Работа с одаренными детьми

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Работа с одаренными детьми

Основная типология одаренности

Очень высокий общий

уровень развития по

сравнению с большинством

остальных сверстников

Признаки специальной

умственной одаренности в

определенной области

науки, искусства

Отсутствие по каким-либо

Причинам успехов в учебе, но наличие яркой познавательной

Активности, необычного

психического склада, высокого умственного потенциала






Анкета для родителей «О талантах ребенка»

Ф.И.О.______________________________________________________________________________

«________» _____________/______________уч. г.

Оцените по трехбалльной системе интерес вашего ребенка к следующим видам деятельности:

Виды деятельности

Балл

Суммарный балл

по разделу

Первый раздел:

- решает занимательные задачи, логические игры, головоломки;

- стремится раскрывать различные закономерности;

- любит задания на смекалку и находчивость;

Второй раздел:

- любит рисовать, лепить;

- конструирует;

- играет в шахматы или шашки;

Третий раздел:

- любит физические упражнения, подвижные игры;

- танцует;

- пластичен;

Четвертый раздел:

- любит петь;

- играет на музыкальном инструменте;

- сочиняет мелодии;

Пятый раздел:

- любит читать;

- сочиняет рассказы, стихи, истории;

- с удовольствием занимается русским языком или иностранным языком;

Шестой раздел:

- любит общаться;

- является лидером в играх;

- умеет сопереживать и понимать другого;


Укажите, какие качества вы бы хотели развить в своем ребенке: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Чем вам в этом может помочь школа? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Анкета для детей

Ф.И.О._______________________________________________________________________________

«_________»____________________/___________________уч.г.

Отметь «галочкой» (V) свои любимые занятия, которым бы ты хотел (а) научиться:

Первый раздел:

- решать занимательные задачи, головоломки;

- выполнять задания на смекалку, находчивость;

- раскрывать закономерность;

Второй раздел:

- рисовать, лепить;

- конструировать;

- играть в шахматы;

Третий раздел:

- заниматься спортом, играть в подвижные игры;

- танцевать;

- красиво двигаться под музыку;

Четвертый раздел:

- петь;

- играть на музыкальных инструментах;

- сочинять мелодии;

Пятый раздел:

- читать;

- сочинять рассказы, сказки, истории, стихи;

- заниматься русским или иностранным языком;

Шестой раздел:

- общаться с ребятами;

- быть ведущим, заводилой в играх;

- переживать за другого человека, понимать близких;

Анкета дает возможность определить приоритетные виды деятельности, интересы и наклонности ребенка.

Первый раздел - логико - математическое направление.

Второй раздел - художественные способности.

Третий раздел - спортивные, танцевальные, пластические, драматические способности.

Четвертый раздел - музыкальные способности.

Пятый раздел - литературные способности, склонность к сочинительству, способности к языкам.

Шестой раздел - коммуникативные способности.



Карта интересов.

Вопросник из 65 вопросов отражает направленность в 13 сферах деятельности: математика, изобразительное искусство, литература, общественная деятельность, риторика, общение, музыка, трудовое обучение, сценическое искусство, языки, природоведение, физкультура и спорт, экология, история.

Инструкция учащемуся.

Тебе предлагается ответить на вопросы о том. Что тебе нравится и что интересно. Хорошо подумай перед тем, ка ответить на каждый вопрос. Отвечай на каждый вопрос. Не пропуская ни одного. Если ты согласен, то рядом с номером вопроса пиши «да». Если с чем-нибудь не согласен, то рядом с номером вопроса пиши «нет». Если у тебя возникли вопросы, спрашивай сразу же. Время для ответов на вопросы не ограничено.

Если тебе нравится что-нибудь, о чем мы не спрашивали, то напиши об этом сам на полях листа.

  1. Нравится ли тебе проводить свободное время с друзьями?

  2. Тебе нравятся уроки по математике?

  3. Нравится ли тебе рисовать?

  4. Ты любишь читать книги?

  5. Нравится ли тебе помогать в организации внеклассных мероприятиях?

  6. Нравится ли тебе учиться говорить и писать грамотно?

  7. Тебе нравится наблюдать за игрой на музыкальном инструменте?

  8. Тебе нравятся уроки трудового обучения (домоводства)?

  9. Тебе нравится декламировать, петь в хоре, выступать на сцене пред зрителями?

  10. Нравятся ли тебе уроки по русскому языку7

  11. Тебе нравятся книги о природе?

  12. Тебе нравятся уроки истории?

  13. Нравится ли тебе посещать спортивные соревнования, слушать и смотреть спортивные радио - и телепередачи?

  14. Хочешь ли ты играть в игры, где участвует много детей?

  15. Ты хотел бы участвовать в олимпиадах по математике?

  16. Хотел бы ты заниматься в художественном кружке?

  17. Хочешь ли ты автором литературного произведения, книги?

  18. Хочешь ли ты быть старостой класса?

  19. Хочешь ли ты писать рассказы и стихи, сочинять сказки?

  20. Хочется ли тебе иногда послушать симфоническую музыку?

  21. Ты хочешь знакомиться с изготовлением промышленных товаров?

  22. Хочешь ли ты посещать концерты и театры?

  23. Ты с желанием пишешь изложения и диктанты?

  24. Хочешь ли ты ухаживать за домашними животными?

  25. Хочешь ли ты изучать обычаи и взгляды людей, живших много веков назад?

  26. Ты хочешь стать учителем физкультуры, когда вырастешь?

  27. Хочешь ли ты знакомиться с новыми людьми?

  28. Ты хочешь решать сложные математические задачи?

  29. Хочешь ли ты, когда вырастешь, быть художником?

