О стилях семейного воспитания

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

О стилях семейного воспитания

Ц е л ь: побеседовать с родителями о стилях семейного воспитания.

Материалы к собранию

Под стилем семейного воспитания психологи подразумевают те способы воздействия взрослых на детей, которые в наибольшей степени оказывают влияние на психическое развитие ребенка и развитие его личности: отношение родителей к ребенку, характер контроля за его действиями, способы предъявления требований, формы поощрения и наказания. Более всего в психологии изучено влияние на развитие личности ребенка отношения родителей и характера контроля.

Родители, которые предоставляют своим детям определенную самостоятельность, относятся к ним с теплотой и уважением, применяют минимум наказаний, часто предоставляют детям возможность самим регулировать свое поведение, - это демократические родители. Они воспитывают социально адаптированных, независимых детей, активных, творческих, способных к сотрудничеству с другими детьми.

Авторитарные родители требуют от детей беспрекословного послушания, соблюдения порядка, подчинения традициям и авторитетам. Если авторитарность сочетается с холодностью родителей, это вызывает у детей стремление к самоутверждению, агрессивность, конфликтность. Такие дети с трудом адаптируются к новым условиям.

У родителей, которые относятся к своим детям с теплотой, но контролируют каждый шаг, опекают их, вырастают зависимые, нерешительные, необщительные, инфантильные, эгоцентричные дети.

Если родители равнодушны к детям, не дают им ни тепла, ни внимания, не контролируют их, у таких детей возможны серьезные нарушения поведения вплоть до противоправных действий. Среди малолетних преступников немало детей, положение которых в семье можно охарактеризовать как безнадзорное.

В последнее время широко обсуждается проблема родительского контроля, и это действительно не простой вопрос. По мнению исследователей семейного воспитания, контроль необходим ребенку любого возраста, потому что вне контроля со стороны взрослых не может быть целенаправленного воспитания. Ребенок теряется в окружающем его мире, среди людей, вещей и правил. Одновременно контроль вступает в противоречие с потребностью ребенка в самостоятельности. Контроль со стороны взрослого необходим для развития у ребенка собственного контроля над своими действиями, но при этом он не должен подавлять личность ребенка.

Трудность воспитания у ребенка способности управлять своим поведением состоит в том, что перед взрослым стоит задача поиска развивающего контроля, который соответствовал бы возрасту ребенка, не ущемлял бы его потребности быть защищенным и одновременно поощрял бы его к самостоятельности.

Американские психологи считают, что в противовес директивному подавляющему контролю («делай, как я сказал»), который используют авторитарные родители, эффективно применять инструктивный контроль.

Инструктивный контроль правильно было бы назвать «предлагающей помощью»: «Может быть, ты сделаешь так, как я предложу». Инструктивный контроль применяют демократичные родители. Он развивает у детей инициативу, трудолюбие, самодисциплину.

Очевидно, что тип контроля естественным образом связан с отношением родителей к детям. Уважая личность ребенка, его собственную позицию, взрослый видит свою задачу в том, чтобы соучаствовать в деятельности ребенка, направлять его поведение. Если же взрослый считает себя обладателем маленького человека, он стремится управлять им, диктовать ему.

По результатам научных исследований, опыту психологов-практиков, в семьях младших школьников преобладает дисциплинарно-ориентированное воспитание как вариант авторитарного. Если спросить дисциплинарно-ориентированных родителей, за что они порицают и наказывают своих детей, окажется, что внимание родителей сосредоточено на соблюдении детьми порядка и на их школьных отметках. Дисциплинарно-ориентированных родителей мало заботит, добр ли их ребенок, способен ли он помогать или может отказаться от собственного удовольствия ради другого человека.

Дисциплинарно-ориентированные родители не всегда холодны или безразличны к своему ребенку. Как правило, они не умеют проявлять свою теплоту к ребенку либо непоследовательны в выражении своих чувств: то ласкают детей, то кричат на них. Большинство наших родителей в современных социальных условиях именно так относится к своим детям. Как говорится, «по методу кнута, и пряника».

Такое воспитание особенно ярко сказывается в том, как родители младших школьников делают с ними уроки. Одна мама однажды мне сказала: «Я лучше буду делать любую самую трудную физическую работу, чем заниматься с сыном». Современная система начального образования (что греха таить) такова, что в обучение ребенка включается вся семья. Одни родители проверяют уроки. Другие делают их вместе с ними. Приготовление и проверка уроков - главный источник конфликтов родителей с младшими школьниками. Если дети неправильно сделали домашнее задание, родители всеми силами стараются «выжать» из ребенка самостоятельные действия, направленные на устранение ошибок. Дети отвечают на нажим родителей разнообразными уловками: плачем, неожиданной «тупостью», беспомощностью.

Если дети не хотят учиться, с трудом концентрируют внимание во время объяснения учителя или приготовления уроков, за этим нередко стоят чрезмерная строгость и требовательность родителей. Авторитарные родители создают у детей тревожное отношение к отметкам, похвале или порицанию учителя.

Родители, готовые прийти на помощь, терпеливые и снисходительные к ошибкам, быстрее добиваются самостоятельности младшего школьника в приготовлении уроков. Ребенку этого возраста нужна поддержка старших и вера в то, что если сегодня он чего-то не умеет, то завтра у него обязательно получится.

Там, где царят традиции авторитарного воспитания, родители убеждены, что они имеют право на ребенка - наказывать его по своему усмотрению, ограничивать его свободу, навязывать ему свои вкусы, контролировать его дружеские привязанности. «Это мой ребенок, я его воспитываю. Я за него отвечаю. Он должен стать таким, как я хочу», - так ответил мне один из родителей.

