- Преподавателю
- Классному руководителю
- Программа по социализации в начальной школе
Программа по социализации в начальной школе
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Игнатова А.В. |
Дата | 13.07.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа сельского поселения «Поселок Монгохто»
Программа
по социализации
«Мы дружны и неделимы!»
на 2012-2016уч.г.
отряд «Апельсин»
Девиз:
«Мы все дольки апельсина
Мы дружны и неделимы!»
Автор программы:
учитель начальных
классов I категории
Игнатова А.В.
п.Монгохто 2012г.
Содержание
1.Постановка проблемы и условия разработки программы
2.Пояснительная записка
2.1. Нормативно-правовая основа
2.2. Основная идея.
2.3.Цель программы.
2.4. Способы достижения целей.
2.5. Направления программы.
2.6.Подходы к воспитанию.
2.7. Принципы построения воспитательной системы.
2.8. План поэтапной реализации программы воспитания.
3. Направления деятельности и план их реализации (ценности, задачи,
прогнозируемый результат, виды, формы деятельности).
4. Диагностическое сопровождение процесса реализации программ.
5. Показатели эффективности реализации программы.
6. Литература.
-
Постановка проблемы и условия разработки программы.
Учащиеся начальной школы требуют особого педагогического внимания. С первых дней пребывания в школе формируется их отношение к школе, образованию в целом, педагогам и сверстникам, вырабатываются основы их социального, гражданского поведения, характер их трудовой, общественной, творческой деятельности.
В условиях жизнедеятельности современного ребенка много противоречий:
-
Современный ребенок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря Интернету, телевидению, компьютерным играм, кино. Воспитательное и социализирующее воздействие (не всегда позитивное) этих и других источников информации нередко является доминирующим в процессе воспитания и социализации.
-
Сегодня существует и усиливается конфликт между характером присвоения ребенком знаний и ценностей в школе (системность, последовательность, традиционность, культуросообразность и т. д.) и вне школы (клиповость, хаотичность, смешение высокой культуры и бытовой, размывание границ между культурой и антикультурой и т. д.). Этот конфликт меняет структуру мышления детей, их самосознание и миропонимание, ведет к формированию потребительского отношения к жизни, морального релятивизма.
-
Современный ребенок живет иллюзией свободы. Снятие многих табу в виртуальных, информационных средах сопровождается падением доверия к ребенку со стороны взрослых. Растущий человек не выводится, как это было еще несколько десятилетий назад, за пределы детских дел и забот, не включается в посильное для него решение реальных проблем семьи, местного сообщества, государства. Изоляция детей от проблем, которыми живут взрослые, искажает их социализацию, нарушает процессы их взросления.
-
Подмена реальных форм социализации виртуальными, ослабление вертикальных связей между детьми и взрослыми, между разновозрастными детьми приводят к самоизоляции детства. Результатом этого является примитивизация сознания детей, рост агрессивности, жестокости, цинизма, грубости, за которыми на самом деле скрываются страх, одиночество, неуверенность, непонимание и неприятие будущего.
-
В силу произошедшей в 1990-е гг. переориентации воспитания с коллективистской на индивидуалистическую модель, фактического отсутствия форм совместной с взрослыми, старшими детьми, подростками, молодежью социально ориентированной деятельности, девальвации традиционных ценностей произошли существенные изменения в системе отношения ребенка к окружающему миру, к другим людям, к себе самому. Значительно снизилась ценность других людей и участия в их жизни, на первый план вышло переживание и позиционирование себя, вследствие чего в обществе распространяется эгоизм, происходит размывание гражданственности, социальной солидарности и трудолюбия.
Вывод: при разработке воспитательной программы класса необходимо учесть эти принципиально новые условия жизнедеятельности современного ребенка.
