Классный час Поздравительная открытка как средство общения

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Табагинская средняя общеобразовательная школа»

городского округа «город Якутск»



677911, с. Табага, улица Пеледуйская, 4, телефон 408-398, 408-344, факс 408-398

Поздравительная открытка как средство общения

Работу выполнила Татарникова Анжелика Александровна,

ученица 5 «б» класса.

Руководитель: Шуткевич Инна Леонидовна,

учитель русского языка и литературы.



Якутск 2014



Содержание

Введение……………………………………………………….. 3

Глава I. История происхождения открытки……………....... 4

Глава II. Тематические группы и жанры поздравительных

открыток........................................................................................ 8

Глава III. Результаты исследования……………..…………… 10

Заключение………………………….…………………….…… 11

Список литературы …………………………………………… 12

Приложение……………………………………………………… 13

Введение

«..последовательно оглядываясь, мы смотрим на прошедшее всякий раз иначе; всякий раз разглядываем в нем новую сторону, всякий раз прибавляем к уразумению его весь опыт вновь пройденного пути. Полнее сознавая прошедшее, мы уясняем современное; глубже опускаясь в смысл былого - раскрываем смысл будущего; глядя назад - шагаем вперед» (А.И.Герцен)

Открытки представляют собой открытые почтовые карточки или письма, которые пересылаются по почте без использования конверта, как в случае с обычными письмами. Открытка, которая представляет собой почтовую карточку, появилась около 140 лет назад. Однако, за все время ее существования внешний вид, форма и назначение менялось не один раз.

А наши предки очень ценили эти весточки - эти старинные поздравительные открытки. Раньше они были повседневной составляющей нашей жизни. Ни один торжественный момент не обходился без открыток. Десятками миллионов разлетались эти яркие красочные картинки в концы нашей огромной страны, донося слова и сердечные пожелания, давая радость и тепло близким нам людям.

Актуальность: Многие считают, что открытки в 21 веке уже утратили свою актуальность, в связи с тем, что появились современные средства коммуникации, в частности интернет. Однако, много людей используют открытки для поздравления родных и близких, любимых с важными событиями в их жизни. А вот почтовые открытки используются намного реже, чем это было в прошлом веке.

Предмет исследования: поздравительные открытки.

Объект исследования: поздравительные открытки как средство общения.

Цель работы: выявить, является ли поздравительная открытка средством общения в настоящее время.

Задачи:

  • изучить историю возникновения поздравительной открытки как средства общения;

  • выявить тематические группы и жанры поздравительных открыток;

  • провести опрос и анкетирование «Поздравительная открытка»;

  • систематизировать и проанализировать собранный материал.

Поскольку исследование осуществлялось преимущественно в рамках сравнения, основным методом стал описательный, включающий приёмы наблюдения, интерпретации и классификации собранного материала.

Материалом исследования послужили поздравительные открытки СССР, России и зарубежных стран, которые были собраны из различных источников, статьи и монографии, специализированные сайты.

Теоретическая значимость работы заключается в исследовании истории использования поздравительных открыток как средства общения.

Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты и материал анализа данной работы могут быть использованы на классных часах и для расширения кругозора учащихся среднего звена.

Гипотеза: Сейчас, когда появилась масса средств коммуникации (телефоны, электронная почта, SMS, MMS, Whats App), поздравительные открытки как таковые уже, скорее всего, потеряли актуальность и вышли из обихода.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемой литературы.

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, её теоретическая и практическая значимость, определяются объект, предмет, цель, задачи и методы исследования, выдвигается гипотеза.

В первой главе раскрывается история возникновения поздравительной открытки как средства общения.

Во второй главе рассматриваются тематические группы и жанры поздравительных открыток.

В третьей главе представлены результаты исследования.

В заключении подводятся итоги проведенного исследования и формулируются краткие выводы.


Глава I. История происхождения открытки.

Открытка - это яркая, живописная картинка, призванная улучшить настроение того человека, которому она предназначена.

Что же говорят словари?

Значение слова открытка по Т.Ф. Ефремовой:

Открытка - 1. Почтовая карточка для открытого письма; почтовая карточка с каким - либо изображением. 2. разг. Фотокарточка такого формата.

