Выступление по теме Использование народных традиций и обрядов в воспитании учащихся

Одним из основных факторов воспитания и развития детей младшего школьного возраста является ознакомление с национальной культурой. Средства духовной культуры (обряды, традиции, обычаи, игры, и т.д.) играют более существенную роль в гармоническом развитии его личности. Фольклор — устное народное творчество: сказка, героический эпос, пословицы и поговорки, загадки, потешки, песни и др.    Особенностью фольклора является его ярко выраженная региональная принадлежность и историческая конкретность. Ф...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использование народных традиций и обрядов

в воспитании учащихся

Изменившаяся социально-экономическая ситуация в обществе, характеризуемая процессом демократизации, потребовала усиления внимания к содержанию гуманистического воспитания. Важнейшим его компонентом является формирование общечеловеческих ценностей. Самый благодарный путь формирования этих ценностей - возрождение забытых национальных обычаев, традиций, погруженные в истоки национальной культуры.

Актуальность. На современном этапе в школьном образовании ведущим направлением педагогического процесса является акцентирование внимания на развитие личности ребенка. Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит этнопедагогике. Академик Г. Н. Волков так охарактеризовал народную педагогику: "Без памяти нет традиций, без воспитания нет духовности, без духовности нет личности, без личности нет народа как исторической общности". [22, c.51] Этнопедагогика изучает такие темы, как педагогика семейного быта, поговорки и пословицы народов мира и их значение в передаче нравственного опыта подрастающим поколениям, загадки - как средство умственного воспитания, народные сказки - как блестящие создания народного педагогического гения, народные песни и их роль в эстетическом воспитании детей и молодежи, самодельные игрушки и творчество детей, детская и молодежная среда, ее педагогические функции, колыбельные песни народов мира - как выдающиеся достижения материнской поэзии, школы и педагогики. Важное значение имеет изучение народных представлений о воспитании и искусстве воспитания.

Традиция - всего-навсего способ передачи накопленного духовного и трудового опыта нации.

В традиционном воспитании обрядовая система, обычаи и традиции становятся основой самовоспитания, самосовершенствования. Объективно они есть продукт культуры и традиций этнопедагогики, в которых закреплены способы передачи духовных ценностей с помощью установившихся средств воспитания. Духовная практика включает целостную систему детской обрядности. Участие в детских обрядах способствует духовному осмыслению ребенком окружающей среды, формированию у него этико-культурных норм.

Детский сад, школа, семья и окружающая ее микросреда оказывают на детей сильное влияние в плане освоения основ культуры того народа, той национальности, к которой принадлежит ребенок.

Одним из основных факторов воспитания и развития детей младшего школьного возраста является ознакомление с национальной культурой. Средства духовной культуры (обряды, традиции, обычаи, игры, и т.д.) играют более существенную роль в гармоническом развитии его личности. Фольклор - устное народное творчество: сказка, героический эпос, пословицы и поговорки, загадки, потешки, песни и др.

Особенностью фольклора является его ярко выраженная региональная принадлежность и историческая конкретность. Фольклор как исторически-конкретная форма народной культуры не остается неизменным, а развивается вместе с народом, вбирая в себя все ценное, что существовало ранее, и отображая новые социальные изменения. Поэтому фольклор всегда самобытен и современен. Именно по этой причине он сохранил свою воспитательную функцию и в настоящее время может использоваться в учебно-воспитательном процессе, как и во времена наших прабабушек.

В своем выступлении я хочу остановиться на вопросе значения изучения народных обрядов, традиций в воспитании младших школьников. Родные слова, родные песни, родные узоры - это самые яркие звезды каждого народа, его самое дорогое духовное богатство.

Наша школа находится в Вырыпаевке, здесь проживают люди разных национальностей: русские, татары, чуваши. Я работаю в классе, где обучаются дети русской, татарской, чувашской национальности. Поэтому, принимая очередной первый класс, задаешься вопросом: с чего начать? Скорее всего с того, что ближе и понятнее детям младшего школьного возраста: с загадок, с небыличек, пословиц, поговорок, колыбельных песен.

