- Преподавателю
- Классному руководителю
- Программа по работе с семьей Содружество
Программа по работе с семьей Содружество
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Юхимчук Р.В. |
Дата | 28.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение-
средняя общеобразовательная школа № 24 г. Белгорода
им. Героя Советского Союза Ивана Петровича Крамчанинова
Программа
по работе с родителями
«Содружество»
Учитель начальных классов
МБОУ СОШ №24 г. Белгорода
Юхимчук Р.В.
Пояснительная записка
Традиционно главным институтом воспитания является семья, то, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.
Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей - матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.
Анализ существующего положения семьи показывает, что в ходе реформирования страны оно значительно осложнилось. Резкое снижение качества жизни отрицательно отразилось на организации домохозяйства, структуре потребления, здоровье членов семьи, удовлетворении их духовных, образовательных, культурных потребностей. Существенно деформировались социально-экономическая, психологическая функции семьи. Проявилась устойчивая тенденция снижения роли семьи в воспитании и развитии детей, обеспечении их нравственного и физического здоровья. Кризисное состояние семьи, как социального института усугубляется распространением преступности, алкоголизма, наркомании, бродяжничества, сиротства при живых родителях.
Данная программа посвящена проблеме организации сотрудничества между педагогическим коллективом и родителями в процессе воспитания обучающихся. Особенность предлагаемой программы состоит в том, что при разработке основных направлений воспитательной деятельности учитывались мнения и предпочтения родителей и детей.
Цель программы по сотрудничеству с семьей:
-организация сотрудничества между педагогическим коллективом и родителями в интересах воспитания и развития личности ребенка.
Задачи:
1. Изучить семьи путем выявления их возможностей по воспитанию детей.
2. Организовать семейное воспитание через возрождение семейной досуговой деятельности.
3. Развивать культуру внутрисемейного общения.
4. Выявить функции сотрудничества педагогического коллектива и родителей.
5. Создать творческую группу по поддержке и взаимодействию с семьями, возрождать семейные традиции, утверждать здоровый образ жизни.
6. Определить формы взаимодействия педагогического коллектива и родителей.
7. Организовать родительский всеобуч.
8. Использовать личностно-ориентированный подход к ребенку и родителям.
9. Анализировать результаты совместной деятельности педагогического коллектива и родителей по воспитанию обучающихся.
Воспитательная работа по сотрудничеству с семьёй обеспечивается методически. К числу используемых методов воспитания мы относим:
- методы формирования сознания личности (формирование убеждений, взглядов, идеалов): беседы, лекции, личный пример взрослых;
- методы организации деятельности и формирование общественного поведения: общественное мнение, поручение, упражнение, создание воспитывающих ситуаций;
- методы стимулирования поведения и деятельности: соревнование, поощрение, благодарность, одобрение;
- методы самоконтроля и самооценки: педагогическое наблюдение, анализ результатов деятельности, психологические опросники;
- метод по степени самостоятельности мышления детей (частично - поисковый)
Главными функциями семьи являются:
- воспитательная;
- оздоровительная;
-духовно-нравственная;
- познавательно-образовательная;
- бытовая;
-трудовая;
-культурно-просветительная;
-досугово-творческая;
- охранно-защитная.
Взаимодействие семьи и школы направлено на активное включение родителей в воспитательный процесс, досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами.
Функциями взаимодействия семьи и школы являются:
-информационная;
-воспитательно-развивающая;
- формирующая;
-охранно-оздоровительная;
- контролирующая.
В практике работы школы определились разнообразные формы взаимодействия педагогического коллектива и родителей:
- родительские собрания;
- индивидуальные консультации;
- анкетирование родителей;
-выставки творческих работ;
- родительский лекторий;
- творческие мастерские;
- праздничные программы;
- конкурсы;
- концерты;
- спортивно - игровые программы;
- однодневные походы.
