Презентация и конспект по теме Коллективное творческое дело как один из способов формирования личности. 01. 11. 2011

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальные педагогические чтения

«Воспитательная система общеобразовательного учреждения»

Дата: 01.11.2011 г.

Докладчик: Соломеина Л.В., МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3» п. Двуреченск Сысертского района Свердловской области



Коллективное творческое дело как один из способов формирования личности (слайд 1)

«Духовный мир коллектива и духовный мир личности формируется благодаря взаимному влиянию. Человек многое черпает в коллективе, но и коллектива нет, если нет многогранного, духовно богатого мира составляющих его людей».

В. А. Сухомлинский (слайд 2)

В настоящее время в социально-педагогической теории и практике уделяется большое внимание применению активных форм обучения и воспитания, поскольку эти формы способствуют формированию активной жизненной позиции и воспитанию личности. (слайд 3)

Интерес к этой проблеме объясняется ещё и тем, что в наше сложное время кризисов и перемен человеку необходимо научиться быть готовым к любым трудностям, уметь преодолевать их, а также быть способным принимать решения и совершать поступки, то есть проявлять лидерские качества. (слайд 4)

Современные дети способны проявить инициативу, активность, творчество, активно участвовать в общественной жизни, самостоятельно принимать решения в различных ситуациях. Через коллективную творческую деятельность происходит развитие коллективистских основ жизни, самостоятельности, инициативы ребят, самоуправления, активного гражданского отношения к другим людям, миру. (слайд 5)

Одним из эффективных средств развития детского коллектива в школе является коллективная творческая деятельность. Наиболее подробно методика ее организации разработана И. П. Ивановым и его последователями, выдвинувшими идею «Педагогики общей заботы». (слайд 6)

Методика коллективного творческого дела - это форма воспитательной работы, представляющая социальное творчество, самостроительство личности в процессе коллективной практической деятельности на пользу людям. Она опирается на потребности школьника в самоутверждении, самовыражении, общении. Коллективное творческое дело является способом организации яркой, наполненной трудом и игрой, совместным творчеством и личной радостью жизни. В процессе коллективного творческого дела ребята приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового. Таким образом, идут два важных процесса одновременно - формирование и сплочение классного коллектива, и формирование личности школьника, развитие тех или иных качеств личности. (слайд 7)

С 1993 года я была классным руководителем. (слайд 8)

В данный момент являюсь классным руководителем 9б класса. (слайд 9) Моя педагогическая философия основывается на принципах формирования у учащихся системы ценностей, гуманизации процессов обучения и воспитания, (слайд 10) где ученик рассматривается как личность с природными потребностями саморазвития. (слайд 11) С 2000 по 2007 годы мною была разработана система воспитательной работы с классным коллективом, которую реализую в настоящее время. (слайд 12) Темы воспитательной работы: в 5 классе «Познай себя» - самопознание; 6 класс «Воспитай себя» - самовоспитание; 7 класс «Учи себя» - самообучение; 8 класс «Утверждай себя» - самоутверждение; 9 класс «Найди себя» - самоопределение; 10 класс - саморегуляция; 11 класс - самореализация. (слайд 13)

В процессе формирования системы ценностей, были разработаны принципы жизнедеятельности классного коллектива:

Познай себя - это интересно!

Сотвори себя - это необходимо!

Утверди себя - это возможно!

Прояви себя - это реально! (слайд 14)

Главным системообразующим фактором служит коллективная деятельность, которая в большинстве случаев носит личностно-ориентированный и творческий характер. (слайд 15)

Реализация программы воспитания осуществляется одновременно по всем направлениям во всех возрастных группах с учетом их особенностей и оказывает воспитательное воздействие, как на весь коллектив учащихся, так и на отдельно взятую личность ребенка.

