Классный час Жизненные ценности

Раздел Классному руководителю
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КЛАССНЫЙ ЧАС «Жизненные ценности»

Цели:


  • Воспитывающая: воспитывать положительное отношение к ценностям человека, к изучению внутреннего мира человека; понять, что значит вести диалог со своей совестью.

  • Обучающая: уточнить значение таких нравственных категорий как совесть, стыд, раскаяние.

  • Развивающая: умение осознать, что различать добро и зло человеку помогает совесть; умение критически относиться к себе, давать честную оценку своих поступков, побуждать к самоанализу, к размышлению о себе, к поиску высоких нравственных идеалов.

  • Ключевые понятия: добро, совесть, стыд, позор, покаяние, быть в ладу со своей совестью.

Формы и виды деятельности: фронтальная работа, работа в группах, творческая работа.

Редколлегия в течение классного часа готовит стенгазету. (Учащиеся заранее проконсультированы.)

Оборудование: мультимедиа-проектор, презентация, цветные карточки (желтые, зеленые, голубые), рисунки (облако, тучка, солнышко), карточки со словами: «Жить в ладу со своей совестью», словари: БСЭ, В.Даля, Ушакова, пословицы, альбомные листы и фломастеры.

Подготовительная работа: подобрать афоризмы, словосочетания пословицы, поговорки со словом совесть, редколлегия заранее проконсультированы.

Ход классного часа

1. Организационный момент

Классный руководитель. Добрый день! Сегодня я хочу пригласить вас принять участие в разговоре. Но тему разговора постарайтесь определить сами.

  1. Мотивация: (Слайд 1)

Притча про сосуд.

Профессор философии перед лекцией заходит в зал и раскладывает на столе несколько предметов.

В начале лекции он молча берёт большую пустую банку, и заполняет её большими камнями.

Затем спрашивает:

- Банка полна?

-Да! - соглашаются студенты.

Тогда профессор достаёт коробку с галькой и высыпает её в эту же банку. Он слегка потряс банку и галька, конечно, заполнила открытые области между камнями.

Он снова спросил студентов:

- Банка полна?

Они рассмеялись и согласились, что банка полная.

Тогда профессор достаёт коробку песка и высыпает его в банку. Естественно, песок заполняет всё остальное пространство.

Ещё раз профессор спросил студентов, полна ли банка? Да, ответили студенты, теперь она точно полна!

- Теперь, - сказал профессор, - я хочу, чтобы вы поняли что это - ваша жизнь. Камни - важные вещи - ваша семья, ваши друзья, ваше здоровье, ваши дети. Если бы всё остальное было потеряно, и только они остались, ваша жизнь была бы всё ещё полна. Галька - другие вещи, которые имеют значение подобно вашей работе, вашему дому, вашему автомобилю. Песок - всё остальное, это просто мелочи жизни. Если вы сначала насыплете песок в банку, то не будет места для вещей, которые являются важными для Вас. Обратите внимание на вещи, которые являются действительно важными для вас.

Заботьтесь сначала о камнях - это действительно имеет значение. Установите ваши приоритеты. Остальное - только песок.

Классный руководитель. Думаю, вы поняли, о чем пойдет речь.

Ответы детей: О жизненных ценностях. (Слайд 2)

Актуальность: Страшно подумать, какими мы стали.
Стыд вдруг и совесть совсем потеряли.

На помощь другу редко спешим.
Просят совет - равнодушно молчим.

Классный руководитель. Ценность - важность, значимость, польза, полезность чего-либо. Что же, по - настоящему важно для человека? Благодаря чему человек остается человеком?

Давайте представим себе нашу жизнь в виде лестницы, по которой мы идем вверх, в будущее, во взрослую жизнь. Ваше право - выбрать, какой будет ваша лестница, большая или маленькая, из каких ступенек она будет состоять. Вы можете считать, что каждая ступенька - это то, к чему вы стремитесь в вашей жизни и давайте назовем эту лестницу БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ.

3. Чтение стихотворения классным руководителем.

Однажды предрассветною порой

Три мудреца склонились надо мной,

И я спросила их, поднявши веки:

- Что главное, скажите в человеке?

- Что самое главное в человеке? А еще? (Слайд 3)
ПОСОВЕТУЙТЕСЬ ДРУГ С ДРУГОМ И СКАЖИТЕ.

Ответы детей: Добро, любовь, терпение, уважение, ласка, забота, сострадание, добродетель, улыбка, послушание, честность, благодарность, милосердие, взаимопомощь, прилежание, щедрость, трудолюбие, радость, спокойствие, удовлетворение, скромность, тактичность.

- Конечно, разум - первый мне ответил.

С ним каждый путь и правилен и светел.

- Благодарю, что просветил меня.

Я поклонилась, голову склоня.

Второй ответил: - Воля на пути,

Который нужно с гордостью пройти,

Чтобы достойно подойти к концу.

Я поклонилась в пояс мудрецу.

Да нет, не то, - заволновался третий.

Послушайте, что строго он ответил: (пауза)…

Классный руководитель. Как вы думаете, что считал главным в человеке третий мудрец?

Да нет, не то, заволновался третий.

