Классный час «Мир профессий»

Классный час «Мир профессий и твоё место в нём» Цель:           расширение у учащихся представления об основах профессионального          самоопределения и развитие творческого потенциала у учащихся для            выбора профессии.  Задачи:                - расширить информацию о мире профессий;         -сформировать правила выбора профессии;         -актуализировать факторы, влияющие на выбор профессии;                -вовлечь в дискуссию с целью не оставить равнодушных к теме.        Форма проведения: профориентационный клуб. Данный материал будет интересен классным руководителям 9,10,11 классов.
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ СОШ с. КОЗЛОВО





КЛАССНЫЙ ЧАС НА ТЕМУ:



« МИР ПРОФЕССИЙ

И

ТВОЁ МЕСТО В НЁМ»



9-11 КЛАСС






АВТОР:

Л. В. КОМОЛОВА учитель МОУ СОШ

с. Козлово


2013 год

Классный час «Мир профессий и твоё место в нём»


Цель:

расширение у учащихся представления об основах профессионального

самоопределения и развитие творческого потенциала у учащихся для

выбора профессии.

Задачи:

- расширить информацию о мире профессий;

-сформировать правила выбора профессии;

-актуализировать факторы, влияющие на выбор профессии;

-вовлечь в дискуссию с целью не оставить равнодушных к теме.

Оборудование:

- мультимедийная приставка.

Форма проведения: профориентационный клуб.

I. Организационный момент.

Мотивация. (Слайд №1-3)

Классный час « Мир профессий»Классный час « Мир профессий»Классный час « Мир профессий»

Приветствие учащихся, гостей. Проверить степень комфортности учащихся. Сообщение темы, целей, классного часа.

Учитель.

Добрый день, дорогие друзья, уважаемые гости! Сегодня мы собрались в нашем профориентационном клубе старшеклассников.

Давайте посмотрим на доску и внимательно прочитаем эпиграф к занятию. /Учитель читает вслух/

Как вы думаете, о чём пойдёт речь на классном часе?

/ Ответы учащихся /

Тема нашего классного часа «Мир профессий и твоё место в нём». Сегодня мы с вами продолжаем разговор о выборе профессии. Заседание нашего клуба проходит в период районного месячника профориентации школьников.

На сегодняшнем занятии вы ещё раз попробуете разобраться в правильности выбранного направления или даже профессии, скорректировать многообразие своих интересов, выбрать профиль тем, кто пойдёт учиться в 10 класс.

II. Основная часть.

Учитель.

Выбирая себе профессию человек должен заранее представлять себе её специфику и возможные трудности. Выбор профессии, с одной стороны - взгляд в будущее, а с другой стороны - взгляд внутрь себя: готов ли я к достижению цели?

Неоднократно мы с вами говорили о причинах выбора профессии.

Назовите эти причины? / Ответы учащихся /

А вот что предлагает известный российский психолог Е.В.Климов.

Факторы, влияющие на выбор профессии

(Слайд №4)

Классный час « Мир профессий»

/ Перечислить все факторы /


1.Знания о профессиях и востребованность.

Мир профессий обширен и многообразен. Информацию о профессиях, вас интересующих, можно получить из художественной литературы, газет, журналов, телепередач, кинофильмов, выставок, посвящённых рекламе учебных заведений, дней открытых дверей, встреч отдельных специалистов, с помощью сети Интернет.

2.Склонности ( интересы, мотивы труда).

Выбирая профессию, нужно обратить внимание на то, чем интересно заниматься, что доставляет удовольствие. Например, если человеку нравится организовывать других людей, быть лидером, то ему подойдут профессии, предполагающие умение работать с коллективом (менеджер, педагог, тренер).

3. Способности.

Одного интереса к какому-либо делу мало, для этого необходимы определённые способности. Так, чтобы играть на скрипке, недостаточно любить музыку, нужен ещё и абсолютный музыкальный слух.

4. Уровень притязания и самооценка.

Это важный внутренний регулятор поведения человека, в том числе и планирование карьеры. Например, девочка хочет стать актрисой, как бабушка. Но эта девочка не любит читать литературу и учить стихи наизусть и т.д.

5. Мнение родителей и семьи.

