Выступление на педагогическом совете Подросток и криминал

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Новоивановская СОШ

Свободненского района

Амурской области




Выступление

Толоковой Р.С.

на педагогическом совете

по теме: «Подросток и криминал: не допустить, не навредить, не перестараться…»















2015 год


Использовала статью психолога Е.Пятакова (журнал «Народное образование» №1 - 2009 год).

Сегодняшний подросток в плену манипуляторов, которые делают как раз всё, чтобы он, подросток, во что бы то ни стало, пополнил очередь к тюремным воротам. Предстоит искать пути, прямиком ведущие к подростку, к его ценностям и установкам, которые сформированы под влиянием телепередач, льющих кровь с экранов, дворовых «паханов», которых не обойти, ни объехать. Учитель начинает говорить с подростком. И нередки случаи, когда тот пытается запутать, обмануть, сбить с толку. Чтобы не происходило ничего подобного, рассмотрим воспитательные сценарии, позволяющие педагогу и психологу не допустить победы криминальных установок подростка. Не навредить, потому что плата за этот вред - сломанная судьба. Не перестараться, ибо это поражение.

Каковы же эти сценарии?


  1. Обескураживающая откровенность.

  2. Разоблачение путём доведения до абсурда.

  3. Внушающее внедрение информации.

  4. Психологическая провокация с целью пробудить здоровое самолюбие подростка.

  5. Пресечение попыток логического запутывания.

  6. Пресечение попыток манипулирования.

  7. Критический анализ вопроса.

  8. Акцентирование внимания на цели вопроса.

Сценарий 1. Обескураживающая откровенность.

Использование приёма иногда позволяет установить контакт с подростком, ранее замыкавшимся в себе. Суть его сводится к тому, что в определённый момент разговора либо в ответ на провокацию подростка, педагог неожиданно произносит нечто предельно искреннее, откровенное ( желательно с оттенком иронии) , идущее вразрез со стилем предыдущего разговора. Эта фраза сперва обескураживает подростка, удивляет, а затем пробуждает в нём искренний человеческий интерес ко взрослому, который «такое вдруг отмочил» ( пример на стр. 228)


Сценарий 2. Разоблачение путём доведения до абсурда.

Иногда романтическое заблуждение подростка относительно собственного криминального будущего бывает настолько умеренным, что доказать его ошибочность почти невозможно. В этом случае важно логически развить это убеждение, соотнести с другими условиями криминальной жизни - и таким образом довести до явного абсурда, когда ошибочность станет явной даже для малышей. ( пример на стр. 228)

Сценарий 3. Внушающее внедрение информации.

Иногда сознательное или бессознательное нежелание подростка воспринимать всерьёз какую - то важную информацию делает неэффективным различные рассуждения, мягкие намёки и даже прямые указания. В этом случае нужно поступить более жёстко, начав словесное «вдалбливание» нужной информации путём многократного её повторения на разные лады в короткий промежуток времени. Иногда при этом допускается сильный эмоциональный «нажим».

( пример на стр. 229).

Сценарий 4. Психологическая провокация с целью пробудить здоровое самолюбие подростка.

Это психотерапевтический приём, он используется в тех случаях, когда человек отказывается что - либо менять в своей собственной жизни, мотивируя это слабостью, безнадёжностью, ненужностью, неспособностью и т.д. Суть приёма заключается в том, чтобы не ободрять, не доказывать, что «всё не так плохо», а напротив, полусерьёзно, полушутя, подтверждать правоту подростка: да, он слаб, жалок, ничтожен, преступен, мало того, ситуация ещё более ужасна, чем он думает. Например, он не просто робок, а абсолютно труслив, ничтожен и не имеет в этой жизни, ни каких перспектив. Конечно, целью этих «издевательств» является пробуждение здорового самолюбия ребят, боящихся преодолеть жизненные трудности, их желания доказать, что они не такие плохие, какими считали себя. После того, как подросток начинает активно протестовать и доказывать свою значимость, мы резко меняем тактику и говорим что - нибудь вроде: «Стоп! Ты сам это сказал и не стоит прикидываться слабым и беспомощным». ( пример стр.230)


Сценарий 5. Пресечение попыток манипулирования.

Как быть, если дитя заигралось, чтобы только отделаться от навязчивого советчика? Конечно, не быть навязчивым. Но с другой стороны, когда видишь, как внешне смирный подросток ждёт лишь случая, чтобы убежать и заняться своими плохими делами, нужно открыто высказать свои подозрения, описать суть манипуляции, которую пытается провести подросток, напомнить ему, кому, в конечном итоге, более важен успех всей работы, рассказать о возможных последствиях неудачи, а затем отказаться от попыток манипулирования. ( пример на стр. 230)

Сценарий 6. Критический анализ вопроса.

Этот психолого - педагогический приём используется в тех случаях, когда подросток задаёт некорректные вопросы. Ответ на подобный вопрос невозможен, из - за чего у подростка возникает ошибочное чувство своей силы и правоты. Необходимо, не стесняясь, указать подростку на неправильность вопроса, доказать её и в итоге снять или переформулировать вопрос, дабы оставить незыблемым свой авторитет «человека - энциклопедии». (пример на стр. 231)

Сценарий 7. Акцентирование внимания на цели вопроса.

Иногда подросток не может или стесняется задать вопрос, который его волнует, поэтому задаёт другие, иногда лишь отдалённо относящиеся к тому, что его действительно интересует. Нередко такие вопросы выглядят странными, неуместными. Тут необходимо поинтересоваться, какую цель ставил школьник, спрашивая об этом , что он хочет узнать. Задавая наводящие вопросы, делясь с подростком своими соображениями, можно довольно быстро узнать, что же волнует его на самом деле. Важно, чтобы он действительно ответил, надо ему это или нет. Ведь это будет означать, что он задумался, вопрос приобрёл для него смысл и значение куска собственной биографии. ( пример на стр. 231 - 232)


























© 2010-2022