Конспект воспитательного занятия Праздник осени

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

школа № 561 Калининского района Санкт-Петербурга



Воспитатель ГПД

Свеженцева М.П.

ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ

«ПРАЗДНИК ОСЕНИ»

Цель:

Обобщить и систематизировать знания детей о времени года - осени, сезонных изменениях в природе с формированием эстетических представлений; формировать экологическую культуру детей; воспитывать бережное отношение к растениям и животным.

Оборудование: плакаты, рисунки, проектор, компьютер, поделки из природного материала.

Ход занятия:

Ребята, послушайте, пожалуйста, стихотворение «Запах осени». (ученик читает стихотворение):

У каждого времени года

Запах особый, свой.

В осеннюю непогоду

Пахнет желтой листвой.

Пахнет туманом и влагою

Холодным осенним дождем.

И даже немножко пахнет

Первым белым снежком.

Это стихотворение про осень. Сегодня наше занятие будет посвящено этому прекрасному, хотя и немного грустному времени года. Каждое время года по-своему красиво и интересно. Времена года сменяют друг друга, даря нам особое свое очарование и радуя нас.

Какие приметы осени вы знаете? (ученики называют различные приметы осени: улетающие в теплые края птицы, меняющееся повеение лесных животных, изменение окраски листьев деревьев…).

По календарю осень наступает 1 сентября. А в природе она наступает в разные сроки - то раньше, то позже опадают листья с деревьев, то раньше, то позже улетают птицы в теплые края.

Осень делят на два периода:

1 - от первых заморозков до конца листопада;

2 - от конца листопада до начала зимы.

Вот и к нам пришла осень, раскрасила кроны деревьев всеми оттенками от зеленого до пурпурного цвета. Красный, желтый, золотистый, бурый ложится на землю лист, украшает землю теплым лоскутным одеялом.

Ученик читает стихотворение «Кроет уж лист золотой».

Особенно красив и печален русский лес в осенние дни. На темном фоне елового леса отчетливо видны яркие краски кленов и осин. Хорошо в осеннем цветистом лесу и не хочется уходить.

Ученик читает стихотворение «Листопад» И.Бунина:

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Берёзы жёлтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, ёлочки темнеют,
А между клёнами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пёстрый терем свой.

Кто знает, когда заканчивается листопад? (В октябре).

Лес и после окончания листопада очень красив - тихий, задумчивый, величаво раскинул свои ветви.

Осень - это очень плодотворное время года для поэтов. Красота русской природы придавала им вдохновение, силы, восхищала их. Поэтому именно в это время года появилось много стихотворений и поэм у А.С.Пушкина, Ф.Тютчева, Фета, С.Есенина и многих-многих других.

Вот что об осени пишут русские поэты:

Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,

Листья пожелтелые по ветру летят;

Лишь вдали красутся, там на дне долин,

Кисти ярко-красные вянущих рябин.

Весело и горестно сердцу моему. (А.Толстой)

А вот другое стихотворение:

Золотом осыпаны тропинки,

Золотыми стали тополя.

Вновь трепещут на ветру рябинки,

И листвой покрыта вся земля.

Небо стало очень часто плакать

И немного скучно во дворе.

Вечерами на дорогах слякоть,

По утрам - заборы в серебре.

Но так вдохновенно писали не только поэты, композиторы тоже посвящали свои произведения временам года, например, П.Чайковский свое произведение назвал «Времена года», и отрывок из него мы сейчас послушаем.

Как вы думаете, какому времени года посвящена эта замечательная музыка? Что вы представляли себе, слушая ее? (ученики рассказывают о том, что они представляли).

Стихи мы с вами читали, музыку слушали. А как еще можно отобразить краски осени? Где можно увидеть осень? (картины).

Правильно, художники тоже посвязали свои картины природе, и тем более, осени. Например, картина художника И.С.Остроухова «Золотая осень». Листья на деревьях словно светятся, от этого света нам становится теплее. Как вы думаете, почему? (использован желтый цвет, он теплый).

А вот картина Левитана «Золотая осень». Какие эмоции вы испытываете, глядя на эти картины?

Художники очень долго наблюдают за каким-нибудь явлением, прежде чем его изобразить на холсте.

Сейчас давайте поиграем - проверим, наблюдательны мы или нет. Я буду задавать вопросы, на которые вы должны дать ответ.

  1. Куда зайцу бежать удобнее - с горы или в гору? (в гору, у зайца передние лапы короткие, задние длиннее, поэтому заяц в гору бежит легко, а с горы - летит кубарем через голову).

  2. Какой лесной житель сушит себе на деревьях грибы? (белка нанизывает грибы на сучки, а зимой их съедает).

  3. Что птицам страшнее - холод или голод зимы? (голод).

  4. У какого зверя осенью в листопад еще родятся детеныши? (у зайчихи, их называют листопадниками).

  5. Куда исчезают на зиму лягушки? (в тину, ил, под мох, забираются даже в погреба).

Молодцы! Вижу, что вы гуляете да приглядываетесь к природе.

А загадки про осень знаете?

  1. Без рук, без ног под окном стучит - в избу просится (ветер).

  2. Сидит - зеленеет, лежит - пожелтеет, падает - почернеет (лист)

  3. Вьется, извивается, в небо устремляется (дым)

  4. Шел долговяз - в землю увяз (дождь)

  5. Висит сито, не руками свито (паутина)

  6. Много мастеров срубили избу без углов (муравьи и муравейник).

Молодцы! Знаете много загадок! И хорошо вы их отгадываете!

Но ведь помимо загадок есть еще и приметы и пословицы, которые слагал наш русский народ. Кто из вас знает приметы и пословицы?

Лето со снопами, осень с пирогами.

Пошла репа в землю блошкой, а назад пришла лепешкой.

Холоден сентябрь, да сыт.

Ржаной хлебушек пшеничному калачу дедушка.

Поздний листопад к продолжительной и суровой зиме.

Сырое лето и теплая осень - к долгой зиме.

Своя земля и в горсти мила.

От осени к лету поворота нету.

Молодцы! Вы и с этим заданием справились!

А сейчас подведем итоги - разгадаем кроссворд и угадаем, какое слово сегодня звучало чаще всех. Будьте внимательны! Успеха вам!

  1. С неба падает слезами, по земле бежит ручьями. (дождь)

  2. У какого дерева даже в безветренный день дрожат листья? (осина)

  3. Без рук, без ног, а ворота открывает. (ветер)

  4. В поле сеят и ростят, убирают, сыплют в склад, и на хлеб идет оно, а зовут его… (зерно)

  5. Из почек появляются, весной распускаются, осенью увядают и все опадают. (листья)


1


2


3


4


5



Какое слово спрятано в кроссворде? Правильно! Это слово ОСЕНЬ! Это главное слово сегодня на занятии. В следующий раз мы с вами пойдем на экскурсию в парк и будем изучать деревья, обратим внимание на красоту окружающей нас природы и постараемся потом дома нарисовать то, что мы с вами увидим.

Спасибо вам! Вы большие молодцы!



© 2010-2022