Выступление на родительском собрании Стрессы в семье и их влияние на детей

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Государственно учреждение социального обслуживания населения тульской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Белевского района»





Выступление на родительском собрании

«Стрессы в жизни семьи и их влияние на ребенка»

на тему

«Понятие стресса и стрессовых ситуаций в семье»



Подготовила

воспитатель

Дорофеева О.А.







Белев, 2015



Слайд 1,2

- Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня я расскажу вам о стрессах в семье и о их негативном влиянии на детей.

Слайд 3

Семья выступает как важнейший фактор развития личности. Здесь ребенок рождается, здесь он получает первоначальные знания о мире и свой первый жизненный опыт. Слайд 3

Семья - это определенный морально-психологический климат, для ребенка это первая школа отношений с людьми.Именно в семье складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости, получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях.

Слайд 4

Как мы воспитываем РЕБЕНКА? КТО? ЧТО?КАК?

влияет на развитие личности РЕБЕНКА слайд 4

Слайд 5

Воспитание детей - огромный труд, который, прежде всего, ложится на плечи родителей. Ребенка должны воспитывать родители, а все социальные институты (детские сады, школы) могут лишь помочь им в обеспечении условий для саморазвития ребенка, помогая ему познать свои индивидуальные задатки, склонности и реализовать их в приемлемой форме, полезной для него самого и общества. Семейное воспитание имеет широкий временной диапазон воздействия: оно продолжается всю жизнь человека, происходит в любое время суток, в любое время года.

К сожалению, не всегда родители справляются со своими обязанностями. Это происходит по разным причинам

В любой семье, даже на первый взгляд благополучной, могут возникать различные трудные жизненные ситуации - семейные стрессы.

Слайд 6

Ученые определяют семейный стресс как последовательность ежедневных стрессогенных событий или как критическое событие в жизни семьи.

О "семейном стрессе" можно говорить тогда, когда один и тот же тип стресса испытывается не только одним членом, а несколькими членами семьи одновременно (в экстремальных случаях - всеми).

Слайд 7

Обычно признаками семейного стресса являются:

увеличение напряжения, споров, конфликтов, ссор и борьбы друг с другом, учащение употребления алкоголя, наркотиков, медикаментов, расстройства сна, головные боли, простуды и психосоматические расстройства, изменения в эмоциональном климате и взаимодействии семьи - ревность, измены, подозрительность и недоверие друг к другу, уход от общения, «психологическое отсутствие» и др.

Психосоциальные стрессоры(причины стресса) семейной жизни могут быть поделены на две большие категории.

Слайд 8

Стрессоры, связанные с обстоятельствами жизни семьи:

  • смена местожительства;

  • длительное пребывание в квартире чужих людей или частая смена разнохарактерного окружения семьи;

  • низкий материальный уровень семьи;

  • финансовая потеря,

  • утрата социального статуса одним или несколькими членами семьи;

  • безработица и т.д.

Слайд 9

Психосоциальные стрессоры внутрисемейной жизни:

  • любой длительный конфликт между родителями-супругами;

  • конфликт между супругами в сфере воспитания;

  • длительный период развода или разлуки и связанное с ним психологическое напряжение;

  • враждебное или оскорбительное отношение;

  • неадекватный гипер или гипоконтроль, неустойчивый стиль взаимоотношений;

  • насилие в семье;

  • физическая или психическая болезнь одного из членов семьи, включая алкоголизм или наркоманию;

  • потеря значимого члена семьи и т.д.

Слайд 10

К сожалению, при возникновении в семье стрессовой ситуации больше всех страдают именно дети. События в семьях с детьми могут развиваться по трем направлениям:

- ребенок становится очевидцем родительских конфликтов;
- малыш может играть роль "громоотвода" - объекта эмоциональной разрядки своих родителей;
- ребенок становится орудием в разрешении конфликта

Безмолвный свидетель родительской ссоры
Как известно, психика ребенка, его душевный склад, восприятие и отношение к окружающему миру, другим людям и к себе самому формируются с самого раннего детства в родительской семье под влиянием той атмосферы, которая царит в родном доме. Эмоциональный настрой, господствующий во взаимоотношениях супругов, имеет здесь немаловажное значение. Порой родители совершенно не дают себе отчета в том, что их неумение разрешить собственные проблемы тяжелым бременем ложится на детские плечи, приводя к появлению в психике очагов патологических переживаний. Следует помнить, что неокрепшая психика малышей, подростков и даже юношей подвержена стрессам.

Детям важно чувствовать себя физически и психологически защищенными в семье. Свою защищенность они связывают со стабильностью в отношениях со взрослыми. Частые ссоры и выяснения отношений между родителями приводят к тому, что у малыша пропадает ощущение защищенности. В результате у него нарастает тревожность, а продолжительные конфликты приводят к серьезной психической травматизации. Ребенок замыкается в себе, его преследуют страхи и ночные кошмары. Душевная травматизация детей - не единственное последствие наблюдаемых семейных конфликтов. Пребывая в конфликтном состоянии, родители не замечают, как нарастает отчуждение детей и вместо ожидаемой любви и уважения они могут получить от них в ответ неприязнь, а иногда и глубокую ненависть. Вряд ли взрослеющий ребёнок, постоянно наблюдающий, как отец или другие родственники унижают его маму, сумеет сохранить уважение к ним, ибо разногласиями и бурным выяснением отношений они потеряли авторитет в его глазах. Вряд ли ребёнок сможет побороть в себе чувство неприязни к постоянно ссорящимся родителям и согласится, как прежде, выполнять предъявляемые к нему требования.