-
Пояснительная записка
Младший школьный возраст - это период, наиболее благоприятный в нравственном становлении личности. Именно в этот период ребенок осознает отношения между собой и окружающими, осваивает новые социальные роли: школьник, член классного коллектива; начинает интересоваться общественными явлениями и разбираться в мотивах поведения и нравственных оценках людей. Он начинает задумываться над своим «я», испытывает всплеск творческой активности.
Данная программа воспитательной работы направлена на построение эффективной воспитательной системы в классе. При создании программы учитывались условия, социум, которые окружают школу, а также задачи, которые ставит перед школой общество и государство сегодня. Наша школа находится в п.Монгохто, Ванинского района, Хабаровского края. Поселок значительно удален от культурных центров. В школе обучаются дети военнослужащих и гражданских служащих. Наша школа богата традициями, сотрудничает со многими учреждениями: воинскими частями, библиотекой ДОФ, Детской школой искусств, пожарной частью и другими организациями.
Основной идеей программы воспитания стала идея создания воспитательной системы, которая имеет многовариантные компоненты, позволяющие каждому учащемуся и его родителям построить индивидуальный воспитательный маршрут, удовлетворяющий индивидуальным склонностям, способностям, интересам и возможностям, совместно реализовать его и оценить эффективность.
Обоснованием актуальности основной идеи программы «Мы дружны и неделимы» считаю:
- необходимость создания воспитательных условий, обеспечивающих не только выявление склонностей, способностей, интересов детей, но и их развитие для реализации потенциальных возможностей с целью успешной социализации;
- необходимость организации сотрудничества и согласование усилий многих социальных субъектов: школы, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта.
Программа воспитания учащихся «Мы дружны и неделимы» направлена на формирование морально-нравственного, личностно развивающего, социально открытого уклада школьной жизни. Уклад школьной жизни можно рассматривать как педагогически целесообразную форму приведения в соответствие разнообразных видов (учебной, семейной, общественно полезной, трудовой, эстетической, социально-коммуникативной, творческой и др.) и уровней (урочной, внеурочной, внешкольной, семейной, общественно полезной) деятельности ребенка с моральными нормами, нравственными установками, национальными духовными традициями.
2.1. Нормативно-правовая основа
Нормативно-правовой и документальной основой авторской программы воспитания и социализации учащихся начальной школы «Счастливы Вместе» являются
-
Закон "Об образовании в Российской Федерации» от 10.07.1992 №3266-1 «» (в редакции Федерального закона от 17.07.2009 №148-ФЗ)
-
Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" (Указ Президента Российской Федерации от 04 февраля 2010 г. Пр 271).
-
Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 163-р).
-
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
-
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 г. № 1241 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373"
-
План действий по реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в Хабаровском крае на 2011-2015 годы (Приказ министерства образования края от 31.12.2010 г. № 2534).
-
Приказ министерства образования Хабаровского края от 25 августа 2010 г. № 1775 «Об организации введения ФГОС НОО в общеобразовательных учреждениях Хабаровского края».
-
Воспитательная программа МБОУ СОШ сельского поселения «Поселок Монгохто»
2.2 Основная идея
В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года обоснован идеал, сформулирована высшая цель образования - высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.
Подчеркивается, что исключительная роль в решении задач воспитания принадлежит семье, а также обращается особое внимание на причастность к социально-воспитательной работе всех институтов общества, каждого гражданина.
В связи с этим основной идеей программы воспитания и социализации становится идея создания воспитательной системы, которая имеет многовариантные компоненты, позволяющие каждому учащемуся и его родителям построить индивидуальный воспитательный маршрут, удовлетворяющий индивидуальным склонностям, способностям, интересам и возможностям, совместно реализовать его и оценить эффективность.
Обоснованием актуальности основной идеи программы «Мы дружны и неделимы» считаю:
- необходимость создания воспитательных условий, обеспечивающих не только выявление склонностей, способностей, интересов детей, но и их развитие для реализации потенциальных возможностей с целью успешной социализации;
- необходимость организации сотрудничества и согласование усилий многих социальных субъектов: школы, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта.
В дальнейшем буду опираться на следующие определения.