Работа каждой ступени строится по 6 направлениям:

1. ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ (слайд 16)

  • У учащихся формируется культура сохранения и совершенствования

собственного здоровья (выполнение режима дня, правильное питание,

регулярные занятия спортом);

  • воспитается уважение к людям, занимающимся спортом, стремящимся к здоровому образу жизни; (слайд 17)

  • развиваются духовные и физические возможности личности, формируются прочные основы здорового образа жизни. (слайд 18)

2. ИНТЕЛЛЕКТ (познавательная деятельность) и ОБЩЕНИЕ (самопознание, самовоспитание) (слайд 19)

  • Определяется круг реальных учебных возможностей ученика, его ближайшая зона развития;

  • создаются условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии, формируя мотивацию учения;

  • формируется культура интеллектуального развития и совершенствования;

  • воспитывается уважительное отношение к одноклассникам, достигшим высоких учебных результатов собственным трудом;

  • выявляются и развиваются индивидуальные творческие задатки и способности детей. (слайд 20)

  • у учащихся формируется культура общения в системе «учитель-ученик», «ученик-ученик», «взрослый-ребёнок»;

  • учащиеся знакомятся с традициями и обычаями общения различных поколений;

  • формируется способность интересов учащихся, способность к саморазвитию и самовыражению.

3. НРАВСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОЕ и ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЕ воспитание(слайд 21)

  • Научить любить людей и жизнь, приобщая к духовным национальным общечеловеческим ценностям, воспитание личности с богатым духовным, социально-нравственным потенциалом, способной воспринимать и развивать национальные общечеловеческие достижения во всех сферах жизни;

  • возможность создания условия для оказания шефской помощи больным, ветеранам, престарелым людям. (слайд 22)

  • создаются условия для формирования у учащихся основ правовой культуры; (слайд 23)

  • школьники учатся решать задачи правового воспитания, связанные с проблемой морального саморазвития и самосовершенствования.

4. ДОСУГ (слайд 24)

  • Создаются условия для равного проявления учащимися своей индивидуальности во внеурочной деятельности;

  • используются нестандартные творческие активные формы внеклассной

деятельности с учётом возрастных особенностей учащихся;

  • изучаются индивидуальные интересы и потребности учащихся во внеурочной деятельности;

  • демонстрируются достижения, результаты, способности учащихся в досуговой деятельности родителям и сверстникам.

5. СЕМЬЯ (слайд 25)

  • Планируются, организуются и совместно проводятся мероприятия для детей и родителей;

  • организуются психолого-педагогические просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций и бесед;

  • создаются условия для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса - педагогов, детей и родителей.

6. ТРУД (слайд 26)

  • Прививаются практические навыки трудовой деятельности через дежурство по классу, школе, работу в летнем трудовом отряде, участие в акциях «Чистый посёлок»; (слайд 27)

  • Формируется уважительное отношение к людям любых профессий.

Таким образом, программа представляет собой организацию опыта самостоятельной и творческой деятельности учащихся, сопровождаемой удовлетворением разнообразных потребностей самосовершенствования. (слайд 28)

А закончить своё выступление мне хотелось бы Золотыми правилами педагога: (слайд 29)

Любить детей, не сравнивать с другими,
Встречать улыбкой, добрым словом каждый раз.
Поддерживать и понимать, быть справедливым,
Учить быть добрым, честным, помнить, что сейчас,
Зависит лишь от нас, кем может стать ребёнок,
Какое будущее ожидает нас.

Пусть эти правила станут золотыми,

Не только для меня, но и для вас.

Литература

  1. organizator16.ucoz.ru/load/metodichka/ktd_kollektivnye_tvorcheskie_dela/4-1-0-65 КТД - КОЛЛЕКТИВНЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ ДЕЛА

  2. kommunarstvo.ru/index.html?/biblioteka/bibivaktd.html

  3. pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,159228/

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3» п. Двуреченск. Соломеина Лилия Владимировна

5Презентация и конспект по теме Коллективное творческое дело как один из способов формирования личности. 01.11.2011

© 2010-2022