• Преподавателю
  • Классному руководителю
  • Творческий отчёт по теме самообразования: Система профориентационной работы в условиях детского дома - составляющая процесса успешной социализации выпускников

Творческий отчёт по теме самообразования: Система профориентационной работы в условиях детского дома - составляющая процесса успешной социализации выпускников

Раздел Классному руководителю
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:










Творческий отчет по теме самообразования:


«Система профориентационной работы в условиях детского дома -

составляющая процесса

успешной социализации выпускников»








Воспитателя Брагиной Е.Н.













2015

«Чтобы сделать что-нибудь великое,

нужно все силы души

устремить в одну точку».

Л. Толстой



  1. Актуальность

Проблема профессионального самоопределения и самопознания подростков - одна из самых актуальных в педагогике и не имеющая до сих пор однозначного решения.

Воспитанники выбор будущей профессии совершают часто интуитивно, под влиянием случайных факторов. Особую актуальность такая подготовка приобретает в IX классе.

Если воспитанники, окончив IX класс, не получают обучение в средней школе, то они вынуждены совершить свой первый профессиональный выбор: пойти учиться в учебное заведение среднего или начального профессионального образования, на краткосрочные профессиональные курсы и т.д. Сталкиваясь с неопределённостью профессиональных планов наших выпускников, важной задачей становится - помочь воспитаннику. Решить проблему жизненного самоопределения призвана профориентация, цель которой - обеспечение профессионального самоопределения человека с его индивидуальными особенностями и запросами общества в высококвалифицированной рабочей силе.

Наш выпускник может и должен обладать, к примеру, следующими качествами:

  • активная жизненная позиция;

  • созидательная ценностная направленность;

  • стремление к личностному росту (волевые качества, способность к выбору в пользу роста, умение принять решение, способность к саморазвитию);

  • умение эффективно взаимодействовать с людьми;

  • творческое отношение к действительности.

Решение этого вопроса поможет выпускникам сориентироваться в выборе дальнейших путей получения образования, определиться с будущей сферой профессиональной деятельности. Ведь выбор профессии - один из важнейших выборов человека, определяющий его жизненный путь. Необходимо, чтобы профессия соответствовала интересам личности, но её выбор должен быть обоснован тем, насколько по своим индивидуально-психологическим качествам отвечает требования профессии. Неудачный необоснованный выбор профессии имеет неблагоприятные последствия и для человека и для общества.

Таким образом, мы видим, что к профессиональному самоопределению и самопознанию воспитанников надо подходить как к целостному процессу, в котором все стороны морального облика личности воспитанника развиваются и формируются комплексно, в органической взаимосвязи.

2.1. Возрастные особенности подростков. Приоритетные направления воспитательной работы с детьми данной возрастной категории.

Важным аспектом в содержании профессионального самоопределения и самопознания воспитанников детей является их возрастной период.

Средний возраст детей, находящихся на сегодняшний день в детском доме, от 10 до 16 лет. Именно в этом возрасте у ребенка идет так называемый переходный период. Это переход из детства к ранней юности. Очень часто его называют сложным, кризисным, и не случайно. Подростковый возраст - время психологической неустойчивости. Важнейшим содержанием психического развития подростков становится развитие самосознания, у них возникает интерес к своей собственной личности, к выявлению своих возможностей и их оценке. В развитии познания подростком окружающей действительности наступает период, когда объектом относительно глубокого изучения становится человек, его внутренний мир. Интерес к себе, к своей жизни и к качествам своей личности рождает потребность сравнивать себя с другими, оценивать себя, разбираться в своих чувствах и переживаниях. Так формируется представление подростка о собственной личности.

Возникновение у ребенка чувства взрослости является центральным и специфичным новообразованием характеризуемого возраста. Оно как бы включает специфическую социальную активность подростков, именно в подростковом возрасте происходит сознательное усвоение ценностей.

В возрасте от 10 до 16 лет у детей происходит изменение характера познавательной деятельности. Подросток становится способным к более сложному аналитико-синтетическому восприятию предметов и явлений. У него формируется потребность самостоятельно мыслить, рассуждать, сравнивать, делать выводы и обобщения.

Таким образом, воспитатель должен строить свою деятельность, учитывая особенности подросткового возраста. Одним из главных направлений работы педагога должно стать формирование у детей интереса к профессиональному самоопределению и самопознанию, развитие системы справедливых оценочных суждений.

Итак, знание и учитывание возрастных и психических особенностей детей 10-15 лет помогают педагогу и являются неотъемлемой частью для успешного осуществления поставленных задач.

