Творческая деятельность обучающихся с ОВЗ

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Игровая деятельность - как естественный метод социально - психологической адаптации ребенка к окружающему миру

«Игра -серьёзная умственная деятельность, в которой развиваются все виды способностей ребёнка; в игре

расширяется и обогащается круг представлений об окружающем мире, развивается речь; в совместных

играх ребёнок сближается со сверстниками».

Я.А. Каменский.

Коммуникативные способности, умение контактировать с окружающими людьми - необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности к нему окружающих людей. Формирование этих способностей - важное условие нормального психического развития ребенка, а также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни.

В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дети испытывают серьезные трудности в общении со сверстниками, это, как правило, выражается в неумении находить подход к партнеру по общению, поддерживать и развивать установленный контакт, согласовывать свои действия в процессе любой деятельности, адекватно реагировать и выражать свою симпатию к конкретному ребенку, отмечаются сложности в умении сопереживать в печали и радоваться успеху другого человека. [1]

Особенно это касается детей с ограниченными возможностями здоровья, так как из-за трудностей приобщения к общечеловеческим ценностям степень отчуждённости от мира здоровых людей у них достаточно велика. Поэтому наибольшая опасность для становления личности больного ребёнка кроется не в самой по себе биологической патологии, а в социально-психологической изоляции ребёнка. Для коррекционной школы, где весь учебно-воспитательный процесс направлен на коррекцию личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, роль общения воспитанников друг с другом и с окружающим миром трудно переоценить. Дети с психофизическим и умственным недоразвитием личности отличаются моторной неловкостью, эмоциональной незрелостью, значительно сниженной познавательной активностью, низкой способностью к подражательной деятельности.

Для устранения этой проблемы в коррекционной школе с ограниченными возможностями здоровья необходимо:

- развивать собственную активность детей, интерес к окружающему миру;

- формировать навыки адекватного поведения и общения;

- формировать навыки предметной деятельности, навыки самообслуживания;

- развивать эмоциональную сферу детей;

- развивать движения детей.

Накапливающиеся эмоциональные впечатления могут стимулировать у детей с ограниченными возможностями здоровья стремление к участию в творческих процессах деятельности. А творчество является благоприятной средой для развития потенциальных возможностей каждого человека. Творчество является фактором, который формирует личность в целом.

Каждый вид аномального развития имеет свои специфические особенности, однако для всех видов отклонений доминирующим является нарушение речевого общения, способности к приему и переработке информации. По этой причине дети с отклонениями в развитии испытывают большие трудности при обучении, в частности при изучении родного языка, чтении, выработке различных навыков и умений, что отражается на их интеллектуальном развитии и формировании коммуникативных качеств. У аномальных детей и подростков часто наблюдается как переоценка собственных сил и возможностей, так и их недооценка. По этой причине лица с отклонениями в развитии легко попадают под чужое влияние. Человек с отклонениями в развитии почти всегда в какой-то форме чувствует свое невыгодное положение, вытекающее из его дефекта, что усугубляет чувство его неполноценности. Ребятам сложно понимать обращённую речь, а, следовательно, и выполнять задания. Поэтому, основными задачами работы с такими детьми являются: развитие речи, общей координации движений, коммуникативных навыков и эмоциональной адекватности. Без этого невозможна социальная адаптация данной категории детей.

В нашей школе в систему работы по формированию навыков общения включены не только учебные занятия, на которых происходит активное овладение разговорной речью, создаются ситуации общения, знакомые детям по реальной жизни, но и активному общению дети учатся и во внеурочное время на специально организованных занятиях, на экскурсиях и прогулках.

