Методическая разработка раздела Социальное проектирование в рамках программы обучения актива Союза старшеклассников СтаТУС

Раздел Классному руководителю
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕМетодическая разработка раздела Социальное проектирование в рамках программы обучения актива Союза старшеклассников СтаТУС

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДВОРЕЦ ДЕТСКОГО (ЮНОШЕСКОГО) ТВОРЧЕСТВА» ГОРОДА САРОВА.





МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ»

в рамках обучающего блока для актива органов самоуправления молодежных общественных организаций «Направление: ЛИДЕР»






Автор:

ВЕСЕЛОВА ТАТЬЯНА АЛЕКСАНДРОВНА,

Методист МБУ ДО ДДТ

первой категории


г. Саров

2015

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная образовательная программа «ЛИДЕР» Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей Дворец детского (юношеского) творчества (МБОУ ДОД ДДТ) - это общеразвивающая программа для школьников старшего подросткового и раннего юношеского возраста. Программа ориентирована на обучающихся с 13 лет. Срок реализации программы - 3 года.

Данная дополнительная образовательная программа социально-педагогической направленности и нацелена на:

  • содействие формированию активной гражданской позиции старших школьников;

  • приобретение подростками практических знаний по организации работы органов самоуправления, методике коллективной творческой деятельности, этике и психологии общения, технологии социального проектирования и т.д.;

  • содействие развитию творческого, культурного коммуникативного потенциала старшеклассников в процессе участия в совместной общественно-полезной деятельности;

  • овладение подростками знаниями, умениями и навыками организаторской деятельности, самоорганизации и саморазвития.

Цель программы - выявление и развитие лидерских качеств, формирования организаторских умений и навыков старшеклассников и их дальнейшая реализация в деятельности общественных объединений.

Новизна данной образовательной программы состоит в том, что в изучении курса значительное место отводится прикладным аспектам лидерства и организаторской деятельности:

  • разбору практических ситуаций на конкретном объекте и практической ситуации;

  • изучению и анализу законодательных и нормативных актов (международного, российского, областного, городского уровня) регламентирующих общественную деятельность;

  • практике применения полученных знаний и умений в рамках проведения коллективно-творческих дел;

  • дискуссиям по проблемам формирования личности современного молодого лидера и т.д.

Лидерство рассматривается здесь в общей концепции современного менеджмента, требующего особого подхода к выработке решений и понимания обучающимися особенностей развития системы организации собственной деятельности и деятельности других людей в рамках закрытого города.

В рамках реализации образовательной программы «Школа «ЛИДЕР» обучающиеся изучают современную теорию лидерства, нормативно-правовую базу деятельности общественных объединений, социальное проектирование, основы и принципы маркетинга; развивают навыки делового общения (с представителями Администрации города, различных общественных организаций и т.д.), способности планировать, организовывать и анализировать собственную деятельность; практикуются в создании роликов и других видов социальной рекламы, проведения акций, флэшмобов и других интерактивных форм деятельности.

При изучении разделов программы педагогом используется индивидуальный подход к каждому обучающемуся, учитывается уровень знаний, полученных в школе и способностей учащихся.



  1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ РАЗДЕЛА

ЦЕЛЬ: познакомить обучающихся с технологией социального проектирования, дать возможность применить полученные знания на практике.

ЗАДАЧИ:

Обучающие:

  • познакомить с основными терминами и понятиями социального проектирования;

  • освоить технологию создания социального проекта, разработать алгоритм поэтапных действий;

  • применять теоретические навыки технологии социального проектирования на практике

Воспитательные:

  • формировать социальную компетентность подростков, развивать навыки социального выбора и действия;

  • формировать потребность в самоорганизации: навыки планирования, самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца, настойчивость, выдержку;

  • способствовать личностному и профессиональному самоопределению: формированию потребности в достижение цели, формированию профессионально важных качеств личности.

Развивающие:

  • формировать коммуникативные навыки и опыт взаимодействия с представителями различных органов государственной власти, городских СМИ, социальных служб и общественных институтов

  • развивать организаторские и творческие способности обучающихся

  • повышать мотивацию обучающихся на включение в различные виды социально-значимой и общественно-полезной деятельности.


