«Роль классного руководителя в духовно-нравственном воспитании личности»

Перед ОУ стоит очень сложная задача – духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения. И, на мой взгляд, большая работа в этом направлении ложится на плечи классных руководителей. Я являюсь классным руководителем в группе № 9,у меня группа мальчиков -строители. Моя система нравственного воспитания включает в себя: - Во-первых, понимать и учитывать в работе все источники нравственного опыта воспитанников. Такими источниками являются: деятельность (учебная, общественно полезная), отношения между ребятами в коллективе, отношения их с педагогами и родителями. - Во-вторых, правильное соотношение форм деятельности и просвещения на разных возрастных этапах их обучения в ОУ. - В-третьих, включение нравственных критериев в оценку всех без исключения видов деятельности и проявлений личности ребят, ежедневно заостряя на этом внимание.   Следует понимать, что ни педагог, ни родители воспитывают ребенка, а ребенок адаптируется к их поведению и к жизненным ситуациям, из которых складывается его жизненный путь. Поэтому для результата подростку важны не только воспитательные беседы, а культурное взаимодействие как совместное практическое освоение культурных норм и образцов общения и поведения, что достигается через привлечение студентов в досуговую  деятельность ОУ.
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Автономное учреждение среднего профессионального образования

«Шумерлинский политехнический техникум»

Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики





Доклад на заседании ЦМК

классных руководителей



Тема: «Роль классного руководителя
в духовно-нравственном воспитании личности»









Шумерля - 2014г

Как известно, главные задачи современного образования - это раскрытие способностей каждого обучающегося, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Образование должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.

Однако никакие высокие технологии не помогут человеку стать порядочным, патриотом своей Родины. Человек не сможет достигать серьёзных целей, умело реагировать на жизненные ситуации, если в нём не будет заложен нравственный стержень.

Перед ОУ стоит очень сложная задача - духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения. И, на мой взгляд, большая работа в этом направлении ложится на плечи классных руководителей. Я являюсь классным руководителем в группе № 9,у меня группа мальчиков -строители.

В настоящее время подрастающее поколение часто обвиняют в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы нравственного воспитания связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:

  1. Наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

  2. В современном мире человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства подростка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.

  3. Само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.

  4. Вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют ребенка о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

В настоящее время в нашем ОУ нравственному воспитанию уделяется большое внимание, однако конечный результат работы не всегда удовлетворителен. Одной из причин является отсутствие чёткой системы в воспитательной работе родителей и классных руководителей.

Моя система нравственного воспитания включает в себя:

- Во-первых, понимать и учитывать в работе все источники нравственного опыта воспитанников. Такими источниками являются: деятельность (учебная, общественно полезная), отношения между ребятами в коллективе, отношения их с педагогами и родителями.

- Во-вторых, правильное соотношение форм деятельности и просвещения на разных возрастных этапах их обучения в ОУ.

- В-третьих, включение нравственных критериев в оценку всех без исключения видов деятельности и проявлений личности ребят, ежедневно заостряя на этом внимание.

Следует понимать, что ни педагог, ни родители воспитывают ребенка, а ребенок адаптируется к их поведению и к жизненным ситуациям, из которых складывается его жизненный путь. Поэтому для результата подростку важны не только воспитательные беседы, а культурное взаимодействие как совместное практическое освоение культурных норм и образцов общения и поведения, что достигается через привлечение студентов в досуговую деятельность ОУ.

Время поставило педагогический коллектив перед необходимостью скорректировать, а где-то пересмотреть свои педагогические позиции, внести изменения в содержание и формы работы с детьми в связи с обострением духовно - нравственной атмосферы в обществе. Мы стараемся сохранить в техникуме то хорошее в воспитательной деятельности, что было создано за многие годы. Процесс духовно-нравственного воспитания в техникуме характеризуется многоплановостью и разнообразием средств педагогического воздействия на студентов. Ежегодное участие в мини-проектах к праздничным событиям, юбилейным датам ,участие в различных акциях, конкурсах ,в месячнике оборонно-массовой и спортивной работы и многое другое, что способствует становлению духовно-нравственному воспитанию личности.

