Классный час «Каждый ребенок имеет право» (10 класс)

Классный час проводится с целью: 1. Обобщить знания учащихся об основных правах ребенка. 2. Развести понятия “право”, “права”, “обязанности”, показать единство прав и обязанностей для детей-подростков. 3. Повышать социально-правовую компетентность старшеклассников. 4. Воспитывать уважение к высказываниям одноклассников и к их правам. 5. Акцентировать внимание детей-подростков на необходимость понимания и знания своих прав и обязанностей. Оборудование: 1. Выставка литературы по правовому воспитан...
Раздел Классному руководителю
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сидоренко Е.В.

муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №7, город Светлоград, Ставропольский край

Классный час «Каждый ребенок имеет право» (10 класс)

Цель:

1. Обобщить знания учащихся об основных правах ребенка.

2. Развести понятия "право", "права", "обязанности", показать единство прав и обязанностей для детей-подростков.

3. Повышать социально-правовую компетентность старшеклассников.

4. Воспитывать уважение к высказываниям одноклассников и к их правам.

5. Акцентировать внимание детей-подростков на необходимость понимания и знания своих прав и обязанностей.

Оборудование:

1. Выставка литературы по правовому воспитанию.

2. Выставка газет и журналов, в которых постоянно печатается информация по правовому воспитанию и ЗОЖ.

3. Анкета о правах и обязанностях учащихся.

4.Эпиграф к классному часу:

"Изучая свои права, мы получаем возможность жить и поступать по справедливости" (Г. Лихтенберг);

5. 9 красных "сердец" (по количеству учащихся в классе), где написаны мудрые мысли (данные изречения). "Сердца" раздаются всем приглашенным на классный час.

6. Календарь правовых дат 2001-2010 гг. Международное десятилетие мира и ненасилия в интересах детей планеты.

1 июня - Международный день защиты детей.

4 июня - Международный день детей - жертв агрессии.

20 ноября - Всемирный день прав ребенка.

10 декабря - День прав человека.

ХОД классного часа

I. Рефлексия. Психологическая установка на хорошее настроение.

II. Сегодня на классном часе мы с вами будем беседовать по теме "Каждый ребенок имеет право".

Перед нами поставлено несколько конкретных задач-проблем:

1. Нам необходимо определиться с понятиями "право" и "права".

2. Выделить основные права человека-гражданина, учащегося-подростка.

3. Показать единство прав и обязанностей.

4. Внимательно, уважительно и с пониманием отнестись к той информации, которая прозвучит сегодня и сейчас в ходе нашего с вами разговора по душам. А для того, чтобы этот разговор состоялся, мы с вами провели большую кропотливую работу.

Итак, тема разговора «Каждый ребенок имеет право». Вначале выясним для себя суть понятий «право» и «права». Разведем и объединим эти понятия.

Обращаясь к научной, научно-популярной и научно-методической литературе мы выделим несколько определений... Что такое право? Учащийся. ПРАВО (из словаря С.И.Ожегова) - есть совокупность установленных и охраняемых государственной властью норм и правил, которые регулируют отношения между людьми.

Учащийся. ПРАВО (по курсу обществознания, доктор педагогических наук Л. Боголюбов) - это нормативная форма выражения формального равенства людей в общественных отношениях. Признание формального равенства людей подразумевает их свободу и независимость. Где нет свободы, не может быть и отношения, т.е. отношения между людьми в обществе.

Учитель. По курсу обществознания, который вы изучаете в школе с 5 по 11 классы, мы также определяем суть понятия "категорический императив права". Что это за понятие?

Учащийся. "Категорический императив права" определил немецкий философ Иммануил Кант. Это взаимосвязь прав и обязанностей человека-гражданина, т. е. свобода действий и поступков должна быть совместима со свободой и независимостью каждого человека.

Учитель. Это лишь несколько более доступных и понятных нашему восприятию определений "права". Хотя их существует достаточно много в такой науке как "правоведение".

Какие вида права вы можете назвать?

Учащийся. Виды права: конституционное, административное, гражданское, семейное, жилищное, трудовое, финансовое, процессуальное, уголовное …

Учитель: действительно, право охватывает все сферы жизни и деятельности общества людей.

А теперь определимся с понятием "права человека-гражданина". Ведь человек есть кто? Давайте выделим пять позиций...

