Классный час для 7 класса «Сюрпризы лесной тропинки»

Данный классный час рассчитан для обучающихся седьмых классов в коррекционных школах VIII (восьмого) вида. Цель: Прививать любовь и бережное отношение к природе, изучать родной край. Дать первоначальное представление о лесе. Продолжать пополнять знания о природе своей малой родины Республики Алтай. Коррекция и развитие связной устной речи расширение активного словарного запаса работа над совершенствованием полноты зрительных, слуховых, моторных, вкусовых ощущений, развитие коммуникативной функции речи. Воспитание гуманного отношения к людям, к природе, культуры общения на уроке. Формирование экологических знаний и ответственности за экологическое благополучие планеты. Оборудование: муз. композиция «Мой край для меня – это Родина, а Родина – это Алтай». Карта Республики Алтай, выставка книг о РА, ее животном и растительном мире. Выставка поделок из дерева. Запрещающие знаки из серии «Как нельзя вести себя в лесу». Цветные карандаши, бумага для рисования. Компьютерная презентация.
Раздел Классному руководителю
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Данные об авторе

Автор: Рогозина О.Н.

Место работы, должность:

КС(К)ОУ РА«Специальная(коррекционная)школа -интернат VIII вида РА», учитель

Регион: Республика Алтай

Характеристики урока (занятия): классный час, внеклассное мероприятие

Уровень образования: специальное (коррекционное) образование

Целевая аудитория: Учитель (преподаватель)

Класс(ы): 7 класс


Классный час на тему: «Сюрпризы лесной тропинки».

Цель: Прививать любовь и бережное отношение к природе, изучать родной край.

  • Дать первоначальное представление о лесе. Продолжать пополнять знания о природе своей малой родины Республики Алтай.

  • Коррекция и развитие связной устной речи расширение активного словарного запаса

работа над совершенствованием полноты зрительных, слуховых, моторных, вкусовых ощущений, развитие коммуникативной функции речи.

  • Воспитание гуманного отношения к людям, к природе, культуры общения на уроке. Формирование экологических знаний и ответственности за экологическое благополучие планеты.

Оборудование: муз. композиция «Мой край для меня - это Родина, а Родина - это Алтай». Карта Республики Алтай, выставка книг о РА, ее животном и растительном мире. Выставка поделок из дерева. Запрещающие знаки из серии «Как нельзя вести себя в лесу». Цветные карандаши, бумага для рисования. Компьютерная презентация.

  1. Организационный момент.

Дети заходят в класс передают по кругу волшебный клубочек, желая при этом друг другу и гостям доброго утра, хорошего дня, называя всех по имени.

Ребята, вы все ждете каникул? Скоро лето и все вы отправитесь отдыхать в разные районы нашей республики, скажите, а в какой республике вы живете? (Респ. Алтай).

Назовите ее столицу (Горно-Алтайск. Отмечаем магнитом на карте).

Знаете ли вы свой домашний адрес, назовите его и отметьте на карте республики магнитиком. Демонстрация фильма «Мой край для меня -это Родина, а Родина - это Алтай».

(слайды 1- 2) Я думаю, что у каждого из вас есть любимый уголок природы, где вы любите играть, рыбачить, собирать ягоды, грибы. По этим тропинкам мы и пробежимся сегодня, увидим, какие сюрпризы нас там ждут.

Для чего же нужны тропы?

  • Чтобы не заблудиться в лесу, в горах, в степном раздолье;

  • Чтобы пойти на ручей напиться, или сбегать по ягоды, по грибы.

  • Или просто пройтись по земле, по самым лучшим в мире местам.


2. Подготовка к путешествию. (слайд 3)

Все это наша матушка Земля. 22 апреля ее день рождения - день Земли.

(Сообщение о дне Земли готовиться детьми)

22 апреля 1970 г. американский сенатор Г. Нельсон создал группу студентов, которые призывали население к защите окружающей среды и сохранению благоприятного климата на Земле. Сейчас праздник имеет уже международное значение и является днем напоминания об экологических катастрофах, о том, что каждый человек может внести свой вклад в сохранение экологии на планете и быть ответственным за состояние окружающей среды

вокруг себя. В 2009 году Генеральная Ассамблея ООН приняла решение праздновании 22 апреля Всемирного Дня Земли. В этот день все население планеты должно вспомнить, что Земля наш общий дом, который надо содержать в порядке.

В день Земли очнитесь, люди,

Пусть Земля прекрасной будет,

Пусть повсюду и везде,

Будет мир на всей Земле.

(Слайд4) А что вы, ребята, можете сделать для защиты своего самого любимого, родного уголка Земли? Какие правила необходимо знать и соблюдать , приходя в гости к матушке Природе? Вывешиваются запрещающие знаки:

  • Не ломать ветви деревьев и кустарников, не качаться на них,

  • Не рвать цветов.

  • Не разорять птичьи гнёзда.

  • Не ловить бабочек и других насекомых.

  • Не разжигать костров, беречь лес от пожара.

  • Не оставлять мусор в лесу, на речке.