Пословицы и поговорки - особый вид устной поэзии, веками впитавшей в себя трудовой опыт многочисленных поколений. Через особую организацию, интонационную окраску, использование специфических языковых средств выразительности (сравнений, эпитетов) они передают отношение народа к тому или иному предмету или явлению. Пословицы и поговорки, как и другой жанр устного народного творчества, в художественных образах зафиксировали опыт прожитой жизни во всем его многообразии и противоречивости. Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.
Отгадывание и придумывание загадок также оказывает влияние на
разностороннее развитие речи детей. Употребление для создания в загадке
метафорического образа различных средств выразительности (приема
олицетворения, использование многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию образности речи детей младшего школьного возраста.
Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее. Загадка - одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей "поэтический взгляд на действительность".
Колыбельные песни, по мнению народа - спутник детства. Они наряду с
другими жанрами заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей младшего школьного возраста. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом, например, "заинька".
Колыбельная, как форма народного поэтического творчества, содержит в
себе большие возможности в формировании фонематического восприятия, чему способствует особая интонационная организация (напевное выделение голосом гласных звуков, медленный темп и т.п.), наличие повторяющихся фонем, звукосочетаний, звукоподражаний. Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи. Невзирая на небольшой объем, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей.
Приобщение к обряду имеет очень важное значение для развития духовного мира детей и получения самых необходимых знаний и умений и является основой мировосприятия и развития младших школьников. Устная память и фольклорное знание играют заметную роль в постижении своего исторического прошлого, в осознании природы и сущности традиционной культуры, в значении других источников знаний.

Система народных традиций, обычаев является одним из эффективных средств воспитания, так как осуществляет механизм передачи норм поведения, культурных и духовных ценностей от одного поколения к другому. На уроках я использую элементы народной традиции чуваш, татар, такие как чувашские и татарские сказки, игры. Особенно эффективным использование народных традиций стало на уроках литературного чтения, русского языка, технологии, ИЗО, физкультуры. Также проводятся интегрированные занятия по народному фольклору. На внеурочных занятиях я ввожу элементы традиционной национальной культуры.

Дети с раннего детства видят труд своих родителей, старших в семье, во дворе, в огороде, по дому. Поэтому им близки и понятны пословицы о труде, людях труда, поэтому применяю их на уроках русского языка, литературного чтения. Так, например: «Труд красит жизнь» (Ес вал - пурнас илеме), «Поработаешь до пота, поешь до сыта» (Тарличчен еслесен тараниччен сиетен). Постепенно включаю в различные этапы урока пословицы, связанные с воспитанием любви к родителям, родным местам, положительных черт характера: «Почитай родителей, тебе же будет хорошо» (Асупа аннуне хисепле, ханах ыра пуле), «Дитя не плачет, мать не слышит» (Ача макармасан, амаше илтмест). Например, пословицы о вежливости и об уважительном отношении к старшим: «Ватта курсан, ceлeке ил» - «Увидишь старого, сними шапку», «Ват cынна хирec ан кала» - «Не перечь старому человеку». Скромность необходима каждому человеку: «Хaвна ан мухта - сана cынсем мухтаччaр» - «Сам себя не хвали, пусть тебя люди похвалят», «Алaк патeнче вырaн пур чухне тeпеле кайса лармаcce» - «Когда есть место у дверей, не садятся на передние скамьи».
Друг, товарищ должен быть честным, хорошим человеком. Поэтому молодежи даются советы:
«Усал хыccaн ан кай» или «Усалaн йeрне ан пус, теcce» - «Не следуй за негодяем», «Усалтан тар, ырa патне пыр» - «Беги от дурного, иди к доброму».

