Классный час в форме круглого стола Любимая иллюстрированная книга моей семьи

Круглый стол проводится с опорой на предварительную подготовку учеников, получивших индивидуальные задания. В выборе книги для своего сообщения ученик не ограничен, что позволяет всем, в том числе и учителю, познакомиться с книгами, на самом деле интересующими подростков. В ходе классного часа раскрываются вкусы и предпочтения одноклассников.Дополнительный материал, подобранный учителем, поможет ребятам проникнуть в тайны творчества, механику сотрудничества литератора и художника, поможет уви...
Раздел Классному руководителю
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Классный час в 8 классе, апрель 2015.

Круглый стол «Любимые книги моей семьи и иллюстрации к ним»

Подготовка к мероприятию:

  1. Распределить задания между учащимися:

- оформить плакаты с высказываниями великих людей и пословицами, поговорками о книге и чтении;

- подготовить выставку любимых книг;

- подобрать материалы и подготовить сообщения о художниках-иллюстраторах, о любимой иллюстрированной книге своей семьи.

  1. Оформить кабинет (доска, книжная выставка, техническое оснащение).

Ход мероприятия.



  1. Вступительное слово ведущего.

Наше время - время великих достижений науки, техники, время замечательных открытий. Но из всех чудес, созданных человеком, наиболее сложным и великим А. М. Горький считал книгу. В книге заключен огромный духовный мир человечества. Книга - самое могучее и самое универсальное средство общения людей, народов, поколений. Именно она помогает близким людям, членам одной семьи, представителям разных поколений лучше понять друг друга и сблизиться на основе общих переживаний и раздумий.



  1. Читать книгу надо уметь, это дар, который требует развития. Сегодня ребята подготовили плакаты с высказываниями великих людей об искусстве чтения:

«Читать - это еще ничего не значит; что читать и как понимать читаемое - вот в чем главное дело». К. Д. Ушинский.

«Я усвоил себе привычку делать выписки из книг, какие я читал, мимоходом нанося на бумагу свои размышления». К. Маркс.

«Надо уважать книгу, надо с почтением входить в этот храм мысли». А. И. Герцен

«... любите книгу, она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пестрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека ...» А. М. Горький.

  1. Ведущий.

Что же означает выражение «уметь читать книги»? Как стать хорошим читателем?

(Ребята высказывают свою точку зрения, например: Нельзя читать книгу, думая о другом. Вредная привычка - только просматривать книги. Необходимо читать в определенной системе. Очень полезно прочитывать несколько книг одного автора, познакомиться с его биографией, с особенностями эпохи, в которой он жил. Почаще читать вслух. Это развивает технику выразительного чтения, помогает глубже ощутить образность, поэтичность языка произведения. Если в книге встретятся слова, фразы, непонятные по содержанию, надо обратиться за разъяснением к словарям, справочникам, энциклопедиям. Очень хорошо нарисовать картинки-иллюстрации к тем книгам, которые читаешь; выписать в читательский дневник наиболее понравившиеся высказывания.)

  1. Ведущий.

Вы не случайно упомянули рисунки к тексту.

«- Что толку в книжке, - подумала Алиса, - если в ней нет ни картинок, ни разговоров?»

В детстве все любят книги с картинками. Самые маленькие дети по картинкам как бы прочитывают книгу, прослеживают сюжет от одной иллюстрации к другой. Когда ребенок становится старше, иллюстрации также помогают ему лучше понять и представить, о чем написано в книге. Наверное, каждый художник - иллюстратор, делающий книги для детей, на всю жизнь в глубине души остаётся ребёнком. И когда мы склоняемся над иллюстрированной книжной страницей, талант художника переносит нас в волшебный, сказочный мир.

Ученик.

Таким даром обладает, например, ПОЛИНА ЯКОВЛЕВА, московская художница, которая иллюстрировала сказки «12 месяцев», «Щелкунчик», «Снежная королева» и множество других. Давайте посмотрим на ее нежные и таинственные работы.

ellf.ru/paintings/32272-skazochnye-illyustracii-poliny-yakovlevoj-42.html

Ведущий.

Сэр Джон Те́нниел (англ. John Tenniel) - английский художник, карикатурист; первый иллюстратор книг Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране чудес» и «Алиса в Зазеркалье», чьи иллюстрации считаются сегодня каноническим. В 1840 году во время тренировки по фехтованию со своим отцом Тенниел потерял зрение на левом глазу. После этого несчастного случая он за редкими исключениями перестал заниматься живописью и полностью сосредоточился на графике.

