Воспитательная система класса «Стань человеком!»

Мне, как  классному руководителю, решившему выстроить свою воспитательную систему, близка и понятна концепция системного построения процесса воспитания. Из концепции следует, что в современном российском обществе воспитание должно быть направлено на всестороннее гармоничное развитие личности. Однако каждый педагог, ориентируясь в своей деятельности на эту цель-идеал, должен конкретизировать ее применительно к своим условиям и возможностям, что я и попыталась сделать. Именно поэтому воспитательну...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ВВЕДЕНИЕ (ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ)


«Человек не воспитывается по частям, он создается синтетически всей суммой влияний, которым он подвергается. Поэтому отдельное средство всегда может быть и положительным и отрицательным, решающим моментом является не его прямая логика, а логика и действие всей суммы средств, гармонически организованных»

А.С. Макаренко

Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми. А в современной школе роль классного руководителя остается неизменной. Он не только руководит, направляет, но и воспитывает.

Воспитание - это процесс целенаправленного управления развитием личности, основанный на эффективном взаимодействии воспитателей и воспитанников, направленный на достижение поставленной цели.

Воспитание - это искусство прикосновения к ребенку, которое помогает, стимулирует его самоизменение, самостроительство, самосовершенствование.

Воспитание - это чувство, голос души и сердца.

Воспитание - это помощь человеку в становлении самого себя, когда это не происходит само собой.

Воспитание - это участие в разгадке призвания.

Воспитание - это всё.

Чтобы процесс воспитания проходил успешно, безболезненно для ребенка, вокруг него должна быть создана такая атмосфера, где ребенку будет так же хорошо и уютно, как в семье, где его любят, ценят, где о нем будут заботиться настолько, что он станет интерес себе и другим. Нужно приложить все усилия, чтобы ребенок, перешагивая порог школы, почувствовал, что в школе его ждут. В создании такой атмосферы классный руководитель играет одну из главных ролей. Ребенка должна окружать красота, игра, фантазия, творчество. Самое высокое творчество - это раскрытие и реализация каждым учеником своих потенциальных возможностей. Поэтому педагогическая позиция классного руководителя заключается в принятии ребенка как личности, признании его индивидуального своеобразия, его права проявлять свое Я. Используя слово, дело и наблюдение, классный руководитель создает условия, чтобы ребенок проявил себя. Основная задача классного руководителя - быть помощником ребенку в его жизненном самоопределении. Одно из условий успешного воспитания заключается в следующем: ребенок не должен ощущать давление со стороны взрослых, он должен чувствовать плечо старшего друга, готового всегда прийти на помощь. Задача классного руководителя - обратить внимание на мельчайшие особенности личности каждого ребенка и с уважением отнестись к ее самым незначительным проявлениям, чтобы поддержать, убедить растущего человека в ценности и необходимости развития его индивидуальности.

Совместная деятельность с родителями и учащимися позволяет разработать своеобразную модель воспитательной системы класса, которая помогает более целенаправленно и обоснованно строить воспитательную работу, сосредотачивать усилия на решении наиболее важных педагогических проблем, согласовывать устремления действий учителя, учащихся и их родителей при планировании и организации жизнедеятельности в классе. А это, несомненно, должно способствовать повышению эффективности педагогической деятельности, достижению более существенных результатов в духовном и физическом развитии учащихся, формированию индивидуальности классного сообщества и его членов. Система воспитательной работы разработана с учетом возрастных особенностей учащихся, отвечает их интересам.

«Ситуация в обществе такова, что недостаточно только передавать знания об окружающем мире, опыта, накопленного прежними поколениями, сегодня подростки не хотят копировать образ жизни отцов, тем более, дедов, а сами формируют его. А так как ситуация в стране не отличается стабильностью, то новое поколение должно научиться жить в поле неопределенности, быть готовым к динамичной смене общественно-политической обстановки, смене работы, места жительства, профессиональной и культурной среды» (О. Газман). Сегодня необходимо научить молодое поколение мыслить, действовать в непредсказуемых ситуациях, ситуации выбора, смены идеологии и власти, иметь собственную позицию, отражающую его интересы, но не входящую в конфликт с интересами общества. Если исходить из того, что каждый ребенок приходит в мир не чистым листом бумаги, а для того, чтобы осуществить свое предназначение, реализовать свою предзаданность, то весь процесс его развития можно представить как процесс узнавания, поиска, осуществление этого предназначения. Педагог должен помогать в узнавании, постижении самого себя, создавать условия, чтобы можно было вырастить собственные способы, средства для самопознания, самовыражения, самодеятельности. Формирование положительного отношения к себе как базового условия развития личности обучающегося - основное предназначение педагога-воспитателя. Английский психолог Роберт Бернс объясняет развитие личности тремя факторами: доброжелательное отношение к окружающему миру, людям, признание его целесообразности и разумности; уверенность в собственных способностях к тому или другому виду деятельности; чувство собственной значимости. Позиция педагога-воспитателя - создавать условия для саморазвития. Такими внутренними условиями развития личности являются состояние психики, состояние души, которые характеризуются либо свободой, либо несвободой (страх, вина, комплекс неполноценности, неуверенность). Что же рождает ощущение внутренней свободы человека? Потребности, удовлетворение или неудовлетворение которых определяет его самочувствие, отношение к себе и окружающим, формируют его тактику поведения и стратегию жизни.

