Восстановление и совершенствование общеучебных умений и навыков

Раздел Классному руководителю
Класс 3 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


КГУ ОШ № 20 Турксибского района г.Алматы














Тема семинара:

«Восстановление и совершенствование

общеучебных умений и навыков учащихся»










Подготовила учитель Умбетова Сауле Чырышевна



















2015-2016 уч.год



Тема: «Восстановление и совершенствование

общеучебных умений и навыков учащихся»


Цель семинара: обмен опытом по повышению качества учебного процесса на основе диагностики и технологии формирования общеучебных умений учащихся и применения активных методов обучения.

Дорогие коллеги! Мы постоянно работаем над повышением качества обученности, постоянно анализируем реальное состояние учебного процесса, пытаемся выявить отрицательные или положительные динамики.

Необходимо последовательное включение резервов обучения на год:

восстановление и совершенствование общеучебных умений в первой четверти, освоение репродуктивного языка предмета - во второй, через рациональную организацию учения в третьей четверти, к творчеству в конце учебного года.
В первой четверти учебного года - интенсивная работа над восстановлением общеучебных умений, ослабленных за лето.
После проведения диагностики (диагностические контрольные работы) - интенсивная работа над восстановлением общеучебных умений. Это работа кропотливая,постоянная.
Основные технологии, применяемые для совершенствования общеучебных умений:
- Технология достижения оптимального чтения

- Ежеурочные пятиминутки жужжащего чтения.
- Зрительные диктанты
- Технология увеличения скорости письма.
- Технология совершенствования вычислительных умений:
а) Качественное освоение таблицы умножения

б) Технологический тренаж и т.д.
Совершенствование общеучебных умений является необходимым, но недостаточным условием эффективной работы, - главная задача второй четверти учебного года - совершенствование репродукции. Развитие общеучебных умений и навыков как одно из условий развития личности. Работа начинается с первых дней в школе. Это прежде всего организация рабочего места: удобное расположение учебников, тетрадей, письменных принадлежностей и других предметов на парте во время работы, обучение рациональным приемам приведения в порядок рабочего места.
Осуществляя учебную деятельность, школьники выполняют определенные учебные действия.

2.Классификация общих умений и навыков

Учебная деятельность - это основа для формирования умения учиться. Она позволит определить группу учебно-деятельностных умений как центральный элемент в системе общеучебных умений и навыков.
Устанавливая связи внутри общеучебных умений, можно выделить такие подгруппы:

учебно-деятельностные;

учебно-интеллектуальные;

учебно-организационные;

учебно- информационные;

учебно-коммуникативные умения.

Выделение 5 групп общеучебных умений позволяет наметить основные ориентиры по формированию данных умений и разработать программу действий по классам.

1. Учебно - деятельностные умения и навыки

Нач классы

Среднее звено

1.Умение принимать учебную цель.
2.Намечать задачи для ее осуществления.
3.Умение анализировать учебную ситуацию с целью постановки и решения учебной проблемы.
4.Выделять в учебном материале

предмет усвоения.
5.Оценивать работу по заданным извне критериям.

1.Определять в совместной деятельности учащихся и учителя учебную задачу .
2. Анализировать условия учебной задачи.
3. Моделировать выделенные условия в предметной, графической или буквенной форме.
4.Определять последовательность учебных действий.
5. Планировать этапы осуществления деятельности
6.Умение определять критерии по различным основаниям и оценивать работу в соответствии с ними; оценивать работу товарища.

2. Учебно-коммуникативные умения и навыки

Нач кл

Среднее звено

1. Формулировать вопрос к картинке,предложению, слову.
2. Пересказывать содержание сказки, рассказа, условие и ход решения задачи.
3. Осваивать основные виды письменной работы: списывание, запись под диктовку, изложение текста, сочинение рассказа.
.4. Темп письма к концу года 25 знаков в минуту.

1. Самостоятельно ставить вопросы к тексту,рассказу учителя,детей.
2. Учиться отвечать по плану.
3. Учиться сжато пересказывать содержание прочитанного.
4. Освоить новые виды письменных работ: письмо товарищу, дневниковые записи.
5. Темп письма 50 знаков в минуту.

3. Учебно-интеллектуальные умения и навыки

Нач кл

Среднее звено

1. Умение читать осознанно и выразительно.
2. Умение чисто и грамотно писать.
3. Умение сравнивать объекты, факты, явления.

