- Преподавателю
- Классному руководителю
- Мастер-класс по теме: Апгрейд или перезагрузка
Мастер-класс по теме: Апгрейд или перезагрузка
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Миленькая И.В. |
Дата | 03.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Мастер - класс. Автор Миленькая И.В.
Представляю Вам мастер- класс по теме: Родительское собрание, как форма взаимодействия семьи и школы. Апгрейд или перезагрузка.
Когда появилось слово «семья» ?
Когда- то о нём не слыхала Земля.
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
Сейчас я тебе семь вопросов задам-
Кто деток родит мне, богиня моя?
И Ева тихонько ответила: «Я».
Кто их воспитает царица моя?
И Ева покорно ответила: «Я».
Кто пищу сготовит, о радость моя?
И Ева всё также ответила: «Я».
Кто платье сошьёт, постирает бельё,
Меня приласкает, украсит жильё?
«Я», «я»- тихо молвила Ева. «Я», «Я»…
Сказала она знаменитых семь «Я».
Вот так на Земле появилась семья!!!
( можно обыграть стих)
Какова же сущность и особенности семейного воспитания?
Семейное воспитание- это совокупность целенаправленных воспитательных и неслучайных социализирующих воздействий на ребёнка, осуществляемых в условиях семьи.
Далее использовать презентацию:
-
Особенности семейного воспитания.
-
Задачи семьи и семейного воспитания.
-
Принципы семейного воспитания.
Проблемы:
Семейное воспитание было всегда неотделимо от социальных институтов: детских садов, школ. Школа- это важный участник семейного воспитания. Задача классных руководителей найти подход к родителям, чтобы сообща и вместе воспитывать детей. Каждый из нас знает , что работа с родителями одно из слабых звеньев , в нашей работе, потому что сложно, требует много времени, и также душевных затрат. Падает посещаемость родительских собраний , иногда они превращаются в зачитывание оценок, или подготовку выпускного вечера, а ведь именно родительские собрания одна из первоочередных задач сотрудничества учителя( классного руководителя) и родителя ( семьи).
Цель взаимодействия семьи и школы- стимулировать позитивные факторы семейного и школьного воспитания, организовывать их взаимодополнение и взаимовлияние.
Я с родителями использую в работе:
( Слайдовая презентация)
1 . Принципы общения семьи и школы.
2 . Функции работы школы и семьи.
3 . Методические правила взаимодействия школы с семьями.
4 . Формы взаимодействия школы с семьёй.
Форм взаимодействия много , я бы хотела остановиться на одной из них « Родительское собрание».
Откройте папки для нашей работы.
Перед вами план - конспект родительского собрания. (Приложение 1)
Прежде всего, мы должны определиться с темой родительского собрания, сформировать задачи нашего собрания. Тема собрания должна быть интересная, необычная по форме( строчка из песни, высказывание, пословица и т.д.) , лаконичная. Задачи знакомить с понятиями, углубить знания о проблеме, развивать способности, умения, формировать навыки.
Следующим этапом - Подготовительная работа, где мы должны исследовать проблему с помощью методик, подготовить выставку литературы, работ детей, оформить пригласительные.
Вашему вниманию я представляю брошюру « Приглашение к разговору»
Продумать оформление доски.
Продумать расстановку парт в классе.
Организационный момент: при встрече родителей, рассаживание, включить фоном музыку.
В вводной части приветствие , психологический настрой( игры), объявление темы собрания, плана. Например «Подари улыбку» на счёт три поворачиваетесь друг другу и улыбаетесь. Пробуем, раз, два, три( Улыбнулись) . Можно использовать « Интересную фразу» , или приём « Интрига» мне очень нравиться, предлагаю иллюстрационный ряд , догадайтесь на какую тему мы сегодня будем вести наш разговор( на экране: сигарета, субкультура, ростомер, дискотек) Молодцы, да это тема « Подросток. Переходный возраст».
В основной части нашего собрания , где мы должны реализовать все основные задачи. Прежде всего это работа с понятиями:
Я вам предлагаю приём « Инсерт» ( т. е. разметка текста) откроите нашу папочку там видите текст. Пробегите глазами первый обзац и сделайте « разметку» используя условные обозначения:- отметьте галочкой знакомые слова, понятия, фамилии;
Новые выделите знаком +
Возникшие вопросы зафиксируйте знаком ?
( классный руководитель проходит и фиксирует для себя информацию , которой владеют родители по данной теме собрания).
