Сценарий классного часа и пусть поколение помнит

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Департамент образования города Москвы

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Московский образовательный комплекс имени Виктора Талалихина












Классный час


Сценарий классного часа и пусть поколение помнит


к годовщине полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады посвящается















г. Москва

2015 г.





Данный классный час является частью воспитательного процесса, формирующего устойчивую нравственную позицию и высокую внутреннюю культуру личности студента через патриотическое воспитание.

Цель классного часа:


  1. формирование устойчивой нравственной позиции и высокой внутренней

культуры личности, ее адаптации в условиях современности;

  1. патриотическое воспитание, формирование высокой гражданской

позиции.

Задачи:


  1. формирование художественно-эстетического вкуса, творческого отношения к себе и окружающему миру;

  2. повышение уровня внутренней культуры личности и ее гармонизация в

целом;

  1. формирование самостоятельности, инициативности;


Материалы классного часа предназначены для того, чтобы вызвать у студентов чувство сопереживания с трагической судьбой ленинградцев, восхищение и гордость за народ, проявивший стойкость и мужество в схватке с врагом, учащимся предлагается информационный исторический материал, воспоминания жителей блокадного города, викторина для закрепления полученных знаний.





















Цели:


  1. Образовательная: формировать у студентов знания о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., ее защитниках и их подвигах.

2. Развивающая:

  • вырабатывать у студентов интерес к чтению, к поиску новой информации;

  • развивать речевые способности;

  • способствовать укреплению памяти;

  • формировать логическое мышление.

  1. Воспитательная:

    • формировать чувство патриотизма,

    • воспитывать любовь и уважение к своему народу, к истории своей страны,

    • воспитывать бережное отношение к ветеранам;

    • прививать навыки культуры поведения во время общественных

мероприятий.

Оборудование:

  • ПК;

  • Мультимедийный проектор;

  • Экран

  • Стенгазета «Блокада Ленинграда»;

  • Высказывания

  • Рисунки студентов

Методы проведения:


  • Репродуктивный

  • Творческий

Форма проведения - комбинированный классный час:


  • Элементы устного журнала

  • Поэтический монтаж

  • Видеопросмотр

  • Конкурс


Память стой! Замри! Это надо!
То из жизни моей, не из книжки.

Из блокадного Ленинграда
Привезли седого мальчишку.

Я смотрела на чуб с перламутром
И в глаза его очень взрослые.
Среди нас он был самым мудрым,
Поседевший от горя подросток…


Юлия Друнина «Баллада о седине»


1 ВЕДУЩИЙ:

Добрый день!

«И пусть поколения помнят»

70 годовщине полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады посвящается.

(слайд 1)


Блокада Ленинграда

8 сентября 1941 года - 27 января 1944 года

(слайд 2)

О. Берггольц Разговор с соседкой

"…О, ночное воющее небо,
дрожь земли, обвал невдалеке,
бедный ленинградский ломтик хлеба -
он почти не весит на руке…

Для того, чтоб жить в кольце блокады,
Ежедневно смертный слышать свист, -
Сколько силы нам, соседка, надо,
Сколько ненависти и любви…"


2 ВЕДУЩИЙ:

Одной из самых трагических станиц в истории Великой Отечественной войны является героическая оборона Ленинграда.

Песня « Слушай, Ленинград!» (слова А.Чуркина, музыка В. Соловьёва-Седого), 1-ый куплет.

…Чтоб снова на земной планете

Не повторилось той зимы,

Нам нужно, чтобы наши дети

Об этом помнили, как мы!

(Юрий Воронов)

1 ВЕДУЩИЙ

Ленинград! Для всех людей на планете этот город стал символом стойкости, мужества, самоотверженной любви к Родине, удивительной силы духа русского народа.

2 ВЕДУЩИЙ:

Ленинград! Этот город стал также символом неисчислимых бед и страданий, которые принесла человечеству вторая мировая война.