По ведущему типу деятельности можно различать воспитание и социализацию младших школьников:
воспитание - это преимущественно межличностная (и в таком качестве самоценная) деятельность в семье, школе, учреждениях дополнительного образования и т. д., обеспечивающая поддержку духовно-нравственного развития ребенка;
социализация - это содействие духовно-нравственному развитию ребенка, приобретению им первоначального социально-нравственного опыта посредством включения его в решение общественных, культурных, экологических, производственных и иных задач. Границы между воспитанием и социализацией прозрачны и относительны;
Программа воспитания и социализации учащихся начальной школы «Мы дружны и неделимы» направлена на формирование морально-нравственного, личностно развивающего, социально открытого уклада школьной жизни. Уклад школьной жизни можно рассматривать как педагогически целесообразную форму приведения в соответствие разнообразных видов (учебной, семейной, общественно полезной, трудовой, эстетической, социально-коммуникативной, творческой и др.) и уровней (урочной, внеурочной, внешкольной, семейной, общественно полезной) деятельности ребенка с моральными нормами, нравственными установками, национальными духовными традициями.
Организация уклада школьной жизни в полной мере учитывает полисубъектность современного воспитания и социализации и непрерывность детства.
2.3. Цель программы:
Для классного руководителя:
-
создание условий для воспитания и социализации нравственной личности, готовой к активной, творческой и инициативной деятельности через организацию совместной деятельности детей и взрослых, управление процессом развития личности, взаимодействием всех участников воспитательного процесса.
Для учащихся и родителей:
-
создание условий для проявления активной жизненной позиции детей и родителей, индивидуального и коллективного творчества, коммуникативных навыков, самореализации, через организацию совместной деятельности детей и взрослых.
2.4. Способы достижения целей:
Участие детей в управлении школой и классом
(организация самоуправления).
Это предполагает:
-
совместное формулирование и принятие правил жизни класса;
-
совместное (с педагогами) принятие ответственных решений, касающихся жизни класса и отдельных ее членов;
-
самостоятельное планирование внеучебной совместной деятельности;
Создание возможностей для проявления творчества детей в школе:
-
творчество в процессе обучения (на уроках);
-
творчество после уроков: детские коллективы, кружки, коллективные творческие дела и пр.;
-
возможности проявления и осуществления любой творческой инициативы.
Организация совместной деятельности, предметом которой являются самопознание и саморазвитие:
-
проведение классных часов, на которых обсуждаются наиболее типичные для детей проблемы и способы решения их (проводится классным руководителем);
-
проведение психологических обучающих занятий с целью просвещения (проводится психологом).
Условием достижения сформулированных целей является профессиональная готовность педагогов:
-
учитывать развитие прирожденных задатков;
-
создавать условия, направляющие развитие прирожденных задатков;
-
предоставлять ребенку возможность свободно проявлять свои индивидуальные особенности;
-
предоставлять ребенку возможность свободно выбирать и пробовать;
-
предоставлять ему возможность знакомиться с разными культурами, точками зрения и версиями;
-
слушать ребенка и давать ему возможность самостоятельно принимать решения;
-
согласовывать с ребенком свои действия, чтобы он понимал, почему ему надо делать то или другое;
-
создавать условия, чтобы ребенок мог осознанно следовать правилам;
-
включать ребенка в создание правил, которым он должен следовать.
2.5. Направления программы.
Концептуальные основы воспитания реализуются в следующих взаимосвязанных компонентах (основных направлениях воспитания):
-
Мы дружны неделимы. Мы здоровы! (формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни);
-
Мы дружны и неделимы. Мы с природой! (воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);
-
Мы дружны и неделимы. Мы в мире людей! (воспитание нравственных чувств и этического сознания);
-
Мы дружны и неделимы. Мы в труде и в жизни! (интеллектуальное, воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни);
-
Мы дружны и неделимы. Мы - граждане России! (воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека);
-
Мы дружны и неделимы. Мы в семье! (воспитание уважительного отношения к старшим, к родителям, к себе и ко всему окружающему.);
2.6. Подходы к воспитанию
В основе программы воспитания учащихся начальной школы «Мы дружны и неделимы» и организуемого в соответствии с ней нравственного уклада школьной жизни лежат три подхода:
-
аксиологический
Воспитание, по существу, представляет собой социальную деятельность, обеспечивающую передачу ценностей от старшего поколения к младшему, от взрослых к детям, от человека к человеку.