Изучая на уроках литературного чтения произведения различных жанров, предлагаю детям подобрать и соотнести с текстом пословицы и поговорки русского, татарского и чувашского народов. Например, к рассказу В.Бианки «Сова» - «Дружно не грузно, а врозь хоть брось». К рассказу В.Осеевой «Сыновья» - «Не спеши языком, торопись делом».Учащиеся подбирают пословицы на татарском и чувашском языках, анализируют смысл, сравнивают содержание пословиц, слушают звучание родной речи. На уроках внеклассного чтения даются общие представления об устном народном творчестве, о жанре сказки как одного из видов русского, чувашского, татарского фольклора. В ходе беседы о том, как зародилась сказка, дети были ознакомлены с такими видами устного народного творчества как волшебная, бытовая сказка чувашского и татарского народов.

На уроках окружающего мира, наблюдая за природой, использую приметы, которые дети находят сами из газет, журналов, книг на родном языке.

Часто применяю загадки на чувашском языке, отгадки ищем в рисунках, картинках, сравниваем описание предмета, который нужно отгадать, на русском, татарском, чувашском языках. Так, работая над пословицами, загадками, приметами, постепенно готовлю детей к большому осеннему празднику. В прошлом учебном году на уровне школы был проведен театрализованный праздник «Где тепло, там и добро», который проводим на русском, татарском и чувашском языках. Весь класс был поделен на три группы, каждая из которых получила задание поискового характера: подобрать загадки, пословицы, поговорки, стихи, песни, сценки, сказки для инсценировки разных народов: русских, татар, чуваш. Детям объясняется, что осенние праздники как у русских, татар, так и чуваш были связаны с убранным урожаем, благодарением земли, загадыванием хорошего урожая на будущее. Так, обогащая работу в начальной школе элементами фольклора, народных праздников, игр, традиций, обогащается содержание учебно - воспитательной работы.

Примерный план работы на уроках русского языка с использованием народных традиций

Занятие 1. Составление сказки о растениях, птицах, животных Республики Татарстан(Чувашия)

Занятие 2. Повествование с элементом описания птиц, леса.

Занятие 3. Устная работа по картине (на выбор). Обстановка уюта и покоя. Составление рабочих материалов.

Занятие 4. Изложение "Любимое время года". Повествование. Элемент описания.

Занятие 5. Сочинение по воспоминаниям "Поездка в Чебоксары."

Занятие 6. Изложение "Одежда татарского народа ". Описание и изготовление татарской одежды.

Также используются народные традиции на уроках «Введение в народоведение». На основе этих занятий возникла идея открыть студию народного пения «Ульянушка».

На уроках технологии, изобразительного искусства знакомлю детей с традиционными чувашскими орнаментами, составленными из пиктографических символов, с чувашской национальной одеждой. А с целью закрепления знаний о национальной одежде организовывается праздник народного костюма, на котором ребенку предоставляется возможность увидеть костюмы разных народов и выделить из них свой: русский, татарский, чувашский. На празднике проводятся народные игры, исполняются русские, чувашские, татарские песни. Воспитанию народных традиций и обрядов способствуют сам быт чуваш татар и предметы быта (домашнего обихода): резные украшения изб, деревянной посуды, вышитые полотенца, узорные ткани скатерти и покрывал и т.д. В чувашских народных играх и игрушках мальчиков выжигание, вырезывание, выпиливание различных орнаментов занимало немалое место: ими украшались игрушечные телеги, упряжь, мельница и т. д. Вырезывание и выпиливание были «мужским вышиванием», им обучали мальчиков старшие братья или отец. Обо всём этом и многом другом учащиеся узнают, посещая школьный чувашский музей.

Обобщая результаты познания и творчества младших школьников по ознакомлению с чувашским декоративно - прикладным искусством, организуется выставка работ детей, праздник чувашской вышивки, где дети читают стихи, поют песни, танцуют, играют. Приглашаются родители, родные и близкие, учащиеся старших классов и педагоги.