1 ВЕДУЩИЙ

По «плану Барбаросса», утверждённому Гитлером в декабре 1940 года, фашисты хотели захватить Ленинград раньше, чем Москву. Они ненавидели Ленинград и боялись его. Бои под Ленинградом шли больше двух с половиной месяцев. Но ленинградцы оборонялись с такой беспримерной храбростью, с таким беззаветным героизмом, что немцы, поняв, что им не получить город в целости и сохранности, решили разбомбить его. На Ленинград обрушилась лавина огня.

2 ВЕДУЩИЙ:

Фашисты окружили Ленинград, обстреливали его из артиллерийских орудий всех калибров и беспрерывно бомбили город с воздуха. На защиту родного города поднялись все его жители. В короткий срок он был превращён в город-крепость. (слайды № 3,4,5, 6,7.8)

Но Ленинград стоит, к победе кличет,

И все слова бессильны и пусты.

Чтобы потомкам передать величье

Его неповторимой красоты.

И люди шли, чтоб за него сражаться,

Тот, кто не трус, кто честен был и смел, -

Уже бессмертен. Слава ленинградцам!

Честь - их девиз. Бессмертье - их удел.

(А.Гитович)

2 ВЕДУЩИЙ

Зимой 1941-1942 годов в городе не было топлива и электричества. Истощенные, голодные, измученные непрерывными бомбёжками и артобстрелами, ленинградцы жили в неотапливаемых домах. Замёрзли водопровод и канализация. За водой приходилось ходить на реку Неву (слайд 9)

Сценарий классного часа и пусть поколение помнит

1 ВЕДУЩИЙ:

- Смерть входила во все дома. 20 ноября 1941 года норма выдачи хлеба в Ленинграде достигла своего минимума: рабочим выдавалось 250 граммов хлеба в день, всем остальным - 125 граммов. 125 граммов - это кусочек хлеба размером со спичечный коробок…и это была норма на весь день. (Слайд № 10, 11)

Сценарий классного часа и пусть поколение помнит

125 блокадных грамм


Не шумите вокруг - он дышит,
Он живой еще, он все слышит...
Как из недр его вопли: "Хлеба!" -
До седьмого доходят неба...
Но безжалостна эта твердь.
И глядит из всех окон - смерть.
Анна Ахматова

2 ВЕДУЩИЙ

- Это было трудно назвать хлебом. Это была тёмно-коричневая липкая масса, отдававшая горечью. Она на 40 процентов состояла из различных примесей, в число которых входила целлюлоза, получаемая из древесины.

1 ВЕДУЩИЙ:

- Пытаясь заглушить муки голода, люди ели домашних животных и птиц. Варили суп или студень из столярного клея. Употребляли в пищу лекарства. Многие ездили на Бадаевские склады, собирали комья мёрзлой земли. Правда, сахар, превратившийся во время пожара в густой сироп, ещё раньше организованно собрали и переработали. Но «бадаевская» земля считалась ценным продуктом. Её глотали, запивая кипятком, или вымачивали и пили чуть сладковатую мутную воду.

Я вспоминаю хлеб блокадных лет,
Который в детском доме нам давали.
Не из муки он был - из наших бед,
И что в него тогда только не клали!

Хлеб был с мякиною, макухой и ботвой,
С корой. Колючий так, что режет десна.
Тяжелый, горький - с хвоей, лебедой,
На праздник, очень редко - чистый просто.

(Л. Хямелянина)

2 ВЕДУЩИЙ

- Фашисты думали, что голодные, мёрзнущие люди перессорятся между собой из-за куска хлеба, из-за полена дров, перестанут защищать город и в конце концов сдадутся.

- Враг силой не мог нас осилить,

Нас голодом хочет он взять,

Отнять Ленинград у России,

В полон ленинградцев забрать.

Такого во веки не будет

На невском святом берегу,

Рабочие русские люди

Умрут, не сдадутся врагу.