Обычно близкие люди принимают активное участие в выборе профессии. Порой им виднее со стороны, какой вы. Их советы могут подтолкнуть к анализу.

6. Мнение друзей и одноклассников.

Не стоит выбирать учебное заведение по принципу: я хочу и далее учиться с другом. Прислушиваясь к советам друзей или родителей, важно помнить, что выбор профессии - это ваш личный выбор!

7. Мнение учителей и классного руководителя.

При выборе профессии полезно учесть мнение учителей о его возможностях. Опытом и советом педагогов не стоит пренебрегать , ведь они наблюдают за вами несколько лет и хорошо знают ваши индивидуальные способности и возможности..

8. ЛПП - личный профессиональный план.

Это то, чего старшеклассник хочет добиться в жизни и в профессии в частности. Самому ответить на вопрос: для чего мне это нужно и нужно ли вообще? Надо продумать и запасной план, если возникнут трудности (психического, материального, физического плана).

Учитель. Выбор профессии влияет на то, какое место она займёт в жизни человека, что он сможет получить от своей будущей работы, как особенности специальности будут соотноситься с другими жизненными ценностями и планами, не станет ли профессия им мешать.

В конце октября 2012 года классными руководителями была проведена диагностика среди учащихся 9 и 11 классов по теме «Степень определённости и анализ выбора профессии», «Ценностные ориентации старшеклассников».


/ Результаты диагностики (Слайд № 5-6) /

Классный час « Мир профессий»

Классный час « Мир профессий»

Мало выбрать престижную профессию. Важно еще, чтобы эта профессия была востребована на рынке труда. Проведено исследование рынка труда в Спировском районе. С перечнем таких профессий для нашего района можно познакомиться на стенде «Куда пойти учиться».

/ Результаты исследований (Сообщение ученика) /

Учитель. На основе анкетирования сформированы 5 творческих групп старшеклассников. Они сегодня представят профессии, которые делятся в зависимости от особенностей труда на 5 классификаций типов (методика Е.А.Климова ): «человек - человек», «человек- техника», «человек - природа», «человек - знаковая система», «человек - художественный образ» / названия указаны на табличках, находящихся на столах ).







Работа творческих групп

1) Классификация типов профессий / отчёт групп /

(Слайд №7)

Классный час « Мир профессий»«Человек - человек» - обладатель профессии данного типа тесно связан с другими людьми, воздействует на них. Предмет труда: люди, группы, коллективы.

Примеры: учитель, врач, журналист, продавец, юрист).

Требования: выбирая такую профессию, нужно обладать такими

качествами, как умение общаться, устанавливать контакты с людьми,

чуткость к состояниям других людей; при этом необходимо сохранять

выдержку, спокойствие, доброжелательность.

«Человек - техника» - люди этого типа работают с техническими устройствами.

Предмет труда: машины, механизмы, технические системы.

Примеры: лётчик, водитель, слесарь, токарь, матрос.

Требования: необходимы развитые представления о технических средствах, техническое мышление; работникам этого типа нужно владеть комплексом двигательных навыков.

«Человек - природа» - этот тип объединяет профессии, представители

которых имеют дело с объектами, явлениями и процессами живой

природы.

Предмет труда: различные живые организмы, биологические процессы.

Примеры: агроном, биолог, охотовед, садовод, гидролог.

Требования: необходимо быть готовым к работе в трудных условиях,

обладать своеобразным оперативным мышлением для решения задач при

значительной изменчивости целей и условий работы.

«Человек - знаковая система» - люди этой профессии должны уметь

оперировать абстрактными понятиями, иметь широкий кругозор.

Предмет труда: тексты, цифры, чертежи, карты, условные знаки,

шифры, коды.

Примеры: бухгалтер, кассир, программист, делопроизводитель,

телефонист.

Требования: необходимо обладать усидчивостью, терпением,

устойчивым вниманием, умением видеть то, что стоит за условными

знаками; важна быстрота и точность движений, склонность к работе в

одиночку.

«Человек - художественный образ» - людей этого типа профессии

отличает наличие живого образа мышления; наличие фантазии, таланта.

Предмет труда: литература, живопись, искусствоведение.