Наиболее распространённой формой этой организации является классный час, на котором я обычно провожу беседы о трудолюбии, бережливости, товариществе, дружбе, справедливости, доброте и отзывчивости, непримиримости к равнодушию, скромности и др. Кроме того, в воспитательной деятельности классного руководителя большое
место занимают этические беседы. Они имеют целью обогатить моральными представлениями и понятиями, связанными с положительными поступками и действиями, ознакомить с правилами поведения. В процессе бесед вырабатывается оценочное отношение учащихся к своему поведению и поведению других людей. На классных часах гражданско-патриотической направленности («Мы помним», «День Победы, как он был от нас далек» прежде всего важно продолжить формировать у ребят идею Родины, помочь им понять, что есть в их жизни нечто священное, ни с чем не сопоставимое - Родина. Причём знание о Родине - это не просто сведения, которые надо запомнить, но истины, которые должны затрагивать личную жизнь обучающихся.

Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие,(«Люди, берегите друг друга», «И снова о толерантности») честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром.

На первом курсе классный руководитель работает над систематическим изучением учебного коллектива и каждого ребёнка в отдельности для построения системной работы. У каждого классного руководителя имеется социальный паспорт группы, проводятся диагностики, анкетирования обучающихся, что позволяет педагогам скорректировать свою работу в направлении духовно - нравственного воспитания. Большая работа педагогами проводится в этом направлении и с родителями обучающихся: родительские собрания, привлечение родителей к внеклассной и воспитательной работе и т.д.

Сегодня на первое место встаёт вопрос и в гуманизации воспитательного процесса. Конечной целью гуманистического воспитания является сформированная у человека потребность и способность к самовоспитанию и саморазвитию. Человек, способный ко всему этому, в идеале должен обладать следующими качествами: это свободная, гуманная, духовная, творческая и практическая личность.

Чтобы воспитать такую личность, следует соблюдать основные принципы, идеи гуманистического воспитания и мы стараемся соблюдать эти принципы:

  1. Личностный подход - признание личности ребёнка высшей социальной ценностью, принятие его таким, каким он есть, отсутствие попытки переделать его, умение влиять на его развитие, опираясь на совокупность знаний о человеке вообще и о данном человеке в частности.

  2. Гуманизация межличностных отношений предполагает отношение к обучающемуся, терпимое отношение к его мнению, доброту и понимание. Авторитарность, грубость, насилие над ним губят воспитательный процесс и ученика как личность. Опора на чувство ребёнка, а не только на его сознание и поведение..

  3. Деятельный подход в воспитании: ребёнок не готовится к будущей жизни - он уже живёт реальной, сегодняшней жизнью. И ему нужна интересная, отвечающая его способностям и особенностям деятельность: здоровая, трудовая, благотворительная, творческая, досуговая.

  4. Средовый подход - обазовательное учреждение не может оградить обучающихся от негативных влияний среды, но в состоянии включить в деятельность детей заботы и проблемы социума, ближайшего окружения. В этом смысле семья займёт особое место и требует особого внимания.

  5. Дифференциация воспитания предполагает отбор содержания, форм и методов воспитания, учёт специфических позиций ребят и взрослых в воспитательном процессе, учёт их этнических, религиозных, исторических, культурологических условий, признание уникальной неповторимости участников воспитательного процесса.

  6. Целостный подход: воспитание и обучение являются равноправными и взаимодействующими компонентами.

  7. Комплексный подход предполагает воспитание и развитие каких - либо качеств ребенка в комплексе, а не по очереди. Нужно так организовать деятельность учащегося, чтобы в ней человек раскрывался с разных сторон и развивал все свои личностные качества.