(Николай Тихонов)

1 ВЕДУЩИЙ

Но гитлеровцы просчитались. Люди, переживающие блокаду, не потеряли человечности, доверия и уважения друг к другу.

Вспоминает тимуровка блокадного Ленинграда Милютина Заря Александровна

« Страшная зима 1941 года. В уголке булочной стоит маленькая девочка лет семи. Люди, едва держащиеся на ногах от голода, все до единого, проходя мимо девочки, отламывали от своего скудного пайка маленький кусочек хлеба, по пять-десять граммов, - хотя для каждого это был кусочек жизни. Они думали, что девочка начнёт его тут же жадно есть, но этого не случилось. Она рассказала, что вчера умерла мама, а дома осталась маленькая сестрёнка. Она плачет и просит есть, и вот этот хлеб для неё » (слайд 12)

Сценарий классного часа и пусть поколение помнит

2 ВЕДУЩИЙ

Другая тимуровка блокадного Ленинграда, Тюлева Ольга Николаевна, вспоминает другой случай:

« Однажды в булочной в очереди за хлебом мне стало плохо от голода. Я потеряла сознание. Меня бережно подняли, посадили, вложили в руку упавшие на пол хлебные карточки».

1 ВЕДУЩИЙ:

Осаждённый город продолжал жить. В Ленинграде работали фабрики и заводы, работали театры и музеи

В первую блокадную зиму в городе работало 39 школ. Местом учёбы стали и некоторые бомбоубежища. В жутких условиях, когда не хватало еды, воды, дров, тепла и одежды, многие ленинградские дети учились.

(Слайд 13)

Сценарий классного часа и пусть поколение помнит

Школьный урок в ленинградском бомбоубежище, 1942

2 ВЕДУЩИЙ

Многие шатались от голода, сильно болели. Случалось, что ученики умирали - не только дома, на улице по дороге в школу, но и прямо в классе.

- Девчушка руку протянула

И головой - на край стола.

Сначала думали - уснула

А оказалось - умерла.

1 ВЕДУЩИЙ:

Все то время, когда шла блокада, не замолкало ленинградское радио, где выступали поэты и писатели. 2 июля 1942 года с Урала доставили партитуру 7-й симфонии Дмитрия Шостаковича, которую впоследствии назовут "Ленинградской".

9 августа 1942 7-ая симфония была исполнена оркестром Радиокомитета в осажденном немцами Ленинграде. Зал был полон - очереди за билетами в Большой зал городской филармонии были длиннее, чем в булочные. Весь зал филармонии сиял электрическими огнями: электричество тогда включали раз в день совсем ненадолго. В финальной части симфонии, которая должна обозначать победу над фашизмом, зал встал и зааплодировал. Чтобы обеспечить концерт, артиллеристы, оборонявшие город, исполнили в тот день собственную симфонию - обстрел позиций противника был непрерывным, и ни один самолет в тот день не проник в воздушное пространство Ленинграда

(слайд 14, 15)

Сценарий классного часа и пусть поколение помнитСценарий классного часа и пусть поколение помнит

Я помню блеск немеркнущий свечей,
И тонкие, белей, чем изваянья,
Торжественные лица скрипачей,
Чуть согнутые плечи дирижера,
Взмах палочки - и вот уже поют
Все инструменты о тебе, мой город,
Уже несут ко всем заставам гордо
Все рупора симфонию твою…
(Из поэмы Людмилы Поповой «Седьмая симфония») Андрюшкин Никита



  1. ВЕДУЩИЙ

Ленинградские школьники не только учились, но чем могли, помогали взрослым. Многие дети-подростки в годы блокады трудились на заводах (слайд 16, 17).

«Заменим у станков отцов!»
этот призыв прозвучал с первых дней войны. И учащиеся школ пошли работать на предприятия, чтобы помогать старшим выпускать оборонную продукцию.