-
системно-деятельностный
Принятие ребенком ценностей происходит через его собственную деятельность, педагогически организованное сотрудничество с учителями и воспитателями, родителями, сверстниками, другими значимыми для него субъектами.
-
развивающий
Для достижения развивающего эффекта ценности должны быть понимаемы (как минимум узнаваемы, знаемы) и принимаемы (применимы ребенком как минимум в одной практической ситуации).
2.7. Принципы построения программы:
-
принцип гуманистической направленности (опора на положительное в человеке, на сильные стороны его личности, увлечения перспективами деятельности, создания ситуаций ожидания завтрашней радости (по В.А. Сластенину);
-
принцип воспитания в коллективе с учетом индивидуальных особенностей каждой личности;
-
принцип идеалосообразности (В.П.Бранский), т.е. соответствия воспитательной деятельности общественному идеалу;
-
принцип преемственности, последовательности, систематичности .
2.8. План поэтапной реализации программы воспитания.
Программу предполагается реализовать в несколько этапов:
-
2012-2013 (I класс) проектирования , включающий диагностическую, прогностическую и организационную деятельность:
-
обобщение и анализ существующего опыта работы по выявлению условий и диагностики оснований дифференциации, учащихся в процессе воспитания с целью успешной социализации;
-
совершенствование материально-технического обеспечения программы, работа с документацией;
-
разработка и апробация годового цикла дел, направленных на проявление и развитие творческих и практических способностей учащихся;
-
определение перспектив жизнедеятельности класса;
-
закладывание основ проектной деятельности;
-
организация мониторинга изучения потребностей и интересов учащихся, их родителей, исследование эффективности образовательного процесса.
-
2013-2014 (II класс) этап становления системы, запуск программы и этапы реализации:
-
приведение основных компонентов воспитательной деятельности в соответствие с параметрами программы;
-
совершенствование системы к требованиям реализуемых компонентов программы, в том числе налаживание связей с психологической службой сопровождения;
-
обеспечение организационного единства класса.
-
изучение степени комфортности, самочувствия каждого ученика, динамики межличностных, межгрупповых отношений;
-
сплочение детского коллектива;
-
развитие традиций класса на основе коллективного творчества, отработка содержания деятельности и структуры системы;
-
организация совместной деятельности в детском и родительском коллективах по определению перспектив творческой деятельности;
-
вовлечение каждого учащегося в коллективную творческую деятельность;
-
организация работы актива класса.
-
2014-2015 (III класс) стабильного функционирования (аналитико-коррекционный этап): формирование эмоционально-волевого и интеллектуального единства класса.
-
созданы условия для комфортного пребывания каждого ребенка в школе;
-
школьный коллектив переходит в новое качественное состояние. Он все чаще выступает как единое целое, как содружество детей и взрослых, объединенных общей целью, общей деятельностью, отношениями творческого содружества, общей ответственностью;
-
функционирует актив класса, возрастает роль самоуправления и саморегуляции;
-
созданы сменные творческие микрогруппы;
-
формирование эмоционально-волевого и интеллектуального единства класса;
-
обеспечение разнохарактерной деятельности, позволяющей выявить и закрепить лидерство учащихся с позитивными ценностными установками.
-
2015-2016 (IV класс) этап завершения функционирования системы, формирование ценностно-ориентированного единства в процессе социально-значимой деятельности:
-
обучение ребят методам анализа и самоанализа деятельности;
-
создание ситуаций, позволяющих проявить и реализовать возможности учащимся, находящимся в позиции наблюдателя, зрителя;
-
поддержка всевозможных инициатив отдельных учащихся, микрогрупп.