Учащийся:

1) хомосапиенс (человек разумный);

2) существо биосоциальное, т. е. человек связан с природой и обществом людей;

3) индивид;

4) личность;

5) гражданин (по факту рождения).

Учитель. Если это так, следовательно, каждый человек (и взрослый, и ребенок) имеет свои права.

Итак, права человека-гражданина - это...

Учащийся: Права человека-гражданина - это правила, по которым живет он сам и окружающее его общество людей. Правила, определяющиеся моралью, моральными нормами, формами поведения, которые заложены в обществе людей, определены обычаями, традициями, жизненным опытом многих поколений людей.

Общество людей должно жить по правилам и тогда в этом обществе будут действовать принципы разума, гуманизма, справедливости, совести и порядка.

Учащийся: Правила поведения и общения, нормы морали, испытанные временем, постепенно утверждались и приобретали форму законов. Право и права человека-гражданина определяются законами, а сами законы определяются правом.

Учащийся: Исходя из этих установок, можно сделать вывод о том, что правовое государство - это государство, где господствует право.

Право определяется законами. Действительно правовое государство это то, в котором граждане являются законопослушными, т.е. добровольно, осознанно живут и действуют по закону и совести.

Учитель. В нашем государстве, в Российской Федерации, впрочем, как и в любой другой стране нашего многообразного мира, законами защищены и взрослые и дети. Особенно дети. Ведь это будущее любой нации.

Давайте обратимся к тем законам международного и федерального уровней, которые действительно призваны защищать нас, граждан: взрослых и детей, определяя и подчеркивая наши права.

Учащийся (по таблице):

- Всеобщая декларация прав человека и гражданина (10 декабря 1948 г.);

- Конвенция ООН о правах ребенка (1989 год);

- Конституция РФ (12 декабря 1993 года);

- Конституция РБ (24 декабря 1993 года);

- Постановление Президента РФ В. В. Путина "Об основных направлениях государственной политики по улучшению положения детей";

- Президентская программа "Дети России";

- Законы РФ и РБ "Об образовании", "О правах ребенка",

"О государственной поддержке молодежных объединений", "Об общественных объединениях".

Учитель: Из года в год увеличивается количество законов и постановлений республиканского, федерального, международного уровней, которые защищают права человека-гражданина, особенно права ребенка, ваши права.

Пример тому, разработанный и утвержденный Генеральной Ассамблеей ООН, Календарь правовых дат на 2001-2010 гг.

Учащийся (по таблице):

XXI век - век ребенка, 2001-2010 годы - Международное десятилетие мира и ненасилия в интересах детей планеты;

1 июня - Международный день защиты детей;

4 июня - Международный день детей - жертв агрессии;

20 ноября - Всемирный день прав ребенка;

10 декабря - День прав ребенка.

Учитель. Сегодня мы возьмем для работы один документ международного уровня: «Конвенцию ООН о правах ребенка» и выделим основные ваши права, права ребенка, подростка, юного гражданина планеты Земля. Но сначала немного теории. Что такое международные конвенции?

Учащийся: Международные конвенции (от латинского conventio) - соглашение, один из видов международного договора, они устанавливают взаимные права и обязанности государств в какой-либо специальной области. Например, Конвенция международной организации труда, Конвенция ООН о правах ребенка и т.д.

Существуют многосторонние конвенции, которые содержат общие нормы, определяющие жизнь и деятельность людей на Земле. Например. Гаагские конвенции 1899 и 1907 годов, Женевские конвенции 1949 и 1989 годов и т.д.

Учитель: Конвенция о правах ребенка разработана и принята ООН в 1989 году.

III. Учитель: Сегодня вы живете с родителями, которые заботятся о вас, стараются уберечь вас от всяких неприятностей. Лечат вас, когда вы болеете, создают вам условия для учебы и отдыха, помогают подготовиться к взрослой жизни. Семья - самая важная часть общества; здесь ребенка стараются защитить от всего негативного.

О детях заботятся не только семьи. Существуют разные общественные и благотворительные организации, которые главной своей задачей считают защиту детей. Одной из таких организаций и является ООН.

В 1989 году ООН приняла особый документ - "Конвенцию о правах ребенка". Наша страна подписалась под этим документом (1991 г.), значит, пообещала всему миру заботиться о своем подрастающем поколении, о вас - молодых гражданах Российской Федерации.

Ваша семья, ваши папа и мама дали вам жизнь. Главное право каждого человека - это право на жизнь, это первое, что записано в Конвенции.

