Внеклассное мероприятие Приглашаем на беседу

Разработка внеклассного мероприятия "Приглашаем на беседу". Данное занятие целесообразно провести к Дню Матери или Дню 8 Марта с приглашением родителей. Мероприятие способствует приобщению ребят к русским национальным устоям и традициям, общечеловеческим нормам морали, расширению кругозора, развитию их творческих способностей. В ходе мероприятия используются: элементы театральной постановки, исполнение шуточной песни, демонстрация слайд-шоу "Народный костюм", проводится мастер-класс по изготовле...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Классный час «Приглашаем на беседу»

Цель: мероприятие способствует приобщению ребят к русским национальным устоям и традициям, общечеловеческим нормам морали, расширению кругозора, развитию их творческих способностей.

Предварительная подготовка:

  1. Рисунки кроя одежды, головных уборов.

  2. Иллюстрации картин русских художников, где герои изображены в национальном народном костюме (А.Г.Венецианова).

  3. Для беседы: интерьер крестьянской избы, частушки, хороводная или шуточная песня («Я с базара шла…»), национальная русская одежда, березовый веник.

  4. Для изготовления куклы-закрутки: любая ткань (20*20 см), белая ткань (20*20 см), 3 ярких цветных лоскута (новая х/б ткань), тесемки, ленточки, нитки шерстяные, нитки катушечные, кусочек ваты.

  5. Средства ИКТ: мультимедийный проектор, компьютер, презентация слайд-шоу «Русский национальный костюм».

Ход мероприятия

Гости и ребята (помощники ведущего в русских национальных костюмах) рассаживаются по лавкам. У женщин и девушек в руках рукоделие. Рассказ ведущего сопровождается демонстрацией рисунков и слайдов фотографий одежды и головных уборов.

Ведущий. Осенью, с окончанием полевых работ, молодежь в деревне по вечерам собиралась на беседу (вечеринку). Обычно беседы начинались с Покрова (14 октября) и продолжались до Масленицы. Девушки в деревне придерживались такой поговорки: «Покров прозеваешь - весь год попрошаешь», т.е. «чтоб какой паренек проводил до дому». Обычно беседу рядили (откупали избу). Как только управятся с делами, так вечером с прялками собираются девушки на беседу, садятся по лавкам. Начинают прясть и запевают частушки:

Пряла я куделюшку,

Идет милой по бережку,

Идет милой по бережку,

На нашу на беседушку.

Завлекли девчоночку

Веселы вечериночки,

Милого серые глаза

И русые кудриночки.

Под окошечком сидела,

Пряла беленький ленок,

В ту сторонушку глядела,

Где мой миленький живет.

Не любой сидит за прялкой,

А любой пошел домой,

Покатились горьки слезы

По кофте голубой…

Во время пения частушек девушки продолжают приходить на беседу и спрашивают: «Чей вечерок?» Та девушка, которая рядит беседу, говорит: «Мой». Как только все соберутся, одна берет березовый веник и начинает от порога в передний угол мести пол и приговаривает: «Пусть чужаков придет побольше со всех соседних деревень».

Продолжают прясть, поют протяжные песни. С приходом парней начинаются пляски. Девушки запевают песню «Как Иван-то Васильевич, доступаем мы до вас…» - одна выходит в круг и вызывает парня. Запевают другую песню, девушка садится на место, а парень продолжает плясать, песня кончается, он садится к одной из девушек. Все поют:

Говорят, что некрасива,

Да и правда, девушки,

Зато за прялку ко мне сел

Да изо всей беседушки.

Дальше затевают игру «в женитьбу» и поют песню:

Круг беседы Ваня ходит,

На беседу не заходит,

Как по Ване-молодцу

Нету девок по лицу,

А по нашему уму

Вся беседа по нему.

Девушки собирают хоровод под песню «В огороде, во саду», затем ходят «змейкой» под любую хороводную песню, пляшут под балалайку и гармошку.

Шуточная песня «Я на горку шла» (см. Приложение 1).