  • Не разорять муравейники.

  • Не бить стекло в лесу, на речке.

  • Не.......

На что вы еще обращаете внимание, когда идете в лес?

(время года, погода, нужна одежда по сезону)

Вот мы и готовы. Я хочу вас пригласить в путешествие по тропинке нашей малой родины РА.

(Слайд 5)

Что должен помнить для своей безопасности каждый, отправляясь в путь? (слайд 6-7)

  • Не купаться в непроверенных местах.

  • Не есть в лесу незнакомые ягоды и грибы.

  • В грозу не прятаться под деревьями.

  • Не трогать детенышей диких зверей.

  • Если заблудились, не паниковать, не бежать куда глаза глядят, а сесть, успокоиться, расслабиться, обдумать свое положение, позвонить родителям, если есть телефон.

3. Начало путешествия.

Мы - в гостях у леса. Что нужно сделать ребята? (Проблемный вопрос)

Предполагаемые ответы

а) поприветствовать;

б) поклониться;

в) или еще что-то.

1) Приветствие леса:

По старинному русскому обычаю мы приветствуем храм Природы:

поклонимся вправо - царю- батюшке Лесу (поклон);

Поклонимся влево - матушке Природе (поклон);

Поклон прямо - Яриле- Солнцу, началу жизни на Земле.

Физминутка слайд (8-9)

Здравствуй лес, дремучий лес, (маршируют)

Полный сказок и чудес! (хлопают)

Ты о чем шумишь листвою (потирают ладоши)

Ночью темной, грозовою? (ударяют кулаком о кулак)

Что там шепчешь на заре, (повороты вправо, влево - слушают, руку приставив к уху)

Весь в росе, как в серебре? (руки в стороны - показывают)

Кто в глуши твоей таится? (приседания, выглядывания)

Что за зверь? Какая птица? (имитируют движения зверя, птицы)

Все открой, не утаи: (разводят руками, грозят пальцем)

Ты же видишь - мы свои. («смотрят в бинокль, руки к глазам», показывают на себя.)

(С.Погореловского)

Лес может быть лиственным, хвойным или смешанным. Какие леса преобладают в РА?

2) Встреча с Флорой

В лесу мы в первую очередь сталкиваемся с растениями. По преданию, миром растений правит мудрая царица Флора. Все, что произрастает на Земле, называют ее именем (флора). В государственном Эрмитаже в Санкт -Петербурге есть картина «Флора» голландского живописца Рембранта. (Слайд 10)

«Она величаво, неслышной поступью проходит перед тобой, и кажется, что этот свет ей дают живые цветы венка, украшающего её голову. Венок состоит из живых цветов, которые растут в лесах и перелесках, на зеленых лугах и опушках».

(Из книги В.Г. Рубцова «Зеленая аптека».)

Вот и первый сюрприз на лесной тропинке приготовила нам царица Флора:

«Принесла я вам головоломки, если их верно разгадаете, то узнаете какими лекарственными травами богата РА» (Слайд11)

.

  • личтеост - чистотел

  • ацушди -душица

  • кармаош -ромашка

  • абадн- бадан

  • верзобой -зверобой

  • акчплата-лапчатка

  • емзиакнял-земляника

  • андкык- кандык

  • едуминца - медуница

Царица Флора (детям): «Молодцы! Вы отгадали все растения!

А теперь (Слайд12-13) узнайте лекарственные растения и назовите ядовитые, которые нельзя употреблять в пищу и отправимся дальше.


Что, ребята, вы знаете о лесе? (Слайд14)

Почему мы с лесом дружим, для чего он людям нужен?

Лес - наше богатство.

Лес - это зеленый наряд нашей Земли. Там, где лес - всегда чистый воздух!

Лес - это наш друг: задерживая влагу, он помогает человеку выращивать хороший урожай.

Лес - это кладовая, щедро отдающая свои дары: орехи, ягоды, грибы.

Лес - это дом для насекомых, зверей и птиц.

Царица Флора: «Ребята, я прощаюсь с вами. Вы узнали, что в лесу растет, а теперь, угадайте кто в лесу живет ».

3) Встреча с фауной

Дети загадывают загадки о животных. (Слайд15)

Хитрая плутовка, рыжая головка,

Хвост пушистый - краса,

А зовут её ………(лиса)


Горбоносый, длиннорогий,

Великан ветвисторогий

Ест траву, кустов побеги,

С ним тягаться трудно в беге

Коль такого встретить довелось,

Знайте это……(лось)


Кто по елкам ловко скачет

И влезает на дубы?

Кто в дупле орешки прячет,

Сушит на зиму грибы? (белка)


Правит лесными жителями мудрая царица ФАУНА- и сейчас ещё один сюрприз - она приглашает прогуляться с ней по лесу, посмотреть и послушать его обитателей. (Звуковые слайды 16- 32)

Дети: А сейчас и ты, и я -мы представим муравья. (Слайд 33-34)

Я - муравей,

Я - житель лесной,

И дом мой стоит

Под высокой сосной.