1. Умение воспринимать информацию.
2. Умение осмысливать учебный материал, выделять в

нем главное.
3. Осуществлять общие логические приемы мышления

(сравнивать,анализировать, обобщать,доказывать.)
4. Умение рационально запоминать.
5. Уметь объяснять наблюдаемые факты и прогнозировать некоторые из них.

4.Учебно-организационные умения и навыки

Нач кл

Среднее звено

4.1. Правильно пользоваться учебными принадлежностями, понимать учебную задачу, учиться работать в заданном темпе.
4.2. Проверять работу по образцу.
4.3. Соблюдать правильную осанку.
4.4. Организовать свое рабочее место.

4.1. Готовить рабочее место для учебных занятий и труда.
4.2. Самостоятельно выполнять основные правила гигиены, учебного труда, режима дня.
4.3. Работать в заданном темпе.
4.4. Учиться контролю учебной работы как своей, так и одноклассника.
4.5. Оценивать учебные действия по образцу оценки учителя.
4.6. Вести познавательную деятельность в коллективе, сотрудничать при решении учебных задач (умение объяснять, оказывать помощь, принимать помощь товарища.)

5. Учебно-информационные умения и навыки

Нач кл

Среднее звено

5.1. Читать целыми словами, соблюдая ударение, паузы, интонацию в конце предложения.
5.2. Находить тексты в оглавлении, пользоваться заданиями и вопросами.
5.3. Слушать рассказ, объяснение учителя, пересказывать.
5.4. Уметь самостоятельно знакомится с детскими книгами по иллюстрации составлять представление о примерном содержании книги.

1. Читать в соответствии с литературными нормами.
2. Пользоваться разными видами чтения: сплошным, выборочным, комментированным, чтением по ролям.
3. Темп чтения 120слов в минуту.
4. Самостоятельно обращаться к вопросам и заданиям учебника, уметь работать со словарем.
5. Пользоваться картотеками, справочной литературой.

6. Самостоятельно выбирать и читать детские книги.

2. Методические приемы и формы организации на уроках

На уроках необходимо использовать элементы исследовательской работы учащихся, направленные на формирование учебно - интеллектуальных умений.
Главная цель работы с детьми - учить детей учиться, а значит ясно выражать свои мысли в устной и письменной форме, анализировать ответы сверстников, владеть словом. Владеть словом - инструментом общения - неоценимое богатство.

Но особое место в системе развития речи школьника занимает сочинение. Дети очень тонко чувствуют прекрасное, понимают язык природы. Только надо научить их видеть, всматриваться в жизнь. При написании сочинений у всех детей возникают трудности, стоит проблема: учащиеся не умеют и не любят писать их.

Формирование учебно-информационных умений и навыков начинается с умения читать. Ведущим началом в развитии умения читать является
понимание прочитанного. Именно смысловой стороне подчинена техническая сторона чтения. Поэтому очень важно применять различные приёмы над текстом.

На уроках многократно прочитывается текст с различными заданиями. Одно из них « Вопрос товарищу». Можно провести в виде «Аукциона», кто больше придумает хороших вопросов.
В своей работе стараюсь не давать детям готовое, а направляю учащихся на то, чтобы они сами нашли большое количество вариантов анализа в предлагаемых заданиях, что поможет им в дальнейшем учиться. Вопросы ставлю так, чтобы ученик мог сравнивать и на этом основании сделать вывод, например:

- Чей план более удачный?
- Какой пункт в плане вам кажется главным?
- Чему можно научиться, следуя сказанному в этом вопросе?

Вывод: Таким образом, эксперимент показал, что общеучебные умения обладают свойствами универсальности, широтой применения и возможностью перенесения с одного учебного материала на другой. Учащиеся продвигаются в своем развитии, изменяются сами.

Формирование общеучебных умений очень важно для школы. Это наиболее общие практические и интеллектуальные умения, которые необходимы ученику для успешного овладения школьной программы по любому предмету во всех классах. А это позволит формировать активность и самостоятельность в учебном процессе и научить детей учиться.

У учеников мы должны формировать систему универсальных учебных действий. Близкими по значению понятию «универсальные учебные действия» являются понятия «общеучебные умения», «общепознавательные действия», «общие способы деятельности». Формирование общеучебных действий в прогрессивной педагогике всегда рассматривалось как надежный путь кардинального повышения качества обучения. Как гласит известная притча, чтобы накормить голодного человека можно поймать рыбу и накормить его. А можно поступить иначе - научить ловить рыбу, и тогда человек, научившийся рыбной ловле, уже никогда не останется голодным.
Итак, что же дают универсальные учебные действия?
Они:
- обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;
- создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;
- обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.

Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока:

1) личностные;

2) регулятивные, включая саморегуляцию;

3) познавательные, включая логические, познавательные и знаково-символические;

4) коммуникативные действия.

Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей? самого себя и своего будущего.
Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельности посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Последовательный переход к самоуправлению и саморегуляции в учебной деятельности обеспечивает базу будущего профессионального образования и самосовершенствования.
Познавательные действия включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.
Коммуникативные действия - обеспечивают возможности сотрудничества - умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя. Умение учиться означает умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу.

Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия - это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.

Учителя начальных классов понимают, что приоритеты начального образования остаются прежними - формирование общеучебных умений и навыков, но крайне необходимо формировать у детей и ключевые компетентности, имеющие универсальное значение для различных видов деятельности, в условиях перехода на стандарты второго поколения. Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, закончивших школу.

1. Предметные (знания о сущности и особенностях объектов и явлений действительности, умение решать предметные задачи).

2. Личностные (формирование мотивации к обучению, способность к саморазвитию, социальные компетенции).

3. Метапредметные (освоение универсальных учебных действий, в том числе коммуникативных, формирование информационной компетенции).

Поэтому целью своей педагогической деятельности учителя считают создание условий для формирования и развития ключевых и предметных компетентностей младших школьников средствами современного урока и внеурочной деятельности. К основным задачам педагогической деятельности относят: обеспечение ресурсной базы для реализации компетентностного подхода на уроках и во внеурочной деятельности (профессионализм учителя, учебно-методический комплект, учебный кабинет); использование на практике современных педагогических технологий; создание системы урочной и внеурочной деятельности для формирования ключевых компетентностей младших школьников; осуществление мониторинга развития компетентной личности младших школьников и предъявление результатов работы для внешней экспертизы. Учителя начальных классов считают, что именно урок занимает важнейшее место в условиях построения образовательного процесса. Именно на уроке они организуют познавательную деятельность учащихся, формируют и развивают предметные и ключевые компетенции, применяют современные образовательные технологии, создают «ситуацию успеха», психологического комфорта, обеспечивают сохранение здоровья учеников, то есть осуществляют развитие компетентности личности младших школьников.

Для этого они осваивают и применяют современные образовательные технологии. При выборе образовательных технологий они руководствуются следующими критериями.

1.Организация групповых видов деятельности, формирующих самостоятельное мышление.

2. Опора на проблемные ситуации реальной жизни при изучении нового материала, организация дискуссий, обсуждение и принятие решений.

3. Опора на применение знаний из различных областей при решении проблем.

4. Организация поисковой и исследовательской деятельности, умение работать с разными источниками информации.

5. Создание условий для самооценки и взаимооценки принимаемых решений.

К таким технологиям относят обучение в сотрудничестве, метод проектов, информационно-коммуникативные технологии, здоровьесберегающие технологии, то есть личностно-ориентированные технологии обучения. Особо выделяют применение в образовательном процессе информационно- коммуникативных технологий. МОУ «СОШ №12» применяет электронные учебные материалы на уроках в начальной школе, принята программа информатизации образовательного процесса. Важнейшей ключевой компетентностью младших школьников считают информационную компетентность, так как умение работать с информацией становится ключевым интеллектуальным умением и задача учителя, формировать умение работать с информацией разных видов: текстовой, иллюстративной, графической, звуковой, мультимедийной.

Показатели сформированности информационной компетентности

Средства оценивания

1.

Компьютерная грамотность учащихся

Практическая работа

2.

Умение пользоваться различными источниками информации

Интегрированные самостоятельные работы

3.

Умение переводить информацию из одного вида в другую

Творческие задания

Электронные учебные материалы, воспроизводимые на компьютере, установленном в классе, применяются учителями с целью расширения видов учебной деятельности, развития общеучебных умений и навыков, создания условий для индивидуализации обучения. Особо обращают внимание на активизацию самостоятельной учебной деятельности. Ученики с 1 класса используют компьютер и интерактивную доску на различных этапах урока, работая с электронными учебными материалами.

1. Индивидуально, развивая самоконтроль и исследовательские навыки.

2. В парах, группах, развивая навыки сотрудничества, взаимопомощи.

3. Для оформления и представления творческих проектов, альтернативного домашнего задания.

4. Как с источником образовательной информации при работе в группах и индивидуально.

5. Создавая материал для самопроверки и коллективного обсуждения.

6. Во время одного из этапов интерактивной интеллектуальной эстафеты.