Значение слова открытка по С.И. Ожегову:

Открытка - и, ж. 1. Почтовая карточка для открытого (без конверта письма). 2. Карточка такого же формата с художественным изображением.

Значение слова открытка по Д.Н. Ушакову:

Открытка, открытки, ж. Открытое письмо, почтовая карточка.
Почтовая открытка. Что может рассказать нам о себе этот прямоугольник из плотной бумаги, который мы покупаем к празднику, чтобы поздравить своих друзей, родственников и близких и пожелать им всего наилучшего, а заодно сообщить о себе. Меня заинтересовала история открытки - поздравления, тем более что открытка, как и письмо, была средством общения между людьми, находившимися вдалеке друг от друга. В истории отечественной культуры жанр поздравлений также представляет большой интерес. Нам захотелось проследить путь открытки со времен возникновения до наших дней.

Прихотливая история жанра открытки прослеживается с XVII века. Правилом составления поздравлений обучали уже в Киево - Могилянской академии. Ее воспитанники должны были уметь, как писал Ф. Прокопович, «прилично поздравлять приятелей, говорить за бокалами благожелательные речи друзьям и торжественным образом встречать известные годовые праздники». Поэтому поздравительные речи сочинялись и произносились не только на занятиях по риторике, но и по заказу на официальных мероприятиях. Заметим, что поздравительные письма поэтика предписывала составлять в стихах.

И в наше время на открытках пишут стихи с поздравлениями и пожеланиями здоровья, счастья, хорошего настроения. А для ленивых уже придуманы и красиво написаны поздравительные слова.

Но так было не всегда.

Появление первой открытки относят к 40-м годам XIX века. По просьбе английского чиновника Генри Коула художник Джон Хорсли изготовил 40 одинаковых литографий, на которых была изображена семья сэра Генри, сидящая за столом, а снизу шла надпись: « Веселого Рождества и счастья в Новом году!»

Открытки Генри Коул разослал родственникам, друзьям и знакомым.

Родственники Коулов много лет демонстрировали эти открытки.

Сам же Генри Коул сообразил, что если эти открытки продавать всем желающим, они могут принести неплохой доход.

В 1843 году с оригинала было отпечатано около 1000 экземпляров, каждая открытка стоила 1 шиллинг - это были очень большие деньги!

В 1860 годы производство открыток было поставлено на поток. Во второй половине XIX века поздравительные открытки начинают печататься во многих европейских странах. Их количество уже исчисляется миллионами. Первоначально на открытках чаще всего изображался младенец Христос в яслях или другие религиозные сюжеты. Позже появляется Санта-Клаус и композиции из цветов, веток и елочных украшений.

В Россию поздравительные открытки поначалу привозились из-за границы, главным образом, из Германии. Причем предприимчивые русские купцы покупали открытки только с рисунками, а надписи наносили на русском языке. Открытки в то время продавались по рублю, а то и дороже. За такие деньги в то время можно было купить 10 килограммов говядины!

Первые отечественные рождественские открытки были выпущены с благотворительной целью Петербургским попечительным комитетом, издавшим к Рождеству 1898-го серию из десяти открыток по рисункам известных петербургских художников. Хотя тираж каждой открытки составлял 10 тысяч экземпляров, они быстро раскупались, и тираж был повторен. Через некоторое время Община св. Евгении стала одним из крупнейших издателей открыток в России. В их создании принимали участие такие известные художники, как Билибин, Маковский, Бакст, Рерих, Бенуа, причем последний с 1902 года был негласным руководителем издательства. Но, конечно, Община св. Евгении была далеко не единственным производителем открыток, в тогдашней России существовало множество крупных и мелких издательств, благодаря чему ассортимент российских открыток считался одним из самых разнообразных в Европе. Выглядели открытки настоящими шедеврами, о русских открытках говорили: «Их жаль посылать в почту…»

Русская открытка имела неповторимую индивидуальность! Вместо рождественских гусей, омелы и пальмы, лодок и мельниц изображали заснеженные избушки, церкви, лихие тройки и нарядных крестьянских детей.

В просвещенном XVIII веке внимание к эпистолярным жанрам значительно возрастает. Условия светской жизни требовали не только особых манер, но и соблюдения правил хорошей, а порой даже и изысканной речи.