Вряд ли можно переубедить такого родителя. Ответила я ему словами Януша Корчака: «…ребенок имеет право быть тем, кто он есть, это его право на сегодняшний день».

Понимаем ли мы сегодня детей? Уважаем ли их права? Способны ли мы предоставить им свободу? Не боимся ли мы самого слова «свобода»?

Свобода - это право располагать собой. Владеть собой. Неотступный контроль родителей за действиями ребенка, его симпатиями и даже мыслями исключает возможность свободы для ребенка. Более того, он исключает доверие. Недоверие со стороны взрослых порождает у ребёнка ответное недоверие к взрослым. В условиях недоверия и ограниченной свободы подавляется поисковая активность мальчиков, дисциплинарный контроль гасит инициативу и воображение одаренного ребенка.

Вопрос о контроле и предоставляемой свободе, их роли в развитии ребенка - проблема не только семейного, но и общественного воспитания. Наши усилия направлены на то, чтобы поведение детей как можно больше соответствовало общему распорядку. Взрослые пресекают любые нестандартные формы поведения детей, выходящие за рамки проявления индивидуальности.

Давно замечено, чем строже взрослый мир предписывает детскому миру законы послушания, тем с большей дерзостью детский мир отвечает неповиновением.

Подведение итогов.

  • Давайте сейчас поговорим о том, какой стиль воспитания у вас в семье.

  • Согласны ли вы с тем, о чем мы сегодня говорили, или у вас другие взгляды на воспитание ребенка в семье?

- Давайте на какое-то время вернемся в детство, вспомним себя.

Вы слушаете меня, когда…

  • … вы тихонько входите в мой мир, не нарушая его.

  • … вы действительно стараетесь понять меня, даже когда в том, что я говорю, не слишком много смысла.

  • … вы понимаете мою точку зрения, когда она противоречит вашим глубоким убеждениям.

  • … вы понимаете, что после часа, который я отнял у вас, вы немного устали и чувствуете себя несколько опустошенным.

  • … вы сдержались и не перебили меня тут же историей, которую вам так хотелось мне рассказать.

  • … вы поддержали во мне чувство собственного достоинства, дав мне возможность принять собственное решение, несмотря на то, что чувствовали, что я не прав.

  • … вы собирались решать за меня мою проблему, но оказали мне доверие, предоставив мне решать ее своим способом.

  • … вы предоставили мне достаточно пространства, чтобы я мог понять, почему я был так расстроен, и достаточно времени, чтобы я решил, что лучше всего сделать.

  • … вы сдержали свое желание дать мне мудрый совет.

  • … вы приняли от меня благодарность, сказав, что вам приятно слышать, что вы смогли мне помочь.

Вы не слушаете меня, когда…

  • … вы равнодушны ко мне, и остаетесь равнодушными, пока не узнаете обо мне чего-то, что заслужит ваше внимание.

  • … вы говорите, что понимаете, еще до того, как достаточно хорошо меня узнаете.

  • … у вас готово решение моей проблемы еще до того, как я успел рассказать, в чем она состоит.

  • … вы прервали меня еще до того, как я кончил говорить.

  • … вам не нравятся грамматические ошибки в моей речи и мой акцент.

  • … вы параллельно разговариваете еще с кем-то, кто находится в нашей комнате.

  • … вы лопаетесь от нетерпения, чтобы что-то мне сообщить или исправить меня.

  • … вам неприятны мои эмоционально заряженные и грубые слова.

  • … вы пытаетесь разобраться в деталях и не видите чувств, стоящих за моими словами.

  • … вы чувствуете, что моя проблема может вызвать у вас смущение, и избегаете её.

  • … вас настолько взволновало и возбудило то, о чем я говорю, что вы готовы тут же выразить свою реакцию, прежде чем я вас приглашаю это сделать.

  • … у вас есть потребность чувствовать, что вы добились успеха.

  • … вы рассказываете о вашем собственном опыте, и от этого мой опыт начинает казаться несущественным.

  • … вы не принимаете мою благодарность, говоря, что вы, собственно, ничего не сделали.

Анкета для родителей

По результатам ответов на эту анкету можно определить, верно ли выбран принцип воспитания детей.

Можете ли вы:

1. В любой момент оставить все свои дела и заняться ребенком?

2. Посоветоваться с ребенком, несмотря на его возраст?

3. Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему?

4. Извиниться перед ребенком в случае, если вы были не правы?

5. Овладеть собой и сохранить самообладание, даже если поступок ребенка вывел вас из себя?

6. Поставить себя на место ребенка?

7. Поверить хотя бы на минутку, что вы добрая фея или прекрасный принц?

8. Рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете?

9. Всегда воздержаться от слов и выражений, которые могут ранить ребенка?

10. Пообещать ребенку исполнить его желание за хорошее поведение?

11. Выделить ребенку один день, когда он может делать, что хочет, а вы при этом ни во что не вмешиваетесь?

12. Не прореагировать, если ваш ребенок ударил, толкнул или незаслуженно обидел другого ребенка?

13. Устоять против слез, капризов, просьб, если известно, что это прихоть?

В а р и а н т ы о т в е т о в:

а) могу и всегда так поступаю - 3 балла;

б) могу, но не всегда так поступаю - 2 балла;

в) не могу - 1 балл.

От 30 баллов до 39 баллов - вы придерживаетесь правильных принципов воспитания.

От 16 до 30 баллов - ваш метод воспитания - кнут и пряник.

Менее 16 баллов - у вас нет педагогических навыков и желания воспитывать ребенка.

© 2010-2022