Следующий приём « Матрица»
( в нашей папке предлагаю шаблон такой матрицы) Ключевое понятие « переходный возраст» необходимо выполнить как родители сами знают, что такое переходный возраст, его границы, признаки и правила взаимодействия подростка с родителями. Пожалуйста, дорогие коллеги , сделайте любое из заданий ( в экономии времени) , а потом классный руководитель проговаривает научно правильные ответы и родители записывают.
Также можно использовать при работе с понятиями, метод « Даймонд» ( следующий лист в вашей папочке , где уже описание метода и составленный родителями. Должен обязательно получиться ромб.
В практической работе , практические задания, упражнения.
Упражнение « Кулачок»
Родители работают в парах ( вы тоже пожалуйста). Поочерёдно один крепко сжимает свой кулак, другой пытается раскрыть ладонь напарника, используя любые способы ( способы и методы раскрытия кулочка заранее не обговариваются). По окончании игры каждый родитель рассказывает , какой способ он выбрал для выполнения задания.
Обсуждение……….ребёнок точно также часто от нас закрыт, кА этот кулак……Наша задача до него достучаться, сделать так, чтобы открылся….разные способы……кто-то применит щекотку, что чувствовал…….кто-то применит физическую силу, что чувствовал напарник, кто-то действовал уговорами- ваши эмоции…….кто- то подкупом воздействовал.
Упражнение « Копилка идей по укреплению семейных традиций»
У вас в папке есть небольшие листочки, возьмите и напишите идею, которая по вашему мнению способствует укреплению семьи и налаживанию отношений с детьми и опустите в копилку. Все идеи обобщаются, а на следующем собрании они выдаются в виде готового перечня.
Следующие практическое задание « Ребёнок - статуя».
( у некоторых из вас в вашей папке есть фразы, это фразы родителей, выражающие агрессию, нетерпимость к ребёнку) прошу вас по очереди начиная с первой зачитывайте фразы:
1 фраза «Перестань глазеть» ( завязать родителям глаза)
2 фраза « Закрой свои уши» ( завязать уши)
3 фраза « Закрой рот» (завязать рот)
4 фраза « Убери руки» ( связать руки)
5 фраза « Стой смирно» ( связать ноги)
6 фраза « Перестань реветь» ( перевязать живот)
Глаза- чтобы не видели недостойного, не выражали ненависть, неудовольствие и зло, чтобы не плакали;
Уши - чтобы не слышали лишнего;
Рот- чтобы не ругался и не кричал;
Руки - чтобы не дрались;
Ноги - чтобы не пинались, не ходили в плохие компании;
Душу( живот) - чтобы не страдала.
Что может такой человек? Выражать свою мысль ? - Рот скован!
Наблюдать, выделять прекрасное, обнимать, выражать радость?- руки связаны!
Идти по жизни?( легонько подтолкнуть связанного , попытаться заставить двигаться)- страх, скованность движений!
Сочувствовать, радоваться, доверяться? - душа «молчит», скована!
После этого упражнения полезно расспросить связанного человека о его чувствах в ходе выполнения упражнения. Выводы должны сделать родители.
И после этого мы продолжаем воспитывать своих детей, читая нотации. А ведь ребёнок в таком состоянии уже ничего не воспринимает. Он хочет одного: освободиться.
( по очереди развязываем , что просят и спрашиваем для чего это нужно?
Рефлексия : Что вы чувствовали?
Представьте, что все чувства, испытанные вами - это душевная боль ребёнка, когда мы ведём себя по отношению к нему таким образом.
Как помириться? ( прижать к себе, говорить ласковые слова, поглаживать).
Спасибо , вам!
И ещё можно использовать упражнение « Разгибаем лист».
Возьмите листок бумаги в вашей папочке, Когда-нибудь вы ругали своих детей злобно, невыдержанно. При каждом сгибе листка вспомните то негативное, что вы говорили своему ребёнку.
А сейчас, начинайте разгибать лист и с каждым отгибанием вспоминайте , то хорошее, что вы говорили ребёнку.
Вывод: Вы расправили листок. Но на нём так и остались линии сгиба. Так же и в душе ребёнка остаются травмы от непонимания и несправедливости к нему.
Можно ещё использовать упражнение « Снежинка индивидуальности» , я это делала с родителями на собрании накануне Нового года ( и приём действенный, и настроение новогодние) .