В 1708 году под патронажем «всепресветлейшия великия государыни, ея императорского величества Екатерины Алексеевны» выходит первое печатное руководство по составлению эпистолярных сочинений - переводный письмовник, давший начало «кумплиментарной» переписке. Он содержал 130 образцовых писем, в том числе и поздравительных, и обучал галантному слову частных посланий. Естественно, издание было предназначено для читателей высшего света.

После революции 1917 года поток открыток уменьшился, но в 30-е годы и послевоенные годы XX века новогодние открытки вернулись, но они были уже другими. Появились на открытках государственные символы и атрибуты, рекламировались события государственной важности. Обычай посылать праздничные поздравления продолжал существовать. Для этого использовались любые иллюстрированные открытки. Собственно, несколько раз предпринимались попытки к изданию открыток с поздравлениями типа

«с годовщиной Великой революции», но это нововведение как-то не прижилось.

По поводу появления первых советских поздравительных открыток существуют некоторые разногласия. Одни источники утверждают, что впервые они были изданы ограниченным тиражом к Новому, 1942 году. По другой версии, в декабре 1944 из освобожденных от фашизма стран Европы советские солдаты стали присылать своим родственникам невиданные доселе красочные иностранные новогодние открытки, и партруководство решило, что нужно наладить производство собственной, «идеологически выдержанной» продукции. Как бы то ни было, но массовый выпуск новогодних открыток начался только в 50-х. На первых советских новогодних открытках изображались счастливые мамы с ребятишками и башни Кремля, позднее к ним присоединились Дед Мороз и Снегурочка. А уже через некоторое время промышленность выпускала широчайший ассортимент открыток, приятно радовавших глаз на витринах газетных киосков, заполненных традиционно неброской печатной продукцией. И пусть качество печати и яркость красок советских открыток уступали импортным, эти недостатки искупались оригинальностью сюжетов и высоким профессионализмом художников.

С открытками произошло то же, что и с советской мультипликацией - если в других сферах жизни социалистического общества господствовали стандарты и догмы, то тут, напротив, царило пестрое многообразие стилей и методов. Хотя, конечно, не обходилось и без вплетения в новогоднюю тематику содержания газетных передовиц. Как шутливо замечает известный коллекционер Евгений Иванов, на открытках советский Дед Мороз активно участвует в общественной и производственной жизни советского народа: он - железнодорожник на БАМе, летает в космос, плавит металл, работает на ЭВМ, развозит почту и прочее. Руки у него постоянно заняты делом, возможно, поэтому Дед Мороз значительно реже несет мешок с подарками.

В советскую эпоху поздравления - это юбилейные речи, произносившиеся публично, поздравительные адреса, которые составлялись от имени коллектива, фиксировались письменно и оглашались публично, и частные поздравления, писавшиеся на открытках; последний жанр относится к числу наиболее распространенных. Поводом для написания открыток были семейные и государственные праздники: Новый год, 8-е Марта, 1-е Мая и другие.

В 80-е годы XX столетия появились стерео и музыкальные открытки. Исследования социологов показали, что и открытка испытывает на себе воздействие культурных трансформаций, которые произошли в обществе.

Смысловая близость поводов для поздравления и нормативность социально-коммуникативных жанров речи привели к тому, что структура поздравлений и языковые формы выражения каждого из компонентов текста приблизились к клишированным. На поздравительных открытках даже стали печатать стандартные тексты, оставляя место для имени адресата.

В зарубежных странах почтовая открытка также популярна. Оказывается, есть национальные традиции в оформлении открыток.

Очень изящно выглядит японская открытка. Англичане уделяют огромное внимание дизайну открыток, а вот американцы любят открытки стандартные, часто с готовым текстом.

В Испании и Италии популярны евангельские сюжеты (дары волхвов, мадонна с младенцем и другие). Испанцы не любят открытки с готовыми поздравлениями, справедливо считая, что поздравляющий должен затратить некоторые усилия и писать от души.

Сентиментальные немцы любят изображения конфетного типа (зверушки, снеговики, елки с шарами и свечками).

В открыточной истории самой оригинальной была итальянская открытка. Итальянцы использовали краски, которые меняют цвет в зависимости от погодных условий. Например, изображена дама с голубым зонтиком, если собирался дождь, то цвет зонтика менялся на красный.