Примеры: художник, актер, поэт, модельер, дизайнер.

Требования: развитый художественный вкус, художественные

способности, образное мышление, яркое воображение, склонность

к творчеству, повышенная чувствительность при оценке произведения

искусств.

  1. Игра «Самый - самый» / проводит учитель /

По указанной характеристике угадать профессию:

- самый книжный (библиотекарь);

- самый волосатый (парикмахер);

- самый изобретательный (инженер-конструктор);

- самый понимающий в технике (механик);

- самый заботливый о природе (эколог);

- самый знающий лекарь животных (ветеринар);

- самый экономичный (экономист);

- самый хороший резчик тканей (закройщик);

- самый музыкальный (музыкант);

- самый знаток украшений (ювелир).

Из предложенного списка профессий, указанных на карточках, выберите те, которые относятся к каждому типу и разложите на столе.


Список профессий: библиотекарь, парикмахер, инженер-конструктор, механик, эколог, ветеринар, экономист, закройщик, музыкант, ювелир

/ карточки на столе /


/ Подведение итогов игры (Слайд №8) /

Классный час « Мир профессий»













Подведение итогов работы групп

Сегодня вы получите тест, чтобы посмотреть, к какому типу профессий вы склонны, а какой вид деятельности вам противопоказан.

/ Раздаются тесты, работают самостоятельно дома /

Учитель.

А знакомы ли вам следующие профессии?

Ярмарка новых профессий (Слайд №9)

Классный час « Мир профессий»- Промоутер

- Мерчендайзер

- Маркетолог

- Аудитор

- Wеб-программист

- Wеб-дизайнер

- Логистик

В этом списке профессий вы встретили те, даже названия которых многие из вас слышат впервые. Это профессии, которые появились на рынке труда совсем недавно. Чем занимаются специалисты данных профессий, в каких сферах деятельности они работают, остановите ли вы свой выбор на какой-то из них? Ответы на эти вопросы вы получите на следующих занятиях клуба.

Учитель

Мир профессий огромен, их насчитывается более 40 тысяч, причём ежегодно появляется около 500 новых профессий, некоторые живут 5-15 лет, потом вымирают или меняются до неузнаваемости.

Но, находясь за школьной партой, вы уже знакомитесь с основами некоторых профессий. В 10-11 классах юноши изучают курс «Трактор» и получают права тракториста 4-х категорий. Многие девушки на уроках технологии осваивают навыки работы крючком, вязание на спицах, знакомятся с элементами народной вышивки, выполняют изделия из ткани.

Учитель

- Ребята, откуда вы узнали и узнаёте о выборе профессий?

- Какую помощь и от кого вы получаете в этом вопросе?

- Какую помощь и от кого вы хотите получить по данной теме?

/ Ответы учащихся /

Учитель

В нашей школе большую помощь в профессиональном самоопределении выпускников оказывают: курс по выбору «Я и моё будущее», который ведётся в 9-м классе; цикл классных часов; стенд «Учебные заведения г.Твери и Тверской области»; встречи с представителями учебных заведений, которые посещают школу.

Для успешного выбора профессии:

  1. можно выделить 3 блока - хочу, могу, надо.

  2. определить признаки, которые должна отражать любая профессия (мечты, интересы, склонности, желания, возможности, способности, здоровье, знания, потребность на рынке труда

Формула успеха при выборе профессии (Слайд №10)

Классный час « Мир профессий»

Хочу

Могу

мечты способности

Надоинтересы ХОЧУ МОГУ знания

склонности здоровье

желания

потребности на рынке труда

III. Итог занятия.

Учитель

Если суметь совместить «хочу, могу, надо, то профессиональный вывод будет удачен. Надо выбрать такую профессию, которая будет интересной, будет соответствовать способностям и пользоваться спросом на рынке труда. «Только тогда профессия по душе, когда у человека есть интерес к тому делу, которое он делает, когда он влюблён в свою работу, - только тогда он может черпать радость в своём труде».

Итог. Закончить работу профориентационного клуба по выбору профессии хочется словами : Желаю вам шагать по жизни смело.

Желаю счастья каждому найти.

Пусть сбудется, что каждому хотелось.

В дорогу, друг! Счастливого пути!

