Большой секрет для маленькой компании

Со времен египетских фараонов одни люди придумывали коды и шифры, чтобы сохранить в тайне свои секреты, а другие - учились их расшифровывать, чтобы узнать эти секреты. Шифры бывают разные, и расшифровывать их - ни с чем не сравнимое удовольствие. В поисках «клада» детям предстоит расшифровать различные послания, используя некоторые наиболее известные шифры, попутно выполняя разнообразные упражнения на внимание, смекалку и сообразительность, а также продемонстрировать своё умение слаженно работат...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Управление образованием исполнительного комитета

Бугульминского муниципального района Республики Татарстан

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Детский эколого-биологический центр



Разработка внеклассного мероприятия




Большой секрет для маленькой компании.



Сайфуллина Ольга Анатольевна,

педагог дополнительного образования



г. Бугульма

2014 г

Цель: интеллектуальное развитие воспитанников.

Задачи:

  • познакомить детей с наиболее известными кодами и шифрами;

  • развивать познавательные процессы обучающихся.

Оборудование: таблицы с шифрами; шифрованные задания; бумага, ручки; карточки с загадками, анаграммами; сладкие призы.

Ход занятия.

Со времен египетских фараонов одни люди придумывали коды и шифры, чтобы сохранить в тайне свои секреты, а другие - учились их расшифровывать, чтобы узнать эти секреты. Уже 4000 лет не прекращается противостояние шифровщиков и дешифровщиков. В истории человечества хранится немало кодов , шифров и криптограмм, многие из которых были взломаны. Но есть загадки, над которыми ученые ломают голову не один год, но так и не могут объяснить. (Далее - выступление ученицы).

А сегодня мы познакомимся с наиболее простыми и распространёнными шифрами и разгадаем приготовленные для нас послания.

Итак, знакомимся: самый известный шифр - Азбука Морзе.

Разделимся на 2 команды, и - вперёд! Вот вам шифровка и шифр к ней. За расшифровку каждого задания даётся буква для отыскания клада.

· − − · − − − − · · − · · · − − · − · − − − − · · · · − · · −

· − − · − − · · − · · · · · · − − · − − − · − · · · · · · − − · · · − · − · ·

· · − · · − − − − − · − − · · − − · · · · − − · · · · −

· · − · · − · − · · · − · − − − · · − · · − · − − − − · · · − ·

− − · · · − · − − · · · · · · − · − · · −

(Поднимайтесь вверх по лестнице и на окне между этажами найдёте записку.) За расшифровку даётся буква для отыскания клада.(В)

Русская азбука Морзе

A

Б

В

Г

Д

Е (Ё)

Ж

З

И

Й

· −

− · · ·

· − −

− − ·

− · ·

·

· · · −

− − · ·

· ·

· − − −

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

− · −

· − · ·

− −

− ·

− − −

· − − ·

· − ·

· · ·

· · −

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ы

Ь

Э

· · − ·

· · · ·

− · − ·

− − − ·

− − − −

− − · −

− − · − −

− · − −

− · · −

· · − · ·

Ю

Я









· · − −

· − · −



Записка.

Второе задание вы найдёте на диване. Присядьте, да поразмыс-лите, не торопясь, чтобы ответ отыскать да букву заветную получить.

Но сначала - учителя внимательно выслушайте и задания выполните!!!!

Расшифруйте анаграммы.


1. Какое слово лишнее и почему?

ДЕД ТАЦВАНЬ (12) НЕ ДВАДЦАТЬ(12) МИЛ ДАРИЛ (1000 000 000)


2. Расшифруйте!

РИФШИЩОАВЬЛК (шифровальщик)

За задания даются буквы З и Е

Чтобы расшифровать это послание, воспользуемся шифром «Пляшущие человечки».

Пляшущие человечки

Большой секрет для маленькой компании.

Большой секрет для маленькой компании.

( «В классе задание новое найдёте» ) За расшифровку - буквы К и А

В классе. А вот и новое задание. Для него вам понадобится шифр Цезаря. За расшифровку даётся буква для отыскания клада.






ф

о

з

ж

ц

б

ь

з

з

к

г

ж

г

р

л

з

е

й

л

е






с

п

ц

ё

с

о

н

з




Шифр Цезаря

Исходный алфавит: А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

Шифрованный: Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я А Б В

Расшивровка.

с

л

е

д

у

ю

щ

е

е

з

а

д

а

н

и

е

в

ж

и

в

ф

о

з

ж

ц

б

ь

з

з

к

г

ж

г

р

л

з

е

й

л

е

о

м

у

г

о

л

к

е




с

п

ц

ё

с

о

н

з




За расшифровку даются буквы Л и Л.

А теперь проверим вашу внимательность.

Ваша задача состоит в том, чтобы как можно более точно передать следующему члену вашей команды следующую инструкцию: « В понедельник, 23 сентября, не будет урока татарского языка. Вместо него будет урок физкультуры. Он будет первым по расписанию, поэтому вы должны собраться на школьном стадионе к 8 часам утра. Если будет дождь, то вместо физкультуры будет дополнительный урок математики. В этот день школьная столовая работать не будет, поэтому возьмите с собой что-нибудь перекусить.»

(За выполнение конкурса выдаётся буква А)


В живом уголке - интеллектуальная «рыбалка». Дети с помощью магнитных удочек «выуживают» рыбок с загадками и каверзными вопросами и отвечают на них. (По окончании «рыбалки» дети получают букву Д).

Ну, вот и настало время соединить все наши буквы и догадаться, где же нас ждёт клад.

В, З, Е, К, А, Л, Л, А, Д - Клад в зале!

Скорей, найдём клад! (коробка с конфетами)

Вот и закончились наши приключения. Что вам больше всего запомнилось и понравилось? Что вызвало трудности?

Надеюсь, что вы узнали немало интересного!

© 2010-2022