Метод. доклад: Проблемы адаптации студентов-первокурсников в учреждениях СПО и пути их решения

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РСО-АЛАНИЯ

МОЗДОКСКИЙ МЕХАНИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ



МЕТОДИЧЕСКИЙ

ДОКЛАД

на тему:

«проблемы адаптации студентов-первокурсников в учреждениях СПО и пути их преодоления»»

Выполнила

Попандопуло Л.В.

Моздок, 2015-2016 учебный год


Ученик, покинувший недавно школьные стены, становится студентом. И от того насколько успешно он пройдёт адаптацию, будет зависеть его дальнейшее развитие, как человека, как будущего специалиста, будут зависеть его личные и научные достижения.

Адаптация студентов в группе и в новом образовательном учреждении - самая главная проблема, которую необходимо преодолеть, как можно быстрее и, желательно, с положительным исходом. Большую роль в социальной адаптации играет формирование группы, чем быстрее она сформируется, тем быстрее студенты освоят свою новую роль.

В момент социально - психологической адаптации у студентов происходит кардинальная смена деятельности и окружения, их внутренние установки претерпевают сильные изменения. Происходит переориентация ценностей, освоение новых социальных ролей, студенты по - другому начинают воспринимать себя и других. В процессе общения, самопознания, деятельности происходит преобразование их внутреннего потенциала за счёт адаптации механизмов: когнитивный (ощущение, восприятие, память, представление, воображение, мышление), эмоциональный (радость, огорчение, тревога, нравственные чувства), практический (поведение студентов в различных ситуациях практической деятельности). Работа данных механизмов способствует активному взаимодействию студента и социальной среды.

Учебная нагрузка в учреждениях СПО значительно отличается от школьных нагрузок. Насыщенность учебного процесса, новая форма ведения предметов, иная организация учебной деятельности - всё это повышает тревожность первокурсников и сильно влияет на процесс адаптации. Для многих студентов высокие требования учебного процесса воспринимаются, как травмирующий фактор. Постоянное умственное и психическое напряжение, нарушение отдыха, питания нередко приводят к психологическому срыву и срыву процесса адаптации. Существенным является также тот факт, что в современной жизни многие студенты с первых курсов вынуждены зарабатывать на жизнь. Отсюда пропуски занятий, плохая учёба, несданная сессия. Для студентов - первокурсников главным остаётся чувство значимости, признание их как личности. Для того, чтобы повысить их социальный статус, необходимо включать их в мероприятия, что приведёт к более успешной адаптации, они станут добросовестнее относиться к учёбе и покажут хорошие результаты. Работая со студентами, надо всегда помнить, что преподаватели сотрудничают с уже сформировавшейся личностью, перелом их характера, давление со стороны педагогов отрицательно скажутся на процессе адаптации. Студенты на первом курсе не могут привыкнуть быстро к тому, что значительная роль в учебном процессе отводится самостоятельной работе, отсутствие постоянного контроля со стороны учителей, позволяет расслабиться студентам, что иногда может привести к низкой успеваемости и следствие этого - неудовлетворённое социальное самочувствие, снижение качества прохождения успешной адаптации.

Процесс адаптации пройдёт успешно в том случае, если студенты начинают активно участвовать в научной, культурно - досуговой жизни техникума, присутствует взаимная удовлетворённость студента и окружающей его среды. Студенту необходимо дать возможность проявить себя со всех сторон, показать свои лучшие качества, дать возможность реализовать себя в том направлении, где он чувствует себя наиболее комфортно (спорт, танцы, вокал, наука, художественная деятельность и т. д.).

В нашем техникуме созданы благоприятные условия для самореализации всех студентов. Проводятся спортивные состязания, предметные викторины и олимпиады, студенты принимают участие в профессиональных конкурсах, могут проявить свои таланты в подготовке внеклассных мероприятий. Ведется кружковая работа.

Исследователи различают три формы адаптации студентов - первокурсников к условиям обучения в техникуме:

1) формальная адаптация. Касается познавательно - информационного приспособления студентов к новому окружению, к структуре профессионального образования, к его требованиям, к своим обязанностям.

2) общественная адаптация - процесс внутренней интеграции групп студентов - первокурсников и интеграция этих же групп со студенческим окружением в целом.

3) дидактическая адаптация - подготовка студентов к новым формам и методам учебной работы в техникуме.

Учёными выделено три блока факторов, оказывающих влияние на адаптацию к обучению в учреждениях СПО: социологический, психологический и педагогический. К социологическим факторам относятся возраст студента, его социальное происхождение и тип образовательного учреждения, которое он уже закончил.

Психологический блок содержит индивидуально - психологические, социально - психологические факторы: интеллект, направленность, личностный адаптационный потенциал, положение в группе. Педагогический блок факторов влияния на адаптацию включает в себя уровень педагогического мастерства, организацию среды, материально - техническое обеспечения и др. Успешность прохождения адаптации зависит напрямую от эффективно взаимосвязи этих блоков.

Знание индивидуальных особенностей студента делает процесс адаптации ровным и комфортным. В процессе адаптации первокурсников можно выделить следующие трудности: отрицательные переживания по поводу ухода из школы, расставание с классом, неопределённость в выборе профессии, недостаточная психологическая подготовка, налаживание самостоятельной жизни, при переезде из дома в общежитие.

Выявление проблем с помощью тестов - опросников поможет ускорить процесс адаптации, с помощью них можно выявить на какие стороны студенческой жизни следует уделить больше внимания. Своевременное устранение возникших проблем повысит академическую успеваемость студентов, поможет избежать различных конфликтов. Самое главное, что необходимо для успешной адаптации студентов - первокурсников - это наличие доброжелательной обстановки, умение увлечь обучающихся на занятиях, чтобы у них был стимул к чему - то стремиться, узнавать и изучать новое. Кроме внимательного подхода со стороны преподавательского состава, сам студент должен чётко осознавать, куда он пришёл, и каких результатов он хочет добиться. Адаптация студентов - первокурсников во многом зависит и от их индивидуальных особенностей. Уравновешенный, знающий к чему стремится человек быстрее пройдёт адаптацию. Чем яснее в голове будут сформулированы его желания, потребности, цели, тем лучше он пройдёт адаптацию и начнёт осуществлять намеченные цели.


Мы живем в обществе бурно развивающихся технологий, когда объем информации удваивается каждые 3 года. В этих условиях от человека требуется не столько владение какой бы то ни было специальной информацией, сколько умение ориентироваться в информационных потоках, быть мобильным, осваивать новые технологии, самообучаться, искать и использовать недостающие знания или другие ресурсы. Если знания сами по себе больше не ценность, то какой результат образования необходим личности и востребован обществом? На этот вопрос и отвечает ФГОС третьего поколения, в которых предполагается перенос акцента с предметно-дисциплинарной ориентации (при одновременном сохранении ее достоинств) на компетенции и ожидаемые результаты образовательного процесса. А это значит, вчерашний школьник, поступив в колледж, попадает не только в новое учебное заведение, в новый коллектив, но и знакомится с новой системой - компетентностным подходом к обучению. Поэтому успешная адаптация студентов к обучению в колледже является важным условием для получения профессионального образования.

Каждый человек за свою жизнь переживает несколько периодов адаптации. Первый "адаптационный опыт" он получает в детском саду, затем в первом классе школы. Важным моментом в жизни каждого из нас является переход из начальной школы в среднюю и, наконец, наступает момент профессионального самоопределения.

Актуальность проблемы адаптации студентов к учебно-профессиональной деятельности обусловлена тем, что в период обучения в колледже закладываются основы профессионализма, формируется потребность и готовность к непрерывному самообразованию в изменяющихся условиях. Поэтому особенно важно, чтобы студенты, активно включались в процесс обучения уже с первого месяца учебы. Но при этом нельзя забывать, что при поступлении в колледж у подростка происходят значительные изменения в жизни. Во-первых, новое учебное заведение и новый маршрут до места учебы. Во-вторых, новый коллектив сверстников и преподавателей. В-третьих, проблемы, связанные с проживанием в студенческом общежитии - начинается «испытание свободой», которое выдерживают не все. Кроме этого возникают трудности, связанные с неопределенностью мотивов выбора профессии, недостаточной психологической подготовкой, слабым знанием школьной программы, отсутствием навыков самостоятельной работы.

Проходит немало времени, прежде чем студент приспособится к новым требованиям обучения. Многими это достигается слишком большой ценой. Отсюда зачастую возникают существенные различия в деятельности, а особенно ее результатах, при обучении одного и того же человека в школе и в колледже. Отсюда и низкая успеваемость на первом курсе, непонимание и, возможно, непринятие требований и новых условий обучения.

По моим наблюдениям, сложности в обучении первокурсников начинаются во II семестре, так как первые полгода ребята еще не вполне осознают происшедшие изменения в своей жизни: им все внове, они осматриваются, после летних каникул еще достаточно сил. Первый стресс связан не столько с новыми условиями обучения, сколько с отсутствием осенних каникул (знакомые школьники отдыхают, а они продолжают учиться и до каникул еще далеко). Второй «ледяной душ» обрушивается на них во время первой сессии. Ребята начинают понимать, что пройти программу 10-11 классов за один год не так просто, как казалось вначале. А тут экзамены в середине учебного года. Появляются первые задолженности. Снижается успеваемость.

Чтобы избежать этих негативных последствий преподавателю следует хорошо продумывать и планировать свою работу с первокурсниками. Для этого необходимо выполнение следующих задач:

1.Обеспечение успешной адаптации к новым социальным условиям.

Особенность студенческой группы первого курса заключается в том, что это ещё не сложившийся коллектив и в нем ещё нет установленных и закрепившихся правил и норм поведения. В этой группе каждый является новым человеком для каждого члена группы. Если в школе учащегося знали много лет и он уже занимал определённый статус, зачастую не объективный к нему, то при поступлении в колледж у него есть возможность получить совершенно новый статус и позицию в коллективе.

На своих уроках преподаватели говорят студентам, а затем постоянно повторяют, что они пришли в новое учебное заведение, поэтому у них есть возможность начать с «чистого листа». Здесь не будет того стереотипного отношения к ним, которое, возможно, закрепилось в школе. Здесь все будет зависеть от их желания учиться и получать профессиональные знания. Каждый член группы принимает участие в установлении правил и норм поведения, и формировании характеристик данной группы. У всех членов нового студенческого коллектива есть возможность проявить себя с самых разных сторон, найти "своё место под солнцем", завоевать авторитет и уважение однокурсников.

2.Правильная организация самостоятельной работы студентов по расширению и углубления своих знаний.

Несмотря на то, что в колледже как и в школе используется классно-урочная система, обучение в СПО отличается от школьного преобладанием самостоятельных занятий.

Нередко, вчерашние школьники оказываются неготовыми к самостоятельной работе. Они не умеют конспектировать, работать с учебником, дополнительной литературой, научными первоисточниками и т.п. Поэтому привыкание нередко происходит с большими осложнениями. Не все из них справляются с преодолением этих трудностей. Первокурсника необходимо учить учиться. Наши преподаватели прививают интерес к учебе при помощи активных форм и методов обучения, таких как деловые игры, учебные конференции, кейс-метод и др.

Учитывая эти психолого-педагогические особенности, педагоги прививают ребятам навыки самостоятельности в работе с учебником, книгой, конспектом, учат их выделять главное из текста, стараясь не столько запомнить прочитанное, сколько понять его. Ведь именно с пониманием материала приходит знание, а со знаниями прививаются профессиональные навыки и умения.

3.Создание у студентов адекватного представления о выбранной профессии.

Профессиональная адаптация в условиях колледжа является процессом формирования у студентов интереса к избранной профессии, стремление в совершенстве овладеть ею. Такая адаптация предусматривает овладение полным объемом знаний, умений и навыков по профессии, методике и логике науки. Профессиональное формирования студента успешно осуществляется в том случае, если оно основывается на интересе, наклонностях и способностях молодого человека к определенной профессии.

Как уже было сказано, многие первокурсники не имеют полного представления о выбранной профессии. Для них специальности «Механизация сельского хозяйства» или «Экономика и бухгалтерский учет» только слова, лишенные формы и содержания. Поэтому очень часто задаются вопросы: «Зачем нам литература? Для чего нам, будущим технарям, знать биологию или философию?» Преподаватели объясняют ребятам, что быть хорошим специалистом значит не только разбираться в технике. Главное - быть личностью, индивидуальностью, а для этого надо быть образованным человеком. Ведь настоящий специалист - это представитель и носитель определенной культуры. Он характеризуется совокупностью знаний, умений, а также мировоззрением, жизненными установками и ценностями, особенностями профессионального поведения. Достичь высокого уровня в личностном развитии помогают в том числе и литература, философия, обществознание, так как в них собран жизненный, духовно-нравственный опыт многих поколений.

4.Помощь в осознании общественной значимости выбранной профессии и формирование положительного отношения к ней.

Неоценимую помощь в решении этой задачи оказывают выпускники колледжа. Они работают практически во всех хозяйствах района. Встречи с ними на классных часах и во время производственных практик, знакомство с трудовыми династиями, получившими путевку в жизнь в наших стенах, помогают студентам осознать важность выбранной профессии, прививают любовь к ней.

Трудности, с которыми сталкиваются первокурсники, различны по происхождению. Одни объективно неизбежны (освоение в новом коллективе, взаимоотношения с педагогами), другие носят субъективный характер и связаны со слабой подготовкой, дефектами воспитания в семье и школе. Но если студент твердо решил вопрос о выборе им профессии, осознал ее значение, ее положительные и отрицательные стороны, требования, которые она выдвигает, то обучение здесь будет целенаправленным и продуктивным, а адаптация будет осуществляться без особых затруднений.

© 2010-2022