Методическая разработка классного часа «Планета толерантности»

Методическая разработка классного часа о толерантности. 16 ноября Международный день толерантности. Не всем, может быть, знакомо это, и, на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несёт, очень важен для существования и развития человеческого общества. Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развит...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект классного часа "Планета Толерантности".

Цели:

-Познакомить учащихся с понятием "толерантность", выявить основные черты толерантности, сформировать правильное представление о толерантном и интолерантном поведении;

Задачи:

-Дать учащимся возможность оценить степень своей толерантности;

-Воспитывать чувства коллективизма, сплочённости; способствовать развитию уважительного отношения между учащимися.

-Воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов;

-Способствовать развитию у воспитанников самосознания, которое помогает ребятам увидеть себя и других такими, какие они есть на самом деле. Развивать у воспитанников терпимость к различиям между людьми.

Форма проведения: работа в группах.

Предварительная работа: учащимся заранее сообщается тема данного мероприятия, даётся специальное задание (в словарях найти определение слова толерантность; как слово толерантность определяется на разных языках земного шара).


ХОД КЛАССНОГО ЧАСА



-Здравствуйте ребята!

- Сегодня мы собрались, чтобы обсудить одну, очень важную, на мой взгляд, проблему.

Посмотрим видеоролик.

Не всем, может быть, знакомо слово Толерантность, и, на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несет, очень важен для существования и развития человеческого общества.

Мы живем в современном, развитом мире, с постоянно движущимся вперед прогрессом. Когда техника пришла на службу человеку. Казалось бы, жизнь должна стать размереннее, проще, спокойнее, добрее. Но все чаще и чаще мы слышим слова: агрессия, жестокость, насилие, непонимание.

Все чаще эти понятия применимы к современной молодежи. И самое страшное это происходит не где-то и не с кем-то, а рядом с нами и среди нас.

Все чаще и чаще мы слышим не совсем понятное для нас слово - толерантность и призыв быть «Толерантной личностью».

Что - же это за слово такое? Почему же наше общество нуждается именно в толерантной личности? Я думаю, ребята, что все уже поняли, о чем сегодня будет идти речь?

(ответы ребят)

-Вам было дано задание найти определение слову Толерантность. Посмотрим, что у нас получилось. Ребята, пожалуйста, озвучьте свои ответы свои определения.

(ответы ребят)

-Спасибо, ребята. А вы знаете, определение слова Толерантность на разных языках звучит по-разному.

Давайте познакомимся с этими определениями.

Ученики зачитывают определения.

Французский - отношение, при котором допускается, что другие могут действовать, думать иначе, нежели ты сам;

Испанский - способность признавать отличные от собственных идеи или мнения;

Английский - готовность быть терпимым, снисходительным;

Китайский - позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;

Арабский - прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;

Русский - способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо)

-Ребята, а какое определение ближе всего вам? Почему?

-Как вы думаете, что общего между этими определениями?

-А давайте посмотрим, можем ли мы себя назвать толерантной личностью?

Тест «Насколько вы толерантны?»

Проявлять толерантность - это значит понимать друг друга, относиться друг к другу терпимо, чтобы строить мирное будущее.

1. Вызывают ли у вас неприязнь люди, которые в общественных местах появляются в нетрезвом виде?

а) вам всегда были неприятны люди, которые не умеют себя контролировать;

б) если они не переступают допустимых границ, вас это вообще не интересует.

2. Вы встречаетесь с друзьями, и кто-то предлагает начать игру. Что вы предпочитаете?

а) чтобы участвовали только те, кто хорошо играет;

б) чтобы играли и те, кто еще не знает правил.

3. Ты противостоишь насилию…

а) насилием;

б) ты присоединяешься к другим людям, чтобы сказать нет.

4. Один товарищ тебя предал…

а) ты мстишь ему;

б) ты пытаешься объясниться с ним.

5. Видишь, когда сильный обижает слабого…

а) равнодушно проходишь мимо;

б) вмешиваешься.

6. Ты не согласен с кем-то…

а) ты не даешь ему говорить;

б) ты все-таки слушаешь его.

7. Учитель ждет ответа учащегося…

а) кричишь с места;

б) даешь возможность ответить другому.

8. Как ты реагируете на шутку, объектом которой становитесь?

а) тебе не нравятся ни сами шутки, ни шутники;

б) если даже шутка и будет тебе неприятна, то ты постараешься ответить в такой же шутливой манере.

Выбери тот ответ, который ты считаешь правильным, и сосчитай, сколько ответов под пунктом «б» получилось.


Ключ к тесту

Если у тебя одни «б»: Прекрасно! Ты проявляешь большую толерантность. Ты являешься толерантной личностью.

Если у тебя от 3 до 5 «б»: Да! Ты не очень толерантен. Ты слишком стремишься навязать свои идеи, но проявляешь любознательность, и у тебя хорошее воображение. Используй эти свои качества для борьбы с не толерантностью.

Если у тебя менее 3 «б»: Ай-ай-ай! Ты совсем не толерантен! Однако если бы ты был настроен более оптимистично, и тебе нравилось дискутировать, ты мог бы стать более счастливым! Давай, приложи еще немного усилий.

-Мы попытались выяснить, на сколько мы толерантны.

Давайте все вместе попробуем назвать черты толерантной личности и интолерантной личности. Я предлагаю вам выбирать определения и располагать их в той колонке, которой они, на ваш взгляд, принадлежат.

