Конспект и презентация к классному часу «Герой Советского союза »

В данной разработке представлен Конспект и презентация к классному часу «Герой Советского союза - Наш земляк!» Памяти  Силантьева А. П. Маршала авиации, Героя Советского Союза. Разработка подготовлена в ходе поиско-иследовательской работы «Герои родного города». Мероприятие может быть использован как классными руководителями, так и учителями истории,  при изучении темы «Герои Великой Отечественной Войны » Цель: Воспитывать чувство патриотизма, гордости за родной город, уважение к ветеранам; Зада...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 122


«Герои родного города»



Классный час: «Герой Советского союза - Наш земляк!»

Памяти Силантьева А. П. Маршала авиации, Героя Советского Союза.




Автор: Учитель МБОУ СОШ №122

Горбунов Олег Федорович





Екатеринбург

Аннотация:

В данной разработке представлен Классный час «Герой Советского союза - Наш земляк!» Памяти Силантьева А. П. Маршала авиации, Героя Советского Союза. Разработка подготовлена в ходе поиско-иследовательской работы «Герои родного города». Мероприятие может быть использован как классными руководителями, так и учителями истории, при изучении темы «Герои Великой Отечественной Войны » .

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство (слайд №2-3)

Цель: Воспитывать чувство патриотизма, гордости за родной город, уважение к ветеранам;

Задачи:

  1. Рассмотреть основные события жизни Силантьева А. П.;

  2. Сформировать понятие «герой»;

  3. Формировать гражданско-патриотическую позицию учащихся;

  4. Обогащать опыт по подборке материала, фотодокументов.

Оформление: выставка книг, архивных документов, фотографий. Оборудование: мультимедийное оборудование. Методические приемы: лекция с элементами литературной композиции.


Ход мероприятия «Герои родного города» (слайд №4) Звучит песня «Туман»

Классный руководитель: Здравствуйте ребята, уважаемые коллеги и гости! Мы рады видеть вас на нашем мероприятии. Очень часто мы говорим о выдающихся событиях в истории нашего города. И, конечно, не можем обойти вниманием героев родного города в годы Великой Отечественной войны. Наш классный час посвящён памяти Силантьева Александра Петровича Маршала авиации, Героя Советского Союза.

1-й ведущий (слайд №5)

В грозный 1918 год на окраине города Екатеринбурга в поселке Шарташ в семье Силантьевых родился первенец. На берегу озера Шарташ стояло небольшое здание из красного кирпича, его построили еще до революции. В 1924 году мать привела Сашу в школу, затопили печи, поставили парты и за одну из них сел он. Директор сказала: "Ну, пусть походит немного, мал он еще. А надоест - сам уйдет". Но Саша не ушел. Сегодня это знаменитая 58 школа г. Свердловска. Здесь Александр Петрович закончил 4-е класса, а затем со своими сверстниками, осенью по бездорожью через лес добирался до новой школы ~ 10, где окончил 7 классов.

2-й ведущий:

После семилетки Александр пошел в ФЗУ при заводе "Металлист" ныне завод им. Свердлова. Стал заниматься в Свердловском аэроклубе. Тогда тяга к самолету у парней была всеобщей. Александр Петрович работал на заводе "Металлист" слесарем-сборщиком и одновременно учился в планерной школе. Директором планерной школы был Широнов Сергей Иванович, а инструктором - наставником Сизинов. До сих пор вспоминает герой, ту самую первую закалку, что дала ему первая планерная школа.

Из письма Силантьева Александра Петровича: (слайд №6)

Как большую удачу воспринимаю свою принадлежность в годы юности к заслуженному коллективу завода "Металлист", в цехах и школе ФЗУ которого постигал самую главную науку жизни - самостоятельную работу.

3-й ведущий: (слайд №7)

После окончания школы инструкторов - планеристов работал начальником планерной г.Первоуральска и одновременно заканчивал курсы пилотов. И до призыва в армию успел полетать на самолете У-2. В 1938 году уже коммунистом его призвали в ряды Советской армии, был направлен в авиационную школу г.Пермь. И перед Великой Отечественной войной Александр Петрович успел уже окончить второе летное военное училище. Война застала у западной границы. Страна еще не знала вероломного нападения фашизма, в историю уже ломились печальные строки летописи ее сыновей. Первые месяцы война самое тяжелое время в воздухе "Почти на всех фронтах превосходство врага".