Основными видами деятельности по удовлетворению потребности детей в общении и в самоутверждении являются: игровая, продуктивная (лепка, конструирование, рисование), учебная, спортивная, посильный бытовой труд и др. Включение детей в названные виды деятельности позволяет им изменить свой неблагоприятный статус и, тем самым, закрепить возникшее положительное состояние и новый тип поведения. При этом целесообразно выбирать наиболее эффективную с точки зрения воспитательных возможностей и возможностей ребенка с ограничениями жизнедеятельности форму ее организации. [2]

Общеизвестно, что ведущей деятельностью ребенка является игра. Любая игра, выполняя различные воспитательные функции, (развивающую, познавательную, развлекающую, диагностическую, корректирующую и др.) является одним из средств формирования навыков общения детей . Для любого ребенка игра является важнейшим, наиболее органичным видом деятельности. Играя, ребенок вступает в непосредственное взаимодействие с окружающим миром.

Постепенно совершенствуя игровые навыки, ребенок приобретает все более четкие представления о мире вещей и мире человеческих отношений. В процессе овладения игровыми ролями ребенок учится принимать и исполнять социальные роли. Открытость ребёнка собственным переживаниям развивает и обогащает его эмоциональную сферу. Ребёнку становятся понятными чувства других людей, у него формируется способность к коммуникации с окружающими. В игре ребенок учиться подчинять свое поведение правилам игры, познает правила общения с людьми, развивает свои умственные способности, познавательные интересы, приобретает навыки общения.

Игровая деятельность представляет собой естественный метод социально - психологической адаптации ребенка к окружающему миру.

Игра, как разновидность общения позволяет включать в процесс каждого ребенка с учетом его индивидуальных возможностей, и поэтому является одной из наиболее оптимальных форм коллективной деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья. Но при выборе того или иного вида игры необходимо учитывать, что у детей с серьёзными нарушениями двигательной функции игровая деятельность с игрушками и другими предметами затруднительна или невозможна. Педагогам и родителям также особенно важно осознать, какого рода игры, занятия и ситуации способны подтолкнуть ребёнка к общению и какой вклад в его речевое развитие вносит их собственная речь. [3]

Игровая деятельность обладает значительным коррекционно-развивающим потенциалом. В процессе игры решаются следующие задачи:

- развитие собственной активности детей, интереса к окружающему миру;

- развитие представлений об окружающем мире;

-развитию у детей с ограниченными возможностями здоровья чувства понимания себя и других, формированию потребности к общению;

- развитие эмоциональной сферы детей, способности к сопереживанию;

- формирование и развитие коммуникативных навыков, умения подчиняться правилам игры;

- развитие психических функций детей ;

- развитие двигательных навыков детей;

- развитие речи детей.

Детские игры чрезвычайно многообразны по содержанию, характеру, организации, поэтому точная классификация их затруднительна. Основу классификации игр, которая принята в педагогике, заложил П. Ф. Лесгафт. Он раскрыл воспитательное значение правил игры, создал систему подвижных игр, разработал их методику, показал психологическое отличие игр с правилами от имитационных.

В педагогике вопрос о классификации детских игр уточнен в трудах Н. К. Крупской. В своих статьях она выделяет игры, которые создаются самими детьми (свободные, самостоятельные, творческие), и организованные, с готовыми правилами. Впервые игры с правилами были созданы народной педагогикой. Об их ценности К. Д. Ушинский писал: «Придумать детскую игру есть, может быть, одна из труднейших задач взрослого человека... Обратить внимание на игры, разработать этот богатый источник, организовать их и создать из них превосходное и могущественное воспитательное средство - задача будущей педагогики». Игровая деятельность не только увлекательна, но и требует внимания, сообразительности, умственного и физического усилия ,формирование и развитие коммуникативных умений и навыков.. [4]

В современной педагогической литературе и в практике игр, которые создаются самими детьми, называются «творческими», или «сюжетно-ролевыми». Творческие игры различаются по содержанию (отражение быта, труда взрослых, событий общественной жизни); по организации, количеству участников (индивидуальные, групповые, коллективные); по виду (игры, сюжет которых придумывают сами дети, игры-драматизации - разыгрывание сказок и рассказов; строительные).