-
самостоятельное вовлечение обучающимися других членов коллектива в совместную деятельность;
-
повышение уровня социальной активности детей в процессе выполнения социально-значимой деятельности.
II класс
«Учись дружить»
главное не ты мне,
а я тебе. Результат совместной деятельности -
забота не только о себе, но и о сверстниках, близких.
I класс
« Познай самого себя»
дошкольник
уже школьник,- ведущая деятельность- учёба.
Происходит узнавание себя в ней, в собственном
взгляде на окружающих.
Особенность этапа: итогом данного этапа является то, что дети могут сами научить других тому, что они знают и умеют, опыт всего лучшего в жизнедеятельности класса становится достоянием школы.
III класс
«Азбука коллективной жизни»
умение жить и работать в коллективе, подчинение
своих интересов интересам коллектива.
IV класс
« Вместе мы сила»
приём самостоятельных решений, самостоятельный
анализ своей деятельности, поступков.
3. Содержание программы.
Воспитанию нет начала, и конца его тоже не видно, а перемен в этом процессе не существует.
Амонашвили
Направления деятельности:
«Мы дружны и неделимы.
Мы с природой!»
(Экологическое)
«Мы дружны и неделимы.
Мы здоровы!»
(Здоровьесберегающее)
«Мы дружны и неделимы.
Мы в мире людей!»
(Нравственное)
«Мы дружны и неделимы. Мы- граждане России!»
(Гражданско-патриотическое)
«Мы дружны и неделимы.
Мы в семье!»
(Эстетическое)
«Мы дружны и неделимы.
Мы в труде и
в жизни!»
(Интеллектуальное)
«Мы дружны и неделимы. Мы- граждане России!
| |||||
Направление деятельности |
Гражданско-патриотическое (воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека)
| ||||
Ценности
| любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей; закон и правопорядок; межэтнический мир; свобода и ответственность; доверие к людям.
| ||||
Задачи
| создать условия для формирования:- элементарных представлений о политическом устройстве России, об институтах государства, их роли в жизни общества, о важнейших законах нашей страны; - представлений о символах государства - Флаге, Гербе России, о флаге и гербе Хабаровского края, в котором находится образовательное учреждение; - элементарных представлений об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении; - элементарных представлений о правах и об обязанностях гражданина России; - интереса к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе; - уважительного отношения к русскому языку как к государственному, языку межнационального общения; - начальных представлений о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны; - элементарных представлений о национальных героях и важнейших событиях истории России; - интереса к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъекта Российской Федерации, населенного пункта, в котором находится образовательное учреждение; - стремления активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего села, города; - любви к школе, своему селу, городу, народу, России; - уважения к защитникам Родины; первоначальных представлений о правилах поведения в школе, дома, на улице, в населенном пункте, на природе; - умения отвечать за свои поступки; - отрицательного отношения к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей. | ||||
Прогнозируемый результат | У выпускника начальной школы должно быть сформировано:
У выпускника начальной школы должно быть сформированы:
накоплен первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;
| ||||
Виды деятельности | получение первоначальных представлений о Конституции России, ознакомление с государственной символикой - Гербом, Флагом Российской Федерации, гербом и флагом субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение; первоначального опыта межкультурной коммуникации с детьми и взрослыми - представителями разных народов России, знакомство с особенностями их культур и образа жизни. ознакомление с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина; с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России; с биографиями выпускников, явивших собой достойные примеры гражданственности и патриотизма. знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников; с деятельностью общественных организаций патриотической и гражданской направленности, детско-юношеских движений, организаций, сообществ, с правами гражданина участие во встречах и беседах с выпускниками своей школы, посильное участия в социальных проектах и мероприятиях, проводимых детско-юношескими организациями. | ||||
Формы деятельности
|
| ||||
«Мы дружны и неделимы. Мы в мире людей!» | |||||
Направление деятельности | Социальное партнерство(воспитание нравственных чувств и этического сознания).
