Выступление на ШМО классных руководителей Самоуправление в начальной школе

         Самоуправление - признак коллектива. Только ученическое самоуправление может обеспечить самостоятельность, инициативность деятельности, сформирует негативное отношение к таким отрицательным явлениям, как безнравственность, безответственность, неправильный образ жизни.      Создание сплоченного коллектива - задача непростая. Она означает организацию общественно полезной совместной деятельности членов коллектива, налаживание постоянного общения между ними, которое неизбежно приведет к раз...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №24 г. Белгорода

им. Героя Советского Союза Ивана Петровича Крамчанинова




Самоуправление в начальной школе


(из опыта работы классного руководителя

начальной школы)


Классный руководитель:

Юхимчук Р.В.





2014 г.


«Учитель является для детей путевым огоньком, искрой, от которой в сердцах детей разгорается пламя любви к науке, стремление к знаниям, к развитию личных способностей, дарований, талантов».

В. Сухомлинский

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года отмечает, что общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков. Современное общество требует, чтобы молодые люди имели активную жизненную позицию, умели отстаивать ее, были творчески активными, инициативными, самостоятельными. Поэтому развитие самоуправления является актуальной социально-педагогической задачей.

Самоуправление - признак коллектива. Только ученическое самоуправление может обеспечить самостоятельность, инициативность деятельности, сформирует негативное отношение к таким отрицательным явлениям, как безнравственность, безответственность, неправильный образ жизни. В «Педагогическом энциклопедическом словаре» определено самоуправление как форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей. Н.К.Крупская понимала самоуправление как привлечение детей к управлению делами своего класса, школы. Н.И.Приходько представлял под самоуправлением целенаправленную, конкретную, систематическую, организованную и прогнозируемую по результатам деятельность учащихся, в процессе которой реализуются функции управления, направленные на решение стоящих задач. В.М.Коротов рассматривал самоуправление как метод организации воспитательного коллектива, а белорусский исследователь В.Т.Кабуш сделал вывод, что самоуправление учащихся - это самостоятельность в проявлении инициативы, принятии решения и его самореализации в интересах своего коллектива или организации.

Создание сплоченного коллектива - задача непростая. Она означает организацию общественно полезной совместной деятельности членов коллектива, налаживание постоянного общения между ними, которое неизбежно приведет к развитию личностных отношений детей друг с другом, разовьет потребность в образовании.

В 4 классе обучается 26 учеников: 10 мальчиков и 16 девочек.

С 1-ого класса нужно помочь детям понять, что они не просто школьники, а коллектив, что у них есть теперь свои правила, которые они должны научиться выполнять каждый сам и вместе со своими одноклассниками, помогая друг другу.

Задачи классного руководителя:

  • научить выполнять поручения и держать ответ перед всеми за свою проделанную работу и работу своих одноклассников;

  • способствовать созданию у детей ярких эмоциональных представлений о нашей Родине, об окружающем мире;

  • воспитывать чувство общности с коллективом, дух сотрудничества, толерантность, желание помочь друг другу;

  • формировать такие ценные качества и привычки поведения, как стремление говорить правду, быть справедливым, исполнительным, уважительным к старшим, нетерпимость к лени, зазнайству, грубости, лжи, к тем, кто обижает младших, кто не любит природу, ломает деревья, жестоко обращается с животными;

  • прививать любовь к чтению, к здоровому образу жизни;

  • развивать любознательность.

Наш девиз: «Научился сам - научи товарища! Вместе мы - сила! Мы - состоящие из ярких «Я»!»

Высший орган классного самоуправления - Собрание. Оно обсуждает и решает наиболее важные вопросы жизни классного коллектива. Ему подчиняется командир и Совет класса.

Деятельность самоуправления строится на следующих принципах:

-равноправие - все имеют право решающего голоса при принятии того или иного решения.

-гуманность - действия самоуправления основываются на нравственности, человеколюбии.

-самодеятельность - творчество, активность, самостоятельность учащихся.

Ожидаемый результат:

- Обретение чувства уверенности в себе.

-Умение поддерживать других.

-Осознание ответственности за свои поступки.

-Умение распределять обязанности и действовать в коллективе.

-Стремление использовать свои умения на радость близким.

-Умение общаться друг с другом, уважительно относиться к мнению своих друзей, взрослых.

-Приобретение опыта активного сопереживания за результат в общем деле.

Программа самоуправления рассчитана на 4 года для учащихся начальных классов:

1этап - изучение интересов, потребностей, проектирование желаемого образа класса, формирование понимания того, что класс - это единый коллектив.

2 этап - укрепление межличностных отношений, формирование чувства «мы». Призыв взрослого "Делай как я!" - основной девиз жизнедеятельности коллектива в этот период. Формирование умения взаимодействовать.

3 этап - развитие самоуправленческих начал. Девиз: "Делай, как лучшие из нас! Делай, как большинство из нас!" Приобретение опыта лидерства, умения ставить себя в пример другим.

4 этап - лучшее в жизни класса становится достоянием всего школьного коллектива. Поиск новых идей, форм, способов обновления жизнедеятельности коллектива. Девиз: "Сей добро, оделяй добром!"

В заключении хочу сказать: я ещё раз убедилась в том, что без самоуправления коллектива, невозможно подлинное развитие личности в нем. Детей объединили их отношения, которые возникают в деятельности, в общении, во взаимодействии. Дети стали более ответственными, организованными, самостоятельными.

Самоуправление в классе возможно, более того оно необходимо, ведь мы сможем воспитать детей только в том случае, если в самом начале жизни наши воспитанники почувствуют, поймут, убедятся, что они многое могут, на что-то способны, что они свободны в организации своего бытия.

Каждый ребёнок может найти себя, может реализовать свои способности, свои возможности и в этом я вижу огромный потенциал детских объединений в модернизации и в обновлении нашей сегодняшней системы образования.

Правила школьной жизни

1. Главное: старайся жить так, чтобы людям рядом с тобой было хорошо.

2. Прежде, чем обратиться к человеку, улыбнись ему: ведь добрые отношения начинаются с улыбки.

3. Научись радоваться не только своим успехам, но и успехам товарищей по классу.

4. Никогда никому не завидуй и не ябедничай: ябеда озлобляет людей и разрушает их отношения.

5. Старайся прийти на помощь товарищу, не жди, пока тебя об этом попросят.

6. Если тебе будет плохо, не спеши обвинять в этом других. Учись терпеть неприятности. Плохое скоро проходит.

7. Дорожи школьной дружбой, цени свой класс и свою школу.

8. И еще о главном: относись к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе.

10 законов дружбы:

•Доверять другу.

•Делиться новостями, успехами или неудачами.

•Уметь хранить чужие тайны.

•Радоваться вместе с другом его успехам.

•Предлагать свою помощь, а не ждать просьбы о помощи.

•Защищать друга (если кто-то говорит о друге в его отсутствие плохо).

•Уважать право друга иметь других друзей, кроме тебя (не быть навязчивым).

•Всегда выполнять свои обещания.

Духовно-нравственное воспитание является одним из основных компонентов образовательного процесса в школе, что помогает вырастить честных, добрых, трудолюбивых людей, поможет найти им своё место в жизни, использовать полученные знания и умения на благо Родины.

Что же касается моих учеников конкретно, то передо мной задача, научить ребёнка бескорыстно делать добро с самого раннего детства. Я не знаю, кем станут в будущем мои выпускники, но уверена в одном: если они научатся делать добро, то вырастут неравнодушными людьми.


© 2010-2022