Основные направления организации работы школы с семьей:
1. Организация диагностической работы по изучению семей: программированное наблюдение типа семьи, установок родителей по отношению к детям и к собственной семье. Составление характеристик семей обучающихся (состав семьи, сфера занятости родителей, образовательный и социальный уровень и др.)
2. Организация психолого-педагогического просвещения родителей. Организация и проведение массовых мероприятий с родителями, работа по совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и обучающихся.
3. Выявление и использование в практической деятельности позитивного опыта семейного воспитания.
4. Разработка тематического оформления по работе с семьей - информационный стенд "Для Вас, родители".
Таким образом, задействованы следующие группы:
- дети от 7до 10 лет,
-родители обучающихся.
Ожидаемые результаты:
- педагог - ребенок - родитель выстраивают систему своих отношений по принципу "человек - человек";
-оказание практической помощи родителям при возникновении проблемных ситуаций в семье;
- родители оценивают значимость воспитания в жизни ребёнка.
Алгоритм взаимодействия родителей, детей и педагогов
1. Создание среды для знакомства, взаимодействия.
2. Формирование группы из родителей и обучающихся, готовых активно сотрудничать.
3. Установление постоянного контакта с семьями.
4. Организация проведения семейных праздников, накопление и анализ информации.
5. Осуществление совместно с родителями разработок сценариев, обучение, репетиции.
6. Организация и проведение традиционных встреч - семейных клубных дней.
7. Организация и осуществление педагогической поддержки родителей.
8. Проведение конкурса "Моя семья.
Психолого-диагностическая работа
Эта работа включает в себя психолого-диагностический инструментарий и психологическое сопровождение взаимодействия педагогического коллектива с семьёй.
Весь набор методик делится на три группы, различных по назначению:
1. методики, используемые для изучения семей обучающихся (характеристика семей, "Тип семьи" - анкетирование (методика программированного наблюдения);
2. методики, используемые для выявления уровня воспитанности обучающихся;
3. методики, предлагаемые родителям (анкета "Удовлетворенность родителей работой школы").
Основным критерием результативности воспитательной работы является уровень воспитанности. Это одна из основных характеристик личности, проявляющаяся в ее мировоззрении, установках и ценностях, общественно - значимом поведении и деятельности.
Исходя из выше сказанного под уровнем воспитанности обучающихся подразумеваются следующие критерии:
- нравственный потенциал обучающихся (тест "Размышляем о жизненном опыте");
- коммуникативные склонности (методика выявления коммуникативных склонностей учащихся);
-творческая активность (методика диагностики уровня творческой активности учащихся).
Система семейного воспитания в последнее время претерпевает значительные изменения. Известно, что состояние современной семьи обусловлено рядом негативных факторов: произошло разрушение статуса семьи, как воспитательного института, даже во внешне вполне благополучных семьях отсутствует взаимопонимание между супругами, детьми и родителями. А в современных условиях в силу целого ряда причин семья становится одним из основных объектов внимания общества. Это объясняется тем, что все сильнее обостряются проблемы семьи и семейных отношений. Они требуют для своего разрешения все больше усилий, т.к. от решения этих проблем зависит будущее страны.
В процессе развития ребенка педагогика выделяет три сферы:
-образование (целенаправленное воздействие на ребенка);
-семью (основной институт социализации личности);
- социум (стихийное влияние "улицы").
Семья представляется для человека психологическим убежищем от столкновений с внешней средой, местом восстановления духовных сил и эмоционального равновесия при стрессовых ситуациях.
Чтобы вырастить полноценного человека, культурную, высоконравственную, творческую и социально зрелую личность, необходимо, чтобы педагоги и родители действовали как союзники, делились с детьми своей добротой, опытом, знаниями. Жизнью доказано, что отсутствие любви и неумение хвалить и поддерживать своего ребенка - главная ошибка семейного воспитания.
Главными компонентами семейного воспитания выступают:
- климат семейного воспитания (традиции, уют, отношения);
- режим семейной жизни;
-содержание деятельности (отца, матери, родственников).
Меняется роль и место родителей в образовательно-воспитательном процессе. Актуальным становится взаимодействие семьи и школы в интересах развития личности ребенка. В сотрудничестве с родителями педагоги видят большие воспитательные возможности. Изменилось качество самой семьи, прервалась преемственность педагогической традиции. Родители нередко проявляют неграмотность в вопросах развития и воспитания. Причинами семейных проблем становятся не только социальные трудности, но и неблагоприятный психологический климат, неумение строить внутрисемейные отношения, нанося значительный вред духовному и психологическому развитию становления личности ребенка. Главное назначение семьи - воспитание детей.
Для возвращения национальной памяти в содержание программы заложены принципы иного, нового отношения к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно - прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь "сито" веков. Организация семейных праздников, основанных на русских народных традициях, обычаях, обрядах реализуют понимание детьми-горожанами быта, обычаев, обрядов русского народа. Таким образом, помимо познавательного, речевого, художественно-эстетического, нравственного и эмоционального развития такие праздники способствуют и социальному развитию детей.
Организация совместной деятельности родителей, обучающихся и педагогов.
Сентябрь
- "Семья и педагоги - партнеры в воспитании" - родительское собрание;
- "День открытых дверей" - презентация творческих объединений;
-"Как образовалась моя семья" - краеведческая акция (подведение итогов на конкурсе "Моя семья");
- "Семья обучающегося" - анкетирование.
Октябрь
- "Учимся общению" - тренинговое занятие с родителями;
- "Бабушкины посиделки" - вечер отдыха, посвященный Дню пожилого человека;
- "Традиции в нашей семье" - семейный клубный день;
- "Тип семьи" - анкетирование;
- Мастер - класс "Семь Я" - подготовка исполнителей для семейного праздника;
- "Осенины" - семейный праздник, основанный на русских народных традициях, обычаях, обрядах.
Ноябрь
- Мастер - класс "Семь Я" - подготовка исполнителей для праздничной программы;
- "Мама для мамонтенка" - праздничная программа, посвященная Дню матери;
- "Мама, мамочка, мамуля" - конкурс рисунков.
Декабрь
- "Роль отца в воспитании детей" - круглый стол с участием специалистов;
- "Краса Белогорья" - выставка декоративно-прикладного искусства;
- Мастер - класс "Семь Я" - подготовка исполнителей для семейного новогоднего праздника;
- "Волшебный сундучок со сказками" - новогодний праздник.
Январь
- "Крещенский вечерок" - семейный клубный день, основанный на русских народных традициях, обычаях, обрядах;
- "Чего родителям делать нельзя" - час общения родителей и психолога;
- "Мастерилка " - мастерская для пап и детей (подарок маме к 8 Марта).
Февраль
- "Семейный калейдоскоп" - конкурс семейных альбомов;
-Мастер - класс "Семь Я" - подготовка исполнителей для праздничной программы;
- "Папы могут все, что угодно" - праздничная программа, посвященная Дню защитника Отечества;
- "Семья, друзья и здоровье" - спортивно - игровая программа;
- "Роль семейных традиций в воспитании детей" - родительский лекторий.
Март
- "Тайны семейной кухни" - конкурс хозяек;
- Мастер - класс "Семь Я" - подготовка исполнителей для праздничной программы;
- "Проводы русской зимы" - семейный клубный день, основанный на русских народных традициях, обычаях, обрядах;
- "От всей души" - праздничная программа;
Апрель
- "Остров семейных сокровищ" - выставка семейных работ;
- "Пасхальный благовест" - семейный клубный день, основанный на русских народных традициях, обычаях, обрядах;
Май
- "Терем весёлых затей" - итоговый праздник;
- "Моя семья" - конкурсная программа;
* "Отдыхаем всей семьёй" - экскурсия.