Статья Экологическое здоровьесберегающее воспитание подростков

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Экологическое здоровьесберегающее воспитание подростков

на примере учащихся 7 класса МОУ ИРМО «Максимовская СОШ»

учитель математики Войцешук И.П.

МОУ ИРМО «Максимовская СОШ»

Здоровье человека - тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в 21 веке она становится первостепенной. По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье - это не только отсутствие болезней, но и состояние полного физического, духовного и социального благополучия.

Я работаю с ребятами 7 класса, возраст которых 13 -14 лет. Период с 12-14 до 17-18 лет называют переходным возрастом. Это не столько фаза развития организма, сколько этап развития личности, переход от зависимого, опекаемого детства к самостоятельной и ответственной деятельности. Подросток - это, конечно, уже не ребенок, но и не совсем взрослый человек. Его действия не всегда продиктованы здравым смыслом, а некоторые поступки совершаются исключительно в знак протеста, из стремления доказать свою самостоятельность. Не прислушавшись к совету взрослых, которые, безусловно, обладают большим жизненным опытом, подросток рискует сделать серьезную ошибку и попасть в очень неприятную ситуацию. Подрастая маленький человек всё чаще сталкивается с опасностями, а вступив в подростковый возраст окунается в водоворот подстерегающих искушений. Таковыми являются фильмы изобилующие сценами насилия, и отнюдь не отличающиеся добрым и поучительным сюжетом, видеоигры, конечной целью которых является уничтожение. В среде своих сверстников и ребят постарше всё чаще предлагается попробовать какой-то из видов наркотиков. Чтобы избежать опасности, необходимо переключить внимание подростков на более нужные и значимые дела. Так как поступки, совершенные в пору становления личности, могут повлиять на всю дальнейшую жизнь.

В своём классе я занимаюсь экологическим воспитанием с 5 класса, а в этот переходный момент для моих ребят ещё больший упор я делаю на экологическое воспитание. Ведь от этого напрямую зависит и здоровье человека.

В своём классе я провела исследование уровня тревожности личности, оценку риска нарушения здоровья и оценку риска нарушения зрения. Результаты показывают, что в 7 классе есть два ребёнка с высоким уровнем тревожности, 11 со средним; к группе риска нарушения здоровья можно отнести два человека, а другие 3 - находятся на уровне близком к этому; у 6 ребят есть риск нарушения зрения.

С целью сохранить здоровье учащихся, я провожу в классе пропаганду здорового образа жизни. В первую очередь среди родителей семиклассников. Ведь нужно делать акцент не только в проведении воспитательных мероприятий с детьми, но и держать контакт со взрослыми. Воспитание осуществляется не только в школе, но и дома, поэтому родители должны правильно разбираться в критических ситуациях, которые могут сопровождать процесс взросления их чадо, при этом сотрудничая со школой. Так мною было проведено родительское собрание на тему: «У вас в семье есть курильщик?!». Посещаемость родительского собрания была низкая, после многие объяснили, что было стыдно прийти и признаться в этой зависимости. Хотя цель мероприятия была не выставить «плохих» родителей, а показать им, как не допустить того, чтобы ребёнок не стал приверженцем курения.

Классные часы на темы «Вредные привычки и их влияние на здоровье человека», «Зарядка, закаливание и правильное питание - основа здоровья» были проведены с начала учебного года.

Поведение подростка регулируется его самооценкой, а самооценка формируется в ходе общения с окружающими людьми, а, прежде всего, со сверстниками. Ориентация на сверстника связана с потребностью быть принятым и признанным в группе, коллективе, с потребностью иметь друга, кроме того, с восприятием сверстника как образца, который ближе, понятнее, доступнее по сравнению со взрослым человеком. Таким образом, на развитие самооценки подростка влияют взаимоотношения со сверстниками, с классным коллективом.

Поэтому я предложила ребятам организовать и провести с моей помощью общешкольное мероприятие «Курить или не курить?». Ребята с большой ответственностью подготовили и хорошо провели час общения с курильщиками и зрителями. Ученики школы правильно восприняли критику в свой адрес и приняли к сведению все наставления семиклассников.

Кроме пропаганды здорового образа жизни мы с ребятами проводим дни здоровья на свежем воздухе, посещаем музеи, выставки. Так в этом году мы были в Музее Природы, Лимнологическом музее в п. Листвянка. Такие выезды приносят огромную пользу для детей, в особенности, если посещение происходит всем классом. После поездки мы обсуждаем с ребятами что нового узнали, чему научились.

Одним из современных механизмов решения экологических проблем является проектная деятельность. В нашей школе запущены несколько проектов, в которых мои ребята принимают активное участие. Например, «Выставка урожая», «Самый экологичный отряд». Дети сами придумали название отряда «Дети Земли», эмблему, девиз и речёвку и принялись работать. Чтобы экологическое воспитание не было беспочвенным, обязательно нужно формирование экологического сознания. Цель экологического воспитания - формирование ответственного отношения к окружающей среде, которая строится на базе экологического сознания.

По моей просьбе, ребята сначала фотографировали мусор на дорогах с. Максимовщина, а после выпустили листовки с призывом к жителям села выбрасывать мусор в специальные контейнеры. Эти листовки развешали в самых людных местах села, а часть раздали местному населению.

В этом году ребята активно приняли участие в акции «Покорми птиц зимой», было изготовлено и развешено 23 кормушки, в которые ребята досыпают зёрнышки и кормят птиц.

Уже в марте мы с ребятами запустили ещё один проект - «Зелёный школьный двор». Каждый защитил свой проект и всем классом был разработан общий план действий. Пока мы посадили семена цветов и ухаживаем за рассадой. В нашем классе и без этого много комнатных растений, за которыми ведут уход сами ребята.

В данном направлении я продолжаю работать, детям это нравится, и я вижу результат своей работы.

Главная задача в том, что бы ребенок понял, что чем раньше он начнет отказываться от вредных привычек, будет относится бережно к окружающей среде, тем полноценнее у него будет жизнь в будущем.

Хотелось бы закончить словами Никиты Константиновича Смирнова:

« Школа и учитель могут сделать для сохранения и укрепления здоровья учащихся больше, чем поликлиники и врачи!»

Литература:

  1. Дубровина И. В. "Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту" Москва, 1987 г

  2. Литвинова Л.С. Нравственно-экологическое воспитание школь­ников: Основные аспекты, сценарии мероприятий: 5-11 классы/ Л.С. Литвинова, О.Е.Жиренко.-М.: 5 за знания,2005.-208 с.- (Методическая библиотека).

  3. Экологический журнал «Волна»//Иркутск.- 2008.-№1(46).


© 2010-2022