Доклад на тему Оптимизм - пессимизм и успешность обучения

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки Самарской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Самарский техникум промышленных технологий













Круглый стол ПЦК «Классных руководителей и

мастеров производственного обучения


ДОКЛАД НА ТЕМУ

ОПТИМИЗМ - ПЕССИМИЗМ И

УСПЕШНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ




докладчик

Тулина Наталья Валентиновна,

социальный педагог







Самара, 2013

ОПТИМИЗМ И ПЕССИМИЗМ (от лат. optimus -- наилучший и pessimus -- наихудший), понятия, характеризующие ту или иную систему представлений о мире с точки зрения выраженного в ней позитивного или негативного отношения к сущему и ожиданий от будущего.

СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ УСПЕШНОСТИ И УСПЕВАЕМОСТИ

Успешность бывает субъективной и объективной. Если субъект в процессе обучения может преодолеть свой страх, затруднения, растерянность, неорганизованность, и может принимать решения в ситуации выбора, то учебная деятельность имеет субъективную успешность.

Успешность -- это свойство, а успеваемость -- степень, внешний показатель. Успешность -- это качественная оценка результатов деятельности, которая складывается из объективной результативности и субъективного отношения к этим результатам самого человека.

Субъективные составляющие успешности -- это устойчивая высокая самооценка и удовлетворенность собой и своей деятельностью. Несчастный, тревожный, замученный нормативными требованиями и ожиданиями окружающих отличник не может быть отнесен к успешным ученикам. Учеба не приносит ему радости, удовлетворения, ощущения подъема, всего того, что входит в понятие «успех».

Объективный показатель успешности -- результативность -- не стоит трактовать примитивно. Показатели результативности могут быть количественными и качественными, они должны давать возможность оценить реальные достижения человека в разных системах координат -- в сравнении с самим собой, учебной группой, некоторой региональной нормой, стандартом и т.п.

Рассматривать учение как деятельность имеет место там, где действия человека управляются сознательной целью усвоить определенные знания, умения, навыки. Причем учение возможно лишь на той степени развития психики человека, когда он способен регулировать свои действия сознательной целью. Поэтому важным показателем сформированности учебной деятельности обучающихся является уровень ее сознательности - умение обучающегося «отдать себе отчет в том, что и почему он делает», то есть взять ответственность за успех или неудачу в учебе на себя.

Так же установлен фазовый характер учебной деятельности. В первой фазе происходит осмысление создавшейся ситуации, повышается общая готовность к выполнению длительной умственной работы, усиливается организованность. Эго связано в первую очередь с формированием установки на объект изучения, с приспособлением познавательного и чувственного уровней к новому виду деятельности. Во второй фазе наблюдается неустойчивое приспособление - системы мотивов, потребностей и интересов в тесном взаимодействии с волевой деятельностью образует предпосылки для дальнейшего приспособления к учебной деятельности. В этой фазе отмечается выработка таких качеств как трудолюбие, настойчивость в достижении цели, внимательность, самоорганизованность, любознательность и т.д. Возникает интерес к изучению тех или иных наук. Третья фаза - период устойчивой адаптации, когда цель полностью осознана и появляются предпосылки для ее реализации, вся система уровней деятельности происходит в соответствие с основной целью обучения. В этой фазе формируются качества, характеризующие выработку у обучающихся общих профессиональных умений, необходимых будущему специалисту, развивается чувство собственного достоинства, чувство общественного долга.

Таким образом, задачи формирования профессионального самосознания и усвоение основ будущей профессии требует не только интенсивной умственной работы, но и создание предпосылок для того, чтобы обучающийся относился к обучению именно как профессиональной подготовке, а не просто условию получения диплома, чтобы смысл обучения виделся не в успешной сдаче экзаменов, а постоянном соотнесении получаемых знаний с требованиями будущей профессии. Поэтому ядром учебной деятельности является самосознание обучающихся. Поэтому хорошо успевающий обучающийся - это обучающийся адекватно воспринимающий и оценивающий самого себя в процессе.

Оптимизм и пессимизм -- это ценностная сторона мировосприятия, в ней мир осмысливается лишь с точки зрения соотношения в нём добра и зла, справедливости и несправедливости, счастья и бедствий. Это общий тон и настрой, пронизывающий конкретное содержание представлений, но не обусловливающий его строго однозначно. Оптимизм и пессимизм могут быть присущи как непосредственно-чувственному мироощущению, так и мировоззрению в целом. В первом случае это светлый или мрачный эмоциональный тон восприятия жизни и ожидания будущего, радостное приятие существующего или настроение безысходности. Во втором -- это учение о «сущности» мира, где добро и зло часто онтологизируются, изображаются как независимые друг от друга начала мира, а борьба между ними -- как внутренняя пружина или смысл наличных явлений, происходящих событий, истории в целом.

Пессимизм -- отрицательная оценка человеческой и всемирной жизни.

Оптимизм -- взгляд на жизнь с позитивной точки зрения, уверенность в лучшем будущем.

Оптимизм утверждает, что мир замечателен, из любой ситуации есть выход, все получится хорошо, все люди в общем хорошие.

Оптимистами будем называть людей, придерживающихся в целом положительных ожиданий в жизни. Определяющей чертой пессимистов тогда является ожидание от жизни худшего.

Вместе с тем, ожидание не единственный отличительный признак этих двух типов личностей. Прежде всего, для пессимистов обычно характерно плохое, подавленное настроение, уныние, тогда как оптимистам свойственно хорошее, радостное эмоциональное состояние. "Причина пессимизма - плохое настроение, оптимизм - продукт воли", - писал моралист Ален.

Подавленное же состояние как раз является следствием негативного восприятия мира, низких ожиданий, неосуществленных надежд. По сути, пессимист исключает из своего миропонимания все, что может его радовать. Однако подобное безнадежное отношение к миру, в свою очередь, сковывает волю человека, лишая его силы действовать. Закоренелый пессимист скорее уступит трудностям, готов довольствоваться малым, примет как должное лишения и страдания. Вот почему А. Швейцар утверждал, что "Пессимизм - это пониженная воля к жизни". Утверждение своих ценностей, реализация жизненных целей, а затем и отстаивание своего Я требуют от человека силы воли. Именно воля сообщает оптимисту энергию, твердость духа, чувство контроля, мужество терпеть и добиться лучшего. Подлинный оптимист - это не "легкомысленный весельчак всегда в хорошем настроении", а человек, обладающий жизненной силой и волей к будущему.

Наконец, отметим еще одну важнейшую черту оптимистов, отличающую их от пессимистов: веру в лучшее, в будущее, веру в себя и в свое окружение. Вера, как правило, основана на опыте и знании личности и представляет собой некий позитивный ее ответ, жизненную установку. Вот почему вера является убежденностью и уверенностью индивида в своих силах и в социальном окружении. Именно такая уверенность организует, направляет и придает форму человеческим устремлениям. Определяющей чертой пессимистов является их вера в то, что неудачи будут длиться долго, погубят все, что бы они ни делали, виноваты в них они сами. Оптимисты же верят, что неудача носит временный характер, что ее причина разового свойства, и виновно в ней стечение обстоятельств. Названных здесь основных черт оптимистов и пессимистов уже достаточно, чтобы понять, насколько они могут отличаться в стратегиях совладения с жизненными трудностями и в способах достижения жизненных целей.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ УСПЕШНОЙ

УЧЕБЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

На успешность обучения обучающихся в учебных заведениях влияют многие факторы: материальное положение; состояние здоровья; возраст; семейное положение; уровень подготовки; владение навыками самоорганизации, планирования и контроля своей деятельности (прежде всего учебной); мотивы выбора образовательного учреждения; адекватность исходных представлений о специфике обучения; форма обучения; наличие платы за обучение и ее величина; организация учебного процесса в образовательных учреждениях; материальная база образовательного учреждения; уровень квалификации преподавателей и обслуживающего персонала; престижность образовательного учреждения и, наконец, индивидуальные психологические особенности обучающихся. Выделяются две группы условий (внешние и внутренние) влияющих на успешность обучения. К внутренним условиям относятся следующие: возрастные и индивидуальные особенности; особенности мотивационной сферы обучающихся; особенности процесса усвоения.

Внешние условия включают в себя: характер взаимоотношений, сложившихся с конкретным учителем; общий характер взаимоотношений, принятый в конкретной группе; отношение родителей или других референтных лиц к самому процессу.

Надо отметить, что отношение родителей к учебному процессу претерпевает изменение от умеренно равнодушного к заинтересованному. Это объясняется тем, что большинство родителей платят за обучение. Они начинают понимать, что платят за обучение, а не за диплом и поэтому требует качество. Поэтому это условие в настоящее время достаточно эффективно влияет на успешность обучения .

«Воспитание специалиста, общественного деятеля и гражданина, освоение и консолидация многих социальных функций, формирование профессионального мастерства - все это составляет особый и важнейший для общественного развития и становления личности период жизни, обозначаемый как студенческий возраст». Студенческий возраст, соединяющий два возраста в традиционном понимании юность и взрослость - это особый период развития личности, продолжающийся только вовремя обучения в вузе или среднем специальном учебном заведении. При этом молодой человек, окончив общеобразовательную школу и поступив в техникум, вступает в самостоятельную жизнь, по существу еще не став самостоятельным, так как он экономически и психологически зависим от родителей. Переход человека во взрослую жизнь оказывается опосредован особым жизненным этапом - студенчеством.

В студенческом возрасте формируется профессиональное самосознание и усваивается основа будущей профессии. Таким образом, описанные выше задачи студенческого возраста сложны, и личности требуется большая работа для их решения. Необходимым условием этого решения является успешная учебная деятельность.



© 2010-2022