.

Цели учебного занятия:

  • воспитание патриотических чувств и любви к окружающей среде;

  • ознакомление обучающихся с новыми понятиями (тезки, однофамильцы);

  • расширение детского кругозора;

  • углубление знаний и опыта детей; воспитание в детях положительных качеств личности (внимания друг к другу, умения слушать товарищей, уважительного отношения к истории своей семьи).

Оборудование.

  1. Шарик с записью на польском и английском языках.

  2. Оформление доски: плакат с контурами Дома, куда дети крепят «кирпичики». Эпиграф /записан на доске/: «Семья - это счастье, любовь и удача!».

2. Компьютер, мультимедийная установка..

3. Карточки с пословицами.

4. Цветные нити. (10).

Ход занятия

1. Организационный момент. Упражнение «Внутренний луч».

У. - Встаньте удобно. Представьте себе, что в верхней части вашей головы возникает светлый луч, который движется вниз и освещает изнутри лицо, шею, плечи, руки, туловище, ноги теплом, ровным, расслабляющим светом. Разглаживаются морщины, «охлаждаются» глаза, исчезает складка в уголках губ, опускаются плечи. Внутренний луч делает вас спокойными, довольными собою и своей жизнью, учебой. Вам тепло. Скажите хором: «У меня все хорошо. Я сильный и спокойный!».

- Садитесь.

2. Определение темы учебного занятия.

У. - Сегодня я подошла к речке и увидела прицепившийся к мостику воздушный шарик. Он был необычный и очень меня заинтересовал. Принесла шарик вам. Давайте попробуем вместе разгадать его секрет. Посмотрите, на нём надписи на иностранном языке. Кто-нибудь из вас, ребята, знает иностранные языки?

/Дети подходят к учителю, разглядывают надписи/.

У. - Как же прочесть? /Разгадка тайны воздушного шарика/.

На польском. Mam duza szszesliwa rodzina. Zycze milego pobytu). У меня большая счастливая семья. Желаю хорошего проживания.

На английском. My family_is biq.

У. - Я, кажется, догадалась. Этот шарик путешествует по миру и люди пишут на нём свои мысли и высказывания о семье. Он уже побывал в Англии, Польше и других странах. А теперь прилетел в Россию. И я думаю, что мы с вами тоже должны на нём написать своё высказывание о семье. Но для этого нам с вами необходимо выяснить, чем же для нас является СЕМЬЯ.

/Шарик крепим на доску. Дети садятся/.

3. Введение в тему учебного занятия.

У. - Что же такое семья? (Слайд 1)

(Ответы детей).

У. - До начала 20 века семья состояла не из одного поколения. (Слайд 2). Жили дружно, друг другу помогали. Одни по хозяйству поспевали, другие в поле трудились, старшие братья, сестры защищали младших. Жили весело, старость уважали, молодых оберегали. Семьи были большие и крепкие. Я нашла тому много свидетельств. Вспомним хотя бы народные сказки, пословицы и поговорки. В них говорится о семье. /У каждого ученика часть пословицы. Найти пару, образовать пословицу. Встать в паре друг против друга, прочесть/.

- В гостях хорошо … (а дома лучше)

- Не нужен клад … (когда в семье лад)

- Чем богаты … (тем и рады)

- Когда семья вместе … (так и душа на месте)

- Один в поле … (не воин)

У. - А еще! (Хором) (Слайд 3)

В семье и каша гуще.
На что и клад, коли в семье лад.
В семье любовь да совет, так и нужды нет.

4. Игра «Строители».

У. - Да, одному человеку нелегко прожить. И что бы ни говорили, а семья - главное богатство в жизни. В наше время семьи небольшие, в них часто по одному, два, три ребенка. (Слайд 4, 5)

У. - А вот интересно, какой семье легче прожить на свете?

(Ответы детей).

У. - Я совершенно с вами согласна. Думаю, легче той семье, где не унывают, не падают духом, радуются жизни, часто отдыхают на лоне природы.

Послушайте стихи поэтессы Л. Сусловой.

Яна. А дом, заставленный добром, - еще не дом. /Слайд 6/.

И даже люстра над столом, - еще не дом.

И на окне с живым цветком - еще не дом.

Когда вечерняя сгустится темнота, /Слайд 7/.

Так эта истина понятна и проста-

Что от ладоней до окна наполнен дом Твоим теплом.