Хочется сказать еще об авторских открытках. Это может быть открытка, созданная умелым художником или ребенком, главное в ней - уникальность, труд души.

Сам жанр открытки предлагает неограниченные возможности для творчества, самое главное - не бояться, что вас не поймут, быть оригинальным если не в оформлении, то в тексте, и тогда теплоту вашей души оценят по достоинству.

В настоящее время эта сфера (поздравительные послания) речевого общения, как и многие другие, динамично развивается. Значительно возросло количество поводов для поздравлений. В их ряду и Пасха, и День Святого Валентина, и самые неожиданные личные поводы - даже просто ясный, солнечный день.

Традиция дарения поздравительных открыток друзьям, любимым и семье - больше чем 200 лет, если быть точным. Открытки получили реальную популярность в середине 1800-ых. И особенность того времени было то, что первые открытки были настоящими произведениями искусства.

До 1860-ого года не каждый мог позволить себе поздравительную открытку. Но дешевая цветная печать сделала революцию в открыточной индустрии, и они начали продаваться тысячами.

К 1900-ым почтовое отделения должно было обслуживать дополнительные 11.5 миллиона писем только на одной Рождественской неделе.

«Золотой век» открытки продлился ровно два десятилетия до Октябрьской революции, после чего открытка была названа «буржуазным предрассудком».

Возрождение открытки началось в 1990-е годы. Появились издательства, специализирующиеся на производстве открыток, которые не только продолжили историю художественной открытки в России, но и вывели российские открытки на новый уровень идей и качества производства.

В наше время стали уже меньше пользоваться открыткой по их прямому назначению - их реже отправляют по почте. Сейчас для этого используют передовые средства коммуникации. Но всё равно люди продолжают дарить покупные или сделанные вручную открытки друг другу; она не теряет своей значимости до сих пор.


Глава II. Тематические группы и жанры поздравительных открыток.

Самая старая известная поздравительная открытка, уже существующая, является картой Валентайн, сделанной в 1400-ых, ею можно полюбоваться в британском Музее (Лондон).

Валентки и Рождественская открытки были самыми популярными знаками внимания, сопровождаемыми Рождеством.

День С-Патрика, Пасха, Хэллоуин и Карты Благодарения получили популярность в конце 1800-ых и в начале 1900-ых.

Бумажные валентинки были популярны в Европе в середине 1800-ых, где их вручали вместо подарков к празднику Св. Валентина. Причудливые валентинки были украшены разноцветными лентами и бумажными шнурами. К концу 1800-ых валентинки делались полностью машинным способом (в типографиях). Первые коммерческие поздравительные открытки произведены в Соединенных Штатах в 1840-ых Эстером Хоуландом.

Рождественские открытки были введены и популяризированы Джоном Колкоттом Хорслейом, художник первой Рождественской открытки признан Луи Пранга, известный как Отец Рождественской открытки.

Период с 1900 по 1920-е годы исследователи называют "золотым веком" открытки. В России эта эпоха ярко представлена деятельностью Общины Св. Евгении, которая с 1898 по 1917 гг. выпустила около шести с половиной тысяч открыток. Конечно, существовали и другие издательства. Считается, что в дореволюционной России больше всего производилось видовых открыток, популярность которых обеспечивалась с одной стороны потоками миграции населения в эпоху становления промышленного производства, с другой стороны - распространявшимися практиками туристических и экскурсионных поездок, краеведческим бумом. Хорошо покупались театральные открытки, демонстрируя не только расцвет театра, но и сформировавшиеся формы театромании.

С 1917 года поздравительные открытки стали считаться средством религиозной пропаганды, ведь на них было написано «Христос Воскресе!», «С Рождеством Христовым», «С днём ангела». Наступила новая эпоха - советский период русской истории. Всё вокруг изменилось - изменилась и сущность открытого письма. Советской властью несколько раз предпринимались попытки издания открыток с «Первым годом Октябрьской годовщины», «Вторым годом Октябрьской годовщины» и так далее, но они не пользовались широким спросом. Перед Великой Отечественной войной появился широкий ассортимент открыток-поздравлений «С Новым годом!», «7 Ноября», а затем «9 Мая» и другие.