| ||||
Ценности | нравственный выбор; смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; любовь; почитание родителей; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания. | ||||
Задачи
| создать условия для формирования:- первоначальных представлений о базовых национальных российских ценностях; - различения хороших и плохих поступков; - знаний правил поведения в школе, семье, общественных местах; - элементарных представлений о религиозной картине мира, роли православия и других традиционных российских религий в развитии российского государства, в истории и культуре нашей страны; - почтительного отношения к родителям; - уважительного отношения к старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим; - установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке; - бережного, гуманного отношения ко всему живому; - знаний правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным; - стремлений избегать плохих поступков; не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и проанализировать его; - представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы; - отрицательного отношения к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач. | ||||
Прогнозируемый результат | У выпускника начальной школы должны быть сформированы:
накоплен
У выпускника начальной школы должно быть сформировано:
У выпускника начальной школы должно быть сформирована:
| ||||
Виды деятельности | получение первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских народов, первоначальных представлений об исторических и культурологических основах традиционных российских религий, получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях в семье. ознакомление по своему желанию и с согласия родителей с деятельностью традиционных религиозных организаций (путем проведения экскурсий в места богослужения, добровольного участия в подготовке и проведении религиозных праздников, встреч с религиозными деятелями), с основными правилами поведения в школе, общественных местах, обучение распознавать хорошие и плохие поступки. участие в проведении уроков этики, внеурочных мероприятий, направленных на формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения, игровых программах, позволяющих школьникам приобретать опыт ролевого нравственного взаимодействия; посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, живых существах, природе; усвоение первоначального опыта нравственных взаимоотношений в коллективе класса и школы - овладение навыками вежливого, приветливого, внимательного отношения к сверстникам, старшим и младшим школьникам, взрослым, обучение дружной игре, взаимной поддержке, расширение опыта позитивного взаимодействия в семье. | ||||
Формы деятельности
| Формы деятельности:
Оформление классного уголка, ежемесячной классной газеты « Солнышко». | ||||
«Мы дружны и неделимы. Мы в труде и в жизни!»
| |||||
Направление деятельности | Интеллектуальное(воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.).
| ||||
Ценности | трудолюбие; творчество; познание; истина; созидание; целеустремленность; настойчивость в достижении целей; бережливость | ||||
Задачи
| создать условия для формирования - первоначальных представлений о ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества; - первоначальных представлений о нравственных основах учебы, труда и творчества; - уважения к труду и творчеству старших и сверстников; - элементарных представлений об основных профессиях; - ценностного отношения к учебе как виду творческой деятельности; - элементарных представлений о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества; - первоначальных навыков коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов; - умения проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий; - умения соблюдать порядок на рабочем месте; - бережного отношения к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам; - отрицательного отношения к лени и небрежности в труде и учебе, небережливому отношению к результатам труда людей. | ||||
Прогнозируемый результат
| У выпускника начальной школы должно быть сформировано:
У выпускника начальной школы должны быть сформированы:
накоплен первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
| ||||
Виды деятельности | формирование мотивации к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности, первоначальных представлений о роли знаний, труда и значении творчества в жизни человека и общества; получение первоначальных навыков сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, старшими детьми, взрослыми в учебно-трудовой деятельности; приобретение опыта уважительного и творческого отношения к учебному труду, начального опыта участия в различных видах общественно полезной деятельности на базе школы и взаимодействующих с ней учреждений дополнительного образования, других социальных институтов, умений и навыков самообслуживания в школе и дома; применение знаний, полученных при изучении учебных предметов на практике участие во встречах и беседах с выпускниками своей школы, знакомятся с биографиями выпускников, показавших достойные примеры высокого профессионализма, творческого отношения к труду и жизни. | ||||
Формы деятельности
|
| ||||
«Мы дружны и неделимы. Мы здоровы!»
