Программа по полезным привычкам

Раздел Классному руководителю
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 6 с углубленным изучением иностранных языков»



Согласовано

на методическом совете

школы.

Протокол №1

от сентября 2013г.

Председатель МС

Н.В.Попова

Рассмотрено

на заседании ПО

Протокол №1

от сентября 2013г

Руководитель ПО

А.А. Ярыгина

«Утверждаю»


Директор

МОУ «СОШ № 6»

Г.А.Лютянская


……………………

« » сентября 2013 г.


……………………

« » сентября 2013 г.


……………………

« » сентября 2013 г.


Дополнительная образовательная программа


«Полезные привычки»


для 2 класса


на 2013/2014 учебный год





Рабочая программа составлена на основе:

учебно - методического комплекта «Полезные привычки» (1 - 4-й классы),

разработанного группой российских специалистов

(под руководством кандидата психологических наук О.Л. Романовой)

по инициативе Международной некоммерческой организации «Проект ХОУП».



Возраст учащихся: 8 лет

Срок реализации: 4 года


Учитель: Туганова Ю.Ю.




Северодвинск

2012г.

Пояснительная записка

Программа по профилактике употребления табака, алкоголя детьми, других психоактивных веществ - «Полезные привычки», ориентирована на начальную школу - 1-4 классы. Составлена на основе материалов «Полезные привычки», разработанными сотрудниками «Проекта ХОУП» и является адаптировано -модификационной. Данная программа учитывает психологические и физиологические особенности детей младшего школьного возраста и адаптирована к учащимся 1- 4 классов. Курс рассчитан на 132 занятия. Срок реализации 4 года.
Употребление табака и алкоголя - широко распространенное явление. Мы ежедневно сталкиваемся с ним в средствах массовой информации и в обыденной жизни. К сожалению, сегодня нельзя защитить детей от подобного рода информации - они видят на улице и по телевидению, как употребляют одурманивающие вещества люди, слышат разговоры взрослых, видят курящих и выпивающих родителей. И младшие школьники еще не способны адекватно оценить это. Поэтому очень важно дать им правильную установку, представление о том, что «хорошо», а что «плохо», и задолго до того, как возникнет опасность первого опыта или реального знакомства ребенка с табаком, алкоголем и психоактивными вещества ми, необходимо сформировать у него устойчивое негативное отношение к употреблению этих веществ.

Школа как социальный институт обладает рядом уникальных возможностей для успешной профилактики употребления табака, алкоголя и других психоактивных веществ. Она может:

  • прививать учащимся навыки здорового образа жизни;

  • влиять на уровень притязаний и самооценку детей;

  • осуществлять совместную работу с семьёй ребенка для контроля над ситуацией;

  • привлекать специалистов - медиков, психологов, педагогов и др.

Цель: создание условий для овладения обучающимися объективными, соответствующими возрасту знаниями, а также формирования здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ.

Задачи:

  • Предоставить детям объективную, соответствующую возрасту информацию о табаке и алкоголе; способствовать увеличению знаний обучающихся путем обсуждения проблем, связанных с табаком и алкоголем.

  • Учить детей лучше понимать самих себя и критически относиться к собственному поведению; способствовать стремлению детей понять окружающих и анализировать свои отношения с ними.

  • Учить детей эффективно общаться.

  • Учить детей делать здоровый выбор и принимать ответственные решения.

  • Помочь школе и родителям в предупреждении приобщения обучающихся начальной школы к табаку и алкоголю.

Основные методы обучения: беседа, объяснение, обучение в группе, кооперативное обучение, упражнения - энергизаторы, интерактивные методы обучения (мозговой штурм, ролевая игра).

Знания, умения, навыки, формируемые в результате обучения

В процессе освоения данного курса обучающиеся приобретают знания:

  • о природе, фармакологических свойствах и вредных последствиях употребления психоактивных веществ;

  • о факторах, влияющих на здоровье человека;

  • знать признаки здорового человека;

  • источники влияния и давления;

  • безопасные интересные способы проведения времени.

На основе усвоенных знаний формируются умения:

  • делать здоровый выбор;

  • понимать окружающих и анализировать свои отношения с ними;

  • принимать рациональные решения;

  • анализировать собственные качества.

навыки:

  • Сопротивления давления и развития личностной и социальной компетентности.