Так продолжается до 10-ти часов вечера. Девушки запевают песню «круговую»:

Запевайте-ка, подружки,

Песню круговую,

Выбирайте, молодцы,

Девушку любую.

Парни выбирают себе девушек и садятся к ним за прялку.

Бывает, в это время одну из девушек сватают дома, а она - на беседе. Крестная приходит за ней и говорит: «Пойдем, Марьюшка, домой, пришли покупатели». Кто-нибудь из подруг снимает валенок и ударяет девицу валенком, чтобы дома отдали (сосватали).

А бывает и так: уже просватанная девушка сидит на беседе, а домой пришли родственники жениха, сам жених и его родители. Крестная приходит и говорит: «Прощайся с подруженьками, пришли с рукобитием», т.е. на сговор, богомолье. Ребята поют:

Запросватали сударушку

И пусть ее берут

В Слуды, Раменье, Роботкино,

Стремицу, Перемут.

Крестная выводит невесту на середину избы, и та с каждым прощается за руку. Они поют ей песню «Отставала лебедь белая…» Кланяется всем: «Спасибо, подруженьки, на беседушке», а крестная обращается к девицам с такими словами: «А вы, девушки, белые лебедушки, походите на беседушку подольше, да попрядите побольше. Чтоб вас дома не ругали, да поскорее замуж выдавали».

Девушки поют частушку:

Не пора нам пора,

Что мы делали вчера,

Не пора ли, девушки,

Домой идти с беседушки.

Все идут провожать невесту до дому.

Ведущий. Во что же были одеты девушки и парни?

Рассказ ведущего сопровождается демонстрацией рисунков и слайдов фотографий одежды и головных уборов.

Мужской костюм: рубаха на выпуск, порты, кафтан нижний и верхний, пояс, головной убор, лапти или сапоги «в гармошку». С 17-го до середины 19-го века рубахи шили из льняного или конопляного холста, украшая по подолу, вороту, оплечьям и рукавам полосами красноузорного тканья или вышивки.

Повсюду издревне была известна туника - Т- образная рубаха, которая шилась из прямого, перегнутого пополам полотнища (рис.1). На месте сгиба - вырез горловины. Между бочками и рукавами вшивались «ластовицы» - квадратные куски ткани, обычно другого цвета. Длина таких рубах доходила до колен.

«Косоворотка», т.е. рубаха с разрезом на левой стороне груди, распространилась только после нашествия монголов. С древних времен и до начала 20-го века все мужские рубахи шились с «подоплекой» - подкладкой под их центральным полотнищем (рис.2).

Неширокие штаны, которые славяне носили с глубокой древности называли портами. Штанины - «соплями» или «колошами». Будничные порты шили из грубой холщевой или шерстяной ткани, а праздничные - шаровары - из высококачественной шерсти черного, серого, синего цветов с продольными набивными узорами. Деревенские щеголи ходили по праздникам в шароварах из плиса - х/б бархата. Потому-то народная пословица и гласит: «Видно сокола по полету, добра молодца по соплям».

Верхняя мужская одежда имела самые различные названия: свита, кощуля, кафтан, армяк, зипун, шуба, кожух, полушубок. Ее шили из сукна, холста или меха с глубоким запахом и застежкой на левую сторону (рис.3). Самой нарядной верхней зимней одеждой у русских во все времена были шубы и полушубки. Шились из овчины, изредка из заячьего, собачьего и кошачьего меха. Владельцы последних утешались пословицами: «Наш чин не любит овчин», «Сторожковая да колотковая, а греет не хуже соболей». Овчинная шуба - древний символ семейного благополучия. Поэтому на свадьбе, сажая жениха и невесту за стол, говорили: «Шуба тепла и мохната - жить вам тепло и богато». Во время благословления пара стояла на расстеленной на полу шубе. Венчаться ехали на постеленной в санях шубе. Родители жениха встречали новобрачных, надев на себя шубу мехом наружу.