(работа ребят в группах)

Уважение мнения других

Доброжелательность

Желание что-нибудь делать вместе

Понимание и принятие

Чуткость

Снисходительность

Доверие

Гуманизм

Любознательность

Готовность прийти на помощь тем, кто в ней нуждается

Признание права каждого быть самим собой

Непонимание

Игнорирование

Эгоизм

Нетерпимость

Пренебрежение

Раздражительность

Равнодушие

Цинизм

Агрессивность

-Спасибо за работу!

(проанализировать таблицу)

Я, думаю, что теперь каждый из вас, глядя на эту табличку, сможет говорить о себе, как о толерантной личности.

Давайте посмотрим небольшие сюжеты. Какие черты толерантности здесь проявляются?

- Прощение

-милосердие (слепой)

(ответы ребят)

Конечно - же, все мы разные, но все мы имеем право на свою индивидуальность. На принятие, понимание, уважение нас такими, какие мы есть.

Очень часто в жизни встречаются конфликтные ситуации и не каждый из нас умеет выходить из этих ситуаций достойно.

Упражнение. Как быть толерантным в конфликтной ситуации?

Цель: обучить конструктивным способам выхода из конфликтной ситуации.

Процедура проведения: перед упражнением ведущий знакомит участников с правилами выхода из конфликтной ситуации (можно каждому раздать отпечатанные листы).

Правило 1. Контролируйте собственные эмоции, которые мешают оценивать происходящее.

Правило 2. Проанализируйте подлинные причины конфликта, иногда они бывают скрыты под мнимыми.

Правило 3. Стремитесь сузить область противоречий до минимума.

Правило 4. Не увлекайтесь самозащитой, это мешает вовремя заметить изменения в обстановке и поведении противника в споре.

Правило 5. Переформулируйте аргументы оппонента, переведите их на понятный вам язык, выделяя главное.

Правило 6. Проявляйте достаточную активность, сохраняя при этом спокойный эмоциональный тон общения.

Участники объединяются в пары: один выступает в роли обиженного, другой - в роли обидчика. Участники разыгрывают предложенные ситуации. Используя предложенные правила, обиженный пытается достойно выйти из ситуации.

Примеры ситуаций для разыгрывания

1. Мама отчитала сына при друзьях за то, что он не вымыл посуду. Как ему поступить?

2. Вы поделились секретом со своим лучшим другом, а позже узнали, что он рассказал обо всем знакомым. Как вы себя поведете?

3. Вас несправедливо наказал учитель и вызывает родителей в техникум. Какой будет ваша реакция?

Образец. Ситуация 1

1 - Начните разговор с конкретного описания ситуации, которая вас не устраивает: «Когда мама накричала на меня при друзьях...»

2. Выразите чувства, возникшие в связи с этой ситуацией и поведением человека по отношению к вам: «...я почувствовал себя неудобно».

3. Скажите человеку, как бы вам хотелось, чтобы он поступил. Предложите ему другой вариант поведения, устраивающий вас: «Пожалуйста, в следующий раз не высказывай свои замечания в присутствии моих друзей...»

4. Скажите, как вы себя поведете, если человек изменит свое поведение: «.. .тогда я буду прислушиваться к твоим замечаниям».

В процессе обсуждения участники группы высказывают свое мнение о том, чей выход из ситуации оказался наиболее удачным. Группа приходит к выводу, что культура поведения в споре предполагает необходимость внимательно выслушивать другую сторону, с уважением относиться к иной точке зрения.

-Сегодня мы не сможем с вами решить какие - то глобальные проблемы, но мы сможем попытаться превратить нашу группу, пусть в небольшую, но все же «Планету толерантности»

Ребята, давайте вместе попытаемся определить, а какими качествами должна обладать «Толерантная группа»

читаем высказывание и выбираем те качества, которые присущи для толерантной группы

Умение внимательно слушать и слышать

Стремление разобраться, расспрашивание

Совет, предложение

Похвала, согласие

Подбадривание

Благожелательность

Утешение

Уважение

Поддержка

Перебивание, неумение слушать

Игнорирование

Отстранение

Обзывание

Обвинение, упрек

Осуждение, критика

Чтение нотаций

Угрозы

Приказ, указание

Ну вот, мы и выяснили, какими качествами должна обладать Толерантная группа.

-Что ж, ребята, мы смогли сегодня определить кто такой толерантный человек, какими чертами обладает толерантная группа. Как вы думаете, если мы постараемся сделать его нормой нашей жизни, сможем ли мы почувствовать себя более счастливыми, успешными.

(ответы учащихся)

-А если мы с вами будем счастливы, то нам обязательно захочется сделать счастливым еще кого-то. И я очень надеюсь, что наш класс, наша школа с гордостью сможет говорить о себе «МЫ - ПЛАНЕТА ТОЛЕРАНТНОСТИ»

-Нам осталось еще раз вернуться к понятию «Толерантность» Что же это такое?

Давайте вырастим цветок Толерантности

(выкладывают цветок)

ТОЛЕРАНТНОСТЬ

СОСТРАДАНИЕ

ПРОЩЕНИЕ

СОТРУДНИЧЕСТВО

УВАЖЕНИЕ

ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО

ДОСТОИНСТВА

МИЛОСЕРДИЕ

УВАЖЕНИЕ

ПРАВ

ДРУГИХ

ПРИНЯТИЕ

ДРУГОГО

ТАКИМ, КАКОЙ ОН ЕСТЬ

УВАЖЕНИЕ

ПРАВ ДРУГИХ

Видеоролик

© 2010-2022