| |||||
Направление деятельности | Спортивно-оздоровительное (формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни). | ||||
Ценности | здоровье физическое, здоровье социальное (здоровье членов семьи и школьного коллектива), активный, здоровый образ жизни. | ||||
Задачи
| создать условия для формирования: - ценностного отношения к своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников; - элементарных представлений о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, психического (душевного), социального (здоровья семьи и школьного коллектива); - элементарные представлений о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей; - понимания важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества; - знаний и выполнения санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня; - интереса к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях; - первоначальных представлений об оздоровительном влиянии природы на человека; - первоначальных представлений о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека; - отрицательного отношения к невыполнению правил личной гигиены и санитарии, уклонению от занятий физкультурой. | ||||
Прогнозируемый результат
| У выпускника начальной школы должно быть сформировано:
накоплен первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности; знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека | ||||
Виды деятельности | приобретение познаний о здоровье, здоровом образе жизни, возможностях человеческого организма, об основных условиях и способах укрепления здоровья практическое освоение методов и форм физической культуры, здоровьесбережения, простейших элементов спортивной подготовки составление здоровьесберегающего режима дня и контроль его выполнения, поддержание чистоты и порядка в помещениях, соблюдение санитарно-гигиенических норм труда и отдыха; получение навыков следить за чистотой и опрятностью своей одежды, за чистотой своего тела, рационально пользоваться оздоровляющим влиянием природных факторов (солнца, чистого воздуха, чистой воды), экологически грамотного питания (здоровьесберегающими формами досуговой деятельности;элементарных представлений о взаимосвязи, взаимозависимости здоровья физического, психического (душевного) и социального (здоровья семьи и школьного коллектива);знаний о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека. | ||||
Формы деятельности
|
| ||||
«Мы дружны и неделимы. Мы с природой!»
| |||||
Направление деятельности
| Экологическое (воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде ) | ||||
Ценности | жизнь; родная земля; заповедная природа; планета Земля
| ||||
Задачи
| создать условия для формирования: - развития интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе; - ценностного отношения к природе и всем формам жизни; - элементарного опыта природоохранительной деятельности; - бережного отношения к растениям и животным. | ||||
Прогнозируемый результат
| У выпускника начальной школы должно быть сформировано:
У выпускника начальной школы должны быть сформированы:
накоплен первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе; первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства; личный опыт участия в экологических инициативах, проектах. | ||||
Виды деятельности | усвоение элементарных представлений об экокультурных ценностях, традициях этического отношения к природе в культуре народов России, других стран, нормах экологической этики, об экологически грамотном взаимодействии человека с природой, в семье позитивных образцов взаимодействия с природой получение первоначального опыта эмоционально-чувственного непосредственного взаимодействия с природой, экологически грамотного поведения в природе, участия в природоохранительной деятельности, участие в деятельности детско-юношеских общественных экологических организаций. | ||||
Формы деятельности
|
| ||||
«Мы дружны и неделимы. Мы в семье!»
| |||||
Направление деятельности
| Эстетическое воспитание(воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
| ||||
Ценности: | красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие; художественное творчество. | ||||
Задачи
| создать условия для формирования: - представления о душевной и физической красоте человека; - умения видеть красоту природы, труда и творчества; - интереса к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам; - интереса к занятиям художественным творчеством; - стремления к опрятному внешнему виду; - отрицательного отношения к некрасивым поступкам и неряшливости.