Ты мимо пройди

И не трогай его,

(Указывает на муравейник)

Нам больше не надо

От вас ничего.

(сообщение детей)

Муравьи - защитники леса. Обитатели одного муравейника могут защитить от вредителей 8/10 гектаров леса, уничтожая за 1 день 18000 вредных насекомых. Каждый средний по силе муравейник рыжих муравьев уничтожает за сутки около 100 000, а за лето - 4-5 миллионов вредных насекомых.

Как вы думаете, ребята, правильно ли поступают дети, разоряя муравейники? (Слайд35) Вывешивается запрещающий знак «не разоряй муравейники»


Загадка царицы Фауны:

(Слайд 36-37)

Бежит долиной кобылица,

Где вскачь, где рысью,

Где в намёт, и всем,

Кто хочет в зной напиться,

Живую воду раздаёт! ….(река )

Какие главные реки РА вы знаете? (Бия, Катунь)

Откуда берут начало эти реки?

(Бия вытекает из самого большого и глубокого озера республики - оз. Телецкого, его глубина 325м)

Катунь берет начало у самой высокой горы республики г. Белуха, ее высота 4тыс. 506м.)


А сейчас мы отправимся на речку, и наш заядлый рыбак расскажет нам по пути, какой рыбой богаты наши реки и озёра?

(Сиг, таймень, хариус, щука, окунь, налим - и это тоже подданные царицы Фауны)

Рыбак читает стихотворение: (Слайд 38-39)

«Случай из жизни» (можно инсценировать)

Мы приехали на речку воскресенье провести,

А свободного местечка возле речки не найти,

Тут сидят и там сидят, загорают и едят.

Отдыхают, как хотят сотни взрослых и ребят.

Мы по бережку прошли и поляночку нашли.

Но на солнечной полянке тут и там пустые банки.

И, как будто нам назло, даже битое стекло.

Мы по бережку прошли, место новое нашли.

Но и здесь до нас сидели: тоже пили, тоже ели,

Жгли костер, бумагу жгли, насорили и ушли.

Мы прошли, конечно, мимо.

-Эй, ребята, крикнул Дима.

- Вот местечко хоть куда! Родниковая вода,

Чудный вид, прекрасный пляж,

Распаковывай багаж!

Мы купались, загорали,

Жгли костер, в футбол играли-

Веселились, как могли:

Пили квас, конфеты ели,

Хороводом песни пели….

Отдохнули и ушли.

И остались на поляне,

У потухшего костра.

Две разбитых нами склянки,

Две размокшие баранки,

Словом, мусора гора.

Мы приехали на речку

Понедельник провести,

Только чистого местечка

Возле речки не найти!

Какие запрещающие знаки вы бы предложили разместить там, услышав этот рассказ?

Вывешивается запрещающие знаки «Не оставлять мусор в лесу, на речке.», « Не бить стекло в лесу, на речке.», «Не жги костры»

Как вы думаете, ребята, какой вред нанесли окружающей среде, себе и другим эти люди?

Предлагаю, во время летних каникул, создать каждому в своем районе, и в лагере Аскат «Зелёный патруль», который будет следить за чистотой природы в ваших родных местах.

Коррекционная минутка для глаз «Дождик». (Слайд40)


А сейчас ещё один сюрприз - пошёл дождик спрячемся под деревья, и попьём чайку из термоса и гостей угостим, а глазками будем наблюдать, как падают капли и вырастают новые цветы.

Попробуйте определить на вкус, из каких лекарственных трав нашего края РА заварен этот ароматный чай.

Чай горячий, ароматный (Слайд41)

И на вкус всегда приятный.

Он недуги исцеляет

И усталость прогоняет.

Силы новые даёт

И друзей за стол зовёт.

С благодарностью весь мир

Славит чудо - эликсир!

Отдохнули?! А теперь дайте свой ответ, из каких лекарственных трав вы отведали чайку?

Молодцы! Это бадан, душица, земляника.

Вот мы и возвратились обратно. Во время нашей прогулки по лесной тропинке было много сюрпризов.

Мы узнали что :

мир растений - это флора.

мир животных - это фауна.

Побывали в разных местах РА, познакомились с травами, животными и птицами РА.

Решили: создать «Зеленый патруль» для защиты родной природы.

А сейчас я попрошу вас нарисовать запрещающие знаки поведения в природе, которые вы, я очень надеюсь, будете использовать для работы в «Зелёном патруле». Под звуки леса дети изображают запрещающие знаки:

  • Не ломать ветви деревьев и кустарников, не качаться на них,

  • Не рвать цветов.

  • Не разорять птичьи гнёзда.

  • Не ловить бабочек и других насекомых.

  • Не разжигать костров, беречь лес от пожара.

  • Не оставлять мусор в лесу, на речке.

  • Не разорять муравейники.

  • Не бить стекло в лесу, на речке.

  • Не.......

Молодцы это вам очень пригодится, а теперь передавайте наш волшебный клубочек. До новых встреч на знакомых тропинках. (Дети передают клубочек, говорят слова прощания, называя друг друга по имени)

© 2010-2022