Так, для формирования навыков общения, выработки навыков взаимодействия со сверстниками полезными могут быть задания, требующие парного или группового выполнения. Групповая деятельность значительно расширяет деловое общение детей, увеличивает возможности для оказания взаимопомощи, развивает чувство доброжелательности.

Детям следует доверять и выполнение других важных дел: дежурство в классе, шефство над малышами, подведение итогов коллективных дел и многое другое. Причем подмечено, что успех такого подхода бывает более эффективным, если на начальном этапе учитывается желание ребенка взаимодействовать или находиться, вместе с каким-то определенным человеком.

В современной отечественной и зарубежной психологии развивается новое направление использования игры - игротерапия. Интуитивно и сознательно психологи и педагоги ориентируются при этом на специфику игры, ее коллективный характер, наличие обязательных для игроков норм и правил взаимоотношений и поведения, добровольность и равноправие при распределении ролей, разновозрастной состав группы, простоту и доступность оснащения, позволяющих быстро включить детей в игровое общение, варьировать условия, организовывать непосредственное наблюдение и ненавязчиво управлять действиями и поведением играющих. [5]

В своей педагогической деятельности я использую групповые игры, которые строятся на отношениях игрового партнёрства, при добровольном участии каждого ребенка в том, что принято всеми. Соперничество друг с другом недопустимо. Содержание и правила игр исключают поводы для конфликтов и взаимного отталкивания, способствуют освоению детьми таких навыков общения, как установление контакта друг с другом, умение взаимодействовать со сверстниками, уступать и сдерживать свои непосредственные побуждения, выбирать партнера по игре или совместной деятельности.

Одними из таких игр являются [6]:

Игра 1. Раздувайся, пузырь! (Освоение детьми навыков установления контакта со сверстниками, проявления взаимного внимания и уважения.)

Задачи игры: Научить ребенка последовательному выполнению двух ролей - приглашаемого и приглашающего, дать ему возможность почувствовать внимание других детей и самому проявить это внимание. Игра требует большой согласованности движений и внимания к партнеру.

Описание игры: Взрослый подходит к одному из детей и приглашает его поиграть. Взяв ребенка за руку, взрослый подходит с ним к следующему малышу и спрашивает, как его зовут. Повторяя имя ребенка, он предлагает и ему присоединиться и подать руку Машеньке. Втроем они идут приглашать следующего ребенка и т.д. Когда все дети будут приглашены, они вместе с взрослым берутся за руки, образуя круг. Все вместе становятся тесным кружком и начинают «раздувать пузырь», делая шаги назад. При этом произносятся следующие слова: «Раздувайся, пузырь, раздувайся большой, оставайся такой, да не лопайся!». Когда получится большой круг, взрослый входит в него и говорит: «Лопнул пузырь!» Все хлопают в ладоши, произносят «Хлоп» и сбегаются к центру. После этого игра начинается сначала.

Правила игры: Когда пузырь раздувается - двигаться назад и к концу текста взяться за руки. На слово «Хлоп» руки разнимаются, и все бегут к центру. Давать руку любому, кто оказался рядом.

Игра 2. Карусели. Развитие способности к согласованному взаимодействию, умения подчинять свои действия интересам группы.

Задача игры: Научить детей согласовывать свои движения друг с другом и с ритмом текста, что очень полезно для развития слухового внимания и управления своими движениями.

Описание игры: Эта игра также начинается с последовательного приглашения детьми друг друга в общую игру.

Когда все участники игры собираются в общую цепочку, она замыкается и образуется круг. «Сейчас мы будем кататься на карусели, - говорит взрослый.- Повторяйте слова за мной и двигайтесь дружно по кругу, чтобы карусель не сломалась». Держась за руки, дети вместе с воспитателем движутся по кругу и произносят следующие слова: «Еле-еле, еле-еле завертелись карусели. А потом, потом, потом всё бегом, бегом, бегом! Побежали, побежали, побежали! Тише, тише, не спешите, карусель остановите. Раз-два, раз-два (пауза). Вот и кончилась игра».

