Внеурочное мероприятие Устное народное творчество наших предков-славян

Внеурочное мероприятие - ролевая игра "Устное народное творчество наших предков-славян" рассчитано на учащихся 5 - 7 класса, служит для воспитания уважительного отношения к творчеству наших предков, к русскому языку; для развития представлений о жизни и быте наших предков, обучает навыкам группового и межличностного общения.Мероприятие проводилось в музее "Славянская деревня ХХ века", но может быть проведено и в школе с использованием компьютера и проектора, которые помогут приблизить слово к жи...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Методическая разработка внеклассного мероприятия

«Устное народное творчество наших предков - славян»

для учащихся 5 - 7 классов.



Автор: Алексеева Лариса Николаевна, учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ п. Любытино





Любытино, 2014 год

Пояснительная записка к методической разработке внеклассного мероприятия «Устное народное творчество наших предков - славян».

Необходимость подготовки и проведения мероприятия «Устное народное творчество наших предков - славян» мне подсказали уроки литературы, на которых изучаются малые жанры фольклора: прочитанные, проанализированные, обыгранные на уроке, представленные в презентациях, они все равно «не живут», то есть оторваны от реальной жизни, поэтому данное мероприятие позволит его «оживить».

Место проведения - музей «Славянская деревня», где созданы все условия для погружения в быт наших предков. Программа мероприятия согласована со специалистами музея.

Цель: воспитать уважительное отношение к словесному наследию наших предков; дать представление об использовании малых жанров фольклора в жизни, их развивающей и воспитывающей роли в духовной жизни славян.

Задачи:

- обучение навыкам группового и межличностного общения,

- воспитание уважения к словесному наследию наших предков,

- развитие представлений о жизни детей в стародавние времена.

Практическая значимость мероприятия заключается для педагогов в возможности использовать данный материал при изучении темы «Устное народное творчество» во внеурочной деятельности для 5 - 7 классов, для учащихся - в возможности использовать игры, считалочки, заклички, загадки и другие малые жанры фольклора в свободное время. Кроме этого, мероприятие может быть использовано для смешанной возрастной группы детей: ученики 5 - 7 классов готовят мероприятие и проводят его для учеников начальной школы.

Мероприятие рассчитано на 40 - 45 минут, в течение которого будут использованы разные формы работы: мини-лекция о жизни детей в славянской деревне, ролевые игры, подвижные игры, беседа.

Ожидаемые результаты: формирование уважительного отношения к словесному наследию наших предков-славян; расширение познавательного интереса к истории наших предков-славян; формирование практических навыков, позволяющих организовать игру с группой детей, привлечь внимание к рассказываемым сказкам, былинам; расширение кругозора.

Основной вид деятельности - игровая ситуация по реконструкции отдыха и развития детей в славянской деревне, т.е. познавательная и досугово-развлекательная деятельность.

Ход мероприятия.

1 этап. Вступительное слово учителя.

Дорогие ребята, мы с вами живем в век телевизоров, компьютеров, мобильной связи, из которых мы получаем необходимую информацию, знания, общаемся тоже чаще в социальных сетях. А в прошлом развитие детей шло только через живое общение старшего и младшего поколения, сверстников, новости узнавались тоже от людей, которые посещали разные места.

Давайте сегодня поиграем: представим, что мы оказались в другом времени, без телевизоров, компьютеров, и окунемся в жизнь детей славянской деревни.

Условие: все делается только с разрешения старших!

Посмотрите, нас встречают «бабушка» и «дедушка», которые будут вашими и учителями, и воспитателями.

Дети заходят в славянскую избу, рассаживаются.

2 этап. Мини-лекция о жизни и труде детей. «Бабушка» рассказывает о том, как проходил день детей в славянской деревне.

3 этап. «Труд» девочек.

Учитель: старшие девочки (вашего возраста) всегда нянчили младших сестренок и братишек. Самым маленьким (грудничкам) - пели колыбельные. Слово «колыбельная» связано со словом «колыбать» - качать. Песни пелись по-особому.

  1. «Бабушка» отправляет укачивать ребенка одну из девочек.

Прослушивание колыбельной.

Учитель: Как поются колыбельные? Что вы заметили?

Ответ детей: спокойным голосом, протяжно поются гласные, повторяются слова.

Учитель: какая народная мудрость звучит в колыбельной песне?