К таким потребностям относятся:

  1. Потребность в уважении, признании. Самый дорогой, самый нужный для нас человек - это Я сам. Согласие с собой, внутренняя гармония совершенно необходимые для нормального развития условия. Человек, не научившийся уважать себя, любить себя - несчастный, он никогда не будет уважать, любить других. Самоуважение, чувство собственного достоинства активно формируется в подростковом возрасте из признания окружающих. Помочь ребенку завоевать авторитет, уважение окружающих - задача педагога.

  2. Потребность в смысле жизни. Человек не может существовать без цели, ценностей, идеалов, к которым бы он стремился. Смысл жизни это источник его «самости», внутренней свободы. Поиск смысла жизни выпадает на период юности. Помочь своим ученикам в ее решении - важная миссия наставника.

  3. Потребность в самореализации. Способность к самореализации в формах созидательности, творческого труда - есть вершина развития человека, важнейший признак сформировавшейся личности. Задача индивида - познать себя, возможность среды, тех условий, которые тебя окружают, и сделать правильный выбор, определить свои цели и призвания. Тогда можно взять судьбу в свои собственные руки.

  4. Потребность в радости, счастье, наслаждении. Самое высокое наслаждение - наслаждение от удовлетворения вышеназванных потребностей.

Суть воспитания понимается как создание психолого-педагогических условий в удовлетворении психосоциальных базовых потребностей. В задачи воспитательной работы входит развитие ребенка в соответствии с его потребностями, индивидуальными возможностями и особенностями, удовлетворение индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности.

Такая позиция предполагает организацию воспитательной деятельности в коллективе на основе следующих гуманистических принципов:

Принцип деятельностного подхода к воспитанию является одним из краеугольных камней отечественной педагогики. Только в деятельности происходит развитие ребенка, в деятельности он познает себя и окружающий мир, способы и правила взаимодействия с другими, приобретает жизненный опыт и нравственные ценности, в деятельности он учится защищать себя и отстаивать свое человеческое достоинство, утверждает и реализует себя в обществе, учится чувствовать, переживать, радоваться жизни. Воспитывают не педагог, не нравоучения, а организация жизни детей, ее живые уроки, которые образуют личностный опыт каждого воспитанника. Чем богаче и разнообразнее деятельность, тем сильнее она задевает сердца и души детей. Чем шире, теплее и крепче отношения, которые возни­кают в процессе детской деятельности, тем крепче и вернее убеждение в гу­манном «образе мира», тем больше способов взаимодействия с людьми, тем свободнее человек, тем успешнее процесс социализации.

Принцип гуманистической направленности воспитания предполагает отношение педагога и воспитанника как к ответственным субъектам собственного развития, а также стратегию Принцип природосообразности воспитания предполагает, что недопустимо, бессмысленно, вредно пытаться переделывать ребенка. Принимать его таким, каков он есть, - важнейшее правило воспитания. Природа человека сильнее, чем воспитание. Природа - это корни, воспитание - крона. Все дети талантливы, только талант у каждого свой, его надо найти. Все хотят быть честными, добрыми, «хорошими». Но для этого надо быть психически сильным, физически здоровым, самостоятельным и ответственным за собственное поведение, способным защитить себя в трудных или жестоких обстоятельствах. Жизнь - чрезвы­чайно трудное дело во все времена. Чтобы с ним справиться, надо много знать, уметь и быть готовым учиться постоянно. Поэтому исходная пози­ция педагога к воспитаннику - доверие, опора на имеющийся у него по­тенциал, поиск и развитие его дарований, любознательности, способно­стей, стимулирование внутренних духовных сил ребенка, чтобы на этом фундаменте юный отрок смог заняться самостроительством. Собственно, все беды, все неудачи человека происходят единственно от того, что он опасно мало знает себя. Школа многому учит своих учеников, но недо­пустимо плохо учит предмету, который называется «Я сам».