Из воспоминаний Силантьева А. П. (слайд №8-9)

Сто шестидесятый истребительный авиационный полк на ленинградском, а затем на "Волховском фронте". Ранним утром 22-го июня наш полк принял боевое крещение, а на второй день войны при отражении вражеской авиации на Минск я сбил "Юнкерса", но и моя "чайка" - самолет И - 153 была подбита. За полтора месяца с начала войны я совершил около 50-и боевых вылетов. Сражался с "мессершмитами" и "юнкерсами", штурмовал вражеские танки и пехоту, а после переформировался и после получения новых истребителей "лагг-3" наш полк вернулся на фронт, но уже под Ленинград. Летали с рассвета до темноты, прикрывали "штурмовики", наносившие удар по гитлеровцам вдоль Невы. Много было полетов, но легкого не было ни одного. Вот один из них. "В первой половине сентября 1941 года эскадрилью подняли по тревоге и приказали перелететь на соседний аэропорт. С нами отправлялись командир и штурман полка. Через полчаса после приземления, неподалеку от нас сел "Дуглас". Из него вышла группа военных, в основном генералы. Один из них, высокий, плотный, в коричневом кожаном пальто, показался мне знакомым. Внимательно вглядевшись, я узнал в генерале Георгия Константиновича Жукова, которого как-то видел на фотографии. Н нам подошел командир авиагруппы в сопровождении командира полка и предельно четко сформулировал задачу: "Этот "Дуглас " поведете в Ленинград. Потеряете его, обратно не возвращайтесь". Сказано было жестко, но мы и без того хорошо понимали всю ответственность задания. Вылетели двумя группами. Первая, в которой находился и я, состояла из двух звеньев - впереди и сверху "Дугласа". Возглавлял ее опытный боевой летчик штурман полка капитан Панюков. Вторая группа в количестве одного звена под руководством комиссара эскадрильи Николая Клянченко, непосредственно прикрывала сопровождаемый самолет. На всём пути к Ладожскому озеру было пасмурно, накрапывал дождик. Но над озером погода оказалась безоблачной. "Дуглас" перешел на бреющий полет, чтобы не привлечь к себе внимание постоянно шнырявших в этом районе вражеских истребителей. Минут через пять полета над Ладогой с севера - запада на встречнопересекающихся курсах появилась четверка "мессершмиттов", а за нею - другая. Наша группа с ходу их атаковала, стремясь оттянуть, как можно дальше от "Дугласа". Замысел удался. Постепенно бой переместился к Карельскому перешейку, (слайд №10) В районе мыса Кюле мне удалось сбить один "мессершмитт". Головокружительные маневры, стремительные атаки, следовали одна за другой. Александр Силантьев показал в том бою высокий талант воздушного воина, неукротимую волю к победе. Два фашистских истребителя были сбиты. Летчики не допустили противника, к прикрываемому ими самолету Вторая группа отбивая атаки "миссершмитов" довела транспортный самолет до Коменуатского аэродрома. Когда мы вернулись на свой аэродром, выполнив задание, только тогда командир полка сообщил нам, что Г.К. Жуков летел принимать командование ленинградским фронтом.

1-й ведущий (слайд №11-12)

Маршалу часто задают вопросы: "За что получили это высокое звание?". Александр Петрович ответил так: - Знайте, что на войне не обязательно один раз совершить такое, что его назовут подвигом. Важнее, когда ты изо дня в день выполняешь свой долг. Вот и я сопровождал наших бомбардировщиков, дрался с вражескими истребителями, когда они вылетали нам навстречу, случалось и сбивал их. А тут мы летали в разведку, изучали вражеские аэродромы, Так что, в конце концов, когда вылетаешь на задание, знаешь не только, с какого аэродрома тебе вылетят навстречу истребители, но знаешь, какие у них будут номера, что за летчиков, по имени неизвестный, но хорошо знакомый по почерку, встретит тебя в бою. Особенно запомнился летчику воздушный бой, который произошел в марте 1942 года. Силантьев вел группу истребителей прикрывавших штурмовики. Почти на всем маршруте группа отражала атаки вражеских машин. Но вот летчики увидели еще несколько фашистских самолетов. Бой разгорелся с новой силой. Особенно тяжело было командиру: он не только сам беспрерывно атаковал врага, но и руководил другими. Вот его ранило в ногу. Начал давать перебои мотор. Разбита приборная доска.

2-й ведущий:

Летчика обдало горячим маслом, кабина наполнилась гарью. Дышать становилось все труднее. Вскоре мотор остановился. Назначив заместителя, Силантьев направил самолет на восток. "Только бы перетянуть линию фронта", - думал он. Но вражеские истребители продолжали атаковать подбитую машину. Вот один из истребителей после атаки проскочил вперед, считал, что советский летчик уже безопасен. Он не знал, что на самолете Силантьева остались два реактивных снаряда. Энергично, действуя рулями управления, Александр на мгновение поймал в прицел фашистского стервятника и нажал пуск. Силантьев продолжал спускаться. Планировать некуда. Под крылом - сплошной лес. Парашют раскрыться не успеет. Александр направил машину прямо на вершины деревьев. Словно бритвой, срезаны небольшие деревья, но машина продолжала нестись дальше. Израненная машина развалилась по частям. Вот от самолета отлетели крылья, затем хвостовое оперение. Вот тогда и узнал наш земляк, что ему очень повезло. Один из снарядов попал в броне стенку, расколол ее, но не задел летчика. Руки и ноги были изрешечены осколками снарядов. И только снег смягчил удар фюзеляжа о землю ... Он очнулся в снегу. Попытался встать и пойти, но понял, что далеко не уйдет - снег по пояс, а иногда по грудь. Вот здесь и пригодилась смекалка. Александр нашел половину капора мотора. Разобрал их. Получились длинные металлические полосы. Сколько хватило сил, он вогнул "корыта" на манер лыж, сделал крепления из строп парашюта и пошел вперед, к деревне, которую нашел на карте.

3-й ведущий: (слайд №13)

Впереди - 30 км. В запасе - немного галет и банка тушенки - остаток нз. Прошло два дня. Кажется, пора бы и деревне появиться. А ее все нет. Меж деревьев мелькнули две фигуры. Присмотрелся - Ребятишки. Позвал. Они посмотрели на него - и бегом. Я наверное, им чудищем показался, - шутит генерал, - посмотрел я на себя тогда со стороны и действительно: маслобак у меня пробили и весь комбинезон покрыт маслом, а когда я пробирался сквозь лес, на масло налипли и кора, и ветки, и мох. Не мудрено, что ребятишки дали деру. Я еще раз их позвал, сказал что свой, летчик, что сбили меня. Мальчишки поверили. Подошли поближе. Вместе с ними добрел до деревни. Не подоплёку оказался наш аэродром, доставили меня в госпиталь, сделали операции, подлечили.

1-й ведущий: (слайд №14)

В боях за Ленинград, - вспоминает Александр Петрович, - начал способствовать успех - накопился опыт и перешел на новое вооружение ЛАГ-З. В сражении за Тихвин, ожесточенные бои развернулись за железнодорожный вокзал. Это был очень важный объект. По железнодорожной дороге снабжались группировки. Нашим атакующим частям до вокзала, было рукой подать, но всякий раз, когда пехота поднималась в атаку, ее прижимал к голому снежному полю сильный вражеский огонь. Наш полк стоял на аэродроме рядом с линией фронта. Приехал к нам наш полковник авиагруппы Холзанов. Построили полк. Полковник подходит к моей эскадрильи и спрашивает: "Лететь можно?" Облака опустились почти до самой земли.

-"Лететь можно", но не всем" - ответил я.

-"Почему", - поинтересовался Холзанов

- Не каждый летчик к этому подготовлен.

-А Вы сможете?

- Да.

- А кто еще может? Отозвался комиссар эскадрильи Клянченко.

"Вот и вылетайте вдвоём.

Почти в сплошном тумане, трудно было найти и попасть в цель. Около часа мы находились над целью. Совершили по шесть заходов: штурмовали, стреляли, гудели. Воздействие производили, скорее всего, психологическое. Гитлеровцы прятались, огонь ослабевал. Это и нужно было нашей пехоте. Нам потом уже сказали, что один их таких моментов пехота поднялась и овладела вокзалом. Вот это произошло на глазах у генерала Мерецкого командовавшего нашими войсками в боях за Тихвин. В послевоенное время Александр Петрович в числе восьми воинов, отличился в боях за освобождение Тихвин, ему было присвоено звание почетного гражданина города Тихвин. Маршал вспоминает: "Не так уж часто мне удается бывать в Тихвине, но каждый приезд этот город оставляет о себе добрую память".

2-й ведущий: (слайд №15)

1943 год. Ленинградский фронт. Шестерка истребителей, под командованием Александра Петровича, прикрывала свои войска, ведущие ожесточенные бои. Набирая высоту, летчики пробили облака и когда вышли из них, увидели шесть вражеских самолетов "M-110". Оценив обстановку, Силантьев подал команду: "В атаку!". Истребители с ходу устремились на врага. Через несколько секунд летчики с удовольствием наблюдали поразительную картину: все шесть " мессеров", подбитые, летели к земле.Это был вещающийся в истории Великой Отечественной войны воздушный бой, высокое мастерство" наших летчиков. Всего за время войны Александр Петрович уничтожил восемнадцать самолетов и много боевой техники. Начинал летать на истребителе со скоростью не более 300 км. В час. Приходилось летать на всех марках истребителей: и на наших, и на американских, и на английских, и на немецких. Захватят наши аэродром врага. Найдут на нем исправные самолеты. Мы на них полетаем и определим их хорошие качества и уязвимые места.