У. - Конечно, в ваших юных сердцах зарождается с детства и крепнет с годами чувство, лежащее в глубине души каждого, - это любовь к Дому своему. Рождение этой любви - тайна великая, требующая размышлений. А как создать Тепло нашего Дома? Расскажите о теплых отношениях, сложившихся в ваших семьях.

(Ответы детей).

У. - Как же построить такой "Дом мечты"? С чего начать? Разделимся на 3 группы.

1 группа. Выберите как можно больше слов в связи с данным словом «Дом». Сделайте тропинку к дому.

Дом - это….(крепость, очаг, кров, причал, корабль, …) /Слова приготовить/.

2 группа. Предложите несколько понятий, которые составляют «фундамент» Дома.

(Понимание, здоровье, любовь, доброта, счастье, тепло, уважение, забота, …) (Приготовить слова).

3 группа. Техника безопасности в конфликтных ситуациях, которые неизбежны в семье.

/Дети строят дом. Крепят на доске/. /Звучит песня «Родительский дом» Ю. Антонова/.

У. - Наш Дом построен, пора сказать: «Приходите к нам в гости!» Думаю, что вы все обязательно станете счастливыми, и все хорошо будет в вашем доме. Народная мудрость говорит: «Три несчастья есть у человека: смерть, старость и плохие дети». Старость - неотвратима, смерть - неумолима, перед этими несчастьями никто не может закрыть двери своего дома. А от плохих детей дом можно уберечь, как от огня. И это зависит не только от родителей, но и от вас самих - детей.

У. - Послушаем две басни, запомним мораль. «Крестьянин и дети», «Мальчик и его мать».

/Слайд 9, 10, 11/.

- Какова же мораль басен?

(Ответы детей).

У. - Дорожи своей семьей. Знай, что твоя семья - это не только мать и отец. Это бабушки, дедушки, сестры, братья и вы, дети. Самое большое счастье для родителей - ваша честная жизнь, трудолюбие. А в школьные годы - усердие в учении. Приноси в дом радость, оберегай счастье семьи. Я желаю вам удачи во всех делах, семейного счастья и достатка в доме.

5. Презентация. /Слайд 12/.

Денис. - Отгадайте загадку. - Что принадлежит вам, однако другие пользуются этим чаще, чем вы? (Имя)

Вика. Хорошо там и тут, где по имени зовут.
Нас не было - оно было, нас не будет - оно будет.
Никто ни у кого его не видел, а у каждого оно есть.

У. - Я хочу сегодня поближе познакомить с вами учителей, которые будут учить вас в 5 классе. Выйдите все к доске.

Физкультурная минутка. Игра «Сделайте шаг вперед те, кто…»:

- кто похож на папу? Аплодисменты!
- кто похож на маму? Аплодисменты!
- кто скучает по родителям, уезжая из дома? Аплодисменты!
- в чьей семье занимаются спортом? Аплодисменты!
- у кого нет секретов от родителей? Аплодисменты!
- к кому приходят друзья в гости? Аплодисменты!
- кто помогает родителям по дому? Аплодисменты!
- кто любит свою семью, дорожит ею! Аплодисменты! - у кого голубые глаза! Аплодисменты! - у кого есть братья и сёстры? Аплодисменты! - кто никогда не опаздывает? Аплодисменты! - кто считает себя добрым человеком? Аплодисменты! - кто любит животных? Аплодисменты! - кто любит рисовать? Аплодисменты!

У. - Вот такие мы и есть! Попрошу детей сесть за парты.

У. - У каждого из нас есть свое имя. Все начинается с него. Имя дается человеку один раз при рождении и сопутствует ему всю жизнь. Записанное в официальные документы, оно становится личным названием. Мы привыкаем считать свое имя самым близким словом родного языка и своеобразным отражением нашей личности. Однако многие не знают смысла своих имен и фамилий, даже не задумываются над этим.

Расскажем о своих добрых именах. /Презентация по итогам исследования. Слайды 13-27/.

(Каждый ученик говорит о товарище).

У. - Как называют людей, у которых одинаковые имена? (Тезки). - Есть ли в нашем классе тёзки? /Слайд 28/.

У. - Как же можно различить этих детей? (По фамилиям.) Каждый человек при рождении получает не только имя, но и фамилию, которую носят все члены его семьи. Но одинаковые фамилии бывают не только у родственников. Как называют таких людей? (Однофамильцами)

У. - Представим себе такую ситуацию: 2 человека являются тезками и к тому же, однофамильцами. Как же их тогда можно различить?