Ссоры и конфликты между родителями могут привести и к тому, что ребенок встанет на сторону того, кто покажется ему правым. Сильная неприязнь к отцу или матери может перерасти в глубокую ненависть и оставить свой след в детской душе на всю жизнь. Чаще всего это проявляется в виде агрессивности, которая направляется не только на нелюбимого родителя, но и на свое окружение. Агрессивные черты характера могут развиться у него вследствие защитной реакции психики для внутренней самообороны.

Дети (в том числе и подростки) не могут осознать проблем и противоречивости межличностных отношений. Ребенок любит обоих родителей, поэтому воспринимает конфликты между ними как истинное крушение мира. Движимый неразрешимыми внутренними противоречиями, обусловленными переживаниями по отношению к одним и тем же людям любви и ненависти одновременно, ребенок перестает доверять не только родителям, но и всем, кто его окружает. Детские впечатления такого рода создают предпосылки для дисгармоничного развития личности, осложняют его отношения со сверстниками.

Детская душевная травма нередко провоцирует ряд невротических расстройств - энурез, тики, страхи, нарушение внимания и пр.

Многие родители уверены в том, что для ребенка играют роль только конфликты открытого характера, свидетелем которых он и является. На самом деле для ребенка принципиально ничего не меняется, если при нем открыто не ссорятся, не бьют посуду, а нарочито сохраняют молчаливое спокойствие.Даже не понимая смысла того, что происходит в семье, ребенок невольно впитывает эмоциональный строй конфликта: он замечает холодность и отчужденность родителей друг к другу, безразличие или безразличную вежливость в их манере держаться, в тоне разговора. Скрытая напряженная, конфликтная, враждебная обстановка в семье - для детей зло не меньшее, чем открытые скандалы супругов, сопровождаемые взаимными оскорблениями.

Но наличие скрытых неразрешенных конфликтов также вредит детской психике. Утаиваемое напряжение, притворная вежливость, отчужденность или враждебность родителей более разрушительны для психики ребенка, чем открытые скандалы.

Ребенок как объект эмоциональной разрядки
Напряжение в супружеских отношениях, сопровождающееся чувством раздражения, досады, враждебности неприязни, нередко выплескивается на детей.

Особенно часто это наблюдается тогда, когда ребенок похож на кого-то из родителей либо внешностью, либо чертами характера. Тогда эмоциональное восприятие детей, оценка их поведения и поступков во многом обусловливаются отношением родителей друг к другу. Родители как бы перестают видеть своих детей такими, какие они есть. В их поступках, действиях каждый видит своего супруга, и не с лучшей стороны. Проявляя негативные чувства по отношению, друг к другу не прямо, а опосредованно, через ребенка, вымещая на нем свое раздражение и враждебные чувства, родители тем самым уменьшают напряженность в своих отношениях. В таких случаях конфликт между ними, как таковой, отсутствует. Для детей же это еще более психотравмирующая ситуация, поскольку родители, создавая видимость, что воспитывают ребенка, пытаются воспитывать друг друга, проявляя к ребенку нетерпимость, максимализм, недоверие, аффект и физические наказания, то есть все то, что неосознанно им хотелось бы выплеснуть на своего супруга.

Используя ребенка в качестве "громоотвода", родители усугубляют у него чувство неуверенности, непрочности межличностных отношений, провоцируют в нем сомнения в личной ценности и возможностях.

Ребенок как орудие решения семейных конфликтов

Еще одним главным поводом для семейного конфликта является сам малыш. Родители, не умея решать собственные конфликты, сводят их решение к ребенку, поощряя или наказывая его за поведение, доказывающее правоту противоборствующих сторон. В результате ребенок должен соответствовать противоречивым требованиям своих родителей, что мешает ему быть самим собой, индивидуальностью.Он должен быть во всем «хорошим» и беззаветно любить и уважать родителей так, как этого хочется им.

Часто родители усугубляют и без того тяжелое положение малыша неуемным провокационным вопросом: «Ты кого больше любишь: меня или папу (маму)?» В подобной ситуации дети, чувствуя, что что-то изменилось в отношениях родителей, пытаются справиться с противоречиями на свой лад. Они разными путями приспосабливаются к новым отношениям.

Часто бывает так, что дети один раз выступают за папу, а другой раз - за маму, потому что хотят дружить и с тем и с другим. А такой способ поведения - толчок к эгоизму и лицемерию, потому что ребенок быстро учится извлекать из конфликта выгоду. Подобное случается особенно часто, когда один из родителей или оба жалуются ребенку и стараются снискать его расположение подарками или другими приемами. При этом у ребенка складывается ощущение вседозволенности, например, что запрещает отец, разрешает мать, и наоборот.

У некоторых детей развивается склонность к доносам, цинизм, они становятся недоверчивыми, замыкаются в себе. Реакция с их стороны в ответ на семейный конфликт может быть непредсказуемой. Но, как отмечают многие исследователи в области психологии семьи, общим будет появление эмоциональных расстройств в виде возбудимости, беспокойства, сниженного фона настроения, нарушений сна и аппетита. Они становятся упрямыми, легковозбудимыми или, наоборот, заторможенными в эмоциональных и поведенческих реакциях.

Слайд 11

ЛЮБИТЕ СВОИХ ДЕТЕЙ!

Слайд 12

УДЕЛЯЙТЕ ИМ БОЛЬШЕ ВНИМАНИЯ !

БЕРЕГИТЕ ДЕТЕЙ

Слайд 13

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!



© 2010-2022