Красота слов, песен и вышивки создает интересную гармонию в системе эстетического воспитания. Одним из самых эффективных средств эстетического воздействия на детей всегда было устное народное творчество, в первую очередь его наиболее сложный жанр - сказки. В сказках дети слышат поговорки и пословицы, загадки и вопросы на смекалку, немало места в них занимают и песни, которые запоминаются детьми и могут исполняться и отдельно. В очень многих сказках описываются красоты природы, воспевается красота девушки и доброго молодца, одобряется аккуратность в быту, трудолюбие, воспевается героическая борьба богатыря с темными силами, враждебными человеку.

Мысль в сказке очень простая: хочешь себе счастья, учись уму-разуму.
Сказки - своего рода нравственный кодекс народа, их героика - это
хотя воображаемые, но примеры истинного поведения человека. В сказках
выражено радостное приятие бытия - удел честного, умеющего постоять за своё достоинство человека. Таким образом сказки учат детей не подчиняться злому обращению, не опускать руки при возникновении проблем, а смело сражаться с неприятностями и побеждать их. Стремясь пробудить в детях лучшие чувства, уберечь их от черствости, эгоизма, равнодушия, народ красочно рисовал в сказках борьбу могущественных сил зла с силой добра, представленной чаще всего в образе обыкновенного человека. А чтобы закалить душевные силы ребенка и вселить в него уверенность в неизбежности победы добра над злом, сказки рассказывали, как трудна эта борьба и как мужество, стойкость и преданность обязательно побеждают зло, каким бы страшным оно ни было. Тем же целям нравственного воспитания служат и сказки, в которых осмеиваются такие человеческие пороки, как злобность, заносчивость, трусливость, глупость. Во многих сказках внимание детей привлекается к природным явлениям, к особенностям внешнего вида птиц, зверей и насекомых. Такие сказки приучают к образному восприятию богатства и многообразия окружающего мира, воспитывают интерес к нему.
Знакомя детей со сказками чувашского народа, предлагаю соотнести их с русскими народными сказками, с их персонажами, найти сходство и различие. С этой целью в классе традиционно проводится конкурс инсценированной сказки. Сказочные сюжеты проникают в игры детей, сказочные персонажи находят свое воплощение в игрушках. Таким образом, сказки как бы синтезируют все средства приобщения детей к прекрасному, представляющее собой вклад народа в общечеловеческую эстетику и педагогику.

В младшем школьном возрасте знакомясь с традициями русского народа, ребята уже сами могут выделить определенный смысл из произведений русского народного творчества. Поэтому необходимо широко использовать все виды фольклора. Знакомя детей с поговорками, загадками, сказками, я тем самым приобщаю их к нравственным общечеловеческим ценностям. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях русского народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Приобщение детей к нравственным традициям, способствует узнаванию и укреплению национального самосознания, так важного для сохранения самобытности общества, сохранение истории и определяет будущее нашего народа.

Особое место в воспитании подрастающего поколения занимают народные игры. Игры и праздники, как показал известный специалист по этнопедагогике профессор Г. Н. Волков, издревле рассматривались народом как важнейшие факторы воспитания детей. Это отразилось, например, в словах песни: «Пока молоды, играйте, смейтесь, чтобы потом не раскаиваться». Г. Н. Волков отметил также родство слова «вайа» («игра») со словами «вай» («сила») и «вайа» («игры и смех»). Большинство игр чувашских и татарских детей носит групповой характер.

На уроках физкультуры в блоке «Подвижные игры» учащиеся знакомятся с народными подвижными играми: «Бои петухов», «Воробьи и кошка»,«Гали, гали, стоп!..», «Гуси-лебеди», «Камăн пушмакĕ?», «Лапталла», «Салки», «Пытанмалла» и другие. Подвижные игры разнообразны по своему содержанию и организации. Одни игры имеют сюжет, роли и правила, тесно связанные с сюжетом; игровые действия в них производятся в соответствии с требованиями, заданной ролью и правилами. В других играх сюжет и роли отсутствуют, предложены только двигательные задания, регулируемые правилами, которые определяют последовательность, быстроту и ловкость их выполнения. В-третьих, сюжет, действия играющих обусловлены текстом, определяющим характер движений и их последовательность. Такие игры способствуют развитию коллективизма, укрепляют связь поколений. Это видно на примере таких игр, как «Чечекле» («В цветы») и других, в которых могут одновременно участвовать и 2-3-летние дети, и подростки. Нередко и трудовые дела сочетались с игрой. Например, много игр связано с ночной пастьбой лошадей, с праздником в честь завершения весеннего сева (акатуй, сабантуй). Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики и служат средством приобщения детей к народной культуре.