| ||||
Прогнозируемый результат
| У выпускника начальной школы должно быть сформированы:
накоплен
| ||||
Виды деятельности | получение элементарных представлений об эстетических идеалах и художественных ценностях культуры России, культур народов России, первоначального опыта самореализации в различных видах творческой деятельности, умения выражать себя в доступных видах и формах художественного творчества, элементарных представлений о стиле одежды как способе выражения внутреннего душевного состояния человека. ознакомление с эстетическими идеалами, традициями художественной культуры родного края, с фольклором и народными художественными промыслами, обучение видеть прекрасное в окружающем мире, природе родного края, в том, что окружает учащихся в пространстве школы и дома, сельском и городском ландшафте, в природе в разное время суток и года, в различную погоду, прекрасное в поведении и труде людей, знакомство с местными мастерами прикладного искусства, наблюдение за их работой, участие вместе с родителями в проведении выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров, в экскурсионно-краеведческой деятельности, реализации культурно-досуговых программ, включая посещение объектов художественной культуры с последующим представлением в образовательном учреждении своих впечатлений и созданных по мотивам экскурсий творческих работ, в художественном оформлении помещений. | ||||
Формы деятельности
|
|
Воспитательные результаты любого из видов деятельности школьников распределяются по трем уровням:
-
Первый уровень результатов - приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
-
Второй уровень результатов - получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
-
Третий уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
-
Диагностическое сопровождение процесса реализации программы
Критерии эффективности воспитательного процесса:
- развитость личности
-
Стремление к познанию, проявлению и реализации собственных способностей (по результатам включенности в КТД и другие формы взаимодействия).
-
Креативность личности, наличие высоких достижений в одном или нескольких видах деятельности (на основании полученных грамот, дипломов и других видов признания достижений).
-
Наличие положительной самооценки, уверенности в своих целях (Методика самооценки из сборника И.В. Лавровской «Изучение личности».)
- наличие и сформированность коллектива учащихся
-
Методика изучения уровня развития детского коллектива «Какой у нас коллектив». Cоставлена А.Н.Лутошкиным
-
ИЗУЧЕНИЕ СОЦИАЛИЗИРОВАННОСТИ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ.
(методика М. И. Рожкова)
-
Сформированность основных нравственных качеств личности. (Методика С.М. Петровой « Пословицы»
- удовлетворенность учащихся, родителей и педагогов процессом и результатом воспитательной деятельности
-
Методика А.А. Андреева «Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью»;
-
Методика Е.Н. Степанова «Изучение удовлетворённости педагогов жизнедеятельностью в образовательном учреждении;
-
Методика Е.Н. Степанова «Изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения».
-
Показатели эффективности реализации программы:
-
Проявление индивидуальности классного коллектива.
-
Развитие классного и школьного самоуправления.
-
Снижение числа конфликтных ситуаций между учащимися в классе, школе.
-
Рост познавательного интереса к истории города, расширение знаний о малой родине, посещаемость учащимися музеев, выставок, театров и других учреждений культуры города.
-
Сформированность активной гражданской позиции, повышение мотивации к учебной внеучебной деятельности.
-
Участие воспитанников и их родителей в конкурсах, олимпиадах, фестивалях.
-
Рост включенности детей в оздоровительные и спортивные мероприятия.
-
Наличие реальных систематически осуществляемых коллективом родителей и детей дел, социальных проектов и инициатив по различным направлениям.
-
Рост участия родителей в воспитательных делах класса и школы.
-
Положительные отзывы детей и родителей об организации работы в классе и школе.
-
Отсутствие правонарушений детей и случаев травматизма в учебное и каникулярное время.
-
Развитие партнерских отношений между школой и семьей через различные формы взаимодействия.
-
Наличие и ежегодное расширение сети сотрудничества с различными образовательными учреждениями.
-
Наличие организованного сотрудничества с психолого-психологической службой школы.
Литература:
-
Н.И.Дереклеева «Азбука классного руководителя». Начальная школа.
Москва, 2011г.
-
Н.В.Засоркина, М.Ю.Шатилова: «Метод проектов в начальной школе».
Издательство «Учитель», 2010г.
-
В.Ф.Феоктистова «Исследовательская и проектная деятельность младших школьников». Рекомендации, проекты. Издательство «Учитель», 2009г.
4. Интернет-ресурс.
15