Непременная часть мужской одежды - тканый, витой, плетеный, вязаный или ременной пояс. Наряду с нательным крестом он являлся знаком принадлежности к христианству. Считалось, что пояс увеличивал силу мужчин. Красный пояс, подаренный женой мужу, охранял его от лихого глаза, наговора и чужих жен. Пояс нередко служил для хранения необходимых вещей: топора, кнутовища, ножа; подвешивали кожаную сумку - «калиту», кисет, ключи, гребешок.

Особое престижное значение имели головные уборы. Шляпы валялись из шерсти, отличались разнообразием форм. Шляпы с низенькой прямой тульей (рис.4) - Тверская, Новгородская губернии; с тульей раструбом (рис.5) - Ярославская губерния. В Вятк, Суздали, Перми - шляпы - «гречушники с подхватцем» или «переломом» (рис.6). наибольшее распространение в европейской части Росси получили шляпы- «валенки» из белого или серого войлока. Их широкие поля отворачивались вверх и плотно прижимались к тулье (рис.7). В нечерноземной полосе России бытовали шапки с четырехугольным дном. Зимой крестьяне носили овчинные треухи - «малахан».

Из города в мужской костюм пришла мода на часы, цепочки. Калоши:

У меня калоши есть

Берегу их к лету

А по совести сказать -

У меня их нету!

Женская одежда северного региона - сарафан и рубаха. Даже в конце 60-х годов 20-го века в крестьянском быту можно было воочию увидеть красочные набивные домотканые сарафаны. Предпочитали цвета: желтый, салатовый, зеленый, лиловый (Иван-чай), бордовый. Самыми нарядными были свадебные сарафаны. А самыми скромными и наиболее простыми по крою были сарафаны пожилых женщин.

Русские сарафаны состояли из множества элементов, поэтому были очень тяжелыми, особенно праздничные. Косоклинные сарафаны шили из "волосины" - шерсть овцы, сотканной и окрашенной в чёрный цвет отваром из ольхи и дуба. Различались праздничные и "буденные" сарафаны. Праздничные на каждый день декорировались по подолу "читаном" ("гайтаном", "гайтанчиком") - тонкой в 1 см тесьмой домашней работы из красной шерсти. Верх украшался полоской бархата. Однако не только шерстяные сарафаны носились каждый день. Как легкая, домашняя одежда бытовая "саян" - прямой сарафан из сатина, собранный в мелкую складку по спинке и бокам. Молодые носили "красные" или бордовые саяны, а пожилые - синие и черные.

Пояса носили на нижней рубахе, чтобы не помять сарафан.

Завершал женский ансамбль одежды головной убор. Замужние женщины должны были обязательно прикрывать свои волосы и потому дома носили на голове волосники или повойники и повязывались еще платком. В Вологодской области носили сборники. Зимой женщины при выходе из дома надевали меховые шапки или покрывали свой головной убор платком. Надевали богато украшенную кику или кокошник.

Другая отличительная черта русского национального костюма - большое разнообразие женских головных уборов:

  • Кичка (головной убор) - праздничный головной убор замужней женщины.

  • Сорока (головной убор) - род повязки с твёрдым околышем.

  • Кокошник (головной убор) - в виде гребня (опахала или округлого щита) вокруг головы, символ русского традиционного костюма.

Повойник - мягкая шапочка, которая полностью закрывала волосы, заплетенные во время свадебного обряда из одной девичьей косы в две.

Либо сорока (как и «сорочка» - «покрывать»), т.к. замужняя женщина должна была тщательно прятать волосы под головной убор и на людях и дома. Сорока шилась на мягкой основе, украшалась вышивкой (символы - Мать-берегиня, всадники, птицы) - соблюдался культ неба, Солнца, земли, плодородия. Праздничные головные уборы на твердой основе - кокошники, получили распространение среди богатых горожан: мещан и купечества.

Головной убор незамужних девиц - перевязка (повязка, венчик) с завязками на концах, лента или платок. Шилась перевязка в виде полосы из шелка, парчи, позумента на плотной основе (крестьянки проклеивали холст хлебным квасом). Украшалась перевязка бисером, колотым перламутром, жемчугом, блестками, камнями, бумажными и матерчатыми бантами. А жемчуг добывали раньше в реках мальчишки будущей невесте. Волосы распускались в виде косы, в которую вплетались разнообразные «косники» - ленты, шнуры, полосы ткани, декорированные бисером. В переходный период от девичества к замужеству (когда девушка была уже просватана) под повязку она надевала вязаный колпак высотой до 40 см (Вологодская область).