Через народное творчество ребенок может развиться, может проявлять свои умения, фантазию, показывать себя в играх, участвуя в различных конкурсах, ребенок проявляет себя и развивается. Именно в младшем школьном возрасте ребенок осознает половину информации через игру, а в народных играх столько поучительного, если взять сказки, то они многое могут рассказать ребенку о мире, в котором они живут, об их стране, их предках. Я считаю, что если продолжать знакомить ребенка в школе с русским, чувашским, татарским народным творчеством, то ребенок будет намного лучше развиваться как личность.

Опыт приобщения к традициям и обрядам народа позволяет детям понимать национальное и общечеловеческое в культуре народа.

Итак, все вышесказанное позволяет практически использовать татарский, русский, чувашский фольклорный материал как педагогическое средство в воспитательных целях: воспитание любви к родной культуре, к народному искусству; понимание взаимосвязи культур разных народов через знание исторического прошлого своего народа. А использование народных традиций и обрядов в воспитании младших школьников особенно эффективно на уроках литературного чтения, изобразительного искусства, технологии, физкультуры, а также во внеурочной деятельности.
Изучение, освоение народных традиций - путь к формированию творческой личности, способной постичь красоту и непреходящую ценность духовной культуры народа, понять и оценить вклад каждого народа в сокровищницу общечеловеческой духовной культуры.





Список использованной литературы


  1. Бердяев Н.А. Самопознание.-М.;Книга, 1991.

  2. Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства,-М.:ИЧП "Лига" 1994.

  3. Блонский П.П. Задачи и методы новой народной школы // Избр.пед.произв.-М., 1961.

  4. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения.-М., 1979.-Т1.

  5. Бурхинов Д.М., Данилов Д.А., Намсараев С.Д. Народная педагогика и современная школа.-Улан-Удэ: Бэмы, 1993.

  6. Волков Г.Н. Педагогика жизни.-Чебоксары, 1974.

  7. Волков Г.Н. Этнопедагогическое осмысление процесса современного воспитания // Материалы науч.

  8. Выготский Л.С.: Педагогическая психология-М.:Педагогика, 1993.

  9. Габдуллина Л. Б. Основа духовности личности в ее национальных корнях. Этнопедагогические традиции формирования культуры межнациональных отношений: Материалы VII Международной научно - практической конференции. Казань, 2000. С. 86.

  10. Габдуллина Л.Б. Национальные культурные ценности в образовательной системе многонационального города: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Набережные Челны, 2002. С.160.

  11. Дробижева Л.М. Духовная культура и этническое самосознание наций. М., 1990. С.16.

  12. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Вестник образования.2002. No6. С. 40.

  13. Каган М.С. Философия культуры.-М., 1996.

  14. Кон И.С. Психология.-М: Просвещение, 1980.

  15. Каиров И.А., Богданова О.С. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания. М., 1979. С.189.

  16. Кузнецова Л.В. Гармоничное развитие личности младшего ребенка. М.,1988. С. 224.

  17. Макаренко А.С. Соч.т.5. М., 1951. С.404.

  18. Марьенко. Основы процесса нравственного воспитания в школе. М., 1980.

  19. Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта yspu.yar.ru





Использование народных традиций в воспитании младших школьников





Выступление на городском методическом объединении учителей начальных классов г. Ульяновска

учителя начальных классов

МОУ СОШ №55

Мухутдиновой В. Л.



© 2010-2022