Упражнение показывает, что все мы разные( все делают задание и потом показывают, что у всех разные снежинки, т. е. каждый - индивидуален).
Раздать родителям одинаковые по размеру и цвету квадратики бумаги и сама показываю. Даю инструкцию, все должны повторять за мной. ( вариант можно использовать любой по изготовлению снежинки) . Сделали, теперь прошу развернуть « снежинки» , поднимите и покажите всем . « Попробуйте найти копию своей «снежинки». Её нет!- Точно также нет одинаковых детей( подростков, людей) .Все мы индивидуальны!!!
Следующий этап родительского собрания: Практические рекомендации по теме собрания.
Я вам предлагаю рекомендации- памятки( посмотрите в папке для работ).
4 этап собрания это- Анализ учебно- воспитательного процесса за истёкший промежуток времени. Здесь хотелось бы напомнить о « Этике исследователя» ( принцип конфиденциальности) . Это различные методики, диагностики по отношению к учебным предметам, индивидуально- типологических особенностях, анкеты «Как вы относитесь к учёбе», изучения мотивации учения подростков, шкала явной тревожности для детей и т. д.
Заключительная часть родительского собрания: РЕФЛЕКСИЯ.
( слайд)
Классификация:
1 рефлексия настроения и эмоционального состояния.
2. рефлексия деятельности.
3. рефлексия знаний.
Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния.
Применяются карточки с изображением лиц, изображение настроения.
Рефлексия деятельности даёт возможность осмысления способов и приёмов работы.
Рефлексия полученных знаний используется для выявления уровня осознания материала собрания. Эффективен приём незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма, высказывания( Я не знал…. Теперь я знаю).
Предлагаю по кругу высказаться одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана:
1.сегодня я узнал…
2 было интересно…
3.было трудно…
4. я выполнял задания…
5. я понял, что…
6. теперь я могу….
7. я почувствовал.Что…
8. я приобрёл…
9. я научился..
10. у меня получилось…
11. я смог…
12. я попробую..
13. меня удивило…
14. мне захотелось…
Можно ещё использовать приём « Синквейн», который помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового.
В папке есть инструкция .
И последнее , очень родителям нравиться приём « Интервью»
( закрутить лист бумаги виде микрофона, задать вопросы)
А для , вас дорогие коллеги вопрос:
- Что вы для себя выбрали АПГРЕЙД или ПЕРЕЗАГРУЗКУ ???
Всем СПАСИБО!!!!
Приложение 1
План - конспект родительского собрания
Тема (интересная, необычная по форме): «…………………………………………………………..»
Задачи:
-
Знакомить родителей с понятиями……………………….., углубить знания о проблеме……………..
-
Развивать……………………………….способности, …………………………………умения.
-
Формировать………………………………………………………………………………………………
Подготовительная работа:
-
Исследовать проблему……………………………. С помощью методик………………
-
Подготовить выставку литературы…………………………………………………………
-
Подготовить выставку работ детей…………………………………………………………
-
О
формить пригласительные………………………………………………………………..
Уважаемые…………………………….. и. ……………………………….!
Приглашаю вас на собрание, посвященное проблеме………………………
«………………………………………………………………………………………..»
Собрание состоится…………………………… .. в……………часов, в каб. №…………………..
Примечание:…………………………………………………С уважением,…………………………...
-
П
родумать оформление доски
-
Продумать расстановку парт в классе
Оборудование:
Ход собрания:
Этапы собрания
Содержание
-
Организационный момент
Музыка фоном………………………………………………., встреча и рассаживание родителей по местам ( способ рассаживания)
-
Вводная часть
Приветствие, психологический настрой игра»……………………………»
Объявление темы собрания
Объявление плана обсуждения темы:
-
………………………………………………..
-
…………………………………………………
-
………………………………………………..
-
Основная часть
-
Беседа на актуальную тему образования и воспитания с привлечением интересных фактов, цифр, данных опросов, интервью и т.д , последних научных достижений.
-
Практическая работа:
- анализ ситуаций,
- практические задания
- упражнения,
- обмен опытом по решению той или иной проблемы
3. Практические рекомендации по теме собрания.
-
……
-
……
-
…….
-
Анализ учебно - воспитательного процесса за истекший промежуток времени
-
Заключительная часть
Рефлексия полученных знаний, описание эмоций и чувств
Вывод
-
Индивидуальная беседа с родителями