Сценарий классного часа и пусть поколение помнит Сценарий классного часа и пусть поколение помнит

Так, на весь мир прославилась фотография 15-летней девочки Веры Тиховой, которая работала токарем на заводе и за свой рабочий день выполняла полторы взрослые нормы. «Блокадная Джоконда» - так называли получившийся на фото облик с загадочной сдержанной улыбкой

Сценарий классного часа и пусть поколение помнит


Вера Тихова, 15-летний токарь 3-го разряда

В далёком тревожном военном году,

Под гром батарей, у страны на виду

Стояли со взрослыми рядом

Ребята у стен Ленинграда.

И мы никогда не забудем с тобой,

Как наши ровесники приняли бой,

Им было всего лишь тринадцать,

Но были они ленинградцы.

(А.Коростылёв)

- Песня «Слушай, Ленинград!»(2-ой куплет)

1 ВЕДУЩИЙ:

Ленинградские мальчишки и девчонки создавали тимуровские команды и помогали взрослым в борьбе против фашистов.

Они дежурили на крышах и тушили зажигательные бомбы. Они работали в госпиталях: мыли полы, кормили раненых, давали им лекарства.

Они обходили квартиры, помогали ослабевшим от голода ленинградцам выкупать хлеб по хлебным карточкам, приносили им воду с Невы и дрова.

В двенадцать-пятнадцать лет они становились станочниками, сборщиками, выпускали боеприпасы и оружие для фронта.

Они рыли окопы и работали на первых ленинградских огородах. А ведь сами они едва держались на ногах от голода.

2 ВЕДУЩИЙ

Сотни юных ленинградцев были награждены орденами, тысячи - медалями « За оборону Ленинграда». (Слайд №18, 19 )

Медаль «За оборону Ленинграда» - государственная награда СССР для награждения защитников города Ленинграда (военных и мирных жителей). Учреждена 22 декабря 1942 года, став одной из первых советских медалей военного времени

Сценарий классного часа и пусть поколение помнитСценарий классного часа и пусть поколение помнит



Третьего июня 1943 года тысячам ленинградцев были вручены первые медали "За оборону Ленинграда".

Всего медалью «За оборону Ленинграда» награждено около 1,5 миллионов человек, из них почти 15,5 тысяч - дети.

Сценарий классного часа и пусть поколение помнит

(стихотворение П. Гулыпяева «Медаль За оборону Ленинграда»):


Кто в город не пустил врага,
Кто в смертной схватке
Одолел блокаду, -
Тому, как высший орден, дорога
Медаль «За оборону Ленинграда»,

(песня «Медаль за оборону Ленинграда» Эдуард Хиль)

1 ВЕДУЩИЙ

- Правительство делало все, чтобы помочь Ленинграду. 21 ноября 1941 года по тонкому льду Ладожского озера начала действовать дорога, которую ленинградцы назвали «Дорогой Жизни » (Слайды № 20 - 26).

стихотворение П. Богданова «Песня о Ладоге»):


Пусть ветер Ладоги поведает народу,
Как летом баржу за баржой
Грузили мы и в шторм и в непогоду,
Забыв про отдых и покой.
Зимой машины мчались вереницей,
И лед на Ладоге трещал, -
Возили хлеб для северной столицы,
И радостно нас Ленинград встречал.

2 ВЕДУЩИЙ

В связи с прекращением связи с Большой землей дорога через Ладожское озеро, ставшая легендарной "Дорогой Жизни" приобрела особое значение

Дорогой жизни шел к нам хлеб,
дорогой дружбы многих к многим.
Еще не знают на земле
страшней и радостней дороги.

О да - иначе не могли
ни те бойцы, ни те шоферы,
когда грузовики вели
по озеру в голодный город.

Ольга Берггольц

1 ВЕДУЩИЙ

« Дорога Жизни» спасла от голодной смерти многих ленинградцев. Шофёры вели свои машины по льду с открытыми дверями. Фашисты бомбили « Дорогу Жизни», и машины проваливались под лёд вместе с водителями. Многие водители погибали, но никто не отказывался от опасных рейсов.