Большую помощь в духовно-нравственном воспитании обучающихся оказывает участие в общих мероприятиях. Их подготовка и проведение требует большого труда и затраты времени. Участие в различных конкурсах, презентациях делает детей более раскованными и культурными в общении. Многие раскрывают в себе дремавшие таланты как артиста, чтеца, рассказчика и другие. В это время формируются нормы и правила поведения, обогащаются нравственные представления и понятия. Но в группе ,где одни мальчики не все с желанием принимают участие в мероприятиях, причина и в адаптация на начальном этапе, стеснительность, не умение себя подать, но весомым плюсом в таких группах- это спортивные мероприятия, здесь всегда массовое участие ребят.

Чтобы оградить детей от пагубных развлечений и открыть мир, наполненный светлой радостью, ежегодно в ОУ проводятся различные внеклассные мероприятия, направленные на формирование нравственных, эстетических, патриотических качеств, на развитие творческих способностей: День Знаний, День Матери, День Учителя, Новый год, Мы за здоровый образ жизни, День Победы, Международный день 8 марта, а в этом году- мероприятие к году Культуры.

Подготовка к этим мероприятиям становится педагогически необходимым совместным делом, в котором принимают участие ребята, педагоги. И таким образом, праздники являются своего рода кульминационными моментами студенческой жизни, которых все очень ждут и радуются их наступлению.

Во время подготовки к празднику, когда начинаются репетиции, ребята неосознанно перемещаются в ту среду, которая становится для них органичной, естественной.

Педагогика праздника - это совершенная форма образования, которая содержит обязательные представления о высших ценностях, о смысле бытия, о духе, об исторической роли своего народа. Благодаря использованию приемов театрализации, ребята начинают лучше понимать заложенный в текстах смысл, осознавать и воспроизводить психологическое состояние и действия персонажей. И сами становятся духовно чище и морально выше.

Однако не только эти мероприятия способствуют формированию духовно-нравственных ценностей - это одна из задач любого внеклассного мероприятия.

Успех работы с детьми во многом зависит от взаимоотношений учителя с родителями. Я высоко ценю доверие родителей, их стремление общаться с классным руководителем, сама стараюсь делать все возможное для установления доброжелательных, деловых отношений,

Одна из главных задач классного руководителя в работе с родителями - создать условия для того, чтобы родители могли активно участвовать в студенческой жизни ребят и были помощниками классному руководителю, здесь огромную поддержку оказывает понимание педагогической ситуации родителями, желание прийти на помощь работать в унисон с классным руководителем. Только тогда будут положительные результаты в воспитательном процессе и мы стремимся работать так.

Но у нас сложность в том, что много иногородних ребят, не каждый родитель может подъехать по приглашению, но те родители, кто проживает в городе в любой день после уроков имеют возможность обратиться к классному руководителю индивидуально и решить волнующий их вопрос.

Хотелось бы,чтобы родительские собрания были не только часть всей работы проводимой с родителями, есть желание чаще видеть родителей на внеклассных мероприятиях в техникуме , на мероприятиях организованных в группе, это позволяет им понаблюдать за ребенком, оценить его взаимоотношения со сверстниками, его поведение, отношение к окружающему миру.

Одним словом, им предоставляется возможность почувствовать себя наравне со своими детьми, поставить себя на их место, чтобы побыть с ними в равных условиях. Это способствует сплочению ребят и родителей, но нам в этом направлении надо работать.

Кроме того, согласно новому стандарту образовательное учреждение должно стать центром творчества и информации, насыщенной интеллектуальной и спортивной жизни. Почему бы не использовать эту возможность в духовно-нравственном воспитании детей и просвещении их родителей?

Нам есть над чем работать и многое у нас уже получается. В заключении хотелось бы сказать, конечно, воспитательная работа - дело очень не простое, а формирование духовно-нравственных ценностей кажется вообще чем-то невыполнимым. Конечно же, если классный руководитель стремится достичь хоть каких-то результатов, он всю свою энергию, знания и душу должен без остатка отдавать ученикам. И конечно же, нельзя ожидать результатов сию минуту. Воспитание - процесс бесконечный. И всё-таки хочется верить, что работа по духовно-нравственному воспитанию будет с успехом продолжаться и принесёт свои плоды.. А чем больше будет людей, любящих добро, тем лучше и добрее будет наше общество.



© 2010-2022