Дослушайте, что строго он ответил!

Невелика моя об этом повесть,

Но основа всех поступков - совесть!

4. Сообщение цели занятия

Классный руководитель. Молодцы! А теперь вместе подумаем, с какой целью мы будем говорить о жизненных ценностях?

Слайд 4.

На слайде слова-подсказки:

- я узнаю…- будем учиться развивать в себе… - воспитывать …

Классный руководитель. Молодцы, вы правильно определили цели нашего разговора.

Сегодня мы будем говорить об очень серьезных и важных качествах, которые составляют нравственность человека, его мораль.

Подумайте и ответьте, что помогает различать добро и зло, не позволяет совершать безнравственные поступки?

ОТВЕТ: Совесть.

Что же такое совесть? Об этом нам расскажут представители от каждой группы. Поработайте со словарями и выясните значение этого слова.

1 группа. БСЭ. Совесть, категория этики, характеризующая способность личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков; одно из выражений нравственного самосознания личности.

2 группа. Совесть (по Далю) - нравственное сознание. Нравственное чутье или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и к добру, отвращающее ото лжи и от зла; невольная любовь к добру и к истине; прирожденная правда, в различной степени развитая.

3 группа. Совесть (по Ушакову) СОВЕСТЬ. Внутренняя оценка, внутреннее сознание моральности своих поступков, чувство нравственной ответственности за свое поведение.

Слайд 5. (Чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом)

Учитель: В языке есть выражения: мучает совесть, угрызения совести, совесть потерял, …. Чистая совесть, спокойная совесть, жить в ладу с совестью. Смоделируйте ситуации, когда человек может испытывать муки совести, а когда спит спокойно. (Слайд.- таблица). Вывод: Совесть - это регулятор наших поступков.

  1. Информационный блок.

Сообщение о Януше Корчаке. Скажите, что, кроме совести, лежит в основе его поступка?

Учитель: Правильно. Долг. (Слайд)

Учитель: Есть много видов долга (Слайд), но хочется остановиться на личностном и гражданском.

5. Работа в группах. Составьте кластер: Я - ученик, и мой долг….

14. Подведение итогов.

Учитель: Сегодня мы говорили о самых главных качествах человека, искали и открывали истины.

Рефлексия.

- Я узнал (а)…Было приятно... Меня удивило…

Классный руководитель. Сегодня вы узнали о самом главном качестве человека, вы искали и открывали истины, над которыми размышляют взрослые и не всегда находят ответы. Пусть ваша совесть всегда будет вам главным советчиком на всю жизнь.

Поэтому самое главное в жизни человека - быть в ладу со своей совестью. Надо уметь ее слышать и поступать по ее подсказкам, исправляя свои прошлые ошибки и не делая новые.

Выставка стенгазеты «Жить в ладу со своей совестью»

Исполнение песни «Дорога добра».

Какие мысли и чувства пробудил в вас сегодняшний разговор?

Я предлагаю их вам выразить в форме синквейна, выбрав одно из нравственных понятий.

Примерные синквейны.

Добро

Бескорыстное, открытое.

Внушает, дарит, благодарит.

Делает нас лучше, спасает душу

Милосердие.

Выбор.

Свободный, творческий.

Решает, подразумевает, вынуждает.

Каждый в жизни должен сделать.

Поступок.

Долг.

Сыновий, отеческий.

Предупреждает, организует, обязует.

Это обязанность каждого гражданина.

Совесть.

Обязанность.

Святая, гражданская.

Двигает, требует, делает.

Долг любого российского человека.

Выполнение.

Совесть.

Мучительная, беспокойная.

Спит, беспокоит, тревожит.

Это нравственный долг.

Душа.

Зло.

Чёрное, неблагодарное.

Разрушает, губит, убивает.

Не должно быть больше в мире.

Зависть.

Как напутствие, я прочту вам стихотворение.

Можно в слайдах показать л

Быть человеком - что это значит?

Просто жалеть, если рядом плачут,

Быть справедливым во всех деяниях,

Ближнего разделять состраданья.

Быть человеком - значит быть добрым, к людям внимательным быть и скромным.

Быть человеком - значит, быть выше,

В слове - вернее, в помыслах - чище.

Быть поскромнее в своих желаньях,

Помнить хорошее в расставаньях.

Людям дарить уважение, ласку,

А не истерики, шок и встряску.

Не пресмыкайся перед сильнейшим, не раболепствуй перед умнейшим.

Маленький ты или с чинами -

Все перед Богом равны мы с вами.злу же на свете нет оправданья:

Сколько приносит оно страданья!

Злом человек оскверняет душу -

Людям такой человек не нужен!

Чтобы не стал ты таким уродом,

Бедным, больным помогай, сиротам.

Слабых не обижай, стариков:

Сам ведь будешь когда-то таков.

Ближних своих не съедай речами -

Как же в этом грешны мы с вами!

Заповеди даны человеку,

Чтоб выполнять их от века до века.

Правы, не правы - Бог вас рассудит,

И по делам вам вашим будет.

Быть человеком - что это значит?

Многим задуматься, не иначе…



© 2010-2022