  • Эффективного общения, взаимодействия с людьми, неагрессивного отстаивания своей позиции и отказа в ситуации давления

  • Самоконтроля, самооценки

  • Преодоления стресса, тревоги

  • Ответственного поведения, снижающего вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ

  • Преодоления жизненных трудностей в целом

  • Самовыражения через увлечения, развивающие личность











Оценка эффективности обучения детей.


Для оценки эффективности дети тестируются дважды. Первый раз - до обучения, второй раз - после обучения. Результаты сравниваются. Тестирование проводится в течении урока. Вопросник для учащихся состоит из 10 картинок, изображавших здоровые и нездоровые занятия. Детям предлагалось раскрасить разными цветами здоровые и нездоровые занятия. 4 картинки из 10 посвящены соблюдению личной гигиены, остальные употреблению табака и алкоголя.

Тестирование на начало обучения (сентябрь).

Темы тестирования

Соблюдение правил личной гигиены

Отношение к табаку

Отношение к алкоголю

Отношение детей

Положительное

Отрица

тельное

Положительное

Отрица

тельное

Положительное

Отрица

тельное

Мальчики (15 человека)

3

3

3

Девочки (9 человек)

12

12

12

Тестирование на конец обучения (май).

Темы тестирования

Соблюдение правил личной гигиены

Отношение к табаку

Отношение к алкоголю

Отношение детей

Положительное

Отрица

тельное

Положительное

Отрица

тельное

Положительное

Отрица

тельное

Мальчики (15 человека)


Девочки (9человек)



Проведённое тестирование должно показать изменения, которые произойдут в результате обучения.


Ожидаемые результаты.


В результате целенаправленного, организованного превентивного обучения дети будут планомерно и систематически овладевать знаниями о вреде табака, алкоголя. Превентивное, или профилактическое, обучение - это сочетание овладения детьми знаниями с формированием здоровых установок и навыков ответственного поведения в отношении здоровья. Такое обучение предполагает формирование положительного образа Я ребёнка. Ребёнок научится принимать правильные ответственные решения в данном направлении, сможет активно общаться со сверстниками. Все обученные дети будут располагать объективной информацией и лучше будут подготовлены к обсуждению вопросов, связанных с употреблением психоактивных веществ в обществе.








Учебно - тематический план ( 2 класс)

(34 часа, 1 час в неделю)



Название темы

теория

практика

Всего часов

1 блок - «Я».

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

Положительный образ Я.

Уникальность собственного Я

Я - неповторимый человек.

Традиции моей страны.

Культура моей страны и Я.

Семейные праздники.

Традиции моей семьи.

Традиция здорового образа жизни.

Чувства.

О чем говорят чувства.

Учусь различать эмоции и чувства.

Учусь управлять своими чувствами.

Неприятных чувств можно избежать, если думать о последствиях своих поступков.

Множество решений.

Многообразие принимаемых людьми решений.

Учусь предвидеть последствия своих решений.

Учусь делать правильный выбор.

Знакомство с алгоритмом принятия решений: остановись, подумай, выбери.

Учусь пользовать алгоритмом принятия решений: остановись, подумай, выбери.

Признаки здорового человека - умение делать здоровый (правильный) выбор.

Отказ от табака и алкоголя - правильный выбор.

Здоровье зависит от принимаемых ребенком решений и поступков.

Решение и здоровье.

Учусь заботиться о своем здоровье, чтобы расти и хорошо учиться.

Лекарство и яд.

Нужные и ненужные тебе лекарства.

Дети не должны принимать лекарства и пробовать незнакомые самостоятельно.

Лекарства выписывают только медицинские работники.

Что такое табак?

Пассивное курение.

Пассивное курение очень вредно для здоровья

Знакомство с правилами, защищающими права некурящих.

Учусь пользоваться правилами, защищающими права некурящих.

Учусь делать здоровый выбор.

1/2

1/2

1/2

1/4

1/2

1/4

3/4

1/2

1/2

1/2

1/2

1/4



1/2

1/4


3/4


1/2



1/2


1/2


1/2


1/4


1/2



1/4


3/4

1/2

1/2

1/2

1/2

1/4

1/2

1/4

3/4

1/2

3/4

1/2



1/2

1/2

1/2

3/4

1/2

3/4

1/4

1/2

1/2

1/2

1/2

3/4



1/2

3/4


1/4


1/2



1/2


1/2


1/2


3/4


1/2



3/4


1/4

1/2

1/2

1/2

1/2

3/4

1/2

3/4

1/4

1/2

1/4

1/2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1



1

1


1


1



1


1


1


1


1



1


1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

34

Содержание программы



1 блок - «Я».