У. - Правильно, по отчеству. Это слово означает "имя по отцу". Когда вы повзрослеете, к вам будут обращаться по имени-отчеству. Скажите вслух, а как вас будут называть?

(Ответы детей).

  1. Духовные нити.

У. - Давайте попробуем объединиться в своей семье, протянуть друг другу «духовные» нити. /Подаю каждому ученику цветные ниточки по очереди. Они подходят к родителям, приглашают в центр, образуют круг и говорит по очереди «Нас в семье объединяет …(…). Родители отвечают «Наша семья держится на …». Получается переплетение/.

У. - Спасибо, садитесь.

  1. Упражнение «Поиск общего».

У. - Дается два случайных слова. Сегодня это слова «Семья» и «Дерево». Назовите для них как можно больше общих признаков. (Стандартные ответы - указание внешних признаков предметов. Оригинальные - анализ существующих признаков). /У дерева листики, у семьи люди - листики. КОРЕНЬ, СТВОЛ, ВЕТКИ, ЛИСТИКИ. Нужно тепло, свет, еда, вода. Жизнь не угасает./

  1. Итог. Послание миру. /Слайд 29/.

У. - Что же мы напишем на шарике? «Семья и дом должны быть у каждого. Если есть семья, значит есть счастье. Будьте счастливы!».

(Отправляем шарик путешествовать).

-Чем полезно было занятие?

- Что понравилось?

- Что запомнилось?

- О чем хотелось бы ещё узнать?

9. Приложение 1. Презентация.

Практическая часть

Рекомендуется применять при организации классных часов, досуга в школе и на селе, при проведении праздников и других видах внеурочной деятельности.

Приложение 2. Презентация.

Выводы

Внедряемые технологии: здоровьесберегающая, проектная, тренинго - игровая.
Оптимальность объема предложенного познавательного материала соответствует возрасту младших школьников. Занятие актуально в современных условиях, воспитывает стремление давать радость себе и близким людям, учит делить горести, помогать в тяжелые моменты жизни. Побуждает задуматься не только о том, что семья может дать ребенку, но и о том, что сам ребенок может дать семье: бережно относиться к природе, хорошо учиться, быть честным, трудолюбивым.

Вскрыта проблема рождения любви к своему дому: дети учатся строить фундамент семейного благополучия, ищут тропинку к пониманию, задумываются, чьи же руки поддерживают тепло, здоровье членов семьи. Работает группа по урегулированию конфликтов во время постройки «Дома своей мечты». На основе басен выводится мораль, что главный клад в семье - это трудолюбие, честность, хорошие дети. Все этапы занятия побуждают оберегать семейное счастье.

В ходе подготовки к занятию проводится большая работа. Дети приносят семейные фотографии, узнают, почему их так назвали, подбирают материал о значении своих имен. Все принимают активное участие. Учитель на основе собранного материала составляет презентацию.

Перспективы работы

«Идем в поход. Кругом цветы, деревья. И вдруг мы видим жеребенка. Маленький, беззащитный. Мы тут же сгрудились около него. Дети, не испугайте! И тишина! Разглядывают, изучают. Сфотографировались! А самое главное, ни у кого не возникло желания крикнуть, ударить. Что это: экологическое воспитание, эстетическое, нравственное? Это воспитание души: чистой и доброй. Невозможно прививать какое-то одно чувство в отдельности, воспитывать можно только всю душу в целом. И это должен понимать классный руководитель.

«Воспитание без дружбы с ребенком, без духовной общности с ним можно сравнить с блужданием в потемках». (В.А.Сухомлинский).


Список литературы.

  1. Д. В. Григорьев, П..В. Степанов. «Внеурочная деятельность учащихся». Методический конструктор. Москва «Просвещение» 2011.

  2. Д.И. Фельдштейн. «Особенности развития и воспитания младших школьников». Интернет.

  3. Педагогический опыт. «Классный руководитель сегодня». «Иркутский ИПКРО». Иркутск, 2011.

  4. Н. В. Самоукина «Игры в школе и дома. Психотехнические упражнения и коррекционнаые программы». Москва «Новая школа» 1993.

  5. «Программа развития ученического самоуправления в классе». Научный консультант Стефановская Т. А.. Иркутск, 2008

  6. thl.narod.ru

  7. vashabnp.info/_ld/1/119_cwP.doc



© 2010-2022