РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОГО ПРОСТРАНСТВА «СЕМЬЯ И ШКОЛА»

В данной статье обобщен по работе с родителями. Работа с родителями занимает важное место в образовательном процессе школы. Необходимо отметить , насколько слаженно проработают учителя, родители, настолько зависит качество образования и воспитания школьников. Ведь большинство родителей давно отстранились от своей основной функции-воспитания и поэтому необходимо применять различные формы и методы для их вовлечения в учебный процесс.
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОГО ПРОСТРАНСТВА «СЕМЬЯ И ШКОЛА»

Плоцкая О.О. учитель МОУ «СОШ № 26», г. Зима

«Дети должны воспитываться не для настоящего, а для будущего, возможно лучшего состояния рода человеческого». Э. Кант

Именно от родителей в большей степени зависит, каким вырастет ребёнок, каким войдёт он во взрослую жизнь. Школа и учителя помогут найти выход в сложной ситуации, но важно помнить, что самое большое влияние на формирование личности ребёнка оказывают реальные поступки и поведение родителей, а не их слова и нравоучения.

Для того чтобы воспитание было эффективно, необходимо единство и согласованность воспитательного влияния семьи и школы на личность ребенка.

Воспитание детей - конституционная обязанность родителей. Они призваны всемерно укреплять авторитет школы и учителя, воспитывать детей в духе уважения и любви к труду, подготавливать их к общественно полезной деятельности, приучать к дисциплине, заботиться об их физическом развитии и укреплении здоровья, стимулировать их к учению и осознанному выбору профессии.

Но, тем не менее, одним родителям не справиться с такой задачей, ребёнок живет в социуме и его нельзя отделить от общества. Поэтому насколько слажено отработают компоненты одной цепочки, будет зависеть результат.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОГО ПРОСТРАНСТВА «СЕМЬЯ И ШКОЛА»


Содержание работы школы с родителями состоит в следующем:

 повышение психолого-педагогических знаний родителей (лекции, семинары, индивидуальные консультации, практикумы);

 вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (родительские собрания, совместные творческие дела, помощь в укреплении материально-технической базы);

 участие родителей в управлении школой (совет школы, родительские комитеты).

Формы и методы работы классного руководителя с семьей ученика

Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагога создаст благоприятные условия для развития ребенка.

Формы работы:

 Посещение семьи

 Переписка с родителями

 Родительское собрание

 Организация совместных досуговых мероприятий

 Университет педагогических знаний (лекция, беседы, практикумы, конференции и т.д.)

Из своего личного опыта хочу отметить, те моменты работы с родителями, где, по моему мнению, удалось получить хорошие результаты.

Наиболее ценной и распространенной формой работы с родителями считаю, являются все-таки родительские собрания. В 8 классе я спросила учеников и родителей: «Почему вы не хотите ходить на собрание?». И много было таких ответов: «Не хотим, чтобы говорили об учебе детей и их поведении», «Устали, хотим отдохнуть». Для того, чтобы привлечь внимание родителей к воспитанию, собрания стала проводить только тематические. На них я не затрагиваю вопросов учебы, поведения и обратила внимание на то, что резко увеличилось число посещающих родителей. Собрания в основном провожу в форме круглых столов, дискуссий, устных журналов и т.д. И особенность их состоит в том, что ученики тоже должны присутствовать. На первых таких собраниях было не много народа, но ребята, посмотрев, что здесь их «никто не будет ругать за учебу, за поведение», а наоборот можно порассуждать на интересные темы, стали охотно приглашать не только родителей, но и бабушек. Ребятам же очень нравятся то, что рядом с ними родные, любящие их люди, и они чувствуют себя «защищенными».

Чтобы провести собрание необходимо очень тщательно готовиться, благо сейчас интернет прочно вошел в нашу жизнь, и в нем можно найти хороший материал. Вопросы подбирается такие, чтобы можно было выслушать сразу несколько мнений (предположим элементарный вопрос «Что такое красота?»). Каждый раз учитываю, что проводить собрания в одной форме нельзя, необходимо включать постоянно новые элементы.

Ну, раз на родительских собраниях не стала говорить об учебе, поведении, значит надо каким- то образом восполнить этот пробел. Для этого я использую индивидуальные консультации. Принципы успешного консультирования - доверительные отношения, взаимоуважение, заинтересованность, компетентность. Предварительно созвонившись по телефону (теперь такая возможность есть у всех), обговариваем с родителями о встрече. А оценки, которые получают ребята, выставляю не в дневник, а на отдельных листочках. Так как считаю, что данная учебная тема уязвима, не все дети могут одинаково хорошо учиться.

Большую роль в успешной работе по формированию, воспитанию личности в качестве помощи классному руководителю играет родительский комитет. Но в этот комитет должны выбираться родители, кто действительно будет работать, кому не будут безразличны дела не только своего ребенка, но и всех учеников класса. На родительском собрании мы выслушиваем разные мнения: мое - как классного руководителя, родителей и еще самих учеников. Необходимо выбрать таких энтузиастов, которые во время отсутствия кл. руководителя могут взять на себя некоторые его обязанности. Наш родительский комитет проводит классные часы, воспитательные беседы не только с ребятами, но и по необходимости с их родителями, ведь зачастую с детьми легче найти общий язык, чем с их родителями. Два последних года в нашем комитете работают ответственные, чуткие женщины - Н. Казак и А. Минеева. Что только не было сделано ими за время учебы детей. Организованы совместные походы, экскурсии, праздники, проведены классные часы, беседы, консультации и многое другое. Хотя их сфера деятельности не связана с педагогикой, но их можно смело назвать - Педагогами.

Одним из ключевых моментов является - работа с родителями старших школьников психолого-педагогического сопровождения выбора профессии.

Предпрофильная подготовка предполагает, включение родителей в работу по формированию осознанного и ответственного выбора старшеклассниками профиля обучения.

В реализации этих планов, начиная с 8-9, а более углубленно в 10 классе совместно с родителями выработали тактику по определению учеником профессии. Во-первых, ребят продиагностировали, с результатами и рекомендациями ознакомили родителей. Во-вторых, практически каждому родителю дали поручения рассказать о своей профессии, что необходимо знать и уметь при работе по той или иной специальности. В- третьих, без экскурсии на предприятия никак не обойтись, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. В - четвертых, нужны встречи с учебными заведениями, поездки в другие города. И здесь без помощи родителей здесь не обойтись.

Интересна в работе и такая форма - как День Открытых Дверей. На уроках родителям предоставляется возможность ознакомиться с методикой преподавания, с требованиями учителя, для того чтобы избежать дальнейшего непонимания. На таких уроках родители «учатся» вместе с детьми.

Учителя и родители связаны единой целью: обучить и воспитать детей. Достичь каких-либо успехов в этом возможно при установившемся взаимопонимании между семьей и школой.


© 2010-2022