Украшали одежду:

  • Приволока - безрукавная накидка.

  • Муфта (рукавка) - рукав, шитый мехом внутрь и смеховой опушкой.

  • Ожерелье - пристегнутый ворот.

Обувь:

  • Лапти - низкая обувь, сплетённая из древесного лыка. Для прочности подошву подплетали лозой, лыком, верёвкой или подшивали кожей. Лапоть привязывался к ноге шнурками, скрученными из того же лыка, из которого изготавливались и сами лапти.

  • Башмаки - изготовлялись из кожи и завязывались шнурками.

  • Чеботы - вид сапог с коротким голенищем. Чеботы шились из сафьяна, дорогие - из атласа и бархата. Чёботы прямые и кривые. Кривые чеботы имели загнутые вверх носки.

Голенища назывались прежники. Стельки войлочные. Поднаряд - внутренняя обшивка чебота. У холодных - из атласа, у тёплых из бобрового меха. Богатые чеботы украшались золотным и серебряным шитьём, жемчугом и драгоценными камнями. Верх голенищ обшивался золотом. Подошвы подбивались гвоздиками, каблуки серебряными или железными скобками.

  • Ичиги - вид лёгкой обуви, имеющей форму сапог, с мягким носком и внутренним жёстким задником.

  • Валенки - тёплые войлочные сапоги из свалянной овечьей шерсти; чаще делаются твёрдыми, но бывают и мягкими, под другую обувь.

  • Онучи - длинная, широкая (около 30 см) полоса ткани белого, чёрного или коричневого цвета (холщовой, шерстяной) для обмотки ноги до колена (при обувании в лапти).

  • Поршни - простейшая русская кожаная обувь.

Презентация слайдов «Русский национальный костюм» (см. Приложение 2).

Тряпичная кукла

Есть такая примета: когда дети много и усердно играют в куклы, в семье прибыль; если же небрежно обращаются с игрушками, быть в доме беде. Верили, что кукла охраняет детский сон и оберегает ребенка.

В русской деревне была в каждом крестьянском доме тряпичная кукла. В некоторых их насчитывалось до сотни. Тряпичные куклы дети начинали «вертеть» с 5 лет. Свертывали в скалку кусочек цветной ткани, обтягивали лицо белой тряпицей. Скатывали боковые остатки ткани - получались руки - вот и кукла готова. Куклу наряжали, но лицо не рисовали. Кукла с лицом как бы приобретала душу и могла навредить ребенку. Такие куклы назывались «безликими».

Гостям предлагается самим смастерить такую куклу.

У каждого: любая ткань (20*20 см), белая ткань (20*20 см), 3 ярких цветных лоскута (новая х/б ткань), тесемки, ленточки, нитки шерстяные, нитки катушечные, кусочек ваты.

Порядок изготовления куклы-закрутки.

  1. Из первой заготовки скатать «тулово», подогнув предварительно нижний и правый край ткани; закрепить х/б ниткой в 2-хместах:





  1. Обтянуть лицо белой тканью, сложив ее по диагонали и подложив кусочек ваты, закрепить нитью:





  1. Убрать вовнутрь срезы белой ткани, ниткой наметить кисти рук:





  1. Перехватить нитью талию куклы:



  1. Косу можно сделать из шерстяных нитей подходящего цвета.

  2. Юбку - солнце (можно из 2-х частей трапецевидной формы) надеть снизу:





  1. Охватить талию лентой - пояском.

  2. На голове лента-повязка - образ девицы, платок - замужней женщины.



Во время мастер-класса по изготовлению тряпичной куклы помощницы могут исполнять частушки:

Толсто престь - кудели мало,

Тонко престь - неядрено

Поровненьку буду престь:

На примете парень есть.