«Всё в твоих руках!»

Спасибо за внимание!

( Слайд №11-13 )


Классный час « Мир профессий»Классный час « Мир профессий»Классный час « Мир профессий»

Приложение 1.

Анкетирование учащихся по теме

«Степень определённости и анализ мотивов выбора профессии»

Фамилия, имя учащегося:

Школа:

Класс:

Вопросы.

1.Выбрал (а) ли ты свою будущую профессию?

Ответ:

2. Какую профессию ты выбираешь?

Ответ:

3.Что ты знаешь о своей будущей профессии?

Варианты ответов.

А.Предмет, содержание и условия работы;

Б. Профессионально значимые качества работы;

В. Где можно получить эту профессию;

Г. Нужность профессии на рынке труда.

4. Если не выбрал (а) профессию, то почему?

Варианты ответов.

А. Плохо знаю мир профессий;

Б. Плохо знаю свои возможности;

В. Не могу выбрать из нескольких вариантов;

Г. Не знаю, на чём остановиться в выборе профессии.

5. Что повлияло на твой выбор?

Варианты ответов.

А. Самостоятельно принял (а) решение;

Б. Посоветовали родители;

В. Советовали друзья;

Г. Другое (влияние СМИ, учителей, психолога, интернета и т.д.).

Приложение 2.

Определение значимости ценностных ориентаций

(ранжирование)

-Здоровье

-Интересная работа

-Наличие верных друзей

-Уверенность в себе

-Познание, интеллектуальное развитие

-Общественная и политическая активность

-Свобода, самостоятельность

-Счастливая семейная жизнь

-Любовь

-Честность

-Материальная обеспеченная жизнь

-Творчество




Приложение 3.

Тест « Ты и твоя профессия»

  • 1. Новогодняя ночь для вас - лучшее время , чтобы:

  • А) Выспаться.

  • Б) Посмотреть телевизор вместе с семьей.

  • В) Оказаться в кругу друзей.

  • 2. Из трех подарков вы предпочли бы:

  • А) Удочку, набор для вышивания.

  • Б) Коньки или лыжи.

  • В) Турпутевку или билет на интересное представление.

  • 3. Отправляться в путешествие лучше всего:

  • А) В одиночку.

  • Б) С семьей или друзьями.

  • В) С незнакомой группой, чтобы обрести новых друзей.

  • 4. Если бы вы оказались в одиночестве на острове или в лесу, то:

  • А) Почувствовали бы полную свободу.

  • Б) Занялись бы поиском выхода или каким-нибудь делом.

  • В) Ощутили бы тоску, неприкаянность, страх.

  • 5. В свое свободное время вы любите:

  • А) Читать, посещать библиотеку, зоопарк, ловить рыбу, мечтать.

  • Б) Рисовать, читать, заниматься спортом, музыкой, разговаривать по телефону, смотреть телевизор.

  • В) Заниматься спортом, танцами, играть в ансамбле, петь в хоре, участвовать в спектаклях и концертах, ходить с компанией в кино.

Ответы.

  • А-1 балл Б-2 балла В-3 балла

  • 5-8 баллов

  • Люди малообщительные, стеснительные, замкнутые. Они не любят шумных компаний.

  • Им не подходят активные профессии: продавец, учитель, журналист.

  • Им подходят профессии: программист, слесарь, токарь, бухгалтер.

  • 8-12 баллов

  • Люди общительные, чувствуют себя прекрасно в любой компании. Они не могут обходиться без общения долгое время.

  • Подойдут любые профессии.

  • 12-15 баллов

  • В этих людях очень много энергии и сил.

  • Подходят профессии, связанные с большими коллективами людей, с активным общением: агент по рекламе, коммерческий директор, продавец, диллер, учитель, брокер, тренер.


Приложение 4.

Отчёт творческих групп.


  1. Классификация профессий по типам

  2. Мини-сочинение

Вопросы.

  1. Какую профессию я выбрал?

  2. Почему (интерес, материальная сторона, другое)?

  3. Какие экзамены мне в этом помогут (ГИА, ЕГЭ)?

  4. Если не получится, то есть ли запасной вариант?

Ответ.


© 2010-2022