Рабочая программа кружка Учимся проектировать

Раздел Классному руководителю
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Новоярковская средняя общеобразовательная школа

Барабинского района Новосибирской области


Утверждаю:

Приказ № ___ от _________

Директор школы: Герман А.В.




Рабочая программа

кружка

«Учимся проектировать»

2 класс


Учитель: Сартакова Надежда Владимировна






2014-2015 учебный год


Пояснительная записка


Кружок «Учимся проектировать» разработан на основе учебно-методического комплекса «Школа России», реализующего Федеральный государственный стандарт начального общего образования. Данная программа рассчитана на 34 часа, 1 занятие в неделю.

Задача каждого педагога в работе со школьниками младшего возраста - помогать детям проявлять и развивать их личную заинтересованность в приобретении знаний. Для этого эффективно использовать метод проектов, в основе которого лежит развитие исследовательских навыков.

Исследовательская деятельность младших школьников - это творческая деятельность, направленная на постижение окружающего мира, открытие детьми новых для них знаний и способов деятельности. Реализация программы способствует развитию ценностного, интеллектуального и творческого потенциала младших школьников, является средством их активизации, формирования интереса к изучаемому материалу, позволяет формировать предметные и общие умения.

В своей работе я буду исходить из следующих определений:

ПРОЕКТ - завершенная творческая работа, соответствующая уровню подготовки и возрастным особенностям исполнителей (И.В. Ярошинский, из опыта работы английских школ).

ПРОЕКТИРОВАНИЕ - ограниченное во времени, целенаправленное изменение отдельной системы с установленными требованиями к качеству результатов, возможными расходами и специфической организацией.


Общие цели исследовательской деятельности:

  • развитие исследовательских и коммуникативных умений, навыков сотрудничества;

  • развитие умений работать с информацией, формулировать проблемы и находить пути их решения;

  • развитие критического мышления;

  • воспитание детей, способных быть самостоятельными в мышлении и действиях.

Цели:


  • активизация творческого потенциала учащихся;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  • использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.

  • развитие мотивации к процессу получения знаний;

  • развитие творческого, критического мышления, расширения кругозора учащихся;

  • развитие умений, способствующих саморазвитию учащихся: самовыражения, самопрезентации и рефлексии;

  • воспитание целеустремленности, самостоятельности, инициативности, творческого отношения к делу.


Группы умений, которые формируют занятия «Учимся проектировать»:


  • исследовательские (генерировать идеи, выбирать лучшее решение);

  • социального воздействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять ее в нужное русло);

  • оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);

  • информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений недостает);

  • презентационные (выступать перед аудиторией; отвечать на незапланированные вопросы; использовать различные средства наглядности; демонстрировать артистические возможности);

  • рефлексивные (отвечать на вопросы: "чему я научился?", "чему мне необходимо научиться?"; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле);

  • менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность, время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).

Принципы отбора содержания.

  • Личностно-ориентированный подход (обращение к субъектному опыту обучающихся, т.е. опыту собственной жизнедеятельности; признание самостоятельности и уникальности каждого ученика).

  • Природосообразности (учитывается возраст обучающегося, уровень его интеллектуальной подготовки, предполагающий выполнение заданий различной степени сложности).

  • Культуросообразности (приобщение учащихся к современной мировой культуре и их ориентация на общечеловеческие культурные ценности).

  • Свобода выбора решений и самостоятельность в их реализации.

  • Систематичность, последовательность, наглядность обучения.

Практическая значимость.

Проектная деятельность - это один из методов обучения, в ходе которого у учащихся:

  • расширяется кругозор в предметных областях;

  • повышается способность к саморазвитию, к самоанализу, самоорганизации;

  • происходит непроизвольное запоминание учебного материала;

  • наилучшим образом развиваются творческие способности;

  • развивается речь и умение выступать перед аудиторией.



Этапы выполнения проектов


Этапы

Решаемые задачи

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Подготовка

Определение темы, целей и содержание проекта

Уточнения информации, обсуждение задания

Объяснение цели проектов. Мотивов деятельности

Планирование

Анализ проблемы, определение источников информации, постановка задач, выбор критериев оценки результатов, распределение ролей

Выработка плана действий, формулировка задач, уточнение источников информации

Предложение варианта идей, высказывание пожеланий, наблюдения

Принятие решения

Сбор, уточнение информации, обсуждение альтернатив (мозговой штурм), выбор оптимального варианта

Работа с информацией, анализ и синтез идей, выполнение исследования

Наблюдение, консультирование

Выполнение

Выполнение проекта

Работа над проектом и его оформление

Наблюдение, консультирование

Оценка результатов

Оценка выполнения: поставленных целей, достигнутых результатов, анализ причин недостатков.

Обсуждение, формулирование выводов

Наблюдение, консультирование

Защита проектов

Раскрытие содержания и результатов проекта; работа оппонентов

Подготовка доклада, коллективная защита проекта, участие в работе оппонентов

Участие в представлении и оценке проекта


Проектная деятельность подразумевает у каждого проекта свои функции.