Сценарий классного часа и пусть поколение помнит



отрывок из «Ленинградской поэмы» О. Берггольц.

На Ленинград машины шли:
Он жив еще. Он рядом где-то.
На Ленинград, на Ленинград!
Там на два дня осталось хлеба,
Там матери под темным небом
Толпой у булочной стоят,
И дрогнут, и молчат, и ждут,
Прислушиваются тревожно:
- К заре, сказали, привезут...
- Гражданочки, держаться можно...
Шестнадцать тысяч матерей
Пайки получат на заре -
Сто двадцать пять блокадных грамм
С огнем и кровью пополам.

- Вся страна узнала о подвиге шофёра Филиппа Сергеевича Сапожникова. Из-за поломки машины Филипп Сапожников отстал от своей колонны. Произошло это чуть ли не сразу после выезда колонны с базы снабжения, и поэтому весь остальной путь ему пришлось совершать в одиночку.

На озере Сапожникова настигла метель. Проще было остановить машину и терпеливо дождаться конца непогоды. Но мёрзнуть Сапожникову не хотелось. Позади осталась дальняя дорога, а впереди, в каких-нибудь десяти километрах, лежал заветный западный берег. Хоть и медленно, но Сапожников продвигался к конечной цели рейса.

Над Ладогой опускалась ночь. Так Сапожников проехал ещё несколько километров…И вдруг случилось самое худшее, что может подстеречь шофёра в подобных условиях: жалобно чихнув, замолчал мотор.

Все попытки завести мотор ни к чему не привели.

Как поступать в таких случаях? Выход, который нашёл Сапожников, возможно, и не предусмотрен в служебных наставлениях для шофёров, но ничего другого он придумать не смог. Сапожников облил бензином свою меховую рукавицу, чиркнул спичкой и, поддев пылающую рукавицу на заводную ручку, стал разогревать мотор.

Ветер раздувал пламя, и, как ни ловчи, оно доставало пальцы, причиняя мучительную боль. Стиснув зубы, Сапожников решил потерпеть. В конце

концов цель была достигнута: мотор загудел. Пальцы Сапожникова, в особенности на правой руке, покрылись волдырями. Всякое прикосновение к ним вызывало настолько острую боль, что он невольно вскрикивал. И всё же надо было добраться до берега…

Сапожников забрался в кабину. Зажмурив глаза, он огромным усилием воли заставил себя взяться за баранку, но удержать её не смог. Тогда он упёрся в баранку локтями и повёл машину.

Его «газик», который шарахался из стороны в сторону, первыми заметили регулировщики, дежурившие у Вагановского спуска к озеру. Подбежав к «газику», регулировщики увидели в кабине бледного водителя с перекошенным от боли лицом. Локтями он упирался в баранку, а растопыренные осторожно пальцы держал перед собой.

« Позовите кого-нибудь из шофёров,- прохрипел он, - мне самому машину в гору не поднять…»

Когда к «газику» Сапожникова подбежала медсестра и, взглянув на обожжённые пальцы пострадавшего, сразу же велела ему идти в медсанчасть, Филипп Сергеевич медленно покачал головой.

« Обожди, сестричка, не торопись, - сказал он тихо, с трудом преодолевая боль. - Успеем ещё полечиться…»

Сапожникову хотелось прежде всего сдать на склад доставленный им хлеб. Так он и поступил, упрямая душа.

- Герой не тот,

Кто шествует на плаху

С улыбкой беззаботной на губах.

Не тот,

Кто никогда не знает страха,

А тот, кто первым побеждает страх.

И если он однажды скажет:

« Надо!» -

То люди знают -

Рядом будет он…

Я говорю спасибо Ленинграду,

Что он людьми такими

Наделён.

(Юрий Воронов)

2 ВЕДУЩИЙ

25 марта 1942 было принято решение об очистке города от завалов снега, льда, грязи, трупов, и уже к 15 апреля город был приведен в порядок силами изможденных ленинградцев и солдат местного гарнизона (слайд 27 - 28).

