Формирование традиций классного коллектива

 Большое значение в жизни детского коллектива имеют традиции. Кроме больших общешкольных традиций существуют и малые: внутриклассные традиции. Наличие традиций в коллективе - это показатель прочности, стабильности, общности взглядов.  В отличие от общешкольных классные традиции обычно незаметны для постороннего глаза, но они играют также важную роль в воспитательной  работе. Для формирования традиции в детском коллективе надо придерживаться следующих принципов: 1.     Безусловное принятие кажд...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование традиций классного коллектива


Педагог как руководитель классного коллектива реализует свои функции относительно всего класса в целом и каждого ученика в отдельности.

Воспитательные задачи классный руководитель решает в соответствии с учетом возраста детей и взаимоотношений внутри класса, учитывая при этом индивидуальные способности каждого ученика.

Большое значение в жизни детского коллектива имеют традиции. Кроме больших общешкольных традиций существуют и малые: внутриклассные традиции. Наличие традиций в коллективе - это показатель прочности, стабильности, общности взглядов. В отличие от общешкольных классные традиции обычно незаметны для постороннего глаза, но они играют также важную роль в воспитательной работе.

Для формирования традиции в детском коллективе надо придерживаться следующих принципов:

  1. Безусловное принятие каждого ученика, его сильных и слабых сторон.

  2. Беспристрастность в оценке поступков учащихся.

  3. Терпение и терпимость в достижении цели педагогического воздействия.

  4. Диалогичность в общении с учащимися.

  5. Отсутствие боязни у педагога признать свою неправоту.

  6. Использование чувства юмора как неотъемлемого методического средства в работе с учащимися.

  7. Исключение значимости своего настроения в общении с детьми.

Следует отметить, что внутриклассные традиции способствуют адаптации ребенка в школьном коллективе, помогают почувствовать его принадлежность к «школьной семье», формируют сплоченность класса, прививают чувство гордости и любви к школе. Помочь ребенку в этом, научить его жить в обществе может и должен, прежде всего, классный руководитель. Я, как классный руководитель, в своей работе с учащимися опираюсь на следующие принципы:

  • Открытость - совместное планирование (классный руководитель + учащиеся + родители);

  • Привлекательность будущего дела - увлечь учащихся конечным результатом.

  • Деятельность - активное участие в мероприятиях всех уровней.

  • Свобода участия - учитывается мнение учащихся в выборе задания во внеклассном мероприятии.

  • Обратная связь - обсуждение каждого внеклассного мероприятия (рефлексия).

  • Сотворчество (сотрудничество + творчество) - право выбора партнёра по выполняемому делу.

  • Успешность - отмечать реальный успех выполненного дела.

Добрые отношения в классе между детьми способствуют формированию дружной классной семьи, создают мягкий микроклимат в классе. Традиции влияют на формирование таких черт характера детей, как ответственность, обязательность, честность, а также воспитывают чувства сопереживания, сочувствия, уважения к окружающим людям. Кроме того, они воспитывают в детях трепетное отношение к духовным ценностям, прививают нравственные, христианские основы бытия, оказывают большое положительное влияние на воспитание в каждом ребенке общечеловеческих норм поведения. Благодаря им дети четко и твердо разграничивают, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Они чувствуют себя более уверенно среди сверстников, что очень важно для правильного психологического развития детей.

Считаю, что на первой стадии формирования традиций классного коллектива, руководящие функции принадлежат классному руководителю. Именно на нем лежит основная задача по формированию благоприятных условий для развития каждого ребенка, он поощряет дружбу детей, предотвращает обострения в их отношениях, подбирает и предлагает детям виды совместной деятельности. И тут невероятно важным является способность увидеть те личностные качества детей, которые будут положены в основу системы традиций, которую надо выстраивать в классе.

Прежде всего, необходимо оставить те хорошие традиции, которые были в начальной школе, и перенести их в среднюю, вдохнув в них новое содержание. Моё знакомство с ребятами началось с того, что я проанализировала документацию, имеющуюся на каждого ребёнка (личное дело, успеваемость, характеристику), поговорила с педагогом, преподающим в классе. Так сложилось, что в 5 классе в этот коллектив влились новые ученики из другой школы и первый классный час мы посвятили общению с ними, ученики рассказали о своей школе, почему им нравится учиться именно в этой школе и в этом классе, затем мы дарили подарки. Обычно мы делаем ученикам, которые вливаются в класс подарки от класса: открытку в виде кленового листочка с пожеланиями, а ещё каждый ученик придумывает свой подарок. После такого классного часа ребенок легче адаптируется в новом коллективе, быстрее находит друзей.

Другая традиция - поздравление ребят с днем рождения. Когда они были в 5х-7х классах, я проводили день именинника. В старших классах мы, как правило, поздравляем песней, каждый ученик говорит имениннику пожелание, и все вместе едим торт. Осенью в одно из воскресений мы идем на природу, где ребята играют в подвижные игры, пекут картошку в костре, общаются. Такие походы сплачивают ребят. И к 11 классу они стали очень дружными, стараются помогать друг другу, переживают за класс во время конкурсов, соревнований, ответственно относятся к поручениям.

Самым главным достижением моего класса считаю - традицию здорового образа жизни и участия в спортивных и оздоровительных мероприятиях. Конечно, она закладывается в семье, но необходимо верно поддержать, развить и закрепить эту тенденцию в школе. Это забота о физическом здоровье воспитанников, так как оно является фундаментом для развития полноценной личности и совершенствования учебной и трудовой деятельности. Огромная радость для классного руководителя - знать, что дети умеют противостоять дурному влиянию, не употребляют спиртные напитки, не курят.

Все эти годы мы активно и бережно поддерживали одну из главных традиций нашего классного коллектива - участие в патриотических мероприятиях школьного, районного уровня. Мы всегда старались выбрать главное событие года и показать его важнейшее значение через музыкально-литературные композиции, классные часы, встречи с ветеранами войны и труда.

Общение с ними - это связующая нить, которая соединяет прошлое и настоящее, воспитывает патриотизм, позволяет осознать величие их жизненного примера, задуматься о том, как надо жить, любить и защищать свое Отечество.

Таким образом, следует отметить, что воспитательный потенциал внутриклассных традиций велик. Они не только влияют на внешнее поведение и поступки ребят, но и затрагивают внутренние струнки детской души, прививают порядочность и душевную чуткость. Традиции учат бережно относиться к тому, что было сделано старшим поколением, они несут в себе духовно-нравственное развитие личности ребенка, украшают и обогащают жизнь класса, делают ее более интересной и содержательной, сплачивают ребят в дружную семью, воспитывают чувства сопереживания, сочувствия, уважения к окружающим людям.

Проходят годы, но и через годы учащиеся вспоминают, какой была жизнь в их классе, какие праздники и встречи, экскурсии и викторины они проводили, какие отношения складывались у них с классным руководителем, по каким обычаям и на каких традициях строилась жизнь класса.



4

© 2010-2022