Особый интерес у него вызывала книжная иллюстрация, В 1865 создал иллюстрации к «Алисе в Стране чудес», в 1872 - к «Алисе в Зазеркалье». Тенниел познакомился с Льюисом Кэрроллом в 1864 году, когда книга «Алиса в Стране Чудес» была уже сдана в набор. Кэрролл хотел лично проиллюстрировать книгу, но техника его рисунка находилась на любительском уровне, поэтому издатель Александр Макмиллан порекомендовал ему обратиться к Джону Тенниелу. Ознакомившись с текстом, Тенниел согласился сделать к нему сорок две иллюстрации: Льюис Кэрролл настаивал именно на этом количестве.

Условием Кэрролла было полное соответствие иллюстраций его авторскому видению, но Тенниел, поначалу согласившийся с этим требованием, вскоре изменил свое мнение и выступил в качестве полноправного автора концепции оформления книги. Например, Алиса, которая на рисунках Кэрролла была похожа на своего прототипа Алису Лиддел, темноволосую девочку с короткой стрижкой, на иллюстрациях Тенниела была изображена с длинными светлыми волосами: прототипом стала другая девочка, сфотографированная Кэрроллом.

(Смотрим любительские иллюстрации Кэррола и профессиональные Тенниела в книге «Алиса в стране чудес». Перевод В.Набокова)

Как вы видите, на создание иллюстраций повлияло увлечение Тенниела бальными танцами. Позы многих персонажей соответствуют классическим балетным позам. Также в иллюстрациях Тенниела присутствовали различные исторические аллюзии. Так, например, прообразом Герцогини стала Маргарита Маульташ, а характерный средневековый стиль написания батальных сцен был спародирован в иллюстрации «Вся королевская конница, вся королевская рать».

Эскизы своих иллюстраций Тенниел создавал на бумаге, но сами рисунки делал непосредственно на деревянных досках из самшита. С резных форм были сняты копии, с которых и был напечатан первый тираж книги. Однако качество печати иллюстраций не устроило ни Тенниела, ни Кэрролла. И весь тираж первого издания «Алисы в Стране Чудес», за исключением сигнальных экземпляров, был уничтожен. С печатных форм были сняты новые слепки, и следующий тираж, датированный 1866 годом, стал первым изданием, поступившим в широкую продажу.

В 1870 году Тенниел приступил к работе над иллюстрациями к новой книге Кэрролла «Алиса в Зазеркалье». Эта работа также проходила в постоянных спорах с Кэрроллом. Так, например, изображение Белого Рыцаря, которого Кэрролл считал своим alter ego, в итоге стало стилизованным автопортретом самого Тенниела. А созданное художником изображение Бармаглота Кэрролл счел слишком пугающим, но, после ряда консультаций со знакомыми, картинку было решено оставить без изменения, но убрать с фронтисписа книги.

В 1988 году издательство Macmillan выпустило ограниченный тираж гравюр, сделанный с оригинальных деревянных форм. Этот тираж, составивший 250 экземпляров, на сегодняшний день является первым и единственным авторским изданием иллюстраций Тенниела к дилогии Льюиса Кэрролла о приключениях Алисы. djelibeibi.unex.es/libros/Tenniel/ ВОТ ЗДЕСЬ ВСЕ ЭТИ ИЛЛЮСТРАЦИИ

УЧЕНИК.

«Ма́ленький принц» (фр. Le Petit Prince) - аллегорическая повесть, наиболее известное произведение Антуана де Сент-Экзюпери. Впервые опубликована 6 апреля 1943 года в Нью-Йорке.

Рисунки в книге выполнены самим автором и не менее знамениты, чем сама книга. Важно, что это не иллюстрации, а органическая часть произведения в целом: сам автор и герои сказки всё время ссылаются на рисунки и даже спорят о них. Уникальные иллюстрации в «Маленьком принце» разрушают языковые барьеры, становятся частью универсального визуального лексикона, понятного каждому.

«Ведь все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит» (Антуан де Сент-Экзюпери, из посвящения к книге).

Образ Маленького принца одновременно и глубоко автобиографичен и как бы отстранён от взрослого автора-летчика. Он рождён из тоски по умирающему в себе маленькому Тонио - потомку обнищавшего дворянского рода, которого в семье называли за его белокурые (сперва) волосы «Королём-Солнце», а в колледже прозвали Лунатиком за привычку подолгу смотреть на звёздное небо. Само словосочетание «Маленький принц» встречается ещё в «Планете людей» (как и многие другие образы и мысли). А в 1940 году в перерывах между боями с нацистами Экзюпери часто рисовал на листке мальчика - когда крылатого, когда верхом на облаке. Постепенно крылья сменит длинный шарф (какой, кстати, носил и сам автор), а облако станет астероидом Б-612.