Сценарий классного часа и пусть поколение помнитСценарий классного часа и пусть поколение помнитСценарий классного часа и пусть поколение помнит

1 ВЕДУЩИЙ

На подступах к Ленинграду советская армия вела тяжёлые бои, чтобы прорвать вражеское кольцо. 18 января 1943 года Ленинград вновь и навсегда соединился с Большой землёй (слайды 29 - 31)

Сценарий классного часа и пусть поколение помнит



Деревня Марьино, где 70 лет тому назад была прорвана блокада.



2 ВЕДУЩИЙ

Но ещё целый год гитлеровцы бомбили и обстреливали Ленинград, каждый день несли смерть и разрушения. И вот настал момент решительного удара.

1 ВЕДУЩИЙ

18 января 1943 г. силами Ленинградского и Волховского фронтов блокада была прорвана. Южнее Ладожского озера образовался коридор шириной 8-11 км. По южному берегу Ладоги за 18 дней была построена железная дорога протяженностью 36 км. По ней пошли поезда в Ленинград. С февраля по декабрь 1943 г. по вновь построенной железной дороге прошло 3104 поезда.

2 ВЕДУЩИЙ

27 января 1944 года блокада Ленинграда была окончательно снята. Впервые за 28 месяцев ленинградцы, не опасаясь бомб и снарядов, вышли на израненные, но прекрасные и праздничные улицы, площади, набережные. Город праздновал своё освобождение.

27 января стало днем полного освобождения Ленинграда от блокады. В этот день в Ленинграде был дан праздничный салют (слайд 32)

Сценарий классного часа и пусть поколение помнит

Геннадий Серов

А в январе - "День снятия блокады"
Был праздником, всегда везде звенел.
Все ленинградцы были очень рады,
Народ не унывал, и долго пел.

Разрыв кольца дал городу дыханье,
Дал веру, что прогоним мы врага.
Медаль за город - символ созиданья,
Всем ленинградцам очень дорога.

1 ВЕДУЩИЙ

- За своё освобождение Ленинград заплатил дорогой ценой. 640 тысяч ленинградцев погибло от голода. Более 500 тысяч солдат погибли под Ленинградом, защищая город и участвуя в прорыве блокады. (Слайд № 33)

2 ВЕДУЩИЙ

Перед входом на Пискарёвское мемориальное кладбище установлена памятная мраморная доска с надписью:

С 8 сентября 1941 года по 22 января 1944 года на город было сброшено 107158 авиабомб, выпущено 148478 снарядов, убито 16744 человек, ранено 33782, умерло от голода 641803 человека.

Сценарий классного часа и пусть поколение помнит

Пискаревское кладбище (слайд 34, 35)

Под шелестом опущенных знамён

Лежат бок о бок дети и солдаты.

На пискарёвских плитах нет имён,

На пискарёвских плитах только даты.

Год сорок первый…

Год сорок второй…

Полгорода лежит в земле сырой.

(Вольт Суслов)

1 ВЕДУЩИЙ

В двух павильонах у входа на Пискарёвское кладбище - музей, посвящённый подвигу жителей и защитников города: экспонируется дневник Тани Савичевой - ленинградской школьницы, пережившей ужасы зимы 1941-1942 годов. (Слайд 36)

Сценарий классного часа и пусть поколение помнит



Эту девочку, которая не дожила и до 15 лет, всегда вспоминают в связи с блокадой Ленинграда. Она - символ тех страданий, которые перенесли все его жители. Её дневник, состоящий всего из девяти записей, передает весь ужас и чувство безнадежности, которые охватывали её душу, когда один за другим уходили все её близкие

2 ВЕДУЩИЙ

Таня (Татьяна Николаевна) Савичева родилась 23 января (по другим данным - 25 января) 1930 года в селе Дворищи под Гдовом (Псковская область), а выросла, как и ее братья и сестры, в Ленинграде. Таня была пятым и самым младшим ребёнком в семье - у нее было две сестры и два брата. Летом 1941 года Савичевы собирались уехать из Ленинграда, но не успели, война застала их врасплох. Им ничего не оставалось кроме того, чтобы остаться в блокадном городе и помогать по мере сил фронту, надеясь на окончание этого ужаса. Записная книжка досталась Тане в память о старшей сестре Нине, пропавшей без вести во время обстрела. В семье её все считали погибшей.