Функции учителя: Функции ученика:


  • специалист, -актуализирует свои знания,

  • консультант, -применяет знания в знакомых и незнакомых ситуациях

  • руководитель, -использует и закрепляет сформированные умения,

  • человек, задающий вопросы, -приобретает опыт проектного подхода.

  • координатор,

  • эксперт.






Ожидаемые результаты:

ЛИЧНОСТНЫЕ:


  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии;

  • формирование уважительного отношения к иному мнению;

  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности;

  • формирование эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:


  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной заждачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  • формирование умения принимать причины успеха/неуспеха деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха;

  • активное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

  • использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  • определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать свое поведение и поведение окружающих; готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.








Тематическое планирование


Тема проекта

Кол-во часов

Краткое содержание

Дата

1

Осенние листья

1

Работа в группах с природным материалом. Составление картины из листьев. Оценивание и защита работы.

2

Почему мне интересно ходить в библиотеку?

1

Работа в тетрадях по литературному чтению. Экскурсия в библиотеку. Написание сочинений по теме занятия.

3

Родное село

1

Составление плана выступления о селе. Оформление плаката «Родное село» (коллективная работа).

4

Праздничный стол

1

Рассмотреть фотографии изделий из пластилина. Работа по группам. Составление композиции.

5-6

Узоры и орнаменты на посуде

2

Рассмотреть узоры на посуде дома. Создать альбом «Узоры и орнамент на посуде». Работа в группах. Защита проекта.

7

Мое имя

1

Сбор информации об именах. Работа с интернетом. Оформление работы и защита.

8

Деревенский двор

1

Вопросы юного технолога. Работа по плану. Работа по шаблонам. Работа в группах.

9

Разделяй и властвуй!

1

Учимся распределять обязанности в паре.

10

Толковый словарь

1

Работа с толковым словарем Ожегова С. И.

11

Убранство избы

1

Знакомство с планом. Экскурсия в школьный музей. Работа в группах.

12-13

Красная книга, или возьмем под защиту

2

Экскурсия в библиотеку. Знакомство с Красной книгой Новосибирской области. Составление в парах своих красных книг.

14

Оригами

1

Уточнение понятия «оригами». Составление плана работы. Работа в парах. Защита работ.

15

Детский журнал

1

Работа в тетрадях по литературному чтению. Каждой группе создать свой детский журнал.

16-17

Безопасная дорога детства

2

Знакомство с правилами дорожного движения. Составление плана работы. Изготовление макета. Защита проекта.

18

Профессии

1

Уточнение понятия «профессии». Беседа о профессиях. Оформить альбом «Профессии моих родителей»

19

Словарь синонимов

1

Работа со словарем синонимов.

20

Словарь антонимов

1

Работа со словарем антонимов.

21-22

Родословная

2

Знакомство с понятием «родословная». Рассказ о своей семье. Составление своей родословной.

23

Пишем письмо

1

Учимся писать письма. Написать своему соседу по парте письмо. Защита работ.

24

Орфоэпический словарь

1

Работа со словарем.

25-26

Рифма

2

Уточнения понятия «рифма». Учимся рифмовать.

27-28

Ремесла русского народа

2

Изучение и анализ литературы. Поиск информации в интернете, в сельской и школьной библиотеках. Наблюдение, сравнение. Исследовательская беседа.

29

В словари - за частями речи!

1

Работа в тетрадях по русскому языку.

30

Аквариум

1

Уточнение понятия «аквариум». Работа с презентацией. Коллективная работа.

31

Города России

1

Работа с фотографиями. Составление альбома по теме. Работа в группах.

32

Мой любимый писатель сказочник

1

Экскурсия в библиотеку. Работа в тетрадях по литературному чтению.

33

День Победы - 9 мая!

1

Экскурсия к монументу славы.

34

Страны мира

1

Работа с географической картой. Составление географического атласа.

Материально - техническое обеспечение


Наименование объектов и средств материально - технического обеспечения

Количество

Печатные пособия


Детские книги

Детские журналы

Д

Д

Технические средства обучения


Классная доска

Магнитофон

Компьютер

Фотокамера

Д

Д

Д

Д

Экранно-звуковые пособия


Цифровые фотографии

Д

Материалы и инструменты


Цветные карандаши

Фломастеры

Краски (акварель, гуашь)

Цветная бумага

Цветной картон

Белая бумага А4

Пластилин

Ножницы

Клей и т.д.

К

К

К

К

К

К

К

К

К

Оборудование класса


Ученические столы с комплектом стульев

Стол учительский

Шкафы для хранения дидактичесикх материалов

К



Литература


  • Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык.

  • Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. И др. Литературное чтение.

  • Моро М.И. И др. Математика.

  • Плешаков А.А. Окружающий мир.

  • Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы. М.: «Просвещение», 2011.

  • Ступницкая М.А. Что такое учебный прект?, М.: «Первое сентября», 2010.



© 2010-2022