2.2. Система профориентационной работы в условиях детского дома в практике моей работы

В детском доме я работаю 6 лет. Имею высшее педагогическое образование.

В 2013-2015 годах работа в группах стала не только разновозрастной, но еще и разнополой. Сложность моей работы в том, что возраст детей колеблется от 10 до 16 лет.

Когда я начала планировать свою воспитательную работу по теме самообразования, то сразу же решила, что буду заниматься развитием профессионального самоопределения и самопознания у детей.

Известно, что во всякой деятельности необходимо не только обстоятельное осмысление ее процессуальных основ и наличие соответствующих умений и навыков, но и глубокое знание того материала, с которым приходится работать. Без постоянного изучения и знания особенностей поведения и развития детей очень трудно осуществлять работу по данной теме (направлению). Следовательно, этапом моей работы послужили - диагностические исследования - неотъемлемая часть воспитательной работы.

Я провела анкетирование и диагностику воспитанников, с целью выявления их принятия в социуме (социометрия); понаблюдала за поведением детей на праздниках, открытых мероприятиях, в школе и в группах, чтобы определить их коммуникабельность, творчество, элементарные жизненные навыки.

В ходе этих исследований отчетливо стали видны «западания» ребят по каким-либо показателям.

Таким образом, проведя общие диагностические исследования и наблюдения, я четко определила, что основными проблемами стали: активная жизненная позиция, стремление к личностному росту (волевые качества, способность к выбору в пользу роста, умение принять решение, способность к саморазвитию), умение эффективно взаимодействовать с людьми, созидательная ценностная направленность;

Все вышеперечисленное указывает на актуальность и нужность выбранного мною направления работы, начало которой пришлось на сентябрь 2015 года, так как начинается самый сложный этап - практический.

Опорой в работе мне послужит разработанная мною программа «Мой профессиональный выбор».

За годы работы я добилась определенных успехов в осуществлении данного направления. Это подтверждается и диагностикой (это отражено в диаграммах по каждому воспитаннику), и поведением ребят. Во-первых, классные и групповые мероприятия вызвали у них интерес. Во-вторых, в ходе целенаправленной работы в течение года стали улучшаться их активная жизненная позиция, повысились способность к выбору в пользу роста, умение принять решение, способность к саморазвитию благодаря вовлечению детей в творческие процессы и приобщению к общечеловеческим ценностям.

В моей работе, наравне с успехами, возникли и трудности. И это не удивительно, потому что основной контингент - это дети группы риска, к которым нелегко найти однозначный подход. Некоторые из ребят подвержены депрессивным состояниям, частой смене настроения, отвергают общество, пытаясь замкнуться в себе, зачастую имеют завышенную самооценку.

Учитывая полученные результаты работы, я еще раз убедилась в актуальности выбранной мной темы, а главное, в том, что двигаюсь в правильном направлении.

3. Перспективы работы на 2015-2018 уч. г.

Для дальнейшего успешного осуществления адаптации детей 10-15 лет в социуме, а также развития у них позитивных установок планирую реализовать программу «Мой профессиональный выбор».

Цель программы «Мой профессиональный выбор»:

1. Оказать эффективную психолого-педагогическую поддержку учащимся 9-х классов, обучающимся профессиональных учреждений.

2. Объединить работу психолога и воспитателя в выполнении и достижении задач профориентации личности.

3. Открыть перед юношами и девушками перспективу в дальнейшем личностном развитии.

4. Помочь молодым людям определить свои жизненные планы и в соответствии с ними выстроить алгоритм действий.

Задачи:

  1. Формирование актуального для подростков «информационного поля».

  2. Обеспечение подростков средствами самопознания, развитие навыков и умений по планированию.

  3. Формирование мотивов саморазвития, личностного роста.

  4. Оказание профориентационной поддержки обучающимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.

  5. Получение диагностических данных о предпочтениях, склонностях и возможностях обучающихся для осознанного определения профиля обучения.

  6. Обеспечение широкого диапазона вариативности воспитания за счет комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых на групповых и индивидуальных занятиях в системе воспитательной работы.

  7. Дополнительная поддержка групп воспитанников, у которых легко спрогнозировать сложности трудоустройства.

  8. Выработка гибкой системы взаимодействия групп старшей ступени с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями города, региона.

Актуальность программы определяется значимостью формирования у воспитанников профессионального самосознания и осознанного профессионального намерения, осознанию интереса к будущей профессии.