  1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ освоения учебного материала обучающимися в соответствии с возрастными особенностями.

Согласно стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации, закона «Об образовании», Концепции гражданского образования в Нижегородской области на 2009-2013 годы, одним из приоритетных направлений деятельности является создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации подростков и молодежи, а также возможности для самостоятельного и эффективного решения молодыми людьми возникающих проблем.

Изучая раздел «Социальное проектирование» дополнительной образовательной программы объединения «Школа «ЛИДЕР», подросток не просто усваивает культурные и социальные ценности, опыт конкретного общества, а преобразует их в свои собственные установки и ориентации.

Именно в этом возрасте наиболее ярко выражена социальная активность старшеклассников, мотивация к социально-значимой деятельности, потребность быть признанным и успешным.

Технология социального проектирования в полной мере позволяет каждому подростку реализовать свои умственные, творческие и коммуникативные потребности, свободно и самостоятельно выбрав роль, форму деятельности, спектр обязанностей и уровень ответственности.

Концепция развития ЗАТО Саров до 2020 года говорит о том, что в городе должен быть сформирован особый сектор системы образования и воспитания, ориентированный на новых жителей Сарова и позволяющий им интегрироваться в городскую культуру, повысить свой социальный статус, занять значимое место в городской жизни.

Обучаясь социальному проектированию, саровский подросток попадает в условия, где ему необходимо принимать решения, брать на себя ответственность, выявлять проблемы, отстаивать свое мнение среди сверстников и представителей старшего поколения, что является наиболее важным в сенситивный период для чувства общности и принадлежности к группе. Подобные навыки и умения становятся особенно важными на дальнейшем этапе становления личности подростка, перспективе поступления в ВУЗ и успешного освоения новых социальных ролей.




  1. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ освоения раздела программы

Успешное освоение данного раздела программы предполагает, что обучающиеся

должны знать:

  • определение понятий «проектная деятельность», «социальный проект»;

  • отличие проекта от плана, особенности проектной деятельности;

  • нормативно-правовую базу проектной деятельности;

  • структуру и этапы работы над проектом.

должны уметь:

  • применять теоретических навыков технологии социального проектирования на практике;

  • работать с информационными массивами, структурировать и анализировать информацию

  • выбирать подходящие методики опроса, самостоятельно получать данные и обрабатывать их;

  • эффективно вести процесс деловой коммуникации с представителями различных социальных и возрастных групп;

  • применять навыки работы в текстовых, графических и видео-редакторах.




  1. ОБОСНОВАНИЕ используемых образовательных технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся.

Для более эффективного усвоения тем раздела используются следующие методы организации деятельности:

  • словесные методы обучения;

  • методы практической работы;

  • метод наблюдения;

  • исследовательские методы;

  • метод программированного обучения;

  • проектно-конструкторский метод;

  • метод игры и др.

Основными методами организации деятельности обучающихся при изучении раздела «Социальное проектирование» являются методы проблемного обучения:

  • проблемное изложение материала: анализ истории научного изучения проблемы, выделение противоречий данной проблемы;

  • эвристическая беседа: постановка проблемных вопросов;

  • объяснение основных понятий, определений, терминов;

  • создание проблемных ситуаций: постановка проблемного вопроса;

  • самостоятельная постановка, формулировка и решение проблемы обучающимися: поиск и отбор аргументов, фактов, доказательств;

  • самостоятельный поиск ответов обучающимися на поставленную проблему;

  • поиск ответов с использованием «опор» (опорных таблиц, алгоритмов).

Такой выбор методов обучения обусловлен решаемыми задачами раздела программы, практическим опытом педагога, возрастными и психологическими особенностями обучающихся. Методы проблемного обучения побуждают к коллективной мыслительной деятельности, диалогу, формированию межличностных отношений в учебной деятельности.

Подростки получают возможность работать в ходе изучения темы и практических занятий в различных микро-группах, в парах, индивидуально. Кроме того, создавая социальный проект, обучающиеся систематизируют и интегрируют собственные знания по обществознанию, экономике, истории, русскому языку, математике.