Развитие личностной и социальной компетентности детей.

Положительное отношение к себе - важное условие полноценного развития личности ребёнка. Для его формирования детям необходимо ощущать собственную значимость в глазах других людей. Признание ценности ребёнка выражается в родительской любви, внимании, заботе и уважении его достоинства окружающими. Формированию положительного отношения ребёнка к себе и другим способствует осознание неповторимости, уникальности себя и окружающих.

Ребёнок приобщается к культурным ценностям через семью, являющуюся носительницей национальных традиций общества. Каждая национальная культура уникальна и вносит вклад в мировую культуру. Формирование у детей чувства гордости за свою культуру, знание культурных традиций здорового образа жизни важно для становления личности.

2 блок - «Я и другие».

Развитие личностной и социальной компетентности детей.

О чём говорят выразительные движения. В процессе общения люди используют как вербальные средства (словесные), так и невербальные (выразительные движения). Умение правильно пользоваться не только вербальными, но и невербальными способами передачи информации повышает эффективность общения.

Учусь понимать людей - это значит не только прислушиваться к его словам, но и пытаться понять его чувства и настроения по выразительным движениям. Необходимым условием эффективного общения является использование одного языка и одинаковое понимание ситуации, в которой оно происходит. Последнее в большей мере зависит от совпадения вербальных и невербальных компонентов сообщения.

3 блок - «Формы неагрессивного противодействия чужому давлению».

Развитие личностной и социальной компетентности детей.

Я становлюсь увереннее. Преодоление неуверенности в себе способствует принятию решений и ответственности за своё поведение. Уверенность в себе помогает ставить цели и добиваться успеха. Уверенность в себе позволяет не поддаваться давлению окружающих.

Когда на меня оказывают давление. Давление сверстников является одним из факторов приобщения детей к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ. Все подростки в той или иной степени поддаются влиянию группы сверстников, но те из них, кто имеет заниженную самооценку, не умеет противостоять давлению, не уверен в себе и тревожен, оказываются в наименее благоприятной ситуации. Поэтому обучение детей противостоять давлению и формирование реалистичной самооценки и уверенности в себе - важные задачи превентивного обучения.

4 блок - «Информация о ПАВ».

Развитие личностной и социальной компетентности детей.

Самоуважение. Уважение означает положительное отношение к человеку, основанное на признании его достоинств. Самоуважение - признание собственных достоинств. Каждому человеку необходимо уважение окружающих и самоуважение для самореализации и успешного взаимодействия с людьми. Самоуважение - защитный фактор против приобщения к психоактивным веществам.

Привычки. Употребление табака и алкоголя, ещё не ставшее заболеванием, но уже регулярное, рассматривается некоторыми специалистами как вредная привычка (отклоняющееся поведение). Предупреждение возникновения вредных привычек у подростков является важным защитным фактором.

Информация о табаке, алкоголе (доступная данному возрасту).

И снова алкоголь. Знание фактической информации об алкоголе и понимание механизмов действия рекламы способствуют осознанному принятию решений детьми и ответственному поведению в сложных ситуациях.

Алкоголь в компании. Знание причин употребления алкоголя в компании сверстников и его возможных последствий способствует ответственному поведению и здоровому выбору.















Методическое обеспечение программы.

1. Т. Б. Гречаная и другие. Полезные привычки. Пособие для учителя. - Москва, 2000.

2. Т. Б. Гречаная и другие. Рабочая тетрадь для 1-го класса. - Москва, 2000.

3. Т. Б. Гречаная и другие. Рабочая тетрадь для 2-го класса. - Москва, 2000.

4. Т. Б. Гречаная и другие. Рабочая тетрадь для 3-го класса. - Москва, 2000.

5. Т. Б. Гречаная и другие. Рабочая тетрадь для 4-го класса. - Москва, 2000.

Группы методов

Методы и приёмы

Словесные

Беседа, рассказ, объяснение

Наглядные

Наблюдение, демонстрация наглядных пособий

Практические

Обучение в группе, кооперативное обучение,

Игра

упражнения - энергизаторы, мозговой штурм, ролевая игра.

Оценка эффективности обучения детей

Тестирование, проведение опросов, интервью

Техническое оснащение

Оборудование: магнитафон, ноутбук, проектор

Дидактические материалы: предметные и сюжетные картинки, цветные карандаши, карточки для работы в группах.



© 2010-2022