Ответ: ребенок чувствует себя под защитой, укачивание - это тоже труд.

  1. Учитель: за детьми постарше тоже нужно следить, чтобы они не плакали, развивать их двигательную активность. Для этого существуют- пестушки, от глагола «пестовать», что значит - любовно выращивать, нянчить.

«Бабушка» просит успокоить плачущего ребенка (куклу), поиграть с маленьким, пока она занята.

Исполнение пестушек.

Учитель: в каких словах передается любовь к малышам и забота о них?

Ответ: уменьшительно-ласкательные суффиксы в словах, воспитание доброты к братьям нашим меньшим, и в то же возможное наказание за непослушание.

3 этап. Народные игры.

«Бабушка» отправляет детей поиграть (с условиями игр ознакомлены заранее назначенные организаторы из числа учеников).

Дети организуют подвижные игры «Жмурки», «У медведя во бору», «Малечина-калечина», взрослые наблюдают за ними.

Учитель: какие качества в детях развивают русские народные игры?

Ответ: внимательность, физическую силу, умение работать в команде, честность, объективность…

4 этап. Загадки.

«Бабушка». Дело к вечеру, пора и угомониться: садитесь на крылечко, да отгадывайте загадки.

Загадки.

Учитель: какие качества необходимы ребенку, чтобы разгадать загадку?

Ответ: фантазия, воображение, умение анализировать услышанное.

5 этап. Былина.

Учитель: В мудрости народной вековой
Образы былинные слагались.
Эти образы несли с собой
Яркую картину мирозданья.

«Дедушка» приводит «гостей» - рассказчиков былин. Все заходят в дом, рассаживаются, и гусляры исполняют отрывок из былины «Садко».

Учитель: как вы думаете, как воспринималось содержание былин детьми в древности? Как относились к рассказчикам?

Ответ: дети удивлялись рассказанному, верили, обсуждали услышанное и пересказывали другим, возможно, кто-то пытался научиться сочинять и исполнять былины. Рассказчиков уважали за их талант и труд.

6 этап. Сказка.

«Бабушка» отправляет детей спать. Желающие могут забраться на полати и там «улечься спать».

На сон грядущий им рассказывается сказка заранее подготовленной ученицей, которая играет роль «мамы».

7 этап. Заключение.

Учитель «будит» детей. И вот мы снова в современном мире с телевизорами, компьютерами, мобильными… есть ли в нашем времени место произведениям устного народного творчества?

Ответы: живое слово, общение лучше любого компьютера. Народная мудрость будет жить вечно, пока есть на земле любовь

Учитель: Вобрав в себя картины прошлых лет,
Герои сказок, притч, былин народных,
Всем поколеньям будущим дают совет,
Как жить по совести и быть душой свободным.

Выводы: мероприятие позволило в развлекательно-познавательной форме окунуться в прошлое, по отзывам детей интересно было не только «играть» какие-то роли, но и просто участвовать в играх, слушать произведения УНТ. Считаю возможным проводить такое мероприятие и в школьном кабинете, если подготовить костюмы, презентацию, иллюстрирующую колыбель, пестование малышей, пение гусляров и т.п., а игры можно организовать в школьном коридоре или другом помещении.

В перспективе такое мероприятие буду проводить для 5, 6-классников, где организаторами будут выступать 7-классники. Надеюсь, что взаимодействие с музеем привлечет детей к участию в мероприятиях, которые организуют сотрудники музея. Интерес к прошлому нашей малой родины, интерес к русскому слову - вот шаги к воспитанию патриотизма.



Библиография.

  1. В.П. Аникина. Живая вода. М., 1987г/

  2. C.Г.Лазуткин. Русские народные лирические песни, частушки и пословицы. М., 1987 г.

  3. Музейные материалы.

  4. Ресурсы Интернета: bloqimam.cov

nsportal.ru

sadikshkola.ru

vseskaski.su





Приложение № 1. Малые жанры фольклора, используемые при уходе за маленькими детьми.

Колыбельная:

Спи-ко, спи-ко, баю-бай!

Свои глазки закрывай!

Ой, ты, котенька-коток,

Котя, серенький хвосток,

Приходи к нам ночевать, степу в люлечке качать.

Уж как я тебе, коту,

За работу заплачу:

Дам кусок пирога

И кувшин молока.

