Статья на тему Дистанционное обучение

             Дистанционное обучение – совокупность технологий, которые обеспечивают интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения.               Дистанционное обучение берет свое начало с 80-х годов прошлого века. Новый этап в истории дистанционного обучения наступил, когда широкое распространение получили персональные компьютеры, мультимедийные технологии. Современный этап истории дистанционного обучения наступил с появлением глобальной сети Интернет. С этого момен...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

20) Дистанционное обучение

Дистанционное обучение - совокупность технологий, которые обеспечивают интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения.

Дистанционное обучение берет свое начало с 80-х годов прошлого века. Новый этап в истории дистанционного обучения наступил, когда широкое распространение получили персональные компьютеры, мультимедийные технологии. Современный этап истории дистанционного обучения наступил с появлением глобальной сети Интернет. С этого момента начинается использование термина "Дистанционное обучение». Дистанционное обучение предлагает несколько различных технологий, которые могут быть использованы при проведении обучения. Базовой является технология, построенная на использовании сети Интернет. Менее распространенной является телевизионно-спутниковая технология, построенная на использовании интерактивного телевидения. Еще одной распространенной технологией дистанционного обучения является кейсовая. Больше всего кейсовая технология дистанционного обучения походит на то, что принято называть заочным обучением.

Существует большой набор средств дистанционного обучения:

  • электронная почта;

  • чат;

  • форум;

  • блог;

  • видео- и аудиоконференции.

Аудио- и видеоконференции часто используются при проведении семинаров, на которых освещаются небольшие отдельные темы. Такие семинары крайне эффективны при использовании их для обучения хорошо подготовленных специалистов, для которых необходимо осветить новый или вызывающий у них затруднение вопрос.

Виртуальная классная комната

Для проведения дистанционного обучения по сложным и объемным дисциплинам было создано мощнейшее средство - виртуальная классная комната. Использование виртуальной классной комнаты при проведении дистанционного обучения позволяет полностью воспроизвести обучение аналогичное обучению в обычном классе.

Обучаемые могут:

  • говорить друг с другом;

  • видеть друг друга;

  • писать друг другу;

  • писать на виртуальной доске, которую видят все учащиеся и преподаватель;

  • предоставлять доступ к своим материалам;

  • работать с программными продуктами, установленными на рабочем месте другого пользователя;

  • и т.д.

Электронные библиотеки

Для упрощения доступа к материалам, формирования эффективного поиска, слушателям во время дистанционного обучения предоставляется доступ к электронным библиотекам.

Основные преимущества дистанционного обучения в сравнении с традиционным очным обучением

Одним из ключевых преимуществ дистанционного обучения по сравнению с традиционным очным обучением является его персонификация. Слушатель дистанционного обучения может самостоятельно:

  • определить скорость изучения учебного материала;

  • определить, когда он хочет проходить обучение;

  • определить какие именно разделы учебного материала и в какой последовательности ему необходимо изучить.

Также необходимо отметить возможность комбинирования учебного контента для формирования разнообразных учебных программ, адаптированных под конкретного обучаемого.

Персонификация обучения особенно важна при проведении обучения специалистов, которые зачастую сталкиваются с дефицитом времени, которое они могут выделить на обучение.

Дистанционное обучение предоставляет возможность получить намного больше информации, позволяющей оценить знания, навыки и умения, полученные в результате прохождения дистанционного обучения. В том числе: время затрачиваемое на вопросы, количество попыток, вопросы или задания, которые вызвали наибольшие трудности и т.д. Наличие подобной информации позволяет намного гибче управлять проводимым обучением.

Еще одним достоинством дистанционного обучения в сравнении с традиционным очным обучением является его стоимость. Анализ показывает, что при достижении минимального количества слушателей дистанционного обучения, дистанционное обучение становится более дешевым по сравнению с традиционным очным обучением. При дальнейшем увеличении количества слушателей дистанционное обучение становится значительно дешевле по сравнению с традиционным очным обучением. Это связано с тем, что, не смотря на то, что запуск дистанционного обучения требует инвестиций, проведение дистанционного обучения значительно дешевле, чем традиционное очное обучение.

Еще одним важным преимущество дистанционного обучения является его эффективность. Эффективность дистанционного обучения во многом зависит от предмета дистанционного курса, но в большинстве случаев она выше эффективности традиционного очного обучения. Некоторые исследования показывают, что продолжительность обучения при проведении его в дистанционной форме может сокращаться на 30 - 40 % по сравнению с традиционным очным обучением, а скорость запоминания материала возрастает на 10 - 30%. Необходимо обратить внимание, что данный тезис противоречит представлению большинства людей о дистанционном обучении. Это вызвано тем, что к сожалению, сегодня рынок дистанционного обучения в России не устоялся и мы очень часто сталкиваемся с некачественным дистанционным обучением.

Важным преимуществом дистанционного обучения является возможность его использования для проведения обучения лиц, имеющих ограниченные возможности. Также проведение дистанционного обучения позволяет предоставить доступ к качественному обучению лицам, по тем, или иным причинам, не имеющим возможности проходить обучение в традиционной очной форме. Например, в месте их проживания нет качественного учебного заведения.

Использование современных информационных технологий при дистанционном обучении позволяет выстроить эффективную систему управления обучением, построенную на возможности сбора значительно большей информации о прохождении обучения слушателем дистанционного обучения по сравнению с традиционным очным обучением.

К недостаткам дистанционного обучения следует отнести:

  • сложность внесения оперативных изменений, в случае если дистанционное обучение уже началось;

  • необходимость формирования дополнительной мотивации у слушателей дистанционного обучения, по сравнению с другими формами обучения;

  • необходимость высоких инвестиций на подготовительном этапе проведения дистанционного обучения (инвестиции в разработку дистанционных курсов);

  • высокая зависимость от технической инфраструктуры. Сбой в инфраструктуре может привести к снижению эффективности или вообще срыву дистанционного обучения;

  • отсутствие достаточного количества специалистов в сфере технологий дистанционного обучения;

  • высокие инвестиции на внесение изменений в дистанционное обучение.

Проблемы дистанционного обучения. Быстрое развитие принципиально нового направления в образовательной сфере неизбежно привело к появлению большого количества проблем:

  • проблема определения эквивалентности дистанционных курсов и признания дистанционного образования наряду с традиционным очным образованием;

  • языковая проблема при импорте (экспорте) образования. Дистанционные курсы разработанные на одном языке, потребуют значительных инвестиций для их перевода на другой язык, включая необходимость учета социальных, культурологических и других особенностей региона, где будет проводиться дистанционное обучение;

  • неравномерное развитие информационных технологий, особенно, в части каналов передачи данных. Недостаточная пропускная способность каналов передачи данных серьезно ограничивает возможность применения средств дистанционного обучения;

  • отсутствие достаточного количества специалистов в сфере технологий дистанционного обучения, обладающих необходимым уровнем компетенции;

  • высокая стоимость разработки и поддержания в актуальном состоянии дистанционных курсов;

  • разница во времени в случае проведения дистанционного обучения на больших территориях. Особенно актуальным это становится при использовании средств дистанционного обучения, функционирующих в режиме реального времени;

  • большое количество заблуждений, сопровождающих дистанционное обучение, сформировавшихся, в том числе, из-за большого количества организаций, использующих технологии дистанционного обучения, но не обладающие надлежащей компетенцией в данной сфере.

Сегодня дистанционное обучение переживает период стремительного развития. Все большое количество учебных заведений, компаний, государственных организаций внедряют в учебный процесс технологии дистанционного обучения.

© 2010-2022