Все эти приёмы работы с компьютером на уроке используются учителями с целью активизации самостоятельной учебной деятельности учеников. Современный урок отличается информационной насыщенностью, увеличением доли самостоятельной учебной деятельности с различными источниками информации, высокой интерактивностью взаимодействия участников образовательного процесса, то есть, используя информационные технологии, учителя расширяют образовательный процесс, делают его творческим.

Учителя начальных классов прививают своим ученикам необходимость новых знаний, для чего учат их делать предварительный отбор источников информации для поиска новых знаний. К таким источникам информации относят:

· учебную литературу;

· энциклопедии;

· словари;

· справочники;

· средства массовой информации;

· интернет-ресурсы.

Учителям важно научить детей, находя нужную информацию при работе с разными источниками, критически оценивать информацию, выявляя её достоверность. Справочники, словари, энциклопедии, в том числе и электронные, дают такую возможность, так как прямо на уроке при работе с ними можно сравнить данные из разных источников, проанализировать их и сделать вывод. Добывая новую информацию из различных источников, ученики используют разные способы: наблюдение, чтение и письмо, слушание. Затем они перерабатывают полученную информацию (анализируют, обобщают, классифицируют, сравнивают, выделяют причины и следствия) для получения необходимого результата.

В реальной жизни ученики большую часть времени проводят в малых группах: в школах, дома, в семье, с друзьями. Возникает проблема общения, умения осуществлять совместную деятельность, принимать самостоятельные и совместные решения, идти на компромисс, то есть совместная деятельность занимает значительную часть жизни младших школьников. Учителя считаю, что в современном мире наиважнейшим умением является умение общаться. Договариваться, выстраивать свои отношения с партнёрами, осваивать принятые в обществе нормы поведения, понимать других, толерантно относиться к другой точке зрения - это то, чему учителя учат своих воспитанников, формируя коммуникативную компетентность.

№.

Показатели сформированности коммуникативной компетентности

Средства оценивания

1.

Умение общаться и работать в группе

Результативность при работе в команде

2.

Умение доносить свою позицию до других, владеть всеми видами речевой деятельности

Создание текстов разных речевых жанров (устных и письменных)

Учителя активно используют на уроках метод обучения в сотрудничестве, когда с 1 класса дети привыкают работать в группах, выполняя одно задание на всех. Ученики понимают, что успех или неудача общего дела зависит и от того, насколько сплочённо и дружно работает их команда, в какой мере они придут к взаимопониманию и согласию. При работе над формированием умения общаться и работать в группе опираются на следующие принципы:

· разнородность группы по успеваемости, полу;

· одно задание на группу;

· необходимость участия каждого члена группы в его выполнении;

· обозначение ролей учителем, распределение ролей учениками;

· один комплект материалов (текст, задача и т.д.)

· одна оценка за проделанную работу на группу.

Совместная учебно-познавательная, творческая деятельность учащихся в группе приносит положительные результаты. Ребята формируют собственную точку зрения, учатся её аргументировать, они стремятся применить полученные знания в конкретных заданиях, развивается чувство товарищества, взаимопомощи. Во время общения между собой и с учителем на уроке формируется коммуникативная компетентность. Оценить уровень её сформированности можно по результативности участия учеников в командных мероприятиях различного уровня, включая интеллектуальные игры, игры-конкурсы.

Наши ученики живут в социуме и нам необходимо создать условия для их социализации. Важно научить детей решать типовые жизненные ситуации, связанные с выполнением типичных ролей ученика, товарища, члена семьи, ведь каждому ученику в будущем предстоит выполнять три главные роли реальной жизни - гражданина, работника, семьянина. Поэтому важно формировать у детей социальную компетентность.

Показатели сформированности социальной компетентности

Средства оценивания

1

Позитивная внеурочная деятельность

Занятость учеников в учреждениях дополнительного образования и результативность в конкурсах и соревнованиях

2

Правовая культура учеников, благоприятный психологический климат

Отсутствие правонарушений у учащихся, мониторинг психолога, отзывы учеников

3

Активное участие учащихся в жизни гимназии и местного социума

Результативность участия в социально направленных мероприятиях

4

Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность для передачи социального опыта

Удовлетворенность родителей результатами формирования социальной компетентности учащихся, отзывы родителей и выпускников

5

Культура здоровья учеников

Занятость учеников в спортивных секциях, мониторинг психолога, врача гимназии

6

Самоуправление класса

Действующая система самоуправления класса

Благодаря такой систематической работе, у выпускников начальной школы формируется социальная компетентность. Таким образом, формируя информационную, коммуникативную и социальную компетентности учащихся начальной школы, учителя осуществляют развитие компетентности личности младших школьников, готовя их к успешной жизни в современном обществе, что соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Педагогическая общественность понимает, что современные реалии выдвигают особые требования к подготовке школьников к жизни - вооружить их не столько знаниями, сколько способами овладения ими. В условиях резкого увеличения объема знаний требуется смена педагогических приоритетов - научить учащихся учиться.