Учащийся: «Каждый человек имеет право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу...» Каждая страна должна заботиться о новорожденных, помогать их мамам, строить больницы, где врачи помогут маленькому гражданину, спасут и вылечат его.

Учитель: В Конвенции говорится, что каждый имеет право на имя и фамилию. У каждого из вас имеется свой первый в жизни документ, в котором записаны ваши имя, отчество, фамилия, данные об отце и матери, место рождения. Как называется этот документ? Свидетельство о рождении. (Идет представление данного документа учащимися.)

Учащийся: Этот документ свидетельствует не только о факте появления на свет нового человека, но и о том, что он является гражданином страны, которая обязана заботиться о его благополучии и безопасности.

Учитель: Конвенция подчеркивает, что благополучие каждого ребенка во многом зависит от родителей, они первыми несут ответственность за вас. О том, какими должны быть родители, в шутку, от имени детей, написал современный поэт Марк Шварц. Послушаем...

Учащийся:

Если вы родители -

Ласкатели, хвалители.

Если вы родители -

Прощатели, любители.

Если разрешители, купители, дарители,

Тогда вы не родители,

А просто восхитители!

А если вы родители -

Ворчатели, сердители.

Если вы родители -

Ругатели, стыдители,

Гулять не отпускатели,

Собакозапретители,

То знаете, родители,

Вы просто - крокодители.

Учитель: Взрослые просто обязаны любить своих детей, следить за тем, чтобы дети росли умными, умелыми, грамотными, хорошо учились, были воспитанными, здоровыми. Взрослые не должны допускать, чтобы детей били, истязали.

Учащийся: Каждый из нас имеет право на бесплатное образованием, и мы этим правом действительно пользуемся, потому, что каждый день ходим в школу. Этим самым мы помогаем нашей стране выполнять обещание (по Конвенции) о гарантии права на всеобщее бесплатное образование.

Учитель Статья 29 "Конвенции" гласит о том, что человек имеет не только права, но и обязанности.

В каком документе определены ваши права и обязанности? Правильно, в Уставе школы.

По заданию вы заполняли анкеты, в которой сами отвечали на вопросы. Посмотрим...

1. Какие права вы имеете, как ученик? (Несколько учащихся зачитывают свои ответы)

2. Что обязан делать ученик?

3. С какими нарушениями вы чаще всего встречаетесь: нарушением прав или нарушением обязанностей? Почему так происходит? Объясните.

Учитель: Итак, права определяются обязанностями, обязанности - правами. И то и другое вы должны знать, понимать и добросовестно выполнять.

Любая работа (физическая, умственная), учеба или трудовой десант должны прерываться отдыхом.

Учащийся. Мы с вами имеем право не только на образование (учеба - наш главный труд), но и право на отдых. Родители не должны забывать о том, что право на отдых, на игры, на праздники. Это записано в Конвенции о правах ребенка. Лучший отдых - это отдых со своей семьей.

Учитель. Ребенок, как и всякий человек, имеет право на собственную личную жизнь, на свою личную неприкосновенность, право на неприкосновенность и невмешательство в личную жизнь. Ребенок сам может выбирать себе друзей, никто не имеет право указывать ему, с кем дружить, какую музыку любить, думать только так, а не иначе...

Учащийся. Да, это действительно, верно. Но мы все уверены в том, что нашим родителям небезразлично, с кем мы общаемся, дружим, где бываем... К мнению взрослых стоит прислушаться. У них большой жизненный опыт. Взрослый может многое посоветовать, многому научить, в чем-то помочь разобраться. Но никто не имеет права силой переделывать жизнь человека, а жизнь ребенка тем более. Нас нужно направлять и поправлять в наших делах и поступках.

Учитель. Дети имеют право на собственное мнение, хотя вы можете думать, думаете не так, как взрослые, с большей долей фантазии и мечты. Но свои мысли вы можете свободно высказывать вслух, записывать, при желании напечатать в газете, в журнале.

Учитель: Для счастья и достойной жизни нужно многое, прежде всего, мир. Право на мирную жизнь, право на ЗОЖ, также записано в Конвенции о правах ребенка. В этом документе говорится о том, что все страны, чьи правительства подписали данное соглашение, обязаны предоставить убежище ребенку, который вынужден бежать от войны или насилия.