Еще каши горшок,

Сладких пряников мешок.

Пестушки:

(если ребенок заплакал)

Не плачь, не плачь, детка,

Прискачет к тебе белка,

Принесет орешки,

Для Степушки потешки.

Если будешь плакать,

Дадим худой лапоть.

(если ребенок бодрствует)

Ладушки, ладушки,

Испекли оладушки,

На окно поставили

Остывать заставили:

Остынут - поедим

И воробышкам дадим.

Воробышки сели,

Все оладьи съели.

Кыш-кыш, полетели,

На головку сели.

Приложение № 2.

Русская народная сказка «Заяц - храбрец».

Жил-был заяц в лесу: летом ему было хорошо, а зимой плохо - приходилось к крестьянам на гумно ходить, овес воровать.

Приходит он к одному крестьянину на гумно, а тут уж стадо зайцев. Вот он и начал им хвастать:

- У меня не усы, а усищи, не лапы лáпищи, не зубы, а зýбищи - я никого не боюсь.

Зайцы и рассказали тетке вороне про эту хвáсту. Тетка ворона пошла хвасту разыскивать и нашла его под кокориной. Заяц испугался:

- Тетка ворона, я больше не буду хвастать!

- А как ты хвастал?

- А у меня не усы, а усищи, не лапы лáпищи, не зубы, а зýбищи.

Вот она его маленько и потрепала:

- Более не хвастай!

Раз сидела ворона на заборе, собаки ее подхватили и давай мять, а заяц это увидел.

«Как бы вороне помочь?»

Выскочил на горочку и сел. Собаки увидали зайца, бросили ворону - да за ним, а ворона опять на забор. А заяц от собак ушел.

Немного погодя ворона опять встретила этого зайца и говорит ему:

- Вот ты молодец, не хвáста, а храбрец!







Приложение № 3.

Отрывок из былины «Садко».

В славном в Нове-граде
Как был Садко-купец, богатый гость.
А прежде у Садка имущества не было:
Одни были гусельки яровчаты;
По пирам ходил-играл Садко.

Садка день не зовут на почестен пир,
Другой не зовут на почестен пир
И третий не зовут на почестен пир,
По том Садко соскучился.
Как пошел Садко к Ильмень-озеру,


Садился на бел-горюч камень
И начал играть в гусельки яровчаты.
Как тут-то в озере вода всколыбалася,
Показался царь морской,
Вышел со Ильмени со озера,
Сам говорил таковы слова:


- Ай же ты, Садхо новгородский!
Не знаю, чем буде тебя пожаловать
За твои за утехи за великие,
За твою-то игру нежную:
Аль бессчетной золотой казной?


А не то ступай во Новгород
И ударь о велик заклад,
Заложи свою буйну голову
И выряжай с прочих купцов
Лавки товара красного
И спорь, что в Ильмень-озере
Есть рыба - золоты перья.

Как ударишь о велик заклад,
И поди свяжи шелковой невод
И приезжай ловить в Ильмень-озеро:
Дам три рыбины - золота перья.
Тогда ты, Садко, счастлив будешь!



Приложение № 4. Народные игры.

«Жмурки»

«Жмурки» - старинная игра, которая имеет много разновидностей. В нее играют дети всех возрастов. Количество участников обычно от 4 до 25 человек. Во всех разновидностях суть одна: водящий с закрытыми глазами - «жмурка» - должен ловить других игроков и угадывать, кого поймал.

«Жмурки с голосом».

Все играющие, взявшись за руки, образуют круг. Водящий (по жребию) становится в середину круга. Ему завязывают глаза или надевают на голову колпак, закрывающий глаза. В руки водящему можно дать палочку, можно играть и без нее.

Все играющие двигаются по кругу в какую-либо сторону до тех пор, пока водящий не остановит командой «Стой!». Тогда все останавливаются, а водящий протягивает вперед руку. За нее должен взяться тот из играющих, на кого она направлена. Водящий просит его подать голос, т. е. что-нибудь произнести. Игрок называет имя водящего или издает любой звук, изменив голос. Если водящий угадает, кто подал голос, он меняется с ним местом и ролью. Если не угадает, то продолжает водить.

Правила

  1. Требовать подачу голоса можно до 3 раз, после чего водящий должен сказать, кто держит его за руку (или палочку).