В годы войны на открытке помещали карикатуры, плакаты, боевые песни, документальные фотоколлажи. За время Ленинградской блокады в городе было создано более 800 сюжетов для печати, которые издавались и распространялись.

В тяжёлые годы Великой Отечественной войны открытка служила мостиком между жизнью и смертью. Она приносила весточки с фронта, подбадривала солдат и сообщала им новости из далёкого, но такого родного дома…

Вместе с упразднением идеологического контроля уходит агитационная открытка и расцветает ретро-стиль - воспроизведение старинных открыток или стилизации под старину. Современная возможность оцифровки старых открыток стимулирует этот процесс. Возвращение массового празднования религиозных праздников связано с созданием новых Рождественских и Пасхальных открыток.

Вместе с тем почтовая связь с помощью открытки все больше вытесняется электронной перепиской и мобильной связью. Открытка же получает прочный статус подарочного предмета. Распространяются открытки с готовыми надписями, печально демонстрирующие угасание культуры индивидуального поздравительного послания, но в то же время набирают силу авторские открытки, составляющие альтернативу массовой продукции.

Ученые, исследуя открытку, пытаются постичь феномены общественного сознания прошедших эпох. Однако все это не приближает нас к разгадке главного секрета открытки - того, что позволяет этому маленькому кусочку картона служить проводником самых светлых чувств: любви, уважения и признательности.

Прямая, изначальная функция открытки - функция коммуникативная: она задумана как средство общения между людьми. Но не менее важны и востребованы другие её функции: просветительская и эстетическая. Эти функции в открытке взаимно дополняют друг друга, между ними нет жёсткого разграничения, всё зависит от назначения открытого письма на данном этапе его существования.

В последнее десятилетие появились новые, в том числе, музыкальные и мультимедиа поздравительные открытки к праздникам и самым разнообразным поводам. Главное, чтобы никакие современные технологии пока не смогли сжить со свету радостную поздравительную открытку ручной работы собственноручно изготовленную для своих родных и близких. Хотя виртуальную открытку послать по электронной почте значительно легче, а всё же настоящая открытка из картона как-то милее, в ней больше человечности и тепла души.

Жанровый репертуар открытки соотносим с репертуаром жанров обыденного общения, но не повторяет его полностью, а отбирает наиболее значимые, подлежащие письменной «открыточной» фиксации. Основные жанры, освоенные открыткой, - напоминание, приветствие, поздравление, сообщение об интересном факте. Отсюда разновидности открыток: видовая для приветов из своего города или путешествия; поздравительная со своим набором праздников; просветительская, воспроизводящая произведения искусства, а также изображения, связанные с историческими событиями, предметами и персонами. В последние годы открытка осваивает пространства бытового юмора, соотносясь с жанром шутки, часто оказываясь на грани вульгарности (открытка-прикол).

Отбор жанров для открытки специфичен для страны и эпохи. Так, в современной польской повседневной культуре есть открытки для благодарности и извинения, у нас же если кто и захочет поблагодарить или извиниться с помощью открытки, то ему придется поискать какую-то нейтральную, без специальной надписи. Иначе говоря, использовать открытку для выражения благодарности или извинения - индивидуальный речевой поступок.

В 21 веке открытки стали ещё более яркими и красочными.
Они создают атмосферу праздника, выражают отношение людей друг к другу, оставляют в памяти наиболее важные события жизни.
Открытки всегда приносят радость, красоту и добрые пожелания в каждый дом!


Глава III. Результаты исследования.

Было проведено анкетирование среди учащихся 5-классов.

На вопросы ответили 22 человека.

« С какой целью вы покупаете открытки»,- респонденты дали следующие ответы: для поздравления бабушки, дедушки, родственников, которые живут за пределами республики - 8 ; мама заставляет - 3; люблю выбирать красивые открытки - 4; срисовываю картинку - 2, не покупаю - 2, играть-2, просто так-1.Интересные ответы мы получили от ребят на вопрос «Есть ли будущее у поздравительной почтовой открытки»-да-5,нет-5, не знаю-3, мама всегда говорит, что надо давать весточку близким -2,все за нас делает телефон-1,поздравительная открытка приносит настроение-1,открытка должна двигаться за человеком- 1,мне нравится получать поздравления на день рождения - 3. Когда вы дарите открытки? Большинство ребят ответили, что на новый год -9, не дарю-5, на день рождения родителям-5, учителю- 3.

