Методические рекомендации классному руководителю по проведению диагностики в классе

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:






Методические рекомендации

классному руководителю

по проведению диагностики в классе














Изучение личности и коллектива школьников - важный аспект деятельности классного руководителя. Успех воспитательной деятельности зависит от знания классным руководителем личностных особенностей, лидерских качеств, интересов, ценностей, потребностей школьников, их состояния здоровья, взаимоотношений в учебной группе, микроклимата в семье, ближайшего окружения вне стен учебного заведения

В соответствии с современными принципами организации воспитательного процесса классному руководителю при содействии педагога-психолога рекомендуется использовать в диагностических исследованиях:

  • анкеты, опросники;

  • тесты традиционные, проективные (ситуации, незаконченное предложение, альтернативный тезис, недописанный тезис) и графические (рисунки, шкалы, графики);

  • наблюдение и взаимооценивание школьников в ходе разнообразной деятельности (учебно-познавательной, трудовой, спортивной, творческой);

  • коллективные и индивидуальные беседы со школьниками, родителями, педагогами.

Целесообразно проведение классным руководителем (при поддержке педагога-психолога) тренингов по формированию у школьников позитивного отношения к себе и коллективу, выявление для учащегося динамики его личностного роста посредством сравнения "Я"-сегодняшнего с "Я"-вчерашним, проектирование ближайшего саморазвития.

Диагностическая работа со школьниками предполагает психолого-педагогический анализ изменения уровня воспитанности за истекший учебный год.

Изучение личности и коллектива школников должно быть ориентировано на решение актуальных педагогических задач и органически связано с учебно-воспитательным процессом. Целесообразно использовать следующие принципы изучения:

  • систематичность и последовательность - изучение проводится не от случая к случаю, а в определенной системе в соответствии с задачами воспитательной работы;

  • планомерность - методы и способы изучения избираются в соответствии с содержанием и применяются в определенные сроки;

  • научность - используются известные методики, гарантирующие достоверность изучения при содействии компетентного специалиста;

  • разносторонний подход - важно проводить комплексное изучение, уделяя внимание различным видам деятельности и личности, и коллектива;

  • оптимистический подход - необходимо выявить положительные качества личности, что позволит в дальнейшем с опорой на них осуществлять эффективное воспитательное воздействие;

  • педагогический такт - любые методы сбора информации должны проводиться с соблюдением уважения к личности;

  • конфиденциальность - любое исследование должно проводиться с согласия студента, результаты анализа не подлежат разглашению без его разрешения.

Подведение классным руководителем итогов диагностических исследований предполагает поиск ответов на следующие вопросы:

  1. Каковы интересы, потребности, мотивы деятельности школьников, их отношение к обучению?

  2. Что искажено в духовном мире воспитанника и под влиянием каких ведущих причин?

  3. Каким (не)благоприятным условиям и влияниям подвержен обучаемый в данный момент?

  4. Какие педагогические ошибки недопустимы по отношению к данному школьнику? Как исправить те, которые уже допущены?

На анализе полученных результатов диагностики классный руководитель определяет стратегии воспитания. Учет полученной информации позволяет классному руководителю поставить адекватную для данной группы воспитательную цель и задачи, определить ориентиры в развитии личности школников, а также спроектировать оптимальную систему воспитательных взаимодействий с учетом специфики класса (общего уровня развития школьников, влияния на них социокультурной среды вне учебного заведения, содержания личностных отношений и потребностей, способностей, возможностей, особенностей характера воспитанников).


© 2010-2022