Помочь ученику в овладении соответствующими умениями и навыками, полная реализация его возможностей - ключевая задача школьного образования.
Это означает отказ от ориентации на освоение учащимися суммы знаний как основного результата школьного образования и нацеленность на
формирование универсальных (метапредметных) общеучебных умений и навыков, общественно-значимого ценностного отношения к знаниям, развитие познавательных и творческих способностей и интересов.

Таким образом, речь идет о том, чтобы научить учащихся оптимальной совокупности навыков учебной работы, которые обеспечивают формирование у них способностей к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, умению организовать этот процесс. А это значит учащихся необходимо научить:

• основам организации собственной учебной деятельности;
• способам поиска, переработки и представления информации;
• приемам и методам умственного труда;
• основам коммуникативных умений.

В последнее время наблюдается возросший интерес к общеучебным умениям и навыкам как универсальным для многих школьных предметов способам получения и применения знаний. И это неслучайно, так как родителей, администрацию, государство интересует качество знаний. Факторов неуспеваемости и низкого качества знаний несколько, но одним из главных является неумение учиться. Есть достаточно веские основания для того, чтобы акцент в школьном образовании сделать на формировании у обучаемых навыков учебной деятельности, вооружить их такими умениями и навыками, которые облегчают учебный труд, делают его привлекательным и позволяют получать радость от процесса обучения.

Значимая роль отведена им и в стандартах второго поколения: «Универсальные (метапредметные, обобщенные, общеучебные) умения - это умения, формируемые на базе нескольких или всех учебных предметов, применимые, как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях».

Общеучебные умения и навыки - это такие умения и навыки, которым соответствуют действия, формируемые в процессе обучения многим предметам, и которые становятся операциями для выполнения действий, используемых во многих предметах и в повседневной жизни.

Для решения жизненных задач человеку, помимо способностей и личностных качеств, необходимы различные умения. Именно умения, прежде всего, и развивает учитель, работая с учениками на определенном предметном содержании.

Традиционно педагог обращал внимание на предметное содержание и предметные умения. Вместе с тем в жизни мы нечасто сталкиваемся с задачами, аналогичными предметным. Напротив, чаще всего жизненные задачи требуют надпредметных умений, которые в школьной практике называют общеучебными умениями.

Специальному формированию умений этого типа не уделялось необходимого внимания, овладение ими не выделялось как отдельный компонент требований к результатам обучения, а поэтому фактически не контролировалось и не оценивалось учителем. На сегодняшний день, когда меняется представление о целях и ценностях образования, когда более важными становятся не конкретные знания, а умения их добывать, такие практико-ориентированные умения становятся все более актуальными.

Показателем результативности школы является готовность учащихся к самообразовательной деятельности, к самостоятельной организации или собственной познавательной деятельности, в частности учебного труда. Оценку этого конечного результата деятельности школы осуществляют путем определения сформированности у школьников общеучебных умений и навыков, которые являются ведущими компонентами учебной деятельности, а также общеучебных мыслительных умений.

Причиной низкой успеваемости у учащихся, особенно в средней и стершей школе, по мнению психологов, является, как правило, крайне низкий уровень развития общеучебных умений и навыков.

Учителя предлагают учащимся различные виды заданий по предмету, но при этом забывают, что не все ученики умеют бегло и осмысленно читать и писать, находить нужную информацию в учебнике, запоминать определения терминов и закономерностей.

Возникает проблема, как повысить эти умения, когда и так не хватает времени для изучения основного материала по предмету?

Итак, если процесс развития общеучебных умений станет целенаправленным и управляемым, то в более короткий срок будут достигнуты более высокие результаты. Конечно, работа должна вестись системно и по всем предметам. Общеучебные умения и навыки являются универсальными способами приобретения и применения знаний. Методические приемы помогут создать условия для формирования у учащихся практических навыков осуществления учебной деятельности, что в свою очередь обеспечит приобретение ими всесторонних и прочных знаний.


© 2010-2022