  30. Хочешь ли ты рассказывать о прочитанных книгах?

  31. Ты хочешь участвовать в мероприятиях, проводимых в школе?

  32. Хочешь ли ты слушать красивую грамотную речь?

  33. Ты хотел бы участвовать в конкурсе музыкальных исполнителей?

  34. Хочешь ли ты познакомиться с различными инструментами?

  35. Ты хочешь участвовать в театральных смотрах-конкурсах?

  36. Хочешь ли ты участвовать в олимпиадах по русскому языку?

  37. Ты хочешь узнавать новое о природе своего края?

  38. Хочешь ли ты изучать историческое прошлое других стран?

  39. Ты хочешь принимать личное участие в спортивных соревнованиях?

  40. У тебя много друзей?

  41. Стараешься ли ты находить разные способы решения математических задач?

  42. Знакомишься ли ты с жизнью и творчеством выдающихся художников?

  43. Перечитываешь ли ты книги по нескольку раз?

  44. Ты стараешься устанавливать дисциплину среди сверстников или младших?

  45. Ты высказываешь свое мнение по поводу прочитанного и услышанного?

  46. Ты учишься в музыкальной школе?

  47. Ты делаешь различные поделки?

  48. Ты занимаешься в театральном кружке?

  49. Стараешься ли ты красиво писать?

  50. Ты подкармливаешь птиц зимой?

  51. Ты читаешь книги об исторических событиях?

  52. Ты посещаешь спортивные секции?

  53. Ты участвуешь в коллективных играх?

  54. Ты решаешь математические головоломки?

  55. Ты участвуешь в конкурсах рисунков?

  56. Обсуждаешь ли ты поступки литературных героев?

  57. Принимаешь ли ты активное участие в деятельности детской организации?

  58. Доказываешь ли ты свою правоту, отстаиваешь свою точку зрения?

  59. Играешь ли ты на музыкальном инструменте?

  60. Даришь ли ты подарки, сделанные своими руками?

  61. Участвуешь ли ты в смотрах художественной самодеятельности?

  62. Ты изучаешь происхождение слов и отдельных словосочетаний

  63. Наблюдаешь ли ты за растениями, птицами, животными?

  64. Ты смотришь фильмы об истории нашей страны?

  65. Ты играешь в спортивные игры?

Обработка результатов.

Обработка результатов сводится к подсчету количества баллов. Положительный ответ на вопросы с 1-го по 13-й оценивается в один балл, с 14- го по 40-й оценивается в два балла, с 41-го по 65-й оценивается в три балла. Ответы «нет» на все вопросы оцениваются в 0 баллов.

Сумма баллов за ответы:

На вопросы 1,14,27,40,53 свидетельствуют об интересах к общению;

На вопросы 2,15,28,41,54 - к математике;

На вопросы 3,16,29,42,55 - к изобразительному искусству;

На вопросы 4,17,30,43,56 - к литературе;

На вопросы 5,18,31,44,57 - к общественной деятельности;

На вопросы 6,19,32,45,58 - к риторике;

На вопросы 7,20,33,46,59 - к музыке;

На вопросы 8,21,34,47,60 - к трудовому обучению;

На вопросы 9, 2,35,48,61 - к сценическому искусству;

На вопросы 10,23,36,49,62 - к русскому языку;

На вопросы 11, 24, 37,50,63 - к природоведению и экологии;

На вопросы 12,25,38,51,64 - к истории;

На вопросы 13,26,39,52,65 - к физкультуре и спорту;

Таким образом, получается 13 цифр со знаком «плюс» или «минус», которые соответствуют 13 видам деятельности.

Анализируя полученные данные, необходимо выделить те сферы, которые получили наибольшее количество баллов. Если среди них окажется несколько сфер с одинаковым количеством баллов, то следует считать, что более выраженным интересам соответствуют те из них, которые содержат наибольшее количество положительных ответов. Данные, полученные с помощью этой методики, позволяют выявить не только круг интересов учащегося, но и степень их выраженности.

Интерпретация:

0 баллов - интерес к данной области деятельности отрицается;

1-3 балла - интерес выражен слабо, школьник ограничивается восприятием интересующего объекта, но не проявляет активности, чтобы глубоко познать объект, овладеть им и заняться творчеством в интересующей деятельности;

4-5 баллов - выраженный интерес, школьник не ограничивается восприятием интересующего объекта, он стремится к овладению деятельностью;

6-9 баллов - ярко выраженный интерес, школьник не ограничивается созерцанием, а действует и активно участвует в видах деятельности, связанных с данной областью интересов. (С.Ю.Прохорова)



Организация деятельности одаренных детей.

Ф.И. учащегося





Основные направления деятельности

Формы деятельности


Курирующий преподаватель

Логико-математическая

Художественная

Спортивная, танцевальная, драматическая

музыка

экология и биология

Литература, языки










Условия, необходимые для развития направления работы с одаренными детьми:

1.Психологическая подготовка учителя к учебной и воспитательной работе с одаренными детьми.

2.Раннее выявление творческих возможностей, личностных особенностей, специальных интересов и способностей, преемственность.

3. Наличие диагностического инструментария.

4. Наличие учебных материалов для развития одаренного ребенка, обеспечивающих закрепление и творческой одаренности, и специальных творческих способностей.

5. Разработка и использование методов, способствующих развитию возможностей самовыражения одаренных детей.

6. Создание условий для проявления самореализации и широкого спектра увлечений одаренных детей.

7. Совместная работа с родителями, направленная на поддержку талантливого ребенка в реализации его интересов в школе и семье.

8. Создание условий для развития навыков самостоятельной работы при минимальной роли учителя.



© 2010-2022