  2. Если водящий не смог угадать 3 раза, его сменяют новым водящим по жребию или выбору.

  3. Когда водящий просит подать голос, должна быть полная тишина.

«У медведя во бору»

В игре участвуют дети от 3 до 40 человек.

Описание

Выбирается один водящий - «медведь», который становится в углу площадки (или помещения). Остальные играющие - дети. Они располагаются на другой стороне площадки в своем «доме». Пространство между «берлогой» «медведя» и детьми - «бор» («лес»).

Дети идут в «бор» за «грибами» и «ягодами», постепенно приближаясь к «медведю». Во время сбора «грибов» и «ягод» дети припевают:

У медведя во бору
Грибы, ягоды беру,
Медведь простыл,
На печи застыл!

Последние две строки теперь часто заменяют на:

А медведь сидит
И на нас рычит!

После последних слов «медведь», который до этого притворялся спящим, потягивается и бежит к детям, а они быстро поворачиваются и бегут к себе «домой» или разбегаются в разные стороны, стараясь не попасться «медведю», который стремится поймать их (дотронуться рукой - осалить).

Кого «медведь» поймает, тот меняется с ним ролью. Если «медведю» не удастся поймать кого-либо (все ребята спрячутся к себе в «дом»), он идет к себе в «берлогу» и продолжает водить.

«Малечина-калечина».
Играющие выбирают водящего. Все берут в руки по палочке и произносят:
Малечина-калечина,
Сколько часов
Осталось до вечера,
До летнего?
После этих слов ставят палочку вертикально на ладонь или на кончик пальцев. Пальцами другой руки малечину-калечину поддерживать нельзя.
Водящий считает: «Раз, два, три ... десять!» Когда палка падает, ее следует подхватить второй рукой, не допуская полного падения на землю. Счет ведется только до подхвата второй рукой, а не до падения на землю. Выигрывает тот, кто дольше продержит палочку.
Палку можно держать по-разному:
1. На тыльной стороне ладони, на локте, на плече, на голове.
2. Удерживая палку, приседают, встают на скамейку, идут или бегут к начерченной линии.
3. Держат одновременно две палки, одну на ладони, другую на голове.

Командная игра «Малечина-калечина» (вариант)
Играющие делятся на две группы. На земле чертой отмечается место, к которому должны бежать с малечиной-калечиной. По сигналу играющие устремляются к черте. Побеждает та группа, которая первой добежит до черты, не уронив ни разу своей малечины-калечины.

Указания к проведению: в эту игру можно играть с разным числом играющих, от 1 до 10 одновременно. Для игры необходима прямая толстая палка диаметром примерно 2-3 см, длиною от 50 до 150 см. Один конец палки может быть слегка заострен. Иногда на кончике малечины-калечины устанавливают вертушку, которая при движении играющего начинает вертеться. Можно надеть на ее кончик какую-нибудь забавную игрушку - колобка и пр. Игроки встают подальше друг от друга, чтобы было удобно держать равновесие палочки. Водящий может давать разные задания: играющие, не выпуская палочку, должны ходить, приседать, поворачиваться. Способы удержания палки на руке, а также трудность заданий определяются возрастом и возможностями детей.


Приложение № 5. Загадки.

Спереди - шильце, сзади - вильце,
Сверху - черное суконце,
Снизу - белое полотенце. (Ласточка)

Днем спит, ночью летает. (Сова)

Трещала с самого утра: "Пор-р-ра! Пор-р-ра!"
А что пора? Какая с ней морока,
Когда трещит ... (Сорока)

Семьдесят одежек
и все без застежек (Капуста)

Мала, как мышь,
Красна, как кровь,
Вкусна, как мед. (Вишня)

Весь свет одевает, сама одежды не знает. ( Игла)

Еду, еду - нету следа. ( Лодка)

Один бежит, другой - лежит, третий - кланяется. ( Река, берег, трава)

Что за шустрый старичок, восемьдесят восемь ног. Все по полу шаркает за работой жаркою? ( Веник)

Два братца в воду глядятся, никогда не сойдутся. ( Два берега одной реки)

Два брата через дорогу живут, друг друга не видят. ( Глаза)

Маленькое, кругленькое,

А за хвост его не поднять. ( Клубок)

Меня все ждут и не дождутся.

А как увидят - тотчас разбегутся. (Дождь)

© 2010-2022