Учащийся: Если дети бежали одни, без родителей, нужно помочь им отыскать родных. Каждый ребенок имеет право на личную безопасность и личное счастье, на поддержку родных и близких, на поддержку всех людей, которые окружают маленького человека.

Общие выводы по ходу диалога:

Мы сегодня говорили о праве и правах. Рассмотрели и определили смысл и действительную необходимость прав человека-гражданина по Конвенции ООН о правах ребенка. Мы заслушали личные мнения и выводы. Определили и выделили группу прав, которые являются основополагающими для каждого гражданина любой страны мира как взрослого, так и ребенка.

Право на:

- жизнь;

- имя;

- гражданство;

- благополучие и любовь;

- образование;

- отдых на личную жизнь;

- собственное мнение на мирную жизнь;

- здоровый образ жизни.

По ходу нашего разговора мы выделим три основных принципа, которые и есть ваши обязанности как человека-гражданина, как учащегося и подростка.

Первый учащийся: Наша первая обязанность - любить свою Родину и гордиться статусом гражданина Российской Федерации. Любить свою семью.

Второй учащийся: Наша вторая обязанность - учиться, учиться и учиться.

Третий учащийся: Наша третья обязанность - стараться вести достойный и здоровый образ жизни.

Учитель: В итоге нашего разговора по душам хочется поставить огромный восклицательный знак и закончить нашу беседу на оптимистической ноте. Сказать стихами:

Очень много стран на свете,

Это знает каждый.

Кто, скажите, в странах этих

Самый-самый важный?

Не спешите, не пытайтесь

Дать ответ в один момент.

Главных много - выбирайте,

Там - король, здесь - президент!!!

Про царей и про вождей

Знаем мы с пеленок.

Но главней, нужней, важней

Для страны - ребенок!

Кем он станет завтра,

Маленький и нежный?

Всей Земли права его -

Право на надежду!

Учитель. Мы подготовили Кодекс достойного человека-гражданина.

Учащиеся. Я - дитя Природы и господин Природы, поэтому я ...

1 ученик: Люблю небо, звезды, море и землю; радуюсь солонцу, дождю, снегу и ветру.

2 ученик: Надеюсь посадить и вырастить хотя, бы одно дерево.

3 ученик: Я несу ответственность за природу вместе со всем человечеством. Я - носитель разума, поэтому я ...

1 ученик: Не совершаю бездумных действий.

2 ученик: Несу ответственность за все, что со мной происходит.

3 ученик: Стараюсь противостоять неразумным и низким влияниям. Я ценю жизнь и поэтому я...

1 ученик: Жалею всех тех, кому плохо и кого обижают.

2 ученик: Я помогаю.

3 ученик: Я сам несу ответственность и забочусь о своем здоровье. Я среди других людей, без которых нет смысла в моей жизни, поэтому я...

1 ученик: Осознаю, что я человек.

2 ученик: Слышу, понимаю, принимаю и воспринимаю другого человека.

3 ученик: Уважаю право на ошибку и не делаю обидных сравнений. Я - созидатель и своим трудом самоутверждаюсь, поэтому я...

1 ученик: Стремлюсь хорошо учиться.

2 ученик: Серьезно и основательно буду выбирать свою профессию.

3 ученик: Посажу дерево, построю дом, выращу детей. Я - обладаю внутренним миром, душой, стараюсь быть интересен людям, поэтому я...

1 ученик. Признаю и уважаю непохожесть каждого человека и сам имею смелость не быть как все.

2 ученик: Не позволяю себя обижать, унижать, подавлять.

3 ученик: У меня есть совесть, и она болит, когда я совершаю недостойные поступки. Я - гражданин своего Отечества, своей страны, поэтому я...

1 ученик: Изучаю прошлое, интересуюсь настоящим своей Родины, меня волнует будущее моей страны.

2 ученик: Если возникнет необходимость, я буду защищать свое Отечество по мере своих сил.

3 ученик: Я горжусь своей Родиной, и в будущем буду стараться улучшить жизнь моего народа своим делом, своей жизнью.

Учитель.

Товарищи взрослые и дети!

За свое будущее мы все в ответе!

Права и обязанности все свои знайте,

Вы, взрослые, будьте! А вы, дети!

Хорошими людьми вырастайте!

Ваши права в ваших руках! Всем всяческих благ!

Сейчас каждому из гостей мы подарим по "сердцу", где записаны мудрые мысли достойных людей о жизни, праве, правах, совести и гуманизме.

© 2010-2022