Роза. Прообраз капризной и трогательной Розы тоже хорошо известен, это, безусловно, жена Экзюпери Консуэло - импульсивная латиноамериканка, которую друзья прозвали «маленьким сальвадорским вулканом».

Лис. Насчет Лиса споров о прообразах и вариантах перевода было побольше. Главное, в сказке Лис - прежде всего друг. Роза - любовь, Лис - дружба, и верный друг Лис учит Маленького принца верности, учит всегда чувствовать себя в ответе за любимую и за всех близких и любимых. Можно добавить ещё одно наблюдение. Необычно большие уши Лиса на рисунке Экзюпери, скорее всего, навеяны маленькой пустынной лисичкой фенек - одно из многочисленных существ, прирученных писателем во время службы в Марокко. (СМОТРИМ РИСУНКИ В КНИГЕ)


УЧЕНИК. К «Маленькому принцу» создала иллюстрации «фея карандаша и кисти» НИКА ГЕОРГИЕВНА ГОЛЬЦ (10 марта 1925 - 12 ноября 2012)

Ника Георгиевна Гольц родилась в 1925 в Москве в семье архитектора. Всю свою долгую жизнь Н. Гольц рисует волшебные сказки. Художник Леонид Владимирский назвал ее " феей карандаша и кисти ". Иллюстрировала художница Э. А Гофмана, Ш. Перро, братьев Гримм, С. Лагерлеф, Г.Х.Андерсена. Рисунки Гольц полны благородства и утонченного вкуса. Они приветливы и добры. Она с уважением относится к маленькому читателю и бережно ведет его через приключения к благополучному концу сказки. Она - добрая волшебница.

Что бы ни взял в руки - открытки с иллюстрациями, «Щелкунчика» ли, «Снежную королеву», кажется, что в данный момент эти иллюстрации самые-самые лучшие. И так с каждой книжкой мастера...

«Я сформировалась как художник в Советское время. Тогда была строгая политическая цензура, много было «нельзя», многое опасно. Но ее возможно было обойти, особенно за счет специфики детской книги. Нынешняя цензура куда страшнее. Это цензура денег. Чтобы выгодно продать, книгу стараются сделать круче, ярче до крикливости, перенимают не лучшие образцы зарубежного рынка, часто дурного вкуса».

Дом архитектора и художника театра Георгия Павловича Гольца был завален эскизами костюмов и декораций и архитектурными проектами, а Ника, еще маленькой девочкой, рисовала под боком у отца, примитивно переплетала рисунки и склеивала в маленькие книжечки. Там, в одноэтажном деревянном доме с белыми кафельными плечами, в окружении птиц, летавших из комнаты в комнату, любимого пса и котов, среди книг по искусству и была ее первая творческая мастерская. А уже потом художественная школа и Институт им. Сурикова.

«Я вообще считаю, что художник должен «уметь». Надо изучать технику, законы живописи, учиться рисовать. Это не значит, что эти законы нельзя нарушать. Напротив - надо. Но право на смелый, неожиданный, дерзкий ход дает только свободное владение мастерством».

Защитив диплом, Ника хотела заниматься монументальной росписью, но пришла в издательство. Сперва ради заработка, и тут же поняла, что это навсегда. Ее первой работой стал «Стойкий оловянный солдатик» Г.Х.Андерсена, а за ним Уайльд, Погорельский и множество других авторов и книг, на которых выросли поколения маленьких читателей.

На этом сайте ее удивительные иллюстрации к «МАЛЕНЬКОМУ ПРИНЦУ» ЭКЗЮПЕРИ kykolnik.livejournal.com/563289.html

  1. Обзор выставки и выступления ребят со своими любимыми книгами.

  2. Заключение. Ведущий.

С семьей связываем мы свои планы и на возрождение традиции совместного домашнего чтения, и улучшение нравственного состояния общества, и творческое развитие ребенка. В семье закладываются основы нравственного воспитания человека, его культурно-духовное развитие. Книга, чтение - это то, что помогает понять и почувствовать нерасторжимую связь: человек - семья - родина. «Семью сплотить сумеет мудрость книг». Поэтому когда члены семьи собираются вместе, чтобы полистать любимые книги, почитать новые и поговорить о них, когда старшие и младшие рассматривают иллюстрации к тексту и делятся своими впечатлениями, такие часы становятся праздником для семьи, помогают родителям и детям лучше понять друг друга, сделать шаг к духовной близости и взаимопониманию.









5


© 2010-2022