  1. СИСТЕМА ЗНАНИЙ И СИСТЕМА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

При освоении данного раздела обучающиеся приобретают знания, умения и навыки проектной деятельности.

Распределение системы знаний и системы деятельности по каждой теме раздела приведено в таблице 1.

Таблица 1


ТЕМА РАЗДЕЛА

СИСТЕМА ЗНАНИЙ

СИСТЕМА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Определение понятий «проектная деятельность», «социальный проект»;


Общенаучные знания и законы: время, переход количества в качество и др.

Знания определенной научной области: обществознание, экономика, история, социология.

Знания профильного характера: технологии создания и реализации социального проекта.


Познавательная деятельность: интеллектуальные мыслительные операции (анализ, синтез, квалификация и т.д.), причинно-следственные связи, постановка проблемы.

Преобразующая деятельность:

Постановка задач по преобразованию реальности, действия в ситуации неопределенности, техника выбора, способы поиска новых путей решения, метод проектов.

Общеучебная деятельность: монолог, диалог, дискуссия, способы задавать вопросы; методы взаимообучения.

Самоорганизующая деятельность: способы самостоятельной постановки целей, техника планирования, самооценка

Отличие проекта от плана, особенности проектной деятельности

Нормативно-правовая база проектной деятельности.

Знания определенной научной области: обществознание, экономика, история, юриспруденция, статистика.

Знания профильного характера: законодательная база проектной деятельности.

Познавательная деятельность:

интеллектуальные мыслительные операции, техника мышления, опыт, математические и статистические: интеграция, дифференцирование; гуманитарные.

Преобразующая деятельность:

техника выбора, метод проектов.

Общеучебная деятельность:

организация учебного места, способы поиска информации, работа со справочной литературой.

Самоорганизующая деятельность:

способы самостоятельной постановки целей, самоанализ, саморегуляция, самооценка.

Структура и этапы работы над проектом.

Знания определенной научной области: обществознание, экономика, математика, русский язык, социология, психология.

Знания профильного характера: работа с информационными массивами, обработка статистических данных; методики опроса и их применение, деловая коммуникация; работа в текстовых, графических и видео-редакторах.

Познавательная деятельность:

Интеллектуальные мыслительные операции, наблюдение, причинно-следственные связи, опыт.

Преобразующая деятельность:

Отношения «человек-природа-общество», способы выявления противоречий, постановка задач по преобразованию реальности, техника выбора, метод проектов.

Общеучебная деятельность: работа с литературой, способы поиска, сбора и анализа информации, навыки общения (диалог, дискуссия и т.д.), методы взаимообучения.

Самоорганизующая деятельность: самоанализ, самоконтроль, самооценка результатов, создание социального проекта, осознание своего продвижения.

  1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РАЗДЕЛУ

На данный раздел в дополнительной образовательной программе отводится 24 учебных часа. Из них 9 часов - теория, 15 часов - практика.

Поурочное планирование по разделу с разбивкой на теоретическую и практическую часть занятий приведено в таблице 2

Таблица 2


ТЕМА ЗАНЯТИЯ

часы

ТЕОРИЯ

часы

ПРАКТИКА

часы

Определение понятий «проектная деятельность», «социальный проект»

2

Понятие «Проект», «Проектная деятельность»,

Социальное проектирование: общие понятия и специфика социального проектирования.

1

Демонстрация презентаций.

Представление реализованных проектов.

Групповое обсуждение.

1

Отличие проекта от плана, особенности проектной деятельности

2

Планирование. Основные принципы и ошибки. План деятельности - как эффективный инструмент реализации проекта.

1

Практикум: Составление плана деятельности на день, неделю, месяц, год.

Групповое обсуждение особенностей индивидуального планирования.

1

Нормативно-правовая база проектной деятельности

4

Российские, региональные муниципальные правовые акты: закон «Об образовании», «О поддержке общественных объединений», устав города и т.д.

Особенности оформления документации в ходе подготовки и реализации социального проекта.

2

Работа в микро-группах:

Составление информационной карты проекта.

формирование образца нормативно-правовой базы социального проекта.

Составление сметы проекта.