Не алеет, не алеет

Ала ленточка в косе,

Придет мамушка с обедом -

Меня нет на полосе.

Литература

  1. Журнал «Народное творчество» №4. 1994 г. (Мужская одежда русских крестьян. С.13)

  2. Журнал «Народное творчество» №2/3. 1995 г. (сарафан. С.43. Девичья повязка. С 45)

  3. Журнал «Народное творчество» №4. 1995 г. (кукла-закрутка. С 18-19. Венец девичий. С. 24)

  4. Журнал «Народное творчество» №6. 1996 г. (Беседа. С.10. женский крестьянский костюм. С. 13)

  5. Народный костюм Вологодской области. Быков А.В.

  6. livemaster.ru/to/edu/data/img/pic-023162651-kokoshniki-korony-dlya-russkih-krasavits / Женские головные уборы.

  7. yarodom.livejournal.com/592701.html / Народный костюм русских женщин.



Приложение 1

Я на горку шла

Я на горку шла,

Тяжело несла.

Припев:

Уморилась,

Уморилась,

Уморилась, я.

В самом деле

Уморилась, уморилась я!

Тяжело несла:

В решете овса.

Припев.

В решете овса -

Полтора зерна.

Припев.

Я домой пришла,

Овес высыпала.

Припев.

Овес высыпала.

Мужа выругала.

Припев.

«Ах ты, Филюшка,

Простофилюшка!»

Припев:

Иль не видишь? -

Уморилась.

Уморилась я!

В самом деле -

Уморилась, уморилась я!»

Я б вам пела и плясала,

Да уж очень я устала!

Припев:

Уморилась,

Уморилась,

Уморилась, я.

Знамо дело

Уморилась, уморилась я.

Приложение 2

Слайд-шоу (папка «Народный костюм»)

  1. Рисунок девушки в русском национальном костюме.

  2. Рисунок девушки в русском национальном костюме.

  3. Фотография женщины в национальном костюме. Тульская губерния. Южная Россия.

  4. Фотография женщины в национальном костюме. Архангельская губерния. Северная Россия.

  5. Северная Россия. (Вплетен косник).

  6. Фотография женщины в национальном костюме. Олонецкая губерния. Северная Россия.

  7. Фотография женщины в национальном костюме. Тверская губерния. Северная Россия.

  8. Фотография женщины в национальном костюме. Нижегородская губерния. Центральная Россия. (Использован платок).

  9. Фотография женщины в национальном костюме. Новгородская губерния. Северная Россия.

  10. Фотография женщины в национальном костюме. Тверская губерния. Северная Россия. (Муфта).

  11. Фотография женщины в национальном костюме. Тверская губерния. Северная Россия. (Использован платок).

  12. Фотография женщины в национальном костюме. Костромская губерния. Центральная Россия.

  13. Фотография женщины в национальном костюме. Рязанская губерния. Южная Россия.

  14. Фотография женщины в национальном костюме. Владимирская губерния. Центральная Россия.

  15. Фотография женщины в национальном костюме. Пензенская губерния. Центральная Россия.

  16. Фотография женщины в национальном костюме. Ярославская губерния. Центральная Россия. (Ожерелье).

  17. Калужская губерния.

  18. Фотография женщины в национальном костюме. Вологодская губерния. Северная Россия. (Косник).

  19. Фотография женщины в национальном костюме. Тверская губерния. Северная Россия.

  20. Фотография женщины в национальном костюме. Костромская губерния. Центральная Россия. (Головной убор - кика).

  21. Женщина в двурогом кокошнике с фатой.

  22. Девушка в праздничном костюме центральной губернии России. Фото. 1900-е гг. (Косник).

  23. Женщина в кокошнике. Костромская губерния.

  24. Девушка в повязке. Фото. 1900-е гг.

  25. Девушка в праздничном костюме Архангельской губернии России. Фото. 1900-е гг.

  26. Часть старинного женского головного убора, оборка, закрывающая волосы.

  27. Сорока (кичка, рога) - один из самых древних женских головных уборов.

14



© 2010-2022