Мы задали несколько вопросов работникам почты с.Табага.

На первый вопрос мы получили утвердительный ответ, что открытки покупаются. Большинство покупателей - это женщины, т.е. наши мамы и бабушки, и, конечно, мы - школьники. Возраст покупателей-10-14лет и 40-60лет. Оказалось, что первое место занимают открытки к Новому году, Восьмому марта, Дню рождения и Дню святого Валентина; второе место принадлежит открыткам к нашим праздникам - День защитника Отечества и День Победы. Третье место - С днем свадьбы. Мало покупают к Дню учителя.

Очень радует ответ, что в Табагу приходят поздравительные открытки. В основном, их получает старшее поколение. Отправляет поздравительные весточки тоже они. Ольга Ивановна, заведующая сельской почтой, сказала, что пожилые люди постоянно просят открытки, на которых нет готового текста, а школьники и молодежь - обязательно с поздравлением. Ольга Ивановна еще добавила, что она сама постоянно поздравляет своих родных и близких, считая, что открытка согревает и передает что-то сокровенное.

Выдвинутая гипотезе не подтвердилась. В настоящее время поздравительные открытки как средство общения достаточно популярны. Поздравительные открытки дарят людям радость, хорошее настроение. В открытках люди передают друг другу любовь и нежность, проявляют заботу и внимание. Поздравительные открытки напоминают людям о том, что о них помнят и где - то ждут.

Заключение

Изучив материалы о истории поздравительной открытки, становится понятным, что она останется с человеком навсегда. «Открытка» обозначает открытое письмо. Письмо, которое не надо скрывать от посторонних глаз, в котором никогда не скроется злоба, вражда, а будет написано только хорошее.

На протяжении существования открытки она всегда являлась средством общения, начиная от открытого письма до поздравительной открытки.

Поздравительная открытка видоизменяется и будет меняться. Открытка уже сейчас стала электронной, виртуальной. Поздравительные открытки бывают разных жанров и тематических групп.

В практической части работы проведено анкетирование учащихся 5-х классов и опрос работников почты с. Табаги, результаты которых подтвердили, что открытки пользуются спросом и до сих пор являются средством общения.

Несмотря на появление новых средств коммуникации, поздравительная открытка актуальна, потому что открытка - это знак внимания, оказанный одним человеком другому. Знак доброты, сердечности.








Список использованной литературы


  1. Белицкий Я.М., Глезер Г.Н. О чем поведала открытка.- М:Связь,1978

  2. Белицкий Я. М., Глезер Г. Н. Открытка продолжает рассказ. - М.: Радио и связь, 1982.

  3. Белицкий Я. М., Глезер Г. Н. Рассказы об открытках. - М.: Радио и связь, 1986. - 144 с.

  4. Голанова Е.И. Открытое письмо и открытка. «Русская речь»,1991 - №3 С.133-134.

  5. История открытки. Режим доступа: pedia.wedbok.ru/all-around-us/istoriya-otkritki.html

  6. История почтовой открытки. Режим доступа: iz-sssr.ucoz.ru/news/istorija_pochtovoj_otkrytki/2012-05-25-7

  7. Чапкина М.Я. Художественная открытка- к столетию открытки в России. - М.: Галарт, 1993.

  8. Шмелева Т.В. Открытка в контексте повседневной культуры. Режим доступа:rus.1september.ru/article.php?ID=200801206





Приложение


Анкета для пятиклассников.

1. С какой целью вы покупаете открытки?

2. Есть ли будущее у открытки?

3. Когда вы дарите открытки?

Опросник для работников почты.

1. Покупают ли поздравительные открытки (да/нет)

2. Кто именно покупает открытки (женщины ,мужчины, дети)

3. Возраст покупателей? (школьники, 20-30, 40-60).

4. Самые популярные праздники. Какие открытки самые востребованные?

5. В Табагу открытки приходят?

6. Кто отправляет и получает поздравительные открытки?





15


© 2010-2022