2

Структура и этапы работы над проектом

16

Формирование команды. Изучение возможностей группы

1

Упражнение «Мост»

3

Этапы создания социального проекта
Постановка социальной проблемы. Актуальность проекта. Определение целей и задач проекта. Стратегия проекта.

2

Практикум:

Работа в микрогруппах: выбор и формулировка проблемы, цели, задач.

3

Составление плана работы. Структура управления проектом. Ожидаемые результаты проекта. Оценка эффективности проекта. Бюджет.

1

Деловая игра «Моя корпорация».

3

Ошибки при планировании, составлении бюджета, анализе проектной деятельности.

Анализ.

1

Дискуссия, групповое обсуждение. подведение итогов по материалам раздела.

Упражнение «Синквейн»

2

ИТОГО

24

9

15





  1. РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ

Тема: Социальное проектирование: основные понятия, этапы.

Тип: вводное занятие.

Цель занятия: ознакомление обучающихся с содержанием раздела «Социальное проектирование», формирование мотивов к ее дальнейшему изучению.

Оборудование и материалы:

  • мультимедийный комплекс,

  • электронная презентация,

  • раздаточный материал

  • таблица «Информационная карта проекта»,

  • карточки «Методы творческого мышления», «Схема проекта»

  • бумага,

  • ручки.

Основная проблема занятия:

Понятие «проектирование» широко распространено с современном мире. Различные виды проектов дают возможность быстро и эффективно создавать и внедрять инновационные технологии, решать возникающие проблемы во всех сферах человеческой жизни. Социальный проект имеет свою специфику и особенности реализации.

На занятии обучающиеся актуализируют собственные знания по обществознанию, истории, экономике, социологии и другим школьным предметам; знакомятся с терминологией, применяют свой личный опыт в практической работе.

Ход занятия:

Таблица 3


Поэтапные цели

учебного занятия

Возможные действия педагога

и учащихся

Время

Организационное начало учебного занятия:

3 мин.

  • психологический настрой учащихся на предстоящее занятие;

  • обеспечение нормальной обстановки на занятии

  • взаимное приветствие педагога и учащихся, проверка отсутствующих, оглашение темы занятия и задач;

  • проверка технического состояния помещения;

  • проверка рабочих мест и организация внимания.

1 мин.


1 мин.

1 мин.

Проведение диагностики уровня знаний по теме занятия:

6 мин.

Актуализация личного опыта и знаний учащихся, связанных с понятием «Проект», «Проектирование».

  • устный опрос обучающихся.

  • совместное формулирование понятия «Проект».

2 мин.

Работа в микро-группах:

  • классификация видов проектов,

  • представление своего варианта,

  • групповое обсуждение.

4 мин.

Изучение нового материала:

7 мин.

Усвоение термина «Социальное проектирование».

Формирование личностных мотивов изучения технологии социального проектирования и ее использования.

Изложение нового материала: понятие «Социальный проект».

Индивидуальная работа: «Какие сферы личности развиваются в ходе работы над социальным проектом?»

Групповое обсуждение и создание единого списка.

Работа с презентацией и графиками.

4 мин.

Формирование мотива успешной деятельности.

Групповое обсуждение:

«Что может послужить причиной неудачи в реализации социального проекта?»

Работа с презентацией: знакомство с основными причинами неудач.

3 мин.

Закрепление пройденного материала в

практической деятельности

25 мин.

  • развитие творческого мышления, коммуникативных навыков.

  • актуализация личного опыта и знаний.

  • формирование позитивного психологического климата в группе для дальнейшей совместной работы.

  • Работа с презентацией: знакомство обучающихся с социальным проектом «Сквозь объектив».

  • Работа с карточками «Схема проекта».

  • Разделение на 4 микро-группы.

  • Работа с карточками «Методы творческого мышления».

  • Практикум в микро-группах - заполнение Таблиц «Информационная карта проекта».

  • Выступление представителей микро-групп.

2 мин.

2 мин.

1 мин.

2 мин.

8 мин.

10 мин.