Тогда Таня и стала делать свои страшные записи.

«Женя умерла 28 декабря в 12часов 30 минут утра. 1941 г.»

«Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня. 1942 г.»

«Лёка умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 г.»

«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи. 1942 г.»

«Дядя Леша умер 10 мая в 4 часа дня 1942»

«Мама умерла 13 марта в 7 часов 30 минут утра. 1942 г.»

«Савичевы умерли» «Умерли все»

«Осталась одна Таня»

1 ВЕДУЩИЙ

Таню нашли в её доме служащие санитарных команд, обходившие ленинградские дома в поисках выживших. Её вывезли в поселок Шатки Горьковской области вместе со многими сиротами, такими как она, но спасти девочку уже не удалось. Таня Савичева умерла 1 июля 1944 года в поселке Шатки, так и не дожив до Победы, так и не узнав, что ее сестра Нина и брат Миша живы, что она не одна. Дневник Тани стал одним из доказательств обвинения на Нюрнбергском процессе, а сегодня он выставлен в музее истории Ленинграда, его копия - в витрине одного из павильонов Пискаревского мемориального кладбища. Сама же Таня навсегда осталась в памяти тех, кто выжил в эти страшные годы.


2 ВЕДУЩИЙ

По гранитным ступеням лестницы, ведущей от Вечного огня, посетители выходят на главную аллею протяженностью 480 метров, которая ведёт к величественному монументу «Мать-Родина». На гранитной стене, расположенной позади монумента, высечены строки Ольги Берггольц:

Сценарий классного часа и пусть поколение помнит

Пискаревское кладбище, монумент «Родина - Мать» (слайд 37)

Здесь лежат ленинградцы.

Здесь горожане - мужчины, женщины, дети.
Рядом с ними солдаты-красноармейцы.
Всею жизнью своею
Они защищали тебя, Ленинград,
Колыбель революции.
Их имён благородных мы здесь перечислить не сможем,
Так их много под вечной охраной гранита.
Но знай, внимающий этим камням:

Никто не забыт и ничто не забыто.


1 ВЕДУЩИЙ

Безгранична наша скорбь о погибших в блокаду… Но силу, а не слабость рождает она. Силу восхищения подвигом ленинградцев. Благодарность людям, отдавшим свою жизнь во имя нашей.

Люди! Через века, через года

Помните о тех, кто уже не придёт никогда!

Люди! Пока сердца стучатся!

Помните, какою ценой завоевано счастье! Люди! Заклинаю вас! Помните!

1 ВЕДУЩИЙ

Защитникам города-героя Ленинграда - вечная память!

(Минута молчания)

Песня « Слушай, Ленинград» (слова. А.Чуркина, музыка В.Соловьёва-Седого, 3-ий и 4 ый куплеты) (Слайды № 34-37)

(стихотворение Ю. Воронова «Опять война...»):
Опять война,
Опять блокада, -
А может, нам о них забыть?
Я слышу иногда:
«Не надо,
Не надо раны бередить.
Ведь это правда, что устали
Мы от рассказов о войне.
И о блокаде пролистали
Стихов достаточно вполне».
И может показаться:
Правы
И убедительны слова.
Но даже если это правда,
Такая правда
Не права!
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память - наша совесть.

Она, как сила, нам нужна.

ВЕЧНАЯ СЛАВА ГЕРОЯМ, ЗАЩИТИВШИМ ЛЕНИНГРАД!


(слайды 38 - 42)



© 2010-2022