Новизна программы в том, что она помогает актуализировать процесс профессионального самоопределения воспитанников за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе, о мире профессионального труда.

Основные формы работы:

  1. Классные часы.

  2. Беседы о профессиях.

  3. Тренинговые тематические занятия.

  4. Целевые встречи со специалистами средних учебных заведений.

  5. Сотрудничество со службой занятости, летняя занятость подростков.

  6. Встречи с людьми востребованных профессий.

  7. Посещение тематических выставок.

  8. Конкурсы сочинений.

  9. Целевые экскурсии на предприятия города.

  10. Научно-исследовательская работа воспитанников.

  11. Проведение обзоров научно-популярной и художественной литературы по вопросам профориентации.

  12. Профориентационная декада (игры, конкурсы, выпуск газет и т.д.).


СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ


Этапы проведения программы:

  1. Ознакомительно-ориентировочный

Цель: подготовить условия для профориентационной работы с воспитанниками в группе.

Формируется осознание воспитанниками своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе. При этом будущая профессиональная деятельность выступает как способ создания определенного образа жизни, как путь реализации своих возможностей.

  1. Проективный, коррекционный

Цель: апробация системы профориентационной работы с воспитанниками.

Формируется представление о профессиональных навыках, перспективах профессионального роста и мастерства, правилах выбора профессии, умение адекватно оценить свои личностные возможности в соответствии с требованиями избираемой профессии. Основное внимание уделяется консультационной помощи в выборе профессии, определяется стратегия действий по освоению запасного варианта.


  1. Основной, развивающий

Цель: организация научно-исследовательской и поисковой деятельности воспитанников для усовершенствования процесса профориентации, воспитание устойчивого интереса к самообразованию, самосовершенствованию.

В системе профориентационной работы является самым ответственным и направлен на содействие воспитанникам в их профессиональном самоопределении. В этот период более масштабно разворачивается консультационная деятельность среди воспитанников.

Эффективным направлением в системе профориентационной работы является создание портфолио: портфолио достижений воспитанника, портфолио компетентности. Данная деятельность формирует у воспитанников умение ставить цели, планировать и организовывать свою деятельность, расширяет возможности самообучения, развивает навыки рефлексивной деятельности. Результаты деятельности воспитанника среднего звена, отраженные в его портфолио, учитываются при зачислении в средние специальные учебные заведения.

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ


п/п

Тема

Кол-во часов

1

Вводное занятие.

1

2

Внутренний мир человека и возможности его познания.

1

3

Многообразие мира профессий.

1

4

Представление о себе и проблема выбора профессии.

1

5

Диагностические процедуры.

1

6

«Секреты» выбора профессии («хочу» - «могу» - «надо»).

1

7

Личный профессиональный план.

1

8

Склонности и интересы в профессиональном выборе («хочу»).

1

9

Диагностические процедуры.

1

10

Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»).

1

11

Социальные проблемы труда.

1

12

Рейтинг профессий. Самые-самые…

1

13

Анализ профессий.

1

14

Классификация профессий.

1

15

Здоровье и выбор профессий.

1

16

Свойства нервной системы в профессиональной деятельности.

1

17

Свойства нервной системы Диагностические процедуры.

1

18

Темперамент в профессиональном становлении личности.

1

19

Темперамент. Диагностические процедуры.

1

20

Эмоциональные состояния личности.

1

21

Волевые качества личности.

1

22

Интеллектуальные способности и успешность профессионального труда.

1

23

Секреты памяти.

1

24

Внимание.

1

25

Мышление.

1

26

Индивидуальные стили кодирования информации.

1

27

Индивидуальные стили переработки информации.

1

28

Успех в жизни. Что значит быть успешным?

1

29

Неисчерпаемость человеческих ресурсов.

1

30

Человек среди людей.

1

31

Современный рынок труда и его требования к профессионалу.

1

32

Пути получения профессии.

2

33

Моя профессиональная карьера.

1


Всего

34

Итогом программы должны стать следующие результаты:

  • положительное отношение к труду;

  • умение разбираться в содержании профессиональной деятельности;

  • умение соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами;

  • умение анализировать свои возможности и способности (сформировать потребность в осознании и оценке качеств и возможностей своей личности);

  • оказание психологической помощи воспитанникам в осознанном выборе будущей профессии;

  • обучение подростков основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда;

  • активация воспитанников на реализацию собственных замыслов в реальных социальных условиях.

Результатом программы «Мой профессиональный выбор» должно стать культивирование права воспитанника на построение и реализацию своей жизни, а также профессиональной карьеры.


© 2010-2022