Движения: Сначала карусель медленно движется в правую сторону. Темп речи и движения постепенно ускоряются. На слова «побежали» карусель меняет направление движения. Темп движения постепенно замедляется, и на словах «раз-два» все останавливаются. Потом дети собираются в круг, и игра начинается сначала.

Правила игры: Крепко держать друг друга за руки, чтобы во время движения круг не обрывался. Поворачиваться лицом в сторону движения карусели. Подчиняться общему темпу движения и дружно хором произносить слова.

Игра 3. Куклы пляшут. Развитие у детей умения уступать друг другу, сдерживать свои непосредственные желания и побуждения.

Задача игры: Научить детей выполнять игровые действия по очереди, небольшими группами. Поведение детей в игре регулируется определенными требованиями. Игра организует поведение детей в совместной деятельности, учит пользоваться общими игрушками, передавать их друг другу.

Описание игры: Взрослый говорит детям: «Смотрите, какие куклы сегодня пришли поиграть с нами! Таким нарядным куклам, наверное, очень хочется поплясать, но сами они плясать не умеют. Ведь они совсем маленькие и привыкли, что их берут на руки и танцуют с ними». Показывает. Потом он предлагает нескольким детям выбрать кукол и потанцевать с ними (произвольно). «А теперь, - говорит взрослый,- подумайте, кому передать свою куклу». Игра продолжается до тех пор, пока все дети не попляшут с куклами.

Правила игры: В начале игры каждый выбирает себе куклу сам, ссориться из-за игрушек нельзя. Куклу можно передавать только тому, кто ещё не плясал.

Игра 4. По дорожке Валя шла. Овладение навыками выбора партнера по совместной деятельности, выражение симпатии и приязни к сверстнику.

Задача игры: Развивать у ребенка активное воображение. Центральным моментом игры является выбор партнера, который осуществляется ребенком самостоятельно и служит средством выражения своего предпочтения и симпатии к сверстнику.

Описание игры: Все дети ходят по кругу, а кто-нибудь один (Валя), кого заранее выбирает взрослый, находится в центре и выполняет движения, соответствующие следующим словам: «По дорожке Валя шла, Валя тапочки нашла». Дети, кружась за руки, идут по кругу вправо, а Валя, находясь внутри круга, - влево. «Валя тапки примеряла, чуть надела - захромала». (Валя изображает, что надевает тапочки, поднимая то одну, то другую ногу, а затем прыгает на одной ноге, будто хромает.) «Стала Валя выбирать, кому тапочки отдать. Коле тапки хороши, на, надень и попляши». (Хоровод останавливается, все смотрят на середину круга.) Валя и Коля пляшут в середине круга, и игра начинается сначала.

Правила игры: Выполнять движения в строгом соответствии с текстом. Выбирать тех детей, которые ещё не были в кругу и не плясали.

Все предложенные игры очень просты в применении, занимательны и интересны. Их можно проводить как в помещении, так и на улице. Не бойтесь экспериментировать и придумывать новые игры для детей.

Библиографический список:

[1] Шипицына, Л.М., Защиринская, О.В. Азбука общения. Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками / Л.М. Шипицына, О.В. Защиринская. - С-Пб., 2004.

[2] Самахова И.А. Возможности реабилитации детей с умственными и физическими ограничениями средствами образования. М., 2001.

[3] Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: ВЛАДОС, 2003.

[4] Воронова, В.Я.Творческие игры школьников / В.Я. Воронова. - М., 2001.

[5] Брунов Б.П. Игра как средство коррекции практической деятельности детей с нарушением интеллекта. Учебное пособие. Красноярск, 2003.

[6] Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения.-М. Изд.центр «Сфера», 2006.

Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. - М., 2002.

Лисина ММ. Общение детей с взрослыми и сверстниками: общее и различное // Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии. М., 2005.



© 2010-2022