Принцип культуросообразности предполагает, что воспитание основывается на общечеловеческих ценностях, строится в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры и региональными традициями, не противоречащими общечеловеческим ценностям.

Принцип концентрации на развитие социальной и культурной компетентности личности предполагает, что стратегия и тактика воспитания должны быть направлены на помощь ребенку, подростку, молодому человеку в освоении социокультурного опыта и свободном самоопределении в социальном окружении.

Принцип целостности в воспитании. Надо научиться понимать и принимать ребенка как неразрывное един­ство биологического и психического, социального и духовного, сознания и самосознания, рационального и иррационального. Признать равно важными для общества и личностно значимыми для индивида все ипостаси человече­ского. Забота о здоровье воспитанника есть крайне важная общественная за­дача воспитателя. Это забота о здоровье духа воспитанника.

Принцип сотрудничества. Стремление ребенка удовлетворить свои потребности и желание педагога сделать все от него зависящее для организации необходимых ус­ловий для этого образуют вместе необходимое единство целей воспитате­ля и воспитанника, т. е. объективный фундамент для многострадальной «педагогики сотрудничества», к которой так долго и тщетно призывали педагоги-новаторы. Именно на этом основании возможны отношения партнерства, доверия между ребенком и его наставником.

Воспитательная система - это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующих развитию личности и коллектива.

Педагогическую целесообразность создания воспитательной системы класса можно объяснить следующими обстоятельствами:

- во-первых, системность - это сущностная характеристика человеческого индивида, его развития и педагогического обеспечения данного процесса;

- во-вторых, воспитательная система - это благоприятная среда жизнедеятельности и развития ребёнка, что способствует повышению эффективности педагогического процесса;

- в-третьих, системный подход позволяет классному руководителю рационально распределить свои усилия при организации учебно-воспитательного процесса в классе;

- в-четвёртых, в процессе построения воспитательной системы формируется «лицо» класса, его неповторимый облик, что имеет немаловажное значение для развития индивидуальности членов классного сообщества.

Диагностика показывает, что у детей уже сформированы понятия истины, добра и красоты, они стремятся следовать нормам культурной жизни, но этого пока мало для того, чтобы говорить о сформированном образе жизни. Таким образом, появляется потребность в систематизации воспитательных аспектов, направленных именно на продолжение той работы, которая началась еще в начальных классах. Отчетливое осознание проблем и перспектив развития помогает более обоснованно избрать пути и способы дальнейшего развития классного коллектива. Складывается ситуация необходимого построения воспитательной системы класса как благоприятной среды для становления и проявления личности, способной самостоятельно строить свою жизнь. Что собой представляет эта личность? Во-первых, человек становится личностью, когда обретает способность реализовать свои природные задатки, когда рефлексирует, осознает, оценивает, понимает себя и других. То есть, первая составляющая цели воспитания - это интеллект ребенка. Вторая составляющая - нравственность, мораль, - это духовный стержень. И, наконец, творчество. Человек - существо созидательное, обладающее способностью творить нечто, чего не создала природа. Таким образом, в цели воспитания заключено триединство разумного, духовного и творческого. В итоге достижения личностью этого триединства она оказывается в состоянии вести созидательный образ жизни. У такой жизни есть три основы - истина, добро и красота. Для реализации этих составляющих я ориентируюсь на то, чтобы сформировать у моих воспитанников потребность в самодеятельности. Своеобразие воспитательной системы во многом обусловлено индивидуальными и групповыми особенностями учащихся класса, в котором она создается. Поэтому мне, как классному руководителю, решившему выстроить свою воспитательную систему, близка и понятна концепция системного построения процесса воспитания. Из концепции следует, что в современном российском обществе воспитание должно быть направлено на всестороннее гармоничное развитие личности. Однако каждый педагог, ориентируясь в своей деятельности на эту цель-идеал, должен конкретизировать ее применительно к своим условиям и возможностям, что я и попыталась сделать. Именно поэтому воспитательную систему в своем классе я выстраиваю на основе формирования созидательного образа жизни.




Воспитательная система класса «Стань человеком!»


© 2010-2022