Контроль и «оценка» знаний и умений:

  • выработка критериев «оценки» знаний и умений со стороны педагога;

  • выработка позитивной мотивации к получению знаний;

  • воспитание объективной самооценки

  • контроль и «оценка» знаний осуществляется педагогом по ходу объяснения новой темы.

  • приобретенные умения оцениваются педагогом на протяжении всей практической деятельности учащихся.

  • оценка результатов проводится в виде индивидуального собеседования в ходе выполнения итогового практического задания.

Обобщение и подведение итогов занятия:

4 мин.

  • выработка системы знаний, умений, способностей,

  • выработка позитивной мотивации к применению полученных получению знаний,

  • воспитание объективной самооценки.

  • актуализация теоретического материала;

  • самоанализ обучающимися практической работы и выявление наиболее сложного и трудного;

  • рекомендации педагога по устранению ошибок при заполнении «Информационных карт»;

  • подведение итогов занятия.

1 мин.

1 мин.

1 мин.

1 мин.


  1. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика: Учеб. пособие для инженер.-пед. ин-тов и индустр.-пед. техникумов. - Екатеринбург: Деловая книга, 1996. - 344 с.

  2. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания: Пер. с англ. М.: Медиум, 1995.

  3. Берестова Л.И. Основы технологии социального прогнозирования и проектирования: учебное пособие. - М.: Проспект, 2007.

  4. Буйлова Л. Социальное проектирование в дополнительном образовании детей / Л. Буйлова // Соц. педагогика. - 2006. - № 4. - С. 35-46.

  5. Воржецов А.Г., Гатина Л. И. Социальное проектирование: учебное пособие. - Казань: КГТУ, 2007.

  6. Дридзе Г.М., Орлова Э.А. Основы социокультурного проектирования. М., 1995.

  7. Ильинский И. М. Молодежь и молодежная политика. М.: Голос, 2001.

  8. Луков Вал. А. Социальное проектирование. М.: Флинта : Социум, 2003.

  9. Лукс Г.А. Социальное инновационное проектирование в региональной молодежной политике. Издательство "Самарский университет", 2003

  10. Методические материалы сайта «Лидер 21 век. Всероссийский лагерь студенческого актива». (lider21vek.narod.ru)

  11. Парсонс Т. О структуре социального действия / Пер. с англ. / Под общ. ред. ВА.Чесноковой, С.А.Белановского. М.: Академический проект

  12. Пирогова Ю. Мы в ответе за наше будущее / Ю. Пирогова, Г. Кондрат // Граждановедение : прил. к «Учит. газ.». - 2007. - 8 февр. (№ 5). - С. 4-5.

  13. Прогнозное социальное проектирование: Теоретико-методологические и методические проблемы . Ин-т социологии РАН; Отв. ред. Т. М. Дридзе. 2-е изд., испр. и доп. М.: Наука, 1994.

  14. Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся : практич. пос. для работников общеобраз. учреждений / И.С. Сергеев. - М. : АРКТИ, 2003. - 80 с.

  15. Социальное проектирование : реком. по оформ., оценке эффективности и ресурсному обеспечению соц. проектов / [сост. О. Б. Коновалова, Ж. В. Рыжова]. - Н. Новгород : Пед. технологии, 2004. - 95 с. : ил. - (Детское общественное движение и ученическое самоуправление).

  16. Сысоева И. М. Школа социального становления / И.М. Сысоева // Вестн. пед. инноваций. - 2006. - № 4. - С. 157-160.

  17. Шаг за шагом на пути к эффективному местному самоуправлению. «Сибирский центр поддержки общественных инициатив». Новосибирск, 2008

Интернет-ресурсы:


  1. edu.zelenogorsk.ru/project/1sush.html (WEB-справочник для педагогов и старшеклассников
    «Как разработать социальный проект»)

  2. festival.1september.ru/articles/416394/ (Социальное проектирование в учебно-воспитательной работе образовательного учреждения)

  3. goo.gl/oNWShJ (Проектирование - Материал из Википедии - свободной энциклопедии)

  4. socpedagogika.narod.ru/Proektirovanie.html ("Социальное проектирование: природа, сущность, методология")

  5. gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/fil_tehn/10.php (история социального проектирования)

© 2010-2022