Программа по работе с семьей Содружество

Данная программа посвящена проблеме организации сотрудничества между педагогическим коллективом и родителями в процессе воспитания обучающихся. Особенность предлагаемой программы состоит в том, что при разработке основных направлений воспитательной деятельности учитывались мнения и предпочтения родителей и детей. Цель программы по сотрудничеству с семьей: -организация сотрудничества между педагогическим коллективом и родителями в интересах воспитания и развития личности ребенка. Зад...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение-

средняя общеобразовательная школа № 24 г. Белгорода

им. Героя Советского Союза Ивана Петровича Крамчанинова




Программа

по работе с родителями

«Содружество»




Учитель начальных классов

МБОУ СОШ №24 г. Белгорода

Юхимчук Р.В.



Пояснительная записка

Традиционно главным институтом воспитания является семья, то, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей - матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Анализ существующего положения семьи показывает, что в ходе реформирования страны оно значительно осложнилось. Резкое снижение качества жизни отрицательно отразилось на организации домохозяйства, структуре потребления, здоровье членов семьи, удовлетворении их духовных, образовательных, культурных потребностей. Существенно деформировались социально-экономическая, психологическая функции семьи. Проявилась устойчивая тенденция снижения роли семьи в воспитании и развитии детей, обеспечении их нравственного и физического здоровья. Кризисное состояние семьи, как социального института усугубляется распространением преступности, алкоголизма, наркомании, бродяжничества, сиротства при живых родителях.

Данная программа посвящена проблеме организации сотрудничества между педагогическим коллективом и родителями в процессе воспитания обучающихся. Особенность предлагаемой программы состоит в том, что при разработке основных направлений воспитательной деятельности учитывались мнения и предпочтения родителей и детей.

Цель программы по сотрудничеству с семьей:

-организация сотрудничества между педагогическим коллективом и родителями в интересах воспитания и развития личности ребенка.

Задачи:

1. Изучить семьи путем выявления их возможностей по воспитанию детей.

2. Организовать семейное воспитание через возрождение семейной досуговой деятельности.

3. Развивать культуру внутрисемейного общения.

4. Выявить функции сотрудничества педагогического коллектива и родителей.

5. Создать творческую группу по поддержке и взаимодействию с семьями, возрождать семейные традиции, утверждать здоровый образ жизни.

6. Определить формы взаимодействия педагогического коллектива и родителей.

7. Организовать родительский всеобуч.

8. Использовать личностно-ориентированный подход к ребенку и родителям.

9. Анализировать результаты совместной деятельности педагогического коллектива и родителей по воспитанию обучающихся.

Воспитательная работа по сотрудничеству с семьёй обеспечивается методически. К числу используемых методов воспитания мы относим:

- методы формирования сознания личности (формирование убеждений, взглядов, идеалов): беседы, лекции, личный пример взрослых;

- методы организации деятельности и формирование общественного поведения: общественное мнение, поручение, упражнение, создание воспитывающих ситуаций;

- методы стимулирования поведения и деятельности: соревнование, поощрение, благодарность, одобрение;

- методы самоконтроля и самооценки: педагогическое наблюдение, анализ результатов деятельности, психологические опросники;

- метод по степени самостоятельности мышления детей (частично - поисковый)

Главными функциями семьи являются:

- воспитательная;

- оздоровительная;

-духовно-нравственная;

- познавательно-образовательная;

- бытовая;

-трудовая;

-культурно-просветительная;

-досугово-творческая;

- охранно-защитная.

Взаимодействие семьи и школы направлено на активное включение родителей в воспитательный процесс, досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами.

Функциями взаимодействия семьи и школы являются:

-информационная;

-воспитательно-развивающая;

- формирующая;

-охранно-оздоровительная;

- контролирующая.

В практике работы школы определились разнообразные формы взаимодействия педагогического коллектива и родителей:

- родительские собрания;

- индивидуальные консультации;

- анкетирование родителей;

-выставки творческих работ;

- родительский лекторий;

- творческие мастерские;

- праздничные программы;

- конкурсы;

- концерты;

- спортивно - игровые программы;

- однодневные походы.

Основные направления организации работы школы с семьей:

1. Организация диагностической работы по изучению семей: программированное наблюдение типа семьи, установок родителей по отношению к детям и к собственной семье. Составление характеристик семей обучающихся (состав семьи, сфера занятости родителей, образовательный и социальный уровень и др.)

2. Организация психолого-педагогического просвещения родителей. Организация и проведение массовых мероприятий с родителями, работа по совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и обучающихся.

3. Выявление и использование в практической деятельности позитивного опыта семейного воспитания.

4. Разработка тематического оформления по работе с семьей - информационный стенд "Для Вас, родители".

Таким образом, задействованы следующие группы:

- дети от 7до 10 лет,

-родители обучающихся.

Ожидаемые результаты:

- педагог - ребенок - родитель выстраивают систему своих отношений по принципу "человек - человек";

-оказание практической помощи родителям при возникновении проблемных ситуаций в семье;

- родители оценивают значимость воспитания в жизни ребёнка.

Алгоритм взаимодействия родителей, детей и педагогов

1. Создание среды для знакомства, взаимодействия.

2. Формирование группы из родителей и обучающихся, готовых активно сотрудничать.

3. Установление постоянного контакта с семьями.

4. Организация проведения семейных праздников, накопление и анализ информации.

5. Осуществление совместно с родителями разработок сценариев, обучение, репетиции.

6. Организация и проведение традиционных встреч - семейных клубных дней.

7. Организация и осуществление педагогической поддержки родителей.

8. Проведение конкурса "Моя семья.

Психолого-диагностическая работа

Эта работа включает в себя психолого-диагностический инструментарий и психологическое сопровождение взаимодействия педагогического коллектива с семьёй.

Весь набор методик делится на три группы, различных по назначению:

1. методики, используемые для изучения семей обучающихся (характеристика семей, "Тип семьи" - анкетирование (методика программированного наблюдения);

2. методики, используемые для выявления уровня воспитанности обучающихся;

3. методики, предлагаемые родителям (анкета "Удовлетворенность родителей работой школы").

Основным критерием результативности воспитательной работы является уровень воспитанности. Это одна из основных характеристик личности, проявляющаяся в ее мировоззрении, установках и ценностях, общественно - значимом поведении и деятельности.

Исходя из выше сказанного под уровнем воспитанности обучающихся подразумеваются следующие критерии:

- нравственный потенциал обучающихся (тест "Размышляем о жизненном опыте");

- коммуникативные склонности (методика выявления коммуникативных склонностей учащихся);

-творческая активность (методика диагностики уровня творческой активности учащихся).

Система семейного воспитания в последнее время претерпевает значительные изменения. Известно, что состояние современной семьи обусловлено рядом негативных факторов: произошло разрушение статуса семьи, как воспитательного института, даже во внешне вполне благополучных семьях отсутствует взаимопонимание между супругами, детьми и родителями. А в современных условиях в силу целого ряда причин семья становится одним из основных объектов внимания общества. Это объясняется тем, что все сильнее обостряются проблемы семьи и семейных отношений. Они требуют для своего разрешения все больше усилий, т.к. от решения этих проблем зависит будущее страны.

В процессе развития ребенка педагогика выделяет три сферы:

-образование (целенаправленное воздействие на ребенка);

-семью (основной институт социализации личности);

- социум (стихийное влияние "улицы").

Семья представляется для человека психологическим убежищем от столкновений с внешней средой, местом восстановления духовных сил и эмоционального равновесия при стрессовых ситуациях.

Чтобы вырастить полноценного человека, культурную, высоконравственную, творческую и социально зрелую личность, необходимо, чтобы педагоги и родители действовали как союзники, делились с детьми своей добротой, опытом, знаниями. Жизнью доказано, что отсутствие любви и неумение хвалить и поддерживать своего ребенка - главная ошибка семейного воспитания.

Главными компонентами семейного воспитания выступают:

- климат семейного воспитания (традиции, уют, отношения);

- режим семейной жизни;

-содержание деятельности (отца, матери, родственников).

Меняется роль и место родителей в образовательно-воспитательном процессе. Актуальным становится взаимодействие семьи и школы в интересах развития личности ребенка. В сотрудничестве с родителями педагоги видят большие воспитательные возможности. Изменилось качество самой семьи, прервалась преемственность педагогической традиции. Родители нередко проявляют неграмотность в вопросах развития и воспитания. Причинами семейных проблем становятся не только социальные трудности, но и неблагоприятный психологический климат, неумение строить внутрисемейные отношения, нанося значительный вред духовному и психологическому развитию становления личности ребенка. Главное назначение семьи - воспитание детей.

Для возвращения национальной памяти в содержание программы заложены принципы иного, нового отношения к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно - прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь "сито" веков. Организация семейных праздников, основанных на русских народных традициях, обычаях, обрядах реализуют понимание детьми-горожанами быта, обычаев, обрядов русского народа. Таким образом, помимо познавательного, речевого, художественно-эстетического, нравственного и эмоционального развития такие праздники способствуют и социальному развитию детей.

Организация совместной деятельности родителей, обучающихся и педагогов.

Сентябрь

- "Семья и педагоги - партнеры в воспитании" - родительское собрание;

- "День открытых дверей" - презентация творческих объединений;

-"Как образовалась моя семья" - краеведческая акция (подведение итогов на конкурсе "Моя семья");

- "Семья обучающегося" - анкетирование.

Октябрь

- "Учимся общению" - тренинговое занятие с родителями;

- "Бабушкины посиделки" - вечер отдыха, посвященный Дню пожилого человека;

- "Традиции в нашей семье" - семейный клубный день;

- "Тип семьи" - анкетирование;

- Мастер - класс "Семь Я" - подготовка исполнителей для семейного праздника;

- "Осенины" - семейный праздник, основанный на русских народных традициях, обычаях, обрядах.

Ноябрь

- Мастер - класс "Семь Я" - подготовка исполнителей для праздничной программы;

- "Мама для мамонтенка" - праздничная программа, посвященная Дню матери;

- "Мама, мамочка, мамуля" - конкурс рисунков.

Декабрь

- "Роль отца в воспитании детей" - круглый стол с участием специалистов;

- "Краса Белогорья" - выставка декоративно-прикладного искусства;

- Мастер - класс "Семь Я" - подготовка исполнителей для семейного новогоднего праздника;

- "Волшебный сундучок со сказками" - новогодний праздник.

Январь

- "Крещенский вечерок" - семейный клубный день, основанный на русских народных традициях, обычаях, обрядах;

- "Чего родителям делать нельзя" - час общения родителей и психолога;

- "Мастерилка " - мастерская для пап и детей (подарок маме к 8 Марта).

Февраль

- "Семейный калейдоскоп" - конкурс семейных альбомов;

-Мастер - класс "Семь Я" - подготовка исполнителей для праздничной программы;

- "Папы могут все, что угодно" - праздничная программа, посвященная Дню защитника Отечества;

- "Семья, друзья и здоровье" - спортивно - игровая программа;

- "Роль семейных традиций в воспитании детей" - родительский лекторий.

Март

- "Тайны семейной кухни" - конкурс хозяек;

- Мастер - класс "Семь Я" - подготовка исполнителей для праздничной программы;

- "Проводы русской зимы" - семейный клубный день, основанный на русских народных традициях, обычаях, обрядах;

- "От всей души" - праздничная программа;

Апрель

- "Остров семейных сокровищ" - выставка семейных работ;

- "Пасхальный благовест" - семейный клубный день, основанный на русских народных традициях, обычаях, обрядах;

Май

- "Терем весёлых затей" - итоговый праздник;

- "Моя семья" - конкурсная программа;

* "Отдыхаем всей семьёй" - экскурсия.

© 2010-2022