3-й ведущий: (слайд №16)

Войну Александр Петрович заканчивал, командуя резервом истребителей, ставки Верховного командования. Теперь у него был не один участок фронта, а все его фронты. Не одна его часть, а несколько. И в день победы офицерский китель нашего земляка украшали ордена Красного Знамени Отечественной войны I и П степени. Орден Красной Звезды за оборону Ленинграда и Москвы. После окончания Великой Отечественной войны Александр Петрович освоил новые самолеты, со скоростью превышающие в два раза звуковой. На его кителе появились знаки двух академий. Краснознамённой Военно-воздушной и Генерального штаба, и закончил с золотой медалью.

1-й ведущий: (слайд №17)

Теперь он сам дает напутствия выпускникам академии имени Гагарина. Генерал - маршал авиации никогда не порывает с родным Уралом, с родной его улицей Норильской, со своими родными и родственниками. Александр Петрович был очень заботливым и внимательным сыном. Силантьев в течении 9-ти лет был начальником главного штаба, I-M заместителем главнокомандующего военно-воздушных сил страны. Александр Петрович награжден орденом Красного Знамени 3степени. Он делегат 26-го Съезда Верховного Совета Украины. В группе военных инспекторов при штабе Советской Армии, занимался общественной работой и не забывал свою родную школу. Приезжая на Урал, он всегда выбирает время зайти в свою школу. Он встречается с учащимися, для которых сам уже история. Рассказывал он чаще не о себе а, о своих друзьях. Потому что в жизни он простой, честный, глубоко преданный Родине, требовательный к себе и людям.



1-й ведущий: (слайд №18-19)

Александр Петрович был заботливый, нежный и чуткий человек, заботливый сын, пользовался огромным авторитетом среди однополчан. Этот стишок "Слава герою" был написан в газете "Красная звезда" техником - лейтенантом В. Грудиным из части, в которой служил Александр Петрович.

СЛАВА ГЕРОЮ

ПОСВЯЩАЮ ГЕРОЮ СОВЕТСКОГО СОЮЗА СИЛАНТЬЕВУ АЛЕКСАНДРУ ПЕТРОВИЧУ.

Близок сердцу простор голубой Улыбается день величаво
Пронеслось над великой страной
Твое имя покрытое славой.

Ты бесстрашен с врагами в бою За любимую Родину нашу Много песен хороших сложу Про героя Силантьева Сашу.

Шлет поклон тебе родина - мать,
Поздравляя уральца - героя: Ты умеешь врага побеждать,
Славный мастер воздушного боя!

Улыбается старый Урал И достойным потомком гордится Про тебя наш герой даже Сталин узнал Как ты можешь за Родину биться.

Будь бесстрашен и смел до конца!
Никакой оккупантам пощады! Слава храбрым героям - бойцам,
Защищающим жизнь Ленинграда!

Близок сердцу простор голубой
Улыбается день величаво, Пусть гремит над великой страной
Твое имя, покрытое славой. Техник - лейтенант

В. Грудин

Классный руководитель:

Из письма Силантьева Александра Петровича

Вот так кратко я рассказал вам о нашем родстве. Оказывается мы, как принято называть в армии земляки правда, наверное, пятого поколения, но это не главное. Если вас заинтересуют подробности моей биографии, то при желании, с ними можно познакомиться в музее завода, в областном историко-революционном музее. При желании можно пригласить к себе на встречу моего брата Силантьева Константина Петровича.
Попробуйте расшевелить его, наверняка, поделится интересными воспоминаниями, подскажет, где и что можно почитать, даже небольшой кинофильм посмотреть. Что касается нашей личной встречи, то обещать заранее не могу, но при посещении Свердловска непременно дам вам знать. Желаю группе "Поиск" крепкого здоровья, веселого отдыха и интересных находок.

Письмо Силантьева А. П. Маршала авиации, Героя Советского Союза поисковой группе (см. приложение)

2-й ведущий: (слайд №18-19)

Звучит В.А. Моцарт. Реквием. Лакримоза.

Ушел из жизни А.П. Силантьев 10 марта 1996 года, похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (11 уч.).

Вечная Память Герою!





Источники

  1. Газета "Красная звезда" стихотворение Техника - лейтенанта В. Грудина.

  2. Комсомольская правда №88 15.04.1942г.

  3. Газета «На Смену» Статья «Школа мужества» Автор А. Нагибин 26 ноября 1967г.

  4. Письмо Силантьева А. П. Маршала авиации, Героя Советского Союза.

  5. Воспоминания родных и близких - брата Силантьева Константина Петровича, Бондаренко Антона Алексеевича заведующего музеем боевой и трудовой славы в школе № 24

  6. Музей завода "Металлист".

  7. Фотографии на слайдах из семейного архива Силантьева А. П. и Силантьева К. П.

  8. Интернет ресурсы:

airaces.narod.ru/all5/silantyv.htm

